Заседание № 89

22.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 118280-5 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о наделении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4417 по 4604 из 6761
Переходим к рассмотрению вопроса 26. О проекте федерального закона "О           
внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах           
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата         
Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему           
вниманию предлагается законопроект, внесённый депутатами фракции ЛДПР           
Жириновским, Лебедевым и Ивановым, который предусматривает изменения в закон    
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и            
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации". Ну, вкратце поясню, в чём дело.                                     
                                                                                
Этим законопроектом предполагается в обязательном порядке наделить депутатов    
Государственной Думы и членов Совета Федерации, избранных от соответствующих    
территорий, правом вносить законопроекты, то есть быть субъектами права         
законодательной инициативы, также в субъектах Российской Федерации. Вы все      
прекрасно знаете, что огромное количество законодательных инициатив к нам       
поступает из субъектов Российской Федерации. Мы с вами все их рассматриваем,    
к сожалению, большинство из них почему-то отклоняется, чаще ссылаются на то,    
что недостаточно проработано, опыта недостаточно и так далее. Ну, это           
небольшие детали. Тем не менее мы с вами не считаем, что органы                 
законодательной власти субъекта Российской Федерации вторгаются в наши          
полномочия, как-то их ущемляют и так далее.                                     
                                                                                
Ну вот три точки зрения, вернее, три повода я вам могу привести. Например, ко   
мне, как к депутату Государственной Думы, обращаются жители Курской области,    
которые меня в принципе знают, с просьбой внести законопроект в Курскую         
областную Думу. Я этого сделать не могу, потому что уставом не предусмотрено    
и в законе этого нет. С другой стороны, во многих субъектах Российской          
Федерации такое право предоставлено депутатам Государственной Думы от данного   
региона и членам Совета Федерации, которые представляют данный регион в         
Совете Федерации. То есть тут уже неравноправие.                                
                                                                                
Второй момент, вы все это прекрасно знаете. Когда вы приезжаете к себе в        
регион, вас обязательно приглашают присутствовать на заседаниях вашего          
местного законодательного органа. Вы можете взять там слово, выступить по       
законопроекту, всё это предполагается, однако вы лишены права внести, так       
скажем, свою законодательную инициативу. То есть опять же логики нет:           
выступать вы можете, обсуждать можете, принимать участие в прениях право у      
вас есть, а вот стать субъектом права законодательной инициативы вы не          
можете.                                                                         
                                                                                
Ну и третий момент. Ещё раз говорю, мы своим законопроектом ни в коей мере не   
покушаемся на полномочия органов законодательной власти субъектов Федерации.    
Наш законопроект говорит о том, что мы можем внести законопроект, а собрание    
депутатов того или иного края, области, в общем, субъекта Федерации, оно        
вольно, скажем так, рассмотреть его и либо принять, либо отклонить, что в       
принципе, я считаю, абсолютно нормально, абсолютно логично. Это как бы          
дополняет: они вносят законопроекты к нам в Государственную Думу, мы вносим     
законопроекты в их законодательное собрание.                                    
                                                                                
Но, к сожалению, уважаемые коллеги, из-за той мелочной опеки, под которую нас   
уже многие годы берёт наше любимое правительство, не позволяется                
Государственной Думе принять данный законопроект, потому что правительство      
прислало отрицательное заключение. Кстати, вот к чести вашего комитета хочу     
отметить, что комитет по конституционному законодательству очень грамотный      
дал отзыв. То есть он понимает, что этот законопроект не затрагивает никаких    
основ. Правительству мы с вами даём законопроекты по бюджету, если какие-то     
обязательства мы изменяем, чтобы они представили заключение, в Верховный Суд    
даём, чтобы они дали заключение, если мы пытаемся изменить Уголовный кодекс     
или другие кодексы, связанные с наказаниями. Здесь-то что мы пытаемся           
сделать? Абсолютно ничего такого, мы пытаемся здесь только наладить             
конструктивную работу с субъектами Федерации именно таким образом - нет,        
правительство нам это запрещает!                                                
                                                                                
