Заседание № 86

15.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1181957-6 "О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части проведения федеральной инспекцией труда внеплановой проверки работодателей в случае неоформления с работниками трудовых отношений в установленном кодексом порядке).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1957 по 1987 из 6696
Переходим к 9-му вопросу нашей повестки, о проекте федерального закона "О       
внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации".        
Доклад Михаила Васильевича Тарасенко.                                           
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!               
Законопроект направлен на усиление влияния инспекций труда на факты подмены     
трудовых отношений гражданско-правовыми, он прошёл все необходимые процедуры    
и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по труду просит          
поддержать принятие.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, есть желающие выступить по мотивам   
от фракций? Нет.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации", 9-й вопрос нашей            
повестки.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 82

06.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1181957-6 "О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части проведения федеральной инспекцией труда внеплановой проверки работодателей в случае неоформления с работниками трудовых отношений в установленном кодексом порядке).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6469 по 6515 из 8036
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 360      
Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич          
Тарасенко.                                                                      
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко         
второму чтению. Три поступившие поправки сведены в таблицу № 1. Комитет по      
труду рекомендует поддержать эти поправки, утвердить таблицу № 1 и принять      
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                

Заседание № 67

12.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1181957-6 "О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части проведения федеральной инспекцией труда внеплановой проверки работодателей в случае неоформления с работниками трудовых отношений в установленном кодексом порядке).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1518 по 2035 из 7297
Коллеги, переходим к 6-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального        
закона "О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской          
Федерации". Доклад представителя Государственного Собрания - Курултая           
Республики Башкортостан депутата Государственной Думы Михаила Евгеньевича       
Бугеры.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Евгеньевич.                                                  
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и правительства!         
Законопроект довольно простой. Действующая статья 360 Трудового кодекса         
Российской Федерации определяет порядок организации и проведения проверок       
работодателей. Помимо плановых проверок, как мы знаем, могут проходить и        
внеплановые. Статья 360 определяет основания для проведения внеплановой         
проверки, и законопроект предлагает этот перечень дополнить ещё одним           
основанием: если в федеральную инспекцию труда поступает информация о фактах    
неоформления с работником трудовых отношений. Вы знаете, что массив             
нарушений, связанных с тем, что правильно не оформляются или вообще не          
оформляются трудовые отношения, очень велик. В частности, по Республике         
Башкортостан за истекший период 2017 года государственная инспекция труда       
получила более 1250 обращений граждан по вопросам неоформления трудовых         
отношений, но, поскольку законом подобное основание проведения внеплановой      
проверки не предусмотрено, не смогла провести соответствующие надзорные         
мероприятия, а следовательно, не смогла привлечь недобросовестных               
работодателей к административной ответственности, которая предусмотрена         
действующим административным кодексом. В связи с этим Государственное           
Собрание - Курултай Республики Башкортостан вносит соответствующий              
законопроект, в котором предлагается, ещё раз повторю, дополнить перечень       
оснований для проведения внеплановой проверки работодателей таким основанием,   
как поступление информации о фактах неоформления с работником трудовых          
отношений.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! О             
содержании законопроекта и причинах его инициирования Государственным           
Собранием - Курултаем Республики Башкортостан подробно доложил Михаил           
Евгеньевич, поэтому ограничусь только двумя тезисами.                           
                                                                                
Неоформление трудовых отношений с привлекаемыми к работе гражданами хоть и      
нарушает их права, но само по себе не влечёт возникновения угрозы причинения    
вреда их жизни и здоровью, а поэтому по действующему законодательству в         
настоящее время не служит основанием для проведения внеплановой проверки.       
Предлагаемое законопроектом регулирование позволит федеральной инспекции        
труда оперативно реагировать на информацию о фактах использования наёмного      
труда без оформления трудовых отношений и привлекать таких работодателей к      
ответственности.                                                                
                                                                                
