Заседание № 71
30.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 118250-5 "О внесении изменения в статью 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6252 по 6539 из 7503
Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Член Совета Федерации Тарасов Сергей Борисович просит рассмотреть данный законопроект без своего участия, поэтому доклад от комитета сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В части 4 статьи 12.19 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в виде штрафа в размере 300 рублей. А вот автор рассматриваемого законопроекта полагает, что создание препятствий для проезда транспортных средств в условиях постоянного увеличения в мегаполисах количества автомобилей представляет собой повышенную общественную опасность, и считает установленный штраф небольшим, предлагая его увеличить в три - пять раз. Не вдаваясь в анализ дальнейшей мотивации автора, тезисно отмечу лишь следующее. Я уже говорил вам, что в 2007 году мы приняли закон, значительно усиливающий ответственность за нарушения в области дорожного движения. Закон действует, позитивные его результаты отражает и статистка МВД, и это сегодня никто не оспаривает. Возникающие законодательные инициативы по этим вопросам мы рассматриваем с точки зрения того, насколько негативно воздействует то или иное правонарушение на состояние общей безопасности и как это влияет на жизнь и здоровье людей. Бесспорно, за превышение скорости и подобные нарушения наказывать нужно строжайше, но стоит ли применять драконовские меры к нарушителям правил остановки и стоянки - это вопрос. Мы полагаем, что в этом нет не только целесообразности, нет в таком подходе и справедливости. Действующее законодательство не ограничивает ни количество, ни качество автомототранспортных средств, которые могут находиться в собственности гражданина, и при этом никто не указал гражданину на такие предварительные условия их приобретения, как наличие гаражей или стоянок и других элементов содержания транспортного средства. А теперь ещё вместо того, чтобы делать всё возможное для комфортного проживания гражданина - подобрать место стоянки и так далее, - мы начинаем загонять его в угол. Но мы понимаем, что можно загнать в угол одного, ну двух, но нельзя же, скажем, в Москве гонять по улицам и переулкам несколько миллионов человек, как зайца в поле. Ну как требовать - вот возьмём, например, себя - от членов парламента присутствия на заседаниях, если предположить, что вместо четырёхсот пятидесяти мест в зале будет только сто? У нас есть четыреста пятьдесят, и то не все присутствуют. А как же наши граждане-автовладельцы, вообще, не имея установленного места, а только то, которое достанется, должны строжайше соблюдать правила занятия такого места? Знаете, как-то рука не поднимается голосовать за такое предложение, и поэтому давайте, уважаемые коллеги, отклоним этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Депутаты Рябов и Федоткин. Пожалуйста, Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Олег Викторович. Я всегда удивлялся логике Александра Петровича, и сейчас он меня удивил, крайне удивил. Речь идёт о наказании тех водителей, которые ставят машины там, где есть запретные знаки "стоянка запрещена" и "остановка запрещена". Вы же обобщаете: где бы ни поставил автомобиль, надо наказывать. Речь ведь идёт именно о запрещающих знаках. Александр Петрович, нет логики, поэтому не могу согласиться. Хотел не поддерживать, а теперь поддержу законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Он решил поддерживать - не возражаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он вопрос задал: имеются ли в виду только знаки запрещающие, то есть крестик в круге, полкрестика, или речь идёт о всех местах парковки? Вот о чём он спрашивает. Александр Петрович, не будете отвечать? МОСКАЛЕЦ А. П. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет. Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Петрович, вообще, проблема снова ставится правильная, но опять она какая-то вот чудная. Сегодня многие депутаты поехали или поедут по домам, поедут они на машинах к вокзалам. Часто, когда подъезжаешь к Казанскому вокзалу, там столько машин, что встать негде. Если искать место парковки, на поезд опоздаешь, а вот водитель аккуратненько буквально посреди дороги останавливается - выходишь, бежишь на поезд и успеваешь или сюда доехать, или отсюда уехать. А куда же деться водителю, за что же его штрафовать, если может человек опоздать на поезд? А это сплошь и рядом. Может, с этой стороны проблему надо рассматривать, а не вот так: раз, раз, раз - и всё. Люди порой вынуждены... У больницы не встанешь. МОСКАЛЕЦ А. П. Владимир Николаевич, что-то, по-моему, вы говорите о том же, о чём и я, только как-то интонацию меняете. Давайте сейчас с вами проведём просто небольшой эксперимент, ну, не сейчас, а скажем, в любой другой день после региональной недели: выйдем к Государственной Думе. Так вот, все машины депутатов, которые