Не заслуживает хороших слов заключение Комитета по делам Федерации и            
региональной политике. Вот они пишут в своём заключении: необходимо отметить,   
что согласно части второй статьи 1 Федерального закона "О статусе члена         
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." депутатом          
Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом    
представитель народа, а не субъекта Российской Федерации. Очень глубокая        
мысль, поскольку, если следовать такой логике, получается, в субъекте           
Федерации народ у нас не живёт. С этим согласиться абсолютно невозможно!        
Точно такой же народ за нас с вами голосовал, и голосовал примерно, если        
взять соотношение, в той же пропорции. Вспомните, допустим, раньше система      
была - по округам, практически два представителя или сколько-то от субъекта     
Федерации в Госдуме - это в сумме было общее собрание, полностью все            
депутаты. Поэтому здесь всё абсолютно равнозначно.                              
                                                                                
Дальше они пишут: также следует обратить внимание на то, что принятие           
предложенного законопроекта приведёт к возникновению неопределённости при       
применении данных норм, поскольку согласно части первой статьи 8 Федерального   
закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной     
Думы..." депутат Государственной Думы может поддерживать связь с избирателями   
не только в одном субъекте Российской Федерации, но и в нескольких. Но мы в     
принципе это и предлагаем, никакой неопределённости здесь нет. Когда мы с       
вами перешли на выборы по партийной системе, у нас округа стали не такими,      
какими они были раньше, допустим, мой округ - курско-орловский, то есть за      
нашу партию и за мою кандидатуру в том числе голосовали избиратели как          
Курской области, так и Орловской. Поэтому здесь всё логично, и никакой          
крамолы я здесь не вижу.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ещё один шанс принять решение в пользу всех             
депутатов, повторяю, поскольку, если вы заинтересованы в работе с               
избирателями у себя в регионе, это только в наших интересах, и ещё один шанс    
показать, что Государственная Дума хоть какую-то толику самостоятельности ещё   
имеет, сохранила.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной    
политике Гульнары Ильдусовны Сергеевой. Пожалуйста.                             
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! На заседании комитета мы      
внимательно и обстоятельно рассмотрели обсуждаемый законопроект, внесённый      
депутатами Государственной Думы Жириновским, Лебедевым, Ивановым.               
                                                                                
Поскольку Сергей Владимирович в своём докладе довольно подробно и               
обстоятельно изложил суть внесённого законопроекта, полагаю, нет                
необходимости ещё раз останавливаться на его содержании. Действительно,         
комитет не поддерживает данный законопроект, и прежде всего по юридическим      
основаниям, на которые я хотела бы обратить внимание. Прежде всего речь о       
приоритетности существующих законов. Конституцией Российской Федерации, часть   
3 статьи 5, определено, что федеративное устройство Российской Федерации        
основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами         
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти   
субъектов Российской Федерации. Кроме того, статьёй 73 Конституции              
закреплено, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой            
государственной власти, за исключением полномочий, отнесённых к ведению         
Российской Федерации либо предмета совместного ведения Российской Федерации и   
субъектов Российской Федерации. В статье 77 Конституции указано, что система    
органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается   
ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя             
Российской Федерации и общими принципами организации представительных и         
исполнительных органов государственной власти. Таким образом, исходя из         
названных мной норм, везде определяется принцип самостоятельности субъектов.    
Он прослеживается и в нормах других законодательных актов. В Федеральном        
законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и     
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
в статье 1 также закреплено самостоятельное осуществление органами              
государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им          
полномочий.                                                                     
                                                                                
В статье 6, в которую предлагается внести поправку законопроектом,              
действительно указано, что в органе государственной власти субъекта             
Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит депутатам,    
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, представительным       
органам местного самоуправления. Но я хотела бы обратить внимание, что          
действительно в соответствии с этой статьёй у субъектов Российской Федерации    
есть возможность самостоятельно решать вопрос о предоставлении членам Совета    
Федерации, как представителям субъектов Российской Федерации, права             
законодательной инициативы в указанном органе, прописав это в своих             
конституциях. Таким образом, определено, что сами субъекты Российской           
Федерации могут предоставить такое право членам Совета Федерации.               
                                                                                
Здесь Сергеем Владимировичем было отмечено, что в заключении комитета есть      
такая формулировка: депутат Государственной Думы является представителем        
народа. Такое определение дано не случайно. Действительно, в законе "О          
статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." не   
случайно указано на то, что депутатом Государственной Думы является избранный   
в соответствии с федеральным законом представитель народа, а не субъекта        
Российской Федерации, как следует из пояснительной записки, а что касается      
члена Совета Федерации, то это как раз представитель субъекта. Вот это          
разграничение уже есть сегодня в законе. Кроме того, в этой же статье           
определено, что депутат Государственной Думы уполномочен осуществлять свои      
законодательные и иные полномочия именно в Государственной Думе. Поэтому        
вызывает сомнение возможность наделения его законодательными полномочиями в     
законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.    
                                                                                