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти            
субъектов Федерации может быть представлен следующим образом: от органов        
государственной власти двадцати субъектов получен положительный отзыв, от       
одного органа государственной власти получен отрицательный отзыв, мнение        
остальных органов субъектов Федерации следует считать невыраженным.             
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект           
федерального закона. Комитет Совета Федерации по социальной политике также      
поддерживает концепцию. Сторона Российской трёхсторонней комиссии по            
регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские       
объединения профсоюзов, поддерживает законопроект, а представляющая             
объединения работодателей - не поддерживает.                                    
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов считает необходимым поддержать концепцию             
законопроекта и принять его в первом чтении.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Не знаю, кто ответит, наверное, вопрос Михаилу Евгеньевичу.                     
                                                                                
Будет ли реагировать трудовая инспекция на анонимки? Не получится ли так, что   
это будут опять заказные внеплановые проверки?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Евгеньевич Бугера.                     
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос. Кроме Трудового кодекса в данной сфере у нас    
действует ещё федеральный закон, в котором определяется конкретно порядок       
согласования и проведения мероприятий государственного надзора, и там, в        
статье 10 чётко указано, что анонимные обращения не рассматриваются.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич, пожалуйста.                    
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопрос докладчику.                                
                                                                                
Уважаемый Михаил Евгеньевич, сведения, размещённые на каких-либо сайтах в       
сети Интернет или в соцсетях, будут являться основанием для проведения          
внеплановых проверок?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Бугере.                     
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос, Максим Анатольевич. Есть сайты, которые         
официально включены в перечень средств массовой информации, и, конечно,         
размещённые на них сообщения должны рассматриваться. Те сайты, которые не       
включены официально в число средств массовой информации, не будут попадать в    
сферу действия данного закона.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ламейкин Дмитрий Викторович.                  
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Вопрос Михаилу Евгеньевичу.                                                     
                                                                                
Михаил Евгеньевич, заложена ли ответственность за распространение ложной        
информации? То есть в случае, если в результате проверки выяснится, что факты   
в заявлении гражданина не соответствуют действительности, какая                 
ответственность будет наступать?                                                
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос. Такая ответственность уже определена в          
действующем законодательстве, соответствующий порядок будет распространяться    
и на ложные сообщения о неоформлении трудовых отношений, здесь мы ничего        
нового не изобретаем.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пашин Виталий Львович.                        
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Михаил Евгеньевич, хочу отметить, в наши приёмные регулярно обращаются          
граждане, с которыми коммерческие организации заключают договора подряда, а     
выплат не производят, особенно распространено это в сфере клининговых услуг.    
Граждан, особенно пожилого возраста, вводят в заблуждение, что это трудовой     
договор, а в трудовой инспекции, как известно, на такие жалобы по сложившейся   
практике не отвечают или отвечают отписками.                                    
                                                                                
Первое. В законопроекте предусматривается право на проведение проверки -        
можно ли в таких случаях предусмотреть обязанность, чтобы в будущем не          
получать подобных отписок?                                                      
                                                                                
Второе. Работодателей будут наказывать, а выплаты по гражданско-правовому       
договору всё равно будут взыскиваться в судебном порядке - этот момент более    
важен для граждан. Рассматривался ли вами этот вопрос? И каково ваше мнение о   
наделении трудовой инспекции правом по обращению в суд для взыскания таких      
выплат в пользу наших граждан?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос. Ну, авторами законопроекта конкретно то, что    
вы сформулировали, не рассматривалось. Я думаю, что это может стать либо -      
если решит комитет - предметом доработки при подготовке ко второму чтению,      
либо предметом отдельного законопроекта.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Михаилу Евгеньевичу.                                            
                                                                                
