Заседание № 126
О проекте федерального закона № 118304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (об увеличении количества работающих на общественных началах помощников члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 6. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. Не вижу докладчика. Фиксируем отсутствие докладчика. Я действую строго по Регламенту, уважаемые коллеги. Подойдет депутат Митрофанов, сделаем ему замечание. Мы зарегистрировались уже.
Рассматриваем объявленный пункт 6 повестки дня. Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С места. Пожалуйста. А, вы идете к трибуне? Коллеги, делаю замечание Николаю Максимовичу Безбородову. Время 12.32. МИТРОФАНОВ А. В. Если бы вы мне не сделали замечание, я, конечно, с места выступал бы, а так я буду выступать с трибуны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам сделал замечание в полном соответствии с Регламентом, Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Абсолютно правильно, абсолютно, это принимается. Я поэтому и выступаю отсюда, чтобы меня видели. Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." по вопросу увеличения количества помощников, работающих на общественных началах, члена Совета Федерации и депутата Госдумы. У политических партий, которые представлены в Госдуме, есть свои хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты. Без них невозможно функционирование политических партий. Однако в отличие от госаппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, каких-то органов безопасности. Партийные органы не обладают государственными властными полномочиями, поэтому увеличение числа помощников, работающих на общественных началах, имеет большое значение, так как появляется возможность более широко привлечь непосредственно к работе с избирателями своих помощников, решая вопросы в различных органах государственной власти. Чем шире будут представлены депутаты в регионах в лице своих помощников на общественных началах, тем плодотворнее будет работа. Это подтверждает наш весь опыт. Утверждение, что круг полномочий члена Совета Федерации и депутата Госдумы не расширился, говорит только о том, что мы с вами не полностью используем наш резерв работы с гражданами, не прислушиваемся к их запросам, мало работаем с самими помощниками. Надо сказать, что многие депутаты, активно работающие в регионах, уже исчерпали свой лимит помощников. Напомню, что помощники члена Совета Федерации и депутата Госдумы, в том числе работающие на общественных началах, лишены права на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта на территории Российской Федерации, они могут пользоваться бесплатным проездом в поездах и автобусах междугородных сообщений, но только в пределах соответствующего субъекта, вы знаете. Увеличение числа помощников на общественных началах сейчас даст возможность политическим партиям в новых условиях более эффективно вести работу. Это особенно важно для партий оппозиционных. В существующей в Российской Федерации системе многопартийности возникла атмосфера конкуренции и борьбы, что заставляет участников предвыборных баталий искать близких себе по духу или по конкретным интересам граждан. Эту роль могут выполнить помощники на общественных началах. В заключении Правительства Российской Федерации в качестве основного довода отрицательного отношения к законопроекту указывается то, что реализация законопроекта потребует 130 миллионов рублей из федерального бюджета. Я подчеркиваю: 130 миллионов рублей из федерального бюджета. Это при нашем бюджете, вы помните каком сейчас, при профиците этого бюджета, при Стабилизационном фонде и так далее. То есть правительство жалеет для нас 4 миллиона долларов, чтобы эффективно работали депутаты Госдумы. Я думаю, что надо это правительству запомнить, насчет этих 4 миллионов. Помощники депутата пользуются бесплатным проездом в поездах и автобусах междугородных сообщений в пределах соответствующего субъекта. Все эти расходы субъектам возмещаются из средств федерального бюджета. Такие расходы в федеральном бюджете на 2005, 2006 годы не предусмотрены, и в заключении правительства подтверждается, что согласно пункту 3 статьи 83 Бюджетного кодекса финансирование проезда помощников не предусматривается. Но это неправда, так как Федеральный закон "О статусе..." предусматривает расходы на проезд помощников в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен избирательный округ, или в пределах субъекта Российской Федерации. Так почему этих расходов нет в Бюджетном кодексе? Мы предлагаем увеличение количества помощников на общественных началах до шестидесяти человек. Вполне здравое увеличение. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту мы привели пример относительно возможности пользования бесплатным проездом по Московской области и сделали вывод, что даже при развитой транспортной системе в Московской области практически бесплатно проехать ни поездом, ни автобусом невозможно - кругом платные микроавтобусы, и поэтому такие расходы максимально могут составить менее одного миллиона рублей в год. Почему я подробно остановился на этом вопросе? Потому, что основной причиной отклонения называют не лишнее количество помощников, а расходы из федерального бюджета. Я вам напомню, что у депутатов первой Государственной Думы было безлимитное количество помощников - это при том бюджете и при тех проблемах с бюджетом! Государство тем не менее шло на это, потому что понимало необходимость демократического развития. При этом помощники имели льготы - бесплатный проезд, это тоже было. Да, у ряда депутатов было большое количество помощников, но это дело каждого депутата. И депутаты были соответствующие, многие из них на федеральном уровне вели работу, так сказать, были известны по всей стране. И естественно, что многие люди хотели идти к ним работать помощниками. Что тут такого? В этом ничего плохого нет, хотя говорят, что вот у одного было столько-то помощников, а у другого - столько-то. Да, у депутата Жириновского были сотни помощников, сотни людей хотели с ним работать. Они сами приходили, их за волосы никто не тянул. И это, я думаю, нормально для демократии. Все эти ограничения начались потом. И вот парадокс: ссылки на финансы идут тогда, когда у нас полностью сформирован бюджет и мы не знаем, куда девать профицит. Мы его вкладываем в облигации американские, в американские ценные бумаги. Мы вкладываем пенсионные накопления в ценные бумаги с доходностью 3 процента, когда инфляция составляет 11 процентов. То есть мы убиваем пенсионные накопления населения, но 4 миллиона на помощников правительство дать не хочет. Вот позиция правительства: оно погибнет, но 4 миллиона долларов не даст! Вспомним, что в одном из законодательных собраний, в Питере в частности, уже много лет депутаты имеют фонд в размере до миллиона долларов на работу в своих округах. Не федеральные депутаты, а депутаты одного из регионов, между прочим, не самого богатого в России, а нам, на федеральном уровне, - не дают. Я призываю вас поддержать законопроект, он технический в значительной мере. Мы не ставили вопрос о безлимитном количестве помощников, как это было вначале, понимая, что это не пройдет. Ведь увеличение числа помощников на двадцать человек ничего не меняет абсолютно... не является накладным, а с другой стороны - даст возможность активно работать людям в регионах. Вы знаете, что в регионах доступ людей в органы власти существенно связан со статусом, многим отказывают в общении официальные лица именно в связи с тем, что люди не могут предъявить, так сказать, свой статус. Мы сталкиваемся с этим постоянно. Понятно, что есть опасение, что оппозиционные партии будут использовать это как дополнительные рычаги во время предвыборных кампаний, но мне кажется, что идеи и интересы демократии должны быть выше, чем какие-то бюрократические ограничения. Я думаю, что та власть, которая не хочет расширить свои полномочия и постоянно себя усекает, - это сухая ветка, ее в итоге срежут и выбросят, это сто процентов. Только та власть сильна, которая, как всё живое, развивается, у нее есть агрессия, она хочет больше, больше, больше и больше. И соответственно когда мы сами себе говорим: "Нет, нам не нужны помощники, нет, нам не нужны никакие льготы, вообще ничем не хотим заниматься, будем сидеть и ничего не делать", - значит, всё закончено с такой властью. Спасибо большое. Надеюсь на поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматривая в комитете данный законопроект, мы отметили (ну, вы заметили, максимальную краткость содержания законопроекта: число "сорок" предлагается заменить на число "шестьдесят"), что представленный в его поддержку материал достаточно подробно обосновывает позицию авторов. Мы эту позицию сейчас только что с вами заслушали, повторять ее не буду. На наш взгляд, если к этому вопросу действительно подойти с той точки зрения, что и авторы, может быть, тут и есть какой-то резон, тем более что и подходы к выборам, и закон о выборах стали иными, да и отношение к партийному строительству меняется. Однако при этом мы не должны забывать, что всё это нужно не само по себе, а должно учитывать интересы общества, государства, избирателей в конце концов. И вот при этом мы должны понять: а куда в целом мы можем увести ситуацию, создавая подобные прецеденты, используя подходы, подобные тому, который заложен здесь, в законопроекте? Не приведет ли это к тому, что общественному сознанию... населению в целом, а также органам управления и должностным лицам мы создадим уже просто непосильные нагрузки, создадим ситуацию, так сказать, сплошной сети административного влияния, воздействия или даже прессинга, причем не всегда для целей наведения правопорядка? Ну вот смотрите: на сегодня в Российской Федерации в соответствии с административно-территориальным делением около двадцати девяти тысяч городов, районов, поселков и сел, и, конечно, все эти образования, я уже не говорю о субъектах Российской Федерации, о федеральных округах, имеют сформированные органы власти - судебной, исполнительной, законодательной. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации могут иметь двадцать пять тысяч сто двадцать помощников, то есть более трехсот помощников на один субъект Российской Федерации. Там уже повернуться, наверное, невозможно, такое это число! Что касается довода автора, что исчерпано, так сказать, определенное количество, то это не совсем верно. У нас сегодня на всех тринадцать тысяч сто шестьдесят восемь помощников. То есть еще двенадцать тысяч можно назначать в соответствии с нормами действующего законодательства. А данным законопроектом предлагается увеличить число помощников еще на двенадцать тысяч пятьсот шестьдесят человек и всего иметь по стране тридцать семь тысяч шестьсот восемьдесят помощников, То есть эта численность уже может сравниваться с численностью органов прокуратуры страны, она в два раза уже превышает численность, скажем, сотрудников государственного пожарного надзора всей Российской Федерации. Тут прямо так и напрашивается сравнение с тем, что называется "перебор в атрибутах власти", ибо формирование свиты несет за собой другую психологию - того, кого она окружает. Кроме того, в связи с тем, что депутат Государственной Думы - это представитель народа, уполномоченный в соответствии с законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." осуществлять именно в Государственной Думе законодательные инициативы, он, и только он, является основой формирования определенных отношений, так как сам по себе является самодостаточной для принятия решений фигурой при голосовании за тот или иной закон. Мы думаем, что и авторы законопроектов всё это понимают, ибо их довод, как указано в пояснительной записке, заключается в том... Я прочитаю дословно: "В связи с тем, что помощники члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы лишены льгот по проезду в городских пассажирских видах транспорта, появилась возможность увеличить число помощников, работающих на общественных началах, с 40 до 60". Но вы понимаете, что это, конечно, не довод. Другое дело, если бы расширялись полномочия, обязанности или перераспределялись сферы действия ветвей власти, но этого пока нет. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует данный законопроект отклонить. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству в своем заключении также отметил нецелесообразность принятия данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Апарина Алевтина Викторовна. К кому вопрос, Алевтина Викторовна? АПАРИНА А. В. К докладчику. Александр Петрович, поймите серьезность вопроса. Скажите, пожалуйста, вот вы сейчас так убедительно говорили, что не нужно это всё, и возникает, вообще-то, желание сказать: а может, закрыть вообще Государственную Думу, помощников, может, вообще не надо? У меня такой вопрос: вот если бы не Митрофанов предложил этот законопроект, а президент внес бы его, желая повысить роль, значение Государственной Думы в России, какие бы доводы вы тогда находили? А это же не исключено. Вы же не поддержали, "Единая Россия" не поддержала в свое время создание комиссии по парламентскому расследованию, а президент внес такую инициативу, и вы сразу запели другими голосами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Спасибо. Ну, вы знаете, тут, наверное, не нужно так вот ставить вопрос: если бы кто-то вот внес... если бы кто-то побеспокоился об авторитете Государственной Думы. Авторитет Государственной Думы - это мы с вами. Вот нас четыреста пятьдесят человек, и мы создаем авторитет и Российской Федерации, и Федерального Собрания, и Государственной Думы. Знаете, я уже сказал, если вы обратили внимание, сколько фактически мы используем из того лимита, который нам отведен, - 50 процентов, чуть более 50 процентов. Вот и всё! Ну, пожалуйста, проблем-то в этом плане нет, другое дело, что кто-то выбрал лимит в сорок, а у кого-то шесть человек. Но вы знаете, ведь нужно ориентироваться на большие цифры, и, наверное, вот когда происходит анализ уже... А давайте тогда и проведем в этом случае вообще анализ эффективности работы помощников: чем они занимаются, какова степень чистоты их деятельности, для чего нужны удостоверения, кого куда по каким вопросам не допустили и какие задачи или поручения депутата он решает? Вот тогда, я думаю, мы сможем ответить обстоятельно. А в принципе мы можем в комитете с вами встретиться и эти вопросы обсудить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, что-то у нас рук стало сразу... Это всё вопросы? По ведению, Заполев? Включите микрофон депутату Заполеву. ЗАПОЛЕВ М. М. Олег Викторович, вы понимаете, вопрос задается один, а ответ - совершенно другой. Ну, давайте отвечать на вопрос прямо, на тот вопрос, который задан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, в данном случае я ничем не могу вам помочь. У нас не прописано, что конкретно должен отвечать на вопрос докладчик, стоящий на трибуне. Он отвечает так, как считает нужным. Вопрос... Была рука Макашова. Да, коллеги, я вижу уже теперь восемь рук. Давайте запишемся на вопросы тогда. Включите режим записи на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На вопросы. Выступления - это следующая процедура. Покажите, пожалуйста список. Шестнадцать человек - шестнадцать вопросов. Может быть, коллеги, по одному от фракции? Вы можете сконцентрировать свои вопросы, коллеги? Шестнадцать вопросов! Ну, вот поскольку желающие выступить в основном с левой стороны, давайте два вопроса от фракции КПРФ. Первым руку поднимал Макашов Альберт Михайлович. Второй вопрос определитесь кто задает. Пожалуйста, Альберт Михайлович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко? Хорошо. МАКАШОВ А. М. У меня вопрос личный. У меня есть вакантные места помощников, я ими не разбрасываюсь, не торгую, дорожу. Одномандатный округ, оформляю документы на помощника из другой области - кадровики говорят: не положено. Я, честно говоря, хотел к вам подойти, это, кстати, недавно произошло. Кто это так положил? Ведь раньше были у меня из Пензы, допустим, из Московской области помощники-военнослужащие. Прошу ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос?.. МОСКАЛЕЦ А. П. Это вопрос не к нашему комитету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, не к вам, наверное. Это комитет по Регламенту, видимо, должен прокомментировать, почему вам такие ответы дают. Второй вопрос от фракции - Кондратенко. Пожалуйста, Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Алексей Валентинович, к вам вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К Митрофанову. КОНДРАТЕНКО Н. И. Во всем, конечно, должен быть, уважаемые коллеги, разумный предел. Практика показала: в странах, которые допустили многоженство, к сорока годам муж-многоженец уже не мог по имени назвать своих жен. И вот я думаю: 60 человек мы способны ли будем хотя бы запомнить, загрузить работой, еще и проконтролировать их нравственность, поведение и так далее, и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Я вам могу сказать только одно: я готов загрузить работой и шестьсот человек, и тысячу человек, я могу. Остальные пусть решают сами за себя, дайте только свободу. У нас было безлимитное количество помощников - чем это плохо было? Кто-то пять помощников возьмет, кто-то шестьдесят, кто-то двадцать - свобода. Нет оптимального числа, ну что же вы всё считаете? Опять рацион, опять по два вопроса от фракции, опять по одному вопросу. Даже вопросы не даете безлимитно задать! Всё время какие-то ограничения, опять рацион - ну это советская тема. Хреново она закончилась, эта советская тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, к вам вопросов будет много, не волнуйтесь. От ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович. Вы от фракции зададите вопрос? Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Петрович, мне непонятно, честно говоря, откуда такие цифры взялись, потому что у нас по Курской области всего три депутата и сто двадцать помощников, вы же называете цифру "триста". Я понимаю, может быть, где-то больше, где-то меньше, но я не пойму, как считают затраты. Правительство и комитет что, считают, что они денно и нощно ездят, совершают междугородные поездки, что ли? У нас в основном работа идет именно по месту, и они там никакими льготами не пользуются, то есть в любом райцентре... Если он раз в месяц приедет, допустим, из Солнцево в Курск, то это, я считаю, не разорит нашу страну. Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Сергей Владимирович, если вы внимательно слушали мой содоклад, то слышали, что ни о каких финансовых затратах я вообще речи не вел. На этот вопрос нажимал докладчик, он в основном его приводил как довод правительства и пытался его опровергнуть. Мои цифры были о том, если вы помните, какое количество помощников мы имеем возможность сегодня по действующему законодательству иметь, какое количество фактически имеем, сколько у нас вакансий, и сколько мы могли бы иметь помощников, если бы приняли законопроект в данной редакции. А теперь представьте себе, что у нас еще добавится на всю страну тридцать с лишним тысяч человек, имеющих удостоверения соответствующие. Это что, плюс или минус? Мы всё время говорим, что чиновников много, много лиц, находящихся около - около государственного аппарата. А эта свита тогда для чего, где она находится? Именно около государственного аппарата, и именно она влияет на работу остальных присущими только административным органам методами и никакими другими. А что касается политической составляющей, то да, пожалуйста (членство в любой партии, нет вопросов), ищите сторонников, привлекайте их к своей работе, друзей, товарищей и так далее, развертывайте свою работу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй вопрос от ЛДПР. Головатюк Андрей Михайлович, пожалуйста. ГОЛОВАТЮК А. М. Александр Петрович, вы сами себе противоречите, говорите: привлекайте членов партии, пускай они у вас работают. У меня только в Московской области пятьдесят девять районных организаций. Каждый, ну, сейчас не каждый, но практически каждый районный руководитель, руководитель районной организации, является моим помощником. А ввиду того, что нас, членов, депутатов, мало, за мной три региона закреплены, приходится распределять, кому дать удостоверение, решать, какой районный организатор работает. А вы знаете, что по новому законодательству по выборам в Думу будут новые избирательные округа, вот когда в Думу будут избираться только по партийным спискам, в среднем будет только два депутата на избирательный округ - я так грубо говорю, - как тогда работать, как организовывать работу с таким количеством помощников? МОСКАЛЕЦ А. П. Понимаете, организация работы только через наличие удостоверения - это, вообще-то, я вам скажу, какая-то форма, не совсем соответствующая новым реалиям и подходам, которые мы на сегодня проводим. И старые схемы административного воздействия - на сознание, на работу, на ответственность и так далее - не нужны. Если эти руководители, как вы говорите, занимающие какие-то должности, являются вашими помощниками, я считаю, им вполне достаточно будет того положения, которое они занимают на самом деле. А в остальной части, я думаю, что нам будет вполне достаточно этого количества. Практика на сегодня показывает, что помощники в количестве, я сказал, тринадцать тысяч, то есть по двадцать - двадцать пять человек на одного депутата, вполне обеспечивают работу депутатов. Два года работы Государственной Думы показали, что они вполне обеспечивают