Следует обратить внимание, что авторы предлагают предоставить право             
законодательной инициативы в законодательном органе власти депутатам            
Государственной Думы, которым данный субъект определён для работы фракцией в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гульнара Ильдусовна, 14 часов, нам надо объявлять         
перерыв. Вопрос у меня: вам много ещё нужно времени?                            
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И. Одну секунду, я заканчиваю.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И. Действительно, в законе определено, что депутат                  
Государственной Думы может поддерживать связь с избирателями не только в        
одном субъекте, но и в некоторых субъектах, а также на части территории         
одного субъекта, что и наблюдается в некоторых регионах. Поэтому предоставить   
ему эти полномочия будет уже сложно.                                            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству данный        
проект не поддерживает. Наш комитет рекомендует отклонить данный                
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4625 по 5123 из 6761
Уважаемые коллеги, предлагается завершить рассмотрение 26-го вопроса и после    
этого перейти к 37-му, который был назначен на фиксированное время, а дальше    
22-й и 23-й, как положено по регламенту.                                        
                                                                                
Мы рассмотрение 26-го вопроса завершили на докладах и содокладах, поэтому       
нужно переходить к вопросам. Есть ли желающие задать вопросы по 26-му пункту    
докладчику и содокладчику? Вижу: Лебедев...                                     
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Вы в своём выступлении очень часто ссылались на Конституцию, в которой, как     
вы сказали, написано, что существует разграничение полномочий между             
федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, в     
связи с чем вы считаете неправильным дать депутату Государственной Думы право   
вносить законопроекты в законодательные собрания субъектов. Но при этом вам     
не кажется нелогичным, что законодательное собрание субъекта имеет право        
вносить в Государственную Думу любой законопроект? То есть получается, что      
это работает только в одну сторону.                                             
                                                                                
И второй маленький вопрос, тоже связанный с Конституцией. Вы говорили о         
самостоятельности субъектов, но ведь никто и не утверждает, что                 
законодательная инициатива депутата Государственной Думы будет обязательна      
для принятия, она будет, может быть, рассмотрена субъектом и так же             
отклонена, как и другие. Самостоятельность при этом не нарушается ведь.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Сергеевой включите микрофон.                                           
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Что касается первого вопроса. Обратите, пожалуйста, внимание, если мы говорим   
о законодательных собраниях субъектов, то там тоже есть право законодательной   
инициативы у органов местного самоуправления. Есть право законодательной        
инициативы и у органов субъектов Федерации - это уже внесение в                 
Государственную Думу. Этот принцип соблюдается с нижних законодательных         
органов до высших.                                                              
                                                                                
Что касается второго вопроса. Да, действительно, мы говорим о том, что          
принцип самостоятельности субъектов должен соблюдаться. И если мы ведём         
разговор о том, что у нас федеративное устройство государства, то, конечно      
же, обязательна ссылка на Конституцию, которая является высшим законом, и в     
данном случае мы должны придерживаться этого принципа во всех своих             
действиях. Понятно, что законодательная инициатива может быть принята, может    
быть не принята, но какая необходимость в этом, если есть в законодательных     
собраниях депутаты, которые могут воспользоваться этим своим правом             
законодательной инициативы?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы на оба вопроса ответили, да? Спасибо.                  
                                                                                
Ещё вопрос у депутата Рохмистрова. Пожалуйста.                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вот здесь, конечно, ответили, на вопрос: пожалуйста,           
используйте местных депутатов. А если партия не прошла в данном субъекте?       
Каким образом партия будет использовать своих депутатов, если их нет в данном   
конкретном субъекте?                                                            
                                                                                
Второе. Вы здесь сослались в своих ответах на то, что... А вот губернатор       
имеет право вносить в муниципальные органы законодательную инициативу?          
                                                                                