стоят не на стоянке, а за её пределами, стоят и без учёта разметки, и там, где запрещающие знаки, и поперёк дороги и так далее. Ну хорошо, депутаты говорят: а куда ставить? А мы говорим: тогда не покупай машину. А кто может запретить покупать машину? Ну, товарищи, давайте не будем доводить ситуацию до абсурда. Поэтому, я согласен, вот когда мы сами покажем пример, тогда и будем требовать от всего народа. Дело в чём? Вообще, эта статья касается не только стоянки под знаками. В статье ведь так и говорится: нарушение правил остановки или стоянки и так далее, а не о том, под знаком или не под знаком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Ух ты! Лебедев, Гудков и Куликов - три выступления. Присаживайтесь, Александр Петрович. Горячую тему вы сегодня затрагиваете. Пожалуйста, Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Олег Викторович. Вы действительно правы: темы затрагиваются очень горячие. Тема, которая поднимается данным законопроектом, касается всех и практически каждый день. Неправильно припаркованные, брошенные автомобили создают очень большие проблемы для всех участников дорожного движения не только в крупных, но уже и в малых городах. Да, действующим кодексом установлено за это наказание, но 300 рублей по сравнению с теми ценами, которые сегодня в стране, по сравнению с инфляцией, которая каждый год растёт и растёт, никаким наказанием не являются для тех граждан, которые бросают свои машины и убегают. Брошенные машины создают огромные пробки, в этих пробках стоит милиция, стоят машины скорой помощи, стоит пожарная охрана, к кому-то не успевают, кто-то ждёт приезда врачей и не может дождаться, потому что кто-то неправильно припарковал машину и на и так узкой улице создал невозможность проезда для всех остальных участников движения. Мы говорим о том, что поднятие штрафа в три - пять раз является неправильным, но сам Александр Петрович только что заметил, что в 2007 году, принимая изменения в Кодекс об административных правонарушениях, мы подняли некоторые штрафы даже больше чем в пять раз. И сейчас уже виден результат этих действий, и результат этот положительный. Мы считаем, что только страх перед наказанием побудит водителей не нарушать правила дорожного движения и чем строже будет наказание, тем меньше у участников дорожного движения будет возникать желание нарушать эти правила. Мы любим сравнивать нашу систему с системой развитых западных стран. Так вот, я думаю, что если сравнить штрафы за подобные нарушения, то в Европе они в разы выше, чем предлагаемые на сегодняшний день действующим законодательством. Мы очень часто говорим о стройной системе кодекса, о том, что за одни нарушения установлено маленькое наказание, за другие - большое. Так давайте мы ужесточим наказание за все нарушения правил дорожного движения, ведь это касается всех наших граждан. И ещё один момент. Когда на заседаниях комитета обсуждаются подобные вопросы, очень часто говорится о соразмерности правонарушения и наказания. Так вот я считаю, что наказание в 1,5 тысячи рублей, предлагаемое данным законопроектом, абсолютно соразмерно тому нарушению, за которое оно предполагается, а вот наказание в виде лишения свободы водителя на пятнадцать суток за то, что он сел управлять автомобилем, будучи лишённым этого права, абсолютно несоразмерно тому правонарушению, которое он допустил, поскольку лишение человека свободы не может быть соразмерно ни с каким правонарушением, которое предусматривается в административном кодексе. Поэтому я считаю, что данным законопроектом поднята очень важная и очень актуальная на сегодняшний день тема и можно было бы эту инициативу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович. Наверное, понятно, почему этот законопроект нельзя поддерживать. Я просто скажу, что в 87-м году я был на стажировке в США и, проходя по улице в Филадельфии, увидел огромную бочку, килограммов на 500, с надписью: "Кто поставит машину здесь, будет прикован к этой бочке". То есть у них эти проблемы тоже есть. Но в отличие от нашей родной страны (мы, кстати говоря, пятнадцать лет предупреждаем о транспортном коллапсе, который нас ожидает) за рубежом везде организованы многоярусные парковки, оборудованы места парковок, проездов, в том числе у торговых центров и прочее, и прочее. У нас всегда стояли запрещающие знаки как раз там, где люди ставили машины. Это особенность нашей страны, умом Россию действительно иногда очень сложно бывает понять. Я хочу сказать, что можно, конечно, всю вину возложить на водителей. Но на сегодняшний день мы хоть одному министру вынесли хотя бы общественное порицание за безобразно организованное дорожное движение в стране, за отсутствие государственной политики дорожного движения в Российской Федерации и, в частности, в крупных городах? Ни одного! Нет, давайте лучше наказывать водителей. Конечно лучше, они у нас безответные. Давайте вспомним, как у нас организовано движение в городах, какие у нас слепые светофоры, как у нас