Заседание № 8

11.11.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1183175-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1992 по 2380 из 6736
5-й пункт, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между        
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в       
борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". Докладывает официальный     
представитель Президента Российской Федерации заместитель министра              
иностранных дел по вопросам противодействия терроризму Олег Владимирович        
Сыромолотов.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЫРОМОЛОТОВ О. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,   
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам           
противодействия терроризму.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Президентом Российской Федерации внесён         
проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской           
Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с         
терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".                                      
                                                                                
Вы все прекрасно знаете, что привилегированное стратегическое партнёрство с     
Пекином является одним из ключевых приоритетов российской внешней политики. В   
лице Китая Россия имеет важнейшего партнёра и близкого единомышленника в        
мировых делах, в том числе и в борьбе с терроризмом, что имеет особое           
значение в обостряющихся международных условиях. Не случайно в последнее        
время активно наращивается двустороннее контртеррористическое сотрудничество:   
в октябре 2015 года в Пекине впервые в таком усиленном формате проведены        
российско-китайские консультации по вопросам борьбы с терроризмом на уровне     
заместителей министров иностранных дел; регулярно проходят заседания            
российско-китайской рабочей группы на уровне руководителей департаментов;       
энергично развивается наше взаимодействие и на многосторонних площадках -       
прежде всего это ООН и ШОС, а также АТЭС и ФАТФ, где китайские партнёры         
системно и энергично поддерживают российские инициативы.                        
                                                                                
На фоне столь продвинутого антитеррористического партнёрства растущую           
актуальность приобретает вопрос о ратификации указанного соглашения.            
Практическая реализация этого документа создаст дополнительные правовые         
условия и возможности для наступательной активизации двустороннего              
сотрудничества.                                                                 
                                                                                
Несколько слов об истории вопроса. Соглашение о борьбе с терроризмом,           
сепаратизмом и экстремизмом было подписано министрами иностранных дел России    
и Китая в ходе официального визита президента Медведева в Пекин 27 октября      
2010 года и содержит положения об обмене оперативной информацией, оказании      
правового содействия в проведении регулярных встреч и консультаций, о           
принятии совместных мер с целью выявления и эффективного пресечения             
преступных деяний, связанных прежде всего с подготовкой и осуществлением        
терактов.                                                                       
                                                                                
Россия полагала, что выполнение внутригосударственных процедур по соглашению    
должно восприниматься в комплексе с ратификацией Пекином Конвенции ШОС против   
терроризма и Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о         
сотрудничестве в области обеспечения международной информационной               
безопасности. Мы исходили и исходим из того, что для обеспечения стабильности   
и безопасности на пространстве ШОС необходим комплексный подход. Можно          
считать, что российская линия себя оправдала: Пекин ратифицировал соглашение    
по международной информационной безопасности в июне 2014 года и конвенцию по    
борьбе с терроризмом в декабре 2014-го. В прошлом году Китай принял первый в    
истории страны закон о противодействии терроризму.                              
                                                                                
Таким образом, мы считаем, что сложились условия для ратификации указанного     
соглашения. Предлагаем рассмотреть этот вопрос в положительном ключе.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.                               
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Сергея Владимировича             
Железняка.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Олег Владимирович уже        
доложил достаточно подробно о тех основаниях, которые нам дают право сегодня    
ратифицировать соглашение с Китаем о сотрудничестве в борьбе с терроризмом,     
сепаратизмом и экстремизмом.                                                    
                                                                                
Олег Владимирович также подчеркнул стратегический характер наших                
взаимоотношений, я бы ещё добавил, что сегодня вопрос противодействия           
террористической угрозе для наших стран является, безусловно, приоритетным.     
Именно поэтому столь серьёзное внимание Китайской Народной Республики к тем     
событиям, которые происходят на Ближнем Востоке, именно поэтому со стороны      
Китая высок уровень поддержки тех усилий, которые предпринимает Россия, по      
содействию сирийским войскам и сирийскому народу в борьбе с международным       
терроризмом.                                                                    
                                                                                