И ещё вопрос. Ограничение права депутатов, так сказать, в обратную сторону в    
своё время сказывается отрицательно и выражается в том, что у нас зачастую      
идёт расхождение между федеральным законодательством и законодательством        
субъектов, и устраняются все эти вещи крайне неоперативно. А депутаты могли     
бы, я думаю, вполне без ущерба какого-то, нарушений... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Сергеевой.                                       
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И. Мы в ходе таких рассуждений тогда придём к выводу, что нам       
нужно вообще всё законодательство перекраивать. Если уж есть Конституция и      
есть законы, которыми мы в своё время установили эти два принципа -             
федеративное устройство и самостоятельность, - то надо, наверно, их и дальше    
проводить. И в основном вы всегда говорили о том - я имею в виду не вас, а      
вашу фракцию, - что самостоятельность должна быть у субъектов. Сейчас           
получается, мы должны вообще все законы пересматривать.                         
                                                                                
Кроме того, я прошу обратить внимание, я в своём выступлении ссылалась на то,   
что есть закон о статусе депутата - это положение пока не отменено, поэтому     
нужно, наверное, сначала его в первую очередь рассматривать, - где говорится    
о том, что депутат Госдумы является представителем народа и должен работать     
непосредственно в Государственной Думе.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Семёнов Павел Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо. Можно вопрос Иванову Сергею Владимировичу?                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, не кажется ли вам, что данная инициатива         
создаст затруднения в работе законодательных собраний субъектов Российской      
Федерации, в связи с тем что региональным депутатам некогда будет заниматься    
своими обязанностями, так как им придётся работать над огромным количеством     
законодательных инициатив депутатов Государственной Думы?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванову Сергею Владимировичу включите микрофон, пожалуйста.                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Павел Владимирович, я, честно говоря, не видел, чтобы    
вал законопроектов поступал в субъекты Федерации, это во-первых. Во-вторых,     
как вы знаете, в довольно большом количестве субъектов Федерации такое право    
предоставлено депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.         
Поэтому я не считаю, что это как-то нарушит работу законодательных органов      
власти субъектов Федерации. В конце концов их для того и избирали, чтобы они    
принимали законопроекты и работали с избирателями.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Или у вас вопросы? Выступить. Давайте запись        
проведём.                                                                       
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста.                                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, запись.                                                   
                                                                                
Да, всего девять выступающих.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Эверстов, по ведению.                                       
                                                                                
ЭВЕРСТОВ М. И. Я предлагаю по одному человеку от фракции, и этим                
ограничиться. Прошу проголосовать.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда нужно проголосовать, чтобы установить режим.        
Предлагается по одному выступлению от фракции до пяти минут...                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.97,8%                                     
Проголосовало против            7 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принято. Спасибо.                                                   
                                                                                
Москалец Александр Петрович от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Пожалуйста, Александр           
Петрович.                                                                       
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вы уже услышали от докладчика и               
содокладчика, что ещё Комитет по конституционному законодательству и            
государственному строительству являлся соисполнителем по данному                
законопроекту. И в дополнение к обоснованиям авторов и ответственного           
комитета мы отмечаем, что рассматриваемый законопроект, к сожалению, не         
учитывает правовую природу формирования палат парламента Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Всё-таки ведь действительно член Совета Федерации - это представитель           
субъекта Российской Федерации, а депутат Государственной Думы - это             
представитель народа. Докладчик критиковал эту позицию, но, уважаемые           
коллеги, это есть первая позиция Федерального закона "О статусе члена Совета    
Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", а в неё мы не            
предлагаем никаких изменений. И совершенно несопоставимая получается у нас      
правовая ситуация.                                                              
                                                                                
Кроме того, не нужно путать всё-таки формы деятельности депутата                
Государственной Думы с его законодательными и иными полномочиями, так как эти   
полномочия предусмотрены Конституцией и осуществляются именно в                 
Государственной Думе, что не раз здесь подчёркивалось. В связи с этим следует   
отметить и то, что законодательный орган субъекта Российской Федерации          
работает по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения, и не    
учитывать требований и статьи 10, и глав 3, 5 и 8 Конституции - это не только   
невозможно, это, я скажу, даже опасно.                                          
                                                                                