выполнение задач каждого конкретного депутата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Единой России" нет вопросов. Депутатов, видимо, убедили ответы Александра Петровича. От фракции "Родина" (народно-патриотический союз)" нет вопросов. От фракции Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР) - Глотов. Пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Александр Петрович, ваш доклад был в какой-то части убедителен. Два предложения, которые я почерпнул из вашего доклада, может быть, действительно необходимо внести. Первое - это право передачи мандата помощника от депутата к депутату. И второе - это то, что сама логика процесса создания партий, их укрепления говорит: надо увеличивать число помощников, может быть, до пятидесяти, поскольку действительно за депутатом закреплено по пять-шесть территорий, их надо обслуживать, а без таких документов это делать на самом деле довольно сложно. Как вы относитесь все-таки к этой идее - до пятидесяти, и принять это путем внесения поправки в законопроект, и к предложению о праве на передачу мандата помощника от того, кто не использовал квоту на помощников, другим депутатам? МОСКАЛЕЦ А. П. Я лично считаю, вообще, довольно абсурдным, когда некоторые депутаты выходят с инициативой о закреплении за собой нескольких субъектов Российской Федерации, а есть факты, когда многие десятки субъектов Российской Федерации закрепляются за одним конкретным депутатом. Невозможно так работать, это уже, даже не знаю... При серьезном распылении сил и средств и при наличии предела физических и морально-психологических возможностей конкретного человека невозможно решать такое количество задач. Видимо, за этим стоит что-то другое. Абсолютно нормально, когда депутат обеспечивает связь с избирателями конкретного избирательного округа или субъекта Российской Федерации, поэтому такого количества помощников, я полагаю, будет вполне достаточно. А если представлять, скажем, восемьдесят девять субъектов Российской Федерации, то, конечно, чтобы просто депутата кто-то встретил у депутатской комнаты, уже хотя бы один помощник должен быть - вот уже восемьдесят девять, всё равно шестидесяти не хватает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос, и заканчиваем вопросы. Фоменко Александр Владимирович, фракция та же. ФОМЕНКО А. В., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Спасибо. Александр Петрович, скажите, пожалуйста, имеется ли у вас на руках какая бы то ни было статистика о том, сколько на самом деле было нареканий, рекламаций, скажем так, по поводу деятельности помощников? На основании чего вы делаете вывод, что увеличение количества помощников увеличивает количество проблем для нас? МОСКАЛЕЦ А. П. Вы не так услышали фразу. Я говорил, что увеличение количества помощников, причем имеющих соответствующее удостоверение, которое в принципе уже дает права и налагает определенные обязанности на тех лиц, которыми оно предъявляется, будет создавать определенные нагрузки и для должностных лиц, и для органов управления на местах. А ведь кроме корпуса депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации у нас еще имеются и органы исполнительной власти, судебной власти, прокуратуры и тому подобные. И в связи с этим если сосредоточить вот это всё, так сказать, в одном месте, где руководители в принципе отвечают за конкретное дело, то я не думаю, что они смогут нормально исполнять свои обязанности. Мы даже не задумываемся: а сколько у нас вообще контролирующих, надзорных органов в стране? Вот никто не может назвать эту цифру. Я ее тоже, к сожалению, на сегодня не знаю, но несколько лет назад эта цифра была обозначена: сто пятьдесят видов надзорных, контролирующих органов в стране. Я думаю, что мы должны поберечь, кстати говоря, и руководителей низшего звена, которые в принципе являются нашими избирателями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, присаживайтесь. По ведению - депутат Асеев. И потом я задам вопрос: кто хотел бы выступить? Пожалуйста, включите микрофон депутату Асееву. По ведению. АСЕЕВ В. М. Учитывая, что разговор идет вокруг одного и того же, я предлагаю прекратить прения и перейти к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не можем по процедуре запретить выступления. Давайте сейчас хотя бы обратимся к залу. Есть желающие выступить? Опять есть желающие от всех фракций. Давайте тогда по одному от фракции. Я вижу, от фракции ЛДПР есть рука, от фракции Коммунистической партии Российской Федерации есть рука, от "Родины" есть рука. Пожалуйста, кто будет выступать от фракции Коммунистической партии Российской Федерации? Кибирев? Включите микрофон депутату Кибиреву. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я поддерживаю этот законопроект и хочу сразу сказать, что у меня вакансий среди помощников на общественных началах нет. Хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, статью 94 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает за Государственной Думой и, соответственно, за депутатами две функции: законодательную и представительную. Так вот, главная забота и ответственность депутата - это знать потребности, представлять интересы и добиваться удовлетворения законных интересов и потребностей своих избирателей. Хочу отметить тревожную тенденцию у нас в Государственной Думе, которую можно выразить такой фразой: "Государственная Дума в своем правящем большинстве недооценивает и не заботится о помощниках депутатов на общественных началах". Ну, тенденция в чем состоит? В первой и во второй Думах у нас не было нормы на количество помощников. Ну, наверное, это не очень хорошо, норма должна быть. Но вот за последние три-четыре года у нас произошло сокращение прав помощников депутатов на общественных началах. Они лишены права бесплатного проезда в общественном транспорте и в пригородном транспорте. Сам закон достаточно плохо прописан в части прав помощников депутатов, и в этом тоже можно усмотреть какую-то тенденцию. Ну и реально периодически нарушаются права помощников депутатов, установленные Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...". Вот у нас в Ростове недавно был такой случай, когда помощника депутата с удостоверением, выданным Государственной Думой, не пустили в администрацию. Я в этом году многократно обращался и здесь выступал, прошел все инстанции, по вопросу соблюдения прав помощников депутатов, касающихся проезда на транспорте междугородного сообщения. И в моем родном Краснодаре, к большому сожалению, сегодня возникают проблемы их проезда на автобусах. Интересно почитать заключения, которые представлены на этот законопроект. Вот правительство считает, что обязанности депутатов не расширились, в связи с чем нет никакой необходимости увеличивать количество помощников депутатов. Но надо посмотреть на эту проблему с другой стороны: а как сегодня реальные возможности депутата способствуют тому, чтобы он в полном объеме выполнял свою знаменитую представительную (законодательную) функцию, установленную статьей 94 Конституции? Я избран по списку Компартии Российской Федерации, причем я избран от региональной кубанско-донской группы, то есть в трех субъектах - Ростовской области, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Я туда не назначен, там не закреплен, но я там избран, потому что моя фамилия стояла в бюллетене. Так вот, на эти три субъекта Российской Федерации приходится сто тридцать муниципальных образований, городов и районов, а у меня сорок помощников. Поэтому когда Александр Петрович говорил о том, что у нас в среднем большая часть помощников не задействованы, то это та же логика, как средняя температура по больнице. У меня все они задействованы, но их всего сорок человек на сто тридцать субъектов. Я считаю, что все заключения, в том числе заключение комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, извините, немножко легковесны, повторяются, из одного заключения в другое переходит вывод, что раз нет у нас расширения функций, значит, нет необходимости увеличивать количество помощников. Но главная наша задача состоит в том, чтобы максимально обеспечить связь между представительной (законодательной) властью, то есть Думой, и нашими избирателями. А без общественных помощников, которые в большинстве своем, особенно у нас, на "мерседесах" не ездят, большой зарплаты не получают, работают абсолютно на своем энтузиазме, исключительно исходя из высоких гражданских чувств и из высокого чувства нравственности и сострадания к другому человеку, - вот в этих условиях увеличить количество помощников депутатов, конечно, совершенно нелишне. Наша фракция, фракция КПРФ, внимательно проанализировала этот законопроект и его поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - депутат Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. В принципе мое выступление может пересекаться с выступлением коллеги из фракции КПРФ. Абсолютно правильно было всё сказано. Первый заместитель председателя комитета Александр Петрович Москалец заявляет, что это абсурдно, что ни один депутат не курирует несколько субъектов, что так невозможно работать. Ну переходите в нашу фракцию! Да вам просто автоматом приклеят восемь субъектов, из которых вы не будете вылазить. И вот чтобы там работать, просто необходимо дополнительное количество помощников депутатов. Если Думу разбить на абсолютное большинство и три кучки по тридцать с небольшим человек, то понятно, что в первую очередь закон необходим этому меньшинству. Завтра им можете стать вы. Поэтому, думая о завтрашнем дне сегодня, как бы готовьте саночки летом. Вот этот законопроект и вносится, по сути, для облегчения работы в субъектах депутатов оппозиционных партий. Поэтому мы вас просим просто поддержать и помочь нам, потому что мы в основном работаем с народом, вас-то там и не видать, там работает в основном административно-управленческий аппарат. Зачем вам лишний раз ехать в субъект? Вам это и не нужно, вам помощники не нужны. И вы с бравадой заявляете, что у нас даже 50 процентов не использовано удостоверений, которые просто должны находиться там, в регионах. А чего вы их не используете? Не хотите работать, дополнительные мощности не хотите вводить в регионе? Понятно, почему вы не хотите: потому что за вас там всё делается. Так вот, я прошу коллег из "Единой России" просто подумать внимательно о завтрашнем дне, потому что в итоге можете оказаться вот такой группочкой небольшой - тридцать человек - вы в том числе. И восемь субъектов... вот я, например, курирую практически всю Сибирь - семь субъектов и еще один субъект - Чеченская Республика. Я работаю там, представьте себе, каждый месяц практически три субъекта "окучиваю". Просто нужно работать. Поэтому поддержите законопроект. Лишними эти удостоверения не будут. Причем заявления