Таким образом, соглашение направлено на создание правовой базы двустороннего    
контртеррористического сотрудничества: уточняется и расширяется сфера           
применения действующей Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом,             
сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года в формате двустороннего        
российско-китайского сотрудничества; определяются механизмы взаимодействия,     
формы сотрудничества в предупреждении и борьбе с терроризмом; регулируются      
вопросы обмена оперативными данными между нашими компетентными органами;        
отдельно отмечается необходимость обеспечения защиты и сохранности              
конфиденциальной информации (об этом также Олег Владимирович уже доложил);      
при этом - обращаю внимание, коллеги! - предусмотрена возможность оказания      
содействия даже в расследовании уголовных дел по соответствующим запросам       
сторон. Кроме этого, соглашение определяет основные направления укрепления      
сотрудничества в области научно-исследовательской деятельности, в сфере         
обмена техникой, освоения и совершенствования специальной техники,              
совместного производства специальных средств и оборудования и так далее. На     
заседании комитета, когда мы рассматривали этот вопрос, были предложения        
уточнить, что это такое, - конечно, речь идёт о специальной технике и           
средствах, которые необходимы для эффективного противодействия                  
террористической угрозе.                                                        
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О         
международных договорах Российской Федерации" и в соответствии с пунктом 14     
нашего соглашения, которое мы сегодня ратифицируем. Российско-китайские         
отношения характеризуются высокой динамикой, прочной правовой базой,            
разветвлённой организационной структурой и активными связями на всех уровнях.   
В области борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом Российская           
Федерация и Китайская Народная Республика в настоящее время широко              
взаимодействуют в рамках тех международных организаций, которые Олег            
Владимирович уже перечислил в своём докладе, поэтому повторяться не буду.       
Ратификация соглашения будет способствовать повышению уровня координации        
нашего двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и      
экстремизмом, а также укреплению взаимодействия в вопросах международной        
безопасности и выработки нашей совместной позиции в международных               
организациях. Китайская Народная Республика завершила все процедуры,            
необходимые для вступления соглашения в силу.                                   
                                                                                
В комитет поступили положительные заключения Правового управления Аппарата      
Государственной Думы, Комитета Государственной Думы по безопасности и           
противодействию коррупции, а также Комитета Совета Федерации по международным   
делам.                                                                          
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по международным делам    
единогласно проголосовал за ратификацию данного соглашения и обращается к       
депутатам Государственной Думы с просьбой поддержать ратификацию данного        
соглашения.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Олег Владимирович, с момента подписания этого           
договора прошло шесть лет. Я понимаю, были объективные препятствия для его      
более ранней ратификации, но вместе с тем ведь возникли новые вызовы и          
угрозы, в частности так называемый кибертерроризм, то есть преступная           
деятельность террористических организаций в сети с использованием               
информационно-коммуникационных технологий, - вы знаете, что зачастую            
происходит вербовка новых агентов, пропаганда взглядов террористических         
организаций в Интернете. Я вижу, это не нашло должного отражения в договоре.    
Каким образом мы с Китаем собираемся выстраивать и собираемся ли вообще         
выстраивать взаимодействие по этим вопросам, в том числе с использованием       
наработок группы правительственных экспертов ООН по информационной              
безопасности и так далее?                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЫРОМОЛОТОВ О. В. Проблема информационной безопасности возникла не сейчас,      
спецслужбы и Министерство иностранных дел совместно с Китайской Народной        
Республикой занимаются организацией взаимодействия по этому вопросу в течение   
долгих лет, в течение порядка двенадцати-четырнадцати лет. Я же сказал,         
представляя соглашение, что мы хотели осуществить комплексный подход, и,        
когда Китай принял нормативные акты, касающиеся информационной безопасности,    
в том числе и закон о борьбе с терроризмом, мы пришли к мнению, что в целом     
Китай готов к сотрудничеству и к выстраиванию отношений в этой сфере. У нас     
по линии информационной безопасности очень хорошие отношения, консультации      
проводятся два раза в год, и поэтому я не вижу... Это только по линии           
Министерства иностранных дел, но есть ещё такие же контакты по линии            
спецслужб и по линии Министерства внутренних дел.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткин Дмитрий Фёдорович, пожалуйста.                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Владимирович, может, несколько неожиданный вопрос. В             
Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом        
раскрывается понятие "сепаратизм", наше внутреннее законодательство - мы        
прекрасно понимаем, что шанхайская конвенция является частью нашей правовой     
системы, и нормы применяются, - оперирует понятием "посягательство на           
территориальную целостность". Вот ваше мнение: нужно ли вносить изменения в     
наши российские законы, дабы привести терминологию в соответствие с нашими      
международными соглашениями?                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЫРОМОЛОТОВ О. В. Действительно, в данной ситуации в российском уголовном       
праве отсутствует такое преступление, как сепаратизм, но у нас есть             
преступления против государственной власти, преступления против                 
территориальной целостности и преступления против личности. Мы считаем, что     
все они в совокупности покрывают такое понятие, как сепаратизм, - вносить его   
отдельно, мы считаем, не нужно.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Владимирович, вы, вероятно, лучше меня          
знаете, что материальной базой терроризма, как правило, является                
наркоторговля, а мы и Китай являемся соседями Афганистана, который считается    
одной из ключевых стран в мире по поставке опия. Китай в опиумной войне в       
своё время потерял более ста миллионов своих граждан, имеет колоссальный опыт   
- планируем ли мы заимствовать китайский опыт борьбы с наркомафией и            
переносить его на российские рельсы?                                            
                                                                                