И вот с учётом этих обстоятельств в комитете по конституционному                
законодательству и отдельно, и в связи с другими направлениями неоднократно     
проводилось обсуждение поставленного вопроса, но так же, как и вот в этом       
случае, было высказано отрицательное мнение, скажем, о наделении прокуроров     
правом законодательной инициативы, так как это не только разрушает              
конституционные принципы деятельности органов прокуратуры, но и не              
соответствует самому закону о прокуратуре, его концепции. Всё-таки лучше,       
уважаемые коллеги, тщательно делать своё дело, в пределах своих полномочий      
исполнять свои обязанности и не вторгаться в другие, не предусмотренные         
Конституцией, сферы. И поэтому мы предлагаем рассматриваемый законопроект       
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Абсолютно не могу согласиться с предыдущим выступлением,      
как и с заключениями других комитетов, и с позицией представителя комитета,     
который выступал с содокладом. Полное отсутствие логики!                        
                                                                                
Депутат Государственной Думы - депутат высшего органа государственной власти,   
а мы его ограничиваем: он не может выступить с законодательной инициативой в    
нижестоящем органе. При чём здесь Конституция? Конституция эти отношения        
никак не регулирует. И зачем играть словами, что в одном случае депутат -       
представитель народа, а в другом случае он как бы осуществляет свои функции     
на уровне субъекта Российской Федерации? Это ну просто непонимание правовой     
сути вопроса и логики построения. Это как раз должно быть автоматически         
заложено в полномочиях депутата. Его избрали, в том числе и население того      
субъекта Российской Федерации, в законодательный орган которого он хочет        
внести какой-то проект закона. Речь же не идёт о том, чтобы вторгаться в        
исполнительную структуру власти. Вот президент, который вправе действовать в    
масштабах всей страны, не будет же говорить, что вот там есть сельсовет, там    
- глава администрации района, там - мэр города или губернатор, потому что он    
- это вышестоящая инстанция. Так и депутаты Госдумы...                          
                                                                                
И надо исходить из практики нашей. Незаконно, как раз в нарушение Конституции   
и закона о политических партиях, представителей оппозиционных партий не         
пропускают искусственно в некоторые местные парламенты (вот, например, в        
Карачаево-Черкесии, о чём я уже говорил) и продают наши места. И что-то         
депутата Москальца это не волнует, когда на глазах у всего человечества         
торгуют депутатскими мандатами. Это нормально, это можно делать. А когда мы     
не имеем там ни одного своего представителя, то, естественно, мы не можем       
никак воздействовать на принятие законов на местах в регионе. То же самое       
можно сказать о Татарии. Поэтому мы этим законом и даём возможность депутату    
функционировать по всей вертикали законодательной власти. Тогда зачем           
вертикаль-то выстраивали? Вертикаль идёт снизу вверх, и никогда полномочия      
вышестоящего органа не могут быть ниже полномочий нижестоящего органа.          
                                                                                
И какая здесь разница: представитель народа или вопросы, связанные с жизнью     
граждан в отдельном субъекте Российской Федерации? Что, депутаты Госдумы        
занимаются законотворчеством абстрактно, философски, просто для России, для     
народа России? Да мы все законы принимаем для граждан, которые проживают в      
конкретных субъектах Российской Федерации. Поэтому нет никакой логики           
абсолютно. Наоборот, нужно приветствовать это, потому что, по идее, депутаты    
Государственной Думы должны по интеллекту быть выше депутатов местного          
парламента, раз они оказались выше по вертикали власти. Ведь наверх должны      
проходить более умные, лучше соображающие. Как доктор наук должен быть умнее    
преподавателя без учёной степени (или мы должны учёную степень подвергать       
сомнению, считать, что она фальшивая), как врач, доктор медицины, наверное,     
должен быть лучше, чем ординатор, начинающий, так и у депутатов высшего         
органа власти, наверное, должно быть больше знаний и больше навыков, и они      
могли бы помочь местному парламенту принять более правильные законы.            
                                                                                
А здесь такая позиция: депутат Госдумы - всё, сиди в Москве и не вздумай ещё    
помогать нижестоящим парламентам. Мало этого, встречаться не дают! Приезжает    
депутат Госдумы и не может встретиться с депутатами какой-то областной Думы     
или какого-то местного законодательного органа власти. Не только не даёте       
возможности помочь им в законотворчестве - встретиться не даёте, и не только    
с ними! Если депутат Госдумы - представитель народа, что же вы мешаете ему с    
народом-то встретиться?! И здесь, в зале Государственной Думы, начинаете нам    
говорить про Конституцию - давайте её соблюдать!                                
                                                                                