работают сотрудники ГАИ. Вы видели где-нибудь сотрудника ГАИ, который регулировал бы перекрёсток, не давая машинам туда въезжать даже на разрешающий сигнал, чтобы не образовались пробки со встречного потока или поперечного? Да не бывает такого! Вот наказать, взять штраф или взять на карман - это запросто. Сегодня, мне кажется, мы немножко чудными какими-то категориями стали мыслить: 300 рублей - мало. Кризис, доллар вырос, рубль упал и, к сожалению, ещё не отжался, доходы падают, безработица. Я никак не могу понять... Ну хорошо, у нас некоторые депутаты живут в другой стране, для них 300 рублей - это не деньги. А вообще, это 10 процентов (специально говорю для некоторых) зарплаты работника детского сада, это 10 процентов пенсии. У нас среди сорока пяти миллионов автоводителей, к сожалению, далеко не все олигархи, иначе бы у нас не было проблемы с бедностью, всех социальных проблем, с которыми мы сегодня столкнулись. Поэтому мне кажется, что просто от недопонимания такие законопроекты появляются. Вот возьмём Государственную Думу. К нам приезжают люди, спросите у них, сколько они ищут парковку, место, куда приткнуть машину? 20-40 минут. И это всё потому, что в нашей стране ничего не сделано, несмотря на предупреждения, и это продолжается, к сожалению. Мне правительство Москвы на вопрос о временных парковках три месяца отвечало, потому что три раза отвечало не на тот вопрос. В конечном итоге получил ответ, что к 2010 году всего будет организовано парковок вот этих многоярусных для хранения машин на тридцать шесть тысяч мест. И это для четырёх миллионов московских автомобилей и примерно двух миллионов въезжающих! Понятно, что никакие проблемы дорожного движения в нашей стране не решаются, вот жалко, что сейчас здесь нет представителей правительства, они нас взбудоражили и ушли, а могли бы и эту тему послушать, может, приняли бы какие-то меры. Тогда мы не водителей наказывали бы, не за жёсткость наказаний выступали, а говорили, наверное, о каких-то мерах, которые нужно срочно принимать, пока ещё транспортный коллапс не дезинтегрировал крупные города. Вот Москва уже скоро будет дезинтегрирована, жители Бирюлёва никогда ни на чём не смогут доехать до Орехова-Борисова, потому что это будет просто технически невозможно. Мне кажется, это те аргументы, которые, к сожалению, остались за рамками внимания авторов данной законодательной инициативы. Считаю, что поддерживать такой законопроект нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Куликов. КУЛИКОВ А. Д. Я тоже отношусь к коллегам-депутатам, которые считают, что нам нельзя больше идти по пути усиления репрессивных действий по отношению к нашему народу, в частности к водителям, имея в виду, что за тремя соснами - такими на первый взгляд мелкими проблемами, как нарушение правил проезда, остановок, стоянок и так далее, - не видать леса. Безусловно, вопросы возникают по поводу тех условий, в которых находятся сегодня водители в целом в России и, в частности, в нашей столице, в другом большом городе и так далее. Условия для того, чтобы люди могли ездить на работу, на отдых по нашим дорогам, просто отвратительные. И качество дорог вы сами знаете какое. Но мы, депутаты Государственной Думы, никогда не ставили вопрос об ответственности руководителей субъектов Федерации за то, как они обеспечивают на местах вместе с теми, кому это положено, вообще говоря, организацию дорожного движения. Сваливать всё на МВД и на ГАИ тоже неправильно, поскольку мы знаем, в каких тяжелейших условиях сегодня находятся эти службы, и не только с точки зрения кадрового состава, но и с точки зрения обеспеченности материально-техническими средствами, электронными системами, которые позволяли бы им хотя бы элементарно систематизировать информацию о нарушителях. Безусловно, нам пора перестать игнорировать опыт работы правоохранительных органов Советского Союза и ту административную практику, которая тогда существовала в отношении нарушителей правил дорожного движения, будь то пешеходы или водители. Ведь это тоже можно использовать в нашей законодательной деятельности, чтобы эффективно влиять на нарушителей, тем не менее мы этого не делаем, мы всё время идём по одному и тому же пути - усиление ответственности, что на самом деле работниками ГАИ, как правило, не может быть реализовано. Вместе с тем я полагаю, что законопроекты, которые мы сегодня рассматриваем, ещё раз обязывают наш Комитет по безопасности вместе с МВД России серьёзно заняться проблемой дорожного движения по всем аспектам, которые обозначили депутаты и которые подсказывает практика последних лет, определить, что необходимо сделать в законодательной сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение состоялось, никто не настаивает на заключительном слове? Представители президента, правительства? Не настаивают. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 17 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9% Результат: не принято Законопроект отклоняется.