СЫРОМОЛОТОВ О. В. Одной из целей сотрудничества, естественно, является обмен    
соответствующим опытом, который имеется в каждом государстве в части борьбы с   
терроризмом, в том числе и по линии борьбы с наркоторговлей, которая            
является, так сказать, питательной средой, используется для финансирования      
терроризма. В данной ситуации это взаимодействие было организовано, а сейчас    
в связи с организационными изменениями и ликвидацией соответствующей            
структуры, которая отдельно этим занималась, идёт только лишь                   
переформатирование этого сотрудничества уже в рамках главного управления        
Министерства внутренних дел России.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пивненко Валентина Николаевна.                            
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Владимирович, соглашение действительно очень важное для          
Российской Федерации, но чем обоснован столь долгий путь - шесть лет - от       
подписания соглашения до внесения в Государственную Думу на ратификацию?        
                                                                                
СЫРОМОЛОТОВ О. В. Я уже говорил, что в данной ситуации мы хотели, чтобы Китай   
принципиально начал заниматься вопросами в области своего правового             
строительства, и это произошло, мы считаем, после принятия ряда нормативных     
актов, в том числе названного закона.                                           
                                                                                
И ещё. Вы сами понимаете, что международный терроризм - это такое понятие,      
преступление, которое постоянно трансформируется. В ряду перечисленных в        
соглашении понятий третьим обозначен экстремизм. Раньше это просто касалось     
отдельных личностей, однако, как вы знаете, два года назад США провели первое   
совещание по так называемому насильственному экстремизму. Когда мы              
разобрались, что это такое, - а эту тему начали поднимать на всех               
международных площадках, только региональных международных совещаний было       
проведено каждый год по четыре-пять, - то в итоге пришли к мнению, что под      
понятием "насильственный экстремизм" США хотят размыть понятие "терроризм".     
Поэтому для нас очень важна именно в данный момент ратификация этого            
соглашения. Китайцы это тоже понимают, в том числе понимают, к чему ведёт       
план Пан Ги Муна по противодействию насильственному экстремизму, являющийся     
фактически механизмом для создания "цветных революций" и механизмом             
манипулирования понятиями "террористическая организация" и "экстремистская      
организация".                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемые коллеги, конечно, это соглашение очень важно и его,     
безусловно, нужно ратифицировать, но, с другой стороны, мы понимаем, что        
прошло шесть лет с момента его составления и подписания и, конечно, оно уже     
не отражает сути современных угроз и вызовов, с которыми сталкиваются страны    
в борьбе с международным терроризмом. И мы бы предложили дополнять реализацию   
этого соглашения отдельными двусторонними актами, которые отражали бы           
современные вызовы, о которых я уже говорил. Киберугрозы, распространение       
террористическими организациями своих взглядов в Интернете, вербовка новых      
активистов, членов организаций - это, к сожалению, приобретает массовый         
характер, также изобретаются всякие системы финансирования через Интернет       
вроде биткойнов, которые невозможно отследить, и зачастую террористические      
организации пользуются этими новыми механизмами - всё это, конечно,             
по-хорошему надо было бы отразить в этом соглашении. Ну и конечно, нужно        
использовать наработки специалистов Организации Объединённых Наций в области    
информационной безопасности и вести дело к подписанию международной конвенции   
об информационной безопасности. Я знаю, что наши западные партнёры противятся   
этому, но я думаю, что Россия и Китай, учитывая совместную заинтересованность   
и понимая, что эти технологии используются террористами как инструмент          
геополитики для передела сфер влияния в современном мире, могли бы вместе,      
сообща противостоять этому, делая упор на современные вызовы и угрозы.          
                                                                                
То, о чём говорили здесь в части насильственного экстремизма, безусловно,       
тоже можно было бы прописать в этом соглашении, и тогда бы мы закрепили с       
Китаем общую позицию о том, что противостоим попыткам западных стран ввести     
новую терминологию и заменить понятие "терроризм" вот этим расплывчатым         
понятием "насильственный экстремизм".                                           
                                                                                
Я думаю, что мы могли бы в межпарламентском формате продолжить обсуждение       
вопроса современных вызовов и угроз, так что я рекомендую привлекать            
депутатов Государственной Думы к обсуждению этих проблем на соответствующих     
профильных встречах.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шхагошев Адальби Люлевич - от фракции. Пожалуйста.                              
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, почему всё-таки прошло шесть лет от подписания соглашения    
до его ратификации? Китай - очень осторожная страна, так же как и Россия: мы    
в Сирию пришли не четыре года назад, когда там началась гражданская война, а    
полтора года назад, когда появилась реальная угроза того, что терроризм может   
двинуться в нашу сторону и что на территории Сирии и Ирака появится             
псевдогосударство, как хотели террористы, - так называемое Исламское            
государство. Совсем немного оставалось: Башар Асад уже видел на подступах к     
своей резиденции отряды радикальных групп.                                      
                                                                                