В городе Сочи в воскресенье давайте соблюдать её. Что у вас там за такое        
досрочное голосование? Так сказать, с ума сошёл весь город Сочи и не хочет до   
воскресенья подождать. Десятки автобусов всё едут, и досрочно голосуют они.     
Что, в воскресенье мор наступит в Сочи? Или из Абхазии привозите избирателей    
ваших, которые никакого отношения не имеют к городу Сочи?                       
                                                                                
Давайте соблюдать законы и не мешать депутатам Госдумы функционировать в        
масштабах всей страны. А вы говорите: давайте ещё не будем принимать закон,     
чтоб помочь депутату. Он автоматически имеет право законодательной              
инициативы. Если он в Госдуме может вносить законы, то тем более по всей        
вертикали вниз он имеет полное право. Вы мешаете... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".                                      
                                                                                
Фракция "Справедливая Россия" поддержит данную законодательную инициативу       
наших коллег по нескольким причинам, помимо тех, которые уже называли.          
                                                                                
Во-первых, действительно депутат Государственной Думы Федерального Собрания     
обладает в силу своего нахождения здесь и работы в комитетах в этом здании      
дополнительной информацией, которая по факту отсутствует у депутатов            
региональных. Это не означает, что он умнее региональных депутатов, но          
означает, что он более информирован, поэтому его инициативы действительно       
исходят в том числе и из тенденций развития общероссийского законодательства.   
                                                                                
В качестве небольшой иллюстрации я, например, здесь привёл бы всем известный    
и неоднократно обсуждавшийся закон о преимущественном праве арендаторов на      
выкуп. Вслед за федеральным законом должны были появиться соответствующие       
региональные законы, и как раз модельный вариант, разработанный комитетом,      
мог бы применяться очень эффективно и в территориях Российской Федерации,       
учитывая в том числе полемику, которая звучала в зале. Между тем отсутствие     
необходимой связки (видимо, партийные каналы не сработали у одной известной     
партии), отсутствие достаточной связки между Федеральным Собранием и            
региональными парламентами, не позволило принять нормальные законы на местах,   
по крайней мере на значительной части территорий. Это первая причина.           
                                                                                
Причина вторая. Действительно, депутат, даже избранный сегодня не от            
одномандатного избирательного округа, а от региональной группы, партийного      
списка, фактически является представителем, делегатом от данного субъекта       
Федерации в Федеральном Собрании. И если у нас по местным уставам территорий    
правом законодательной инициативы обладают органы местного самоуправления,      
избранные подчас, если мы говорим о сельской местности, буквально несколькими   
тысячами голосов, то уж тем более, наверное, рационально такое же право         
законодательной инициативы предоставить депутату, избранному по списку, где в   
рамках данного региона этот список получил десятки тысяч голосов, если даже     
не сотни.                                                                       
                                                                                
Что касается контртезиса о том, что региональные парламенты в результате        
будут завалены большим количеством инициатив, то я так не думаю. Наверное,      
большинство сидящих в зале согласится с тем, что, если мы посмотрим на          
количество инициатив депутатского корпуса, вносимых в том числе в Госдуму       
Российской Федерации, оно сегодня существенно меньше, чем несколько лет         
назад. И не надо ожидать, что будет большой всплеск законотворческой            
деятельности на региональном уровне, который существенно застопорит работу      
региональных парламентов. О том, что это поможет качественно усилить данную     
работу, в этом наша фракция не сомневается, поэтому поддерживает настоящий      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Первое. Выступление Гульнары Ильдусовны совсем меня не убедило, абсолютно.      
Во-первых, в Конституции ничего не прописано по этому поводу. Там ни одного     
слова нет о том, что нельзя предоставлять депутатам высшего законодательного    
собрания слово или право на законодательную инициативу в низшем. Абсолютно      
нет! Там зато есть, прописаны принцип разделения властей и создание             
законодательной вертикали, вот это есть. Что у нас, кстати, в жизни             
получается всё с точностью до наоборот. Возьмём принцип разделения властей.     
Скажите, пожалуйста, на каком основании исполнительная власть возглавляет на    
выборах, имеет право возглавлять законодательный орган?.. Почему, на каком      
основании губернатор становится вдруг тем лицом, которое ведёт себе послушных   
депутатов в своё законодательное собрание? Нарушается принцип разделения        
властей. Все молчат, всё нормально, всё правильно.                              
                                                                                