Уважаемый Михаил Евгеньевич, а вы не рассматривали вариант, при котором         
проверка должна проводиться налоговой инспекцией? Дело в том, что, не           
заключая трудовые договора, предприниматели фактически избегают уплаты          
страховых взносов и обязательных платежей. В действующем законодательстве       
соответствующие нормы уже есть. Вы не рассматривали вариант, чтобы за           
налоговой закрепить такое право?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Дело в том, что проверки,     
которые проводит сейчас в плановом порядке по поручениям президента и           
правительства трудовая инспекция, достаточно эффективны. Могу сказать, что за   
2015-2016 годы только в Республике Башкортостан объём доначисленных страховых   
взносов, уплаченных работодателями в Пенсионный фонд, составил более 373        
миллионов рублей. То есть эта работа, по нашему мнению, трудовой инспекцией     
проводится достаточно эффективно, поэтому необходимости передавать налоговой    
данное право, на наш взгляд, нет.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Михаил Евгеньевич, мы дополняем статью 360 Трудового кодекса в        
части оснований для проведения дополнительных проверок трудовой инспекцией.     
Здесь же, в этой статье, записано, что внеплановые проверки проводятся в        
связи с невыплатой зарплаты. Мы видим, что сегодня в стране есть огромное       
количество случаев неэффективной работы трудовой инспекции именно в этом        
направлении. Как вы считаете, если мы нагрузим трудовую инспекцию ещё и         
предлагаемыми функциями, она справится с этой задачей или нужно будет           
принимать какие-то другие нормативные акты?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос, Виктор Петрович. Думаю, трудовая инспекция      
справится.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тарасенко.                                    
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Я хотел бы дополнить Михаила Евгеньевича. Эта функция, по       
выявлению фактов неоформления трудовых отношений, является основной у           
Рострудинспекции, помимо выявления фактов невыплаты заработной платы, это те    
приоритетные направления, ради которых она и создана.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Михаилу Евгеньевичу.                                      
                                                                                
Михаил Евгеньевич, отмечу два момента.                                          
                                                                                
Первый. Будет ли по обращению депутата Государственной Думы проводиться         
соответствующая проверка? Потому что сейчас идут отписки: вы не можете,         
должен обратиться сам гражданин и так далее.                                    
                                                                                
И второй момент. Не рассматривается ли возможность внесения в эту статью        
такого дополнительного основания для внеплановой проверки, как получение        
информации от агентов? Во многих странах существуют специальные люди, которые   
устраиваются на работу, потом представляют информацию, если договор не          
оформляется, - производятся соответствующие проверки, и накладываются штрафы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Мы в законопроекте не     
меняли перечень источников информации. Если вы считаете необходимым дополнить   
перечень источников информации, то опять же это может быть либо предметом       
рассмотрения во втором чтении, либо предметом отдельных законопроектов.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Михаил Евгеньевич, вы сказали, что источники информации в      
соцсетях разделяются на две группы: первая - источники, которые имеют           
официальный статус СМИ, и вторая - неофициальные, информация, которая           
размещена в соцсети официально, от имени СМИ, подлежит проверке и               
реагированию, а то, что размещено неофициально, остаётся за бортом.             
                                                                                
У меня не то чтобы вопрос, скорее предложение. Давайте попробуем ко второму     
чтению всё-таки посмотреть и подумать, сделать так, чтобы информация, которая   
появляется в соцсетях, независимо от того, СМИ её разместили или не СМИ,        
всё-таки подпадала под проверку. Многие выкладывают на своих страничках         
информацию, но они не являются СМИ. Понятно, что, если кто-то эту информацию    
перепечатает, тогда она будет проверяться, а если её никто не перепечатает,     
она так и останется незамеченной. Так вот, может, найдём механизмы, чтобы эту   
информацию проверять и адекватно на неё реагировать?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Андрей Геннадьевич, сейчас я не готов, конечно, ответить на этот   
вопрос. Вы ставите вопрос немножко в другой плоскости, может быть, это даже     
имеет отношение совсем к другому разделу законодательства, не к тому, который   
мы затрагиваем. Но спасибо, это имеет место как тема для размышлений.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кабанова Валентина Викторовна, пожалуйста.                                      
                                                                                
Подготовиться Шеину Олегу Васильевичу.                                          
                                                                                
КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"       
поддержит принятие законопроекта только потому, что вопросы, которые сегодня    
задавались депутатами Государственной Думы, обсуждаются и нашими                
избирателями.                                                                   
                                                                                
Данный закон в случае принятия позволит сократить количество