правительства, что 4 миллиона для обеспечения деятельности депутатского корпуса - это такие сумасшедшие деньги, тоже абсурдны, неверны. И заявления идут, что, дескать, помощники депутатов обладают контрольными какими-то функциями и мучают управленческий аппарат на местах. Какие контрольные функции? Милиционер сто пятьдесят раз поиздевается, прежде чем пропустить его в администрацию любого уровня. Поэтому всё это бред, ерунда и нежелание работать на благо народа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Анатольевич, слово "бред" по отношению к выступлению коллеги я считаю неприемлемым. Это первое. Второе. Александр Петрович не называл ни одного депутата из "Единой России", у кого не выбран лимит. А о том, что не выбран лимит помощников на общественных началах, говорил, как мне показалось, депутат Макашов. От фракции "Родина" - пожалуйста, Фоменко Александр Владимирович. ФОМЕНКО А. В. Я боюсь, что не поймут... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Извините, пожалуйста. ФОМЕНКО А. В. Пожалуйста, пожалуйста. Боюсь, что придется сказать еще несколько слов Александру Петровичу Москальцу и другим коллегам. Такое впечатление, что он не совсем понимает то, что здесь пытались разъяснить представители оппозиционных фракций. Дело в том, что, мне кажется, Александр Петрович не знает, что в нашей стране без бумажки ты букашка, как говорится, а с бумажкой можешь быть человеком. Он говорил о каких-то странных контролирующих органах и количестве контролирующих инстанций. Неужели он действительно думает, что помощник депутата на общественных началах является контролирующей инстанцией? Насколько я понял из его ответа на мой вопрос, у него нет никакой статистики в плане нареканий реальных относительно работы помощников депутатов, рекламаций со стороны каких бы то ни было органов. Если таких рекламаций нет, то тогда мы не можем ссылаться на то, что увеличение числа помощников увеличивает проблемы морально-нравственного порядка у депутатов. И я хотел бы объяснить Александру Петровичу, что когда во фракции триста человек, то действительно на все регионы нашей страны вполне хватает помощников, а если во фракции меньше трехсот человек, то иногда возникают проблемы. И конечно же, увеличение финансирования партий таким путем никак не повлияет на судьбу нашего бюджета. Если где-то, в каком-то регионе на пять человек больше в течение года съездят куда-то, от этого действительно никакого ущерба нашему бюджету не будет. Тем более у нас, как вы знаете, сейчас в стране нет проблемы отсутствия денег, у нас проблема с тем, как их тратить, чтобы не увеличивать инфляцию. И меня просто удивляет, что человек, занимающий столь серьезное место в иерархии Государственной Думы, то ли не желает прислушиваться к мнению коллег, то ли ему просто скучно. Мне непонятно вот то, как он сейчас делал свой содоклад, говорил о том, что... Либо он живет в другой какой-то стране, не знает проблем существующих. Но ведь недавнее изменение избирательного законодательства было проведено не против оппозиционных партий, а, скорее, против существующего ныне большинства. И конечно, я не говорю, что в следующем парламенте от "Единой России" может остаться тридцать человек, но количество уменьшится, тогда будет не триста депутатов и нужно будет самим же членам "Единой России", наверное, увеличивать число помощников. Давайте сделаем это сейчас. Это будет сделано в пользу оппозиционных фракций, это можно хорошо отпиарить: "Единая Россия" не боится ничего. Сделайте это, это будет всем полезно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления от фракций закончены. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом у докладчика? Есть. Включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, ряд замечаний по поводу состоявшейся дискуссии. Прежде всего по поводу доклада моего коллеги Александра Петровича. Нельзя помощников сравнивать с аппаратом, с аппаратом прокуратуры. Вы по количеству их сравнивали. Вы еще с армией сравните, например, сколько в армии военнослужащих и сколько у депутатов помощников. Это несравниваемые вещи. Это же добровольцы, это другая история. Как вы штатных людей сравниваете с добровольцами, которым нужен соответствующий мандат? Надо приветствовать любое количество добровольцев, то есть людей, которые не за зарплату, а просто добровольно хотят помочь по тем или иным причинам, может быть, по карьерным в перспективе, да, но не за деньги же. Они хотят работать, приблизиться к депутатскому корпусу, сотрудничать с ним. Что же в этом плохого? Почему в эпоху раннего Ельцина, так сказать, никто не боялся безлимитного количества помощников, а сейчас вдруг испугались? Зачем? Непонятно зачем. Вы сами себя показываете слабыми. Если Дума не может сама себе накинуть двадцать помощников, значит, это какая-то... А как она может помочь людям? Вот любой человек, избиратель будет рассуждать: "Они сами себе ничего не могут сделать, а что они нам могут сделать? Они вообще власть или не власть?" Поэтому падает, когда так говорят, авторитет Думы, рейтинг Думы, от этого, потому что проходит такая информация, что вот даже количество помощников сами себе не могут увеличить, передается это из уст в уста, - значит, Дума эта ничего сейчас не решает. Сколько раз сталкиваешься с людьми, которые говорят: да Дума же сейчас ничего не решает! Это общее убеждение. И это делаете вы. Зачем вы это делаете сами себе? Непонятно. Дальше. Как можно всех депутатов приравнивать друг к другу? В этом же разница между новым временем и старым, когда всех строили по ранжиру, как в армии по погонам, - первый секретарь обкома, второй секретарь обкома, завотделом, инструктор, завсектором и так далее. Чего вы ранжиры тут устраиваете?! Депутаты - свободные люди, а вы им определяете количество помощников: нет, говорите, оптимально вот столько или нет, вот столько. Для кого оптимально? Жириновский - мировая знаменитость. Для него оптимально иметь тысячи помощников по всему миру. По всему миру, понимаете?! Люди хотят с ним общаться, работать, а вы ему определяете количество помощников - тридцать или сорок человек. Разные люди есть, разные интересы, разные задачи, разный масштаб. Ну что говорить-то об этом! И это не потому, что я так рассуждаю, а просто поступает огромное количество просьб. Вот мне поступают тысячи просьб. Я приезжаю в регионы, мне неудобно - подходит человек и говорит: я вам писала письмо, вы помните, я Мария Петровна, по поводу сына, сына посадили. А я не могу ей ничего сказать, у меня нет аппаратных возможностей поручить людям проанализировать эти письма, поработать по ним. Да вы мне не даете даже удостоверений для этого! А ко мне идут в силу определенных обстоятельств (после телепередач еще) ну просто сотни писем с какими-то просьбами! А потом я выгляжу как плохой депутат, который вообще не реагирует на просьбы избирателей. А можете представить, сколько обращений во фракцию ЛДПР, в другие фракции?! Ну, надо же понимать это! Конечно же, я хочу поддержать депутата Фоменко. В России один из вопросов - а вообще кто вы такой? Ну что, вы не знаете наш знаменитый русский вопрос, который задают все, начиная с тетеньки-вахтера до милиционера, включая продавщицу в магазине? А кто вы такой вообще, вот кто вы такой?! И тогда надо показать удостоверение и сказать: а я вот кто такой, вот красная, пурпурная книжица, и там написано "Государственная Дума". Тогда, может быть, с вами будут еще разговаривать. А мы не хотим этого сделать - бесплатно, заметьте, увеличить свой аппарат и свои возможности. Я не понимаю этого, просто очень трудно понять. Поэтому призываю депутатов все-таки поддержать проект. У меня одно общее соображение. Я, может быть, лезу не в свое дело - я про нашу большую, самую важную фракцию говорю, - но так или иначе вы же на всю страну имеете влияние! Ну примите какое-то внутреннее решение, согласовывайте наверху самые ключевые, действительно важные для страны стратегические законы, но пусть вам разрешат всё остальное делать как вы хотите, - набирать помощников, еще что-то. Ну нельзя согласовывать всё, даже заход в туалет! Нельзя это делать, это неправильно абсолютно! И нельзя делать то, о чем говорила депутат Апарина: если это предложил Митрофанов, значит, никогда не примем, если это они, мы даже смотреть не будем. Это тоже неправильно, понимаете? В этом-то и смысл совместной работы. И я вас к этому призываю: дать возможность нормально... Вот как у нас устроено: по ключевым вопросам Жириновский требует согласования. Конечно, потому что это большая политика! Но по всем остальным, например по критике Артура Николаевича, я же не подбегал к нему, не спрашивал: Владимир Вольфович, а можно сегодня покритиковать, пошутить по поводу Артура Николаевича? Да мы тогда с ума все сойдем! Ну не надо это делать! Пусть вам оставят это - помощников, дебаты по всем деталям бюджета и так далее. Главные вопросы бюджета, конечно, надо согласовывать наверху, но есть масса деталей, по которым не надо ничего согласовывать. Как депутаты договорились, так пусть и будет! Пусть вам отдадут хоть часть власти. Иначе невозможно будет вам выиграть выборы, потому что люди чувствуют - вы не решаете ничего, решает губернатор, министр Кудрин, администрация президента! Итак депутаты никто! Мы сами потом будем убиваться: а что же так за нас голосуют? Тогда уличные люди будут решать. Все будут ходить на демонстрации, видеть: уличные люди - молодцы! Они что-то могут решить: по морде кому... вот перекрыли Ленинградку пенсионеры - молодцы! 10 миллиардов выбили, долларов, заметьте! А что выбили те, кто сидел в Думе? Да ничего они не выбили. Они для себя двадцать помощников не выбили. А какие 10 миллиардов они могут стрясти с правительства? Они никто! Вот к чему вы ведете страну! Это очень опасная история! Все-таки дедушка наш Борис Николаевич при всех его минусах корыто это ставил и говорил: вот это мои интересы, а это делите, как хотите! Деритесь, перебейте друг другу носы, не мое это дело! И он был прав, нельзя каждый шаг согласовывать. Система разрушится и развалится на наших глазах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Москалец, пожалуйста. Есть необходимость выступить? Нет. У представителя президента? Нет. Представитель правительства, есть ли у вас необходимость выступить по данному законопроекту? Нет, всё изложено в официальном отзыве. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 20 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 118304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (об увеличении количества работающих на общественных началах помощников члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Борис Вячеславович, доклад по пункту 18 и содоклад по пункту 29 повестки дня вместо Плигина Владимира Николаевича сделает Москалец.