Здесь вообще Александр Петрович сегодня меня поразил, сказав, что вот вы        
лучше тут занимайтесь тем, чем вам положено, и не лезьте куда не надо. А        
недавно президент говорил совершенно обратное - что нужно дать депутатам        
право контроля. А какое же мы можем право контроля иметь, особенно депутаты     
от оппозиции, когда зачастую в тех самых законодательных собраниях, в работе    
которых мы участвуем, считают, что нам не просто права законодательной          
инициативы нельзя давать, но даже слова нельзя давать, даже вопрос позволяют    
задать неохотно? Знаете, как болезненно всё это воспринимается?                 
                                                                                
Поэтому то, что сегодня предложил депутат Иванов, совершенно обоснованно. И я   
вам сейчас зачитаю эту статью 6, которую мы сегодня обсуждаем, поправку         
вносим. Смотрите, что здесь написано: "Право законодательной инициативы в       
законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта       
Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу           
субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа      
государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным         
органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской     
Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным        
органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации -   
представителям от законодательного (представительного) и исполнительного        
органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации,           
общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории         
данного субъекта".                                                              
                                                                                
Посмотрите: любому гражданину! Посмотрите, какие широкие полномочия, но там     
ни слова не сказано о депутатах Государственной Думы. Я считаю, что вопрос,     
который мы сегодня рассматриваем, не требует ни денег, ничего, но он            
политический, он совершенно политический. Не дай бог, если депутат, который     
избран от этого региона, особенно от оппозиции, будет вносить законопроект,     
который там совсем рассматривать не просто не могут, а не хотят даже, и народ   
об этом будет знать. Вот в чём главная причина! А мы ищем всегда, цинично       
выискиваем какие-то конституционные нормы, что это нельзя, это невозможно и     
так далее.                                                                      
                                                                                
Я считаю, что совершенно правильно сегодня мы вносим эту поправку и             
рассматриваем её так горячо, потому что она касается каждого депутата,          
особенно того, кто избран от региона. Безусловно, в нашей Государственной       
Думе всё больше и больше людей, которые никогда в данном регионе не жили,       
жить не собираются и не собираются туда даже приезжать никогда, потому что им   
очень просто в следующий раз пройти по спискам своего объединения, особенно     
от партии власти, и спокойно представлять здесь любой регион. Почему здесь      
прописано, что члену Совета Федерации можно? А потому, что в Совете Федерации   
такие люди сидят, которых оттуда рекомендуют и которые, естественно, против     
выступать не будут.                                                             
                                                                                
Поэтому не надо лукавить. Вопрос, который сегодня депутат Иванов поднял, -      
это очень важный вопрос. Мы с вами сами себе постоянно урезаем все              
полномочия. Вы знаете, ситуация меняется, когда-то вот там сидела фракция       
"Выбор России", потом "Наш дом - Россия", и все вот так же, что бы ни           
сказали, повторяли "а" и следом сразу опять "б" - молча. Сегодня другая         
ситуация, и вы думаете, так будет всегда? Мы себе урезали возможности           
выступления, мы себе урезали в Регламенте всё, что только можно урезать, сами   
себе, потому что нас просят... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров, по ведению. Пожалуйста.               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вот претензии к председательствующему.                  
                                                                                
Во-первых, я думаю, что Гульнару Ильдусовну надо было остановить, когда она     
говорила о том, что перекраивать законодательство - нечего нам этим             
заниматься. Я воспринимаю это как призыв к тому, чтобы все депутаты ушли из     
Государственной Думы, потому что нам деньги платят за то, что мы перекраиваем   
законодательство, и каждый день мы этим и занимаемся, собственно говоря, -      
тем, что вносим поправки в действующие законы и принимаем новые законы.         
                                                                                
И вторая позиция. Я считаю неправильным, когда большинство в Государственной    
Думе используется для того, чтобы прекратить обсуждение тех или иных            
законопроектов и заткнуть рот желающим выступить, как правило, оппозиции. Вот   
использование большинства я считаю недопустимым и призываю обратить на это      
внимание представителя президента, потому что у нас президент по Конституции    
является гарантом соблюдения Конституции, законодательства. Каждый депутат      
имеет право выступать по тем или иным законам. А норма, когда голосуется        
предложение выступать по одному от фракции, в то время как желающих выступить   
очень много... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик и содокладчик хотели бы выступить с             
заключительным словом? Докладчик - да, содокладчик - тоже.                      
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Валерий Афонасьевич.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, для начала я всё-таки хотел бы отметить выступление          
Александра Петровича Москальца. Ваш начальник более корректно и грамотно в      
заключении комитета заметил: "Просим учесть высказанные замечания при           
рассмотрении данного законопроекта" - и не советовал, как вы, сидеть на одном   
месте ровно и не соваться не в своё дело. Это, конечно, Александр Петрович,     
не очень красиво прозвучало, извините.                                          
                                                                                
Второе, коллеги. Ещё раз говорю: в любом случае в любом деле должна быть        
логика. В некоторых законодательных собраниях, то есть в некоторых субъектах,   
депутатам Государственной Думы такое право предоставляется, в других - нет.     
Где равенство депутатов? Нет, и, значит, нет логики.                            
                                                                                
Ещё момент. Допустим, за Жириновского в Курской области проголосовали около     
восьмидесяти тысяч человек, что в два раза больше, чем за любого из депутатов   
Курской областной Думы, но Жириновский не имеет права внести туда какой-то      
законопроект, хотя за него вообще по России проголосовало огромное количество   
избирателей, а этот депутат имеет. Где же логика? Логики нет. Любое             
общественное объединение может это сделать - мы не можем.                       
                                                                                
Вы говорите о каком-то нарушении принципа разделения властей и ссылаетесь на    
Конституцию. Коллеги, ну извините, ни один человек в здравом уме и твёрдой      
памяти не скажет, что у нас законодательная или судебная власть независима от   
исполнительной. Исполнительная власть, используя весь свой административный     
ресурс, - весь, заметьте, административный ресурс! - привела определённых       
людей в законодательную власть, в Государственной Думе получила                 
конституционное большинство. То же самое касается и власти судебной,            
назначения судей. Кому они будут подчиняться, если они назначаются, зависят     
от тех, кто их назначил? И вы говорите о каком-то соблюдении Конституции! Вот   
здесь вмешательство одной власти в дела другой, вот об этом надо говорить!      
                                                                                
Мы ни одну запятую не можем изменить без положительного заключения              
правительства. Если, не дай бог, мы сейчас дойдём до 40-го вопроса, который     
тоже я докладываю, вы вообще ахнете. Просто-напросто элементарные вещи, но      
правительство нам указывает: нет, не лезьте, не ваше дело! Вам деньги за что    
платят - за то, что вы по рядам пробежались, кнопки нажали и ушли домой         
довольные, так получается? Вот я не за это зарплату получаю.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Включите микрофон Гульнаре Ильдусовне Сергеевой.                                
                                                                                
СЕРГЕЕВА Г. И. Логика в ссылке на Конституцию есть, и прежде всего              
юридическая, поскольку федеративное устройство государства, как я уже           
отмечала, когда ссылалась на Конституцию, основано на разграничении             
полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов        
государственной власти субъектов. Поэтому мы и говорим о том, что по            
действующему законодательству, по сегодняшнему, депутат Государственной Думы    
осуществляет свои полномочия именно в органе государственной власти             
Российской Федерации, в связи с этим ссылка на Конституцию.                     
                                                                                
Что касается статьи 6, которая здесь упоминалась, того, что членам Совета       
Федерации предоставлено такое право, то это связано с тем, что у нас заложен    
принцип самостоятельности субъектов. И действительно, в статье 6 сказано, что   
именно субъект вправе своим законом дать право законодательной инициативы       
тому кругу, который определён в этой статье. И упоминаются там члены Совета     
Федерации прежде всего потому, что они являются представителями субъектов, а    
депутат Государственной Думы не является представителем субъекта согласно       
статье 6.                                                                       
                                                                                
И последнее, по поводу изменений в законодательстве. Да, действительно, я       
упоминала о том, что если мы сейчас говорим о принципах, которые предлагались   
депутатами ЛДПР, то, получается, нужно тогда изменять многие законы, и прежде   
чем вносить изменения в эту статью, необходимо тогда изменять и статью 6, где   
указано, что депутат Госдумы осуществляет свои законодательные полномочия и     
все свои полномочия именно в Государственной Думе.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гульнара Ильдусовна.                             
                                                                                
Представитель президента, представитель правительства хотят выступить по        
этому вопросу? Нет.                                                             
                                                                                
Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении               
рассматриваемый законопроект?                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              132 чел.29,3%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    136 чел.                                          
Не голосовало                 314 чел.69,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.