Теперь касательно Китая. Сейчас у Китая тоже возникает такая опасность: через   
Афганистан радикальные группы могут двинуться в сторону Синьцзян-Уйгурского     
автономного района, несколько тысяч боевиков, воюющих сегодня на территории     
Сирии и Ирака, - выходцы именно из этого района.                                
                                                                                
Именно в этом и заключается стратегическая причина того, почему мы до сих пор   
тянули с этим.                                                                  
                                                                                
Дальше. Я вспоминаю выступление нашего лидера с высокой трибуны Организации     
Объединённых Наций - серьёзнейший призыв к мировому сообществу создать          
международную антитеррористическую коалицию, очень серьёзный был призыв, не     
формальный. Почему? Потому что у нас есть опыт борьбы с международным           
терроризмом, и мы действительно победили международный терроризм у себя на      
территории. Так получилось - с большими потерями, но тем не менее этот опыт у   
нас есть. У нас есть полнейшее понимание того, что остаётся после терроризма,   
- это радикальная идеология, нечто худшее, чем сам терроризм, потому что        
потом годами приходится бороться уже с ней, это те самые приёмы, с помощью      
которых вовлекают молодых людей в подполье, и они уходят в леса.                
                                                                                
Это было серьёзное заявление ещё и потому, что опять-таки впервые с высокой     
трибуны наш лидер назвал источники финансирования, тех, кто помогает            
терроризму, напомнил о разрушении государственности Ливии, о вероломном         
военном нападении, военной кампании 2003 года в Ираке. Это всё, коллеги, не     
просто о локальном терроризме, не только об этом, но и о глобальной угрозе      
терроризма.                                                                     
                                                                                
Прошёл год, что мы имеем? Мы сейчас достигли на самом деле серьёзных            
результатов в одиночной в борьбе с международным терроризмом, но представьте    
себе на минуту: если объединятся такие силы, как Россия, Китай, плюс            
возможности НАТО, есть ли шансы у международного терроризма? Никаких шансов!    
Международная конструкция меняется, мы как минимум на это рассчитываем. Китай   
и Россия могут сделать очень много в этом направлении. Это соглашение и его     
ратификация - старт для практического сотрудничества между нашими странами и    
очень хороший пример для других стран.                                          
                                                                                
Китай хорошо проанализировал ситуацию и опыт Российской Федерации и считает,    
что это беспрецедентный опыт. Они были у нас, они были на Кавказе, они ездили   
в Чечню, изучали, каким образом мы противостоим сегодня международному          
терроризму. Я говорил, что они категорически не хотят, чтобы радикалы           
китайского происхождения вернулись в Китай, мы тоже этого не хотим, но самое    
главное здесь то, что Китай чувствует эту опасность на расстоянии и принимает   
решение уже сейчас. К большому сожалению, у России в 90-х годах такой           
возможности не было - вовремя подумать и начать борьбу с международным          
терроризмом, когда он был только на подступах. Это мы сейчас, как               
организованная страна, пошли в Сирию воевать, а тогда вы знаете, какие          
проблемы у нас были внутри России, - мы перестройкой занимались в 90-х годах,   
и поэтому неожиданным оказался приход к нам из ближневосточных стран            
вооружённых бандитских формирований. Вот в чём разница - Китай это уловил.      
                                                                                
Единственная причина отсутствия такой консолидации, например, со странами       
Европейского союза... Многие европейские страны нас поддерживают в борьбе с     
международным терроризмом. Они прекрасно понимают, что нет других путей         
борьбы с международным терроризмом и нет другого такого грамотного подхода,     
как у нас, как это делает Министерство обороны, когда мы это сопровождаем       
дипломатически, технически, отчитываемся через трансляцию видео в режиме        
онлайн. И если сравнить сейчас защиту Алеппо, вытеснение из Алеппо боевиков,    
и операцию в Мосуле, то невооружённым глазом видно, где ковровая                
бомбардировка, а где на самом деле точечное применение силы с организацией      
гуманитарного коридора. Так что, коллеги, мы сегодня на правильном пути.        
                                                                                
Я хотел бы закончить своё выступление, сделав ещё один акцент. Наш лидер 9      
ноября на встрече с послами иностранных государств сказал, что Сирия - это та   
точка, где определяется способность и готовность всего мирового сообщества      
противостоять международному терроризму. Я всё-таки уверен, что нас услышат,    
и считаю, что Сирия - это точка политического невозврата.                       
                                                                                
Адекватное соглашение, ратификация - просто необходимая вещь. Поддержим,        
коллеги. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Нет. Комитет? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения    
между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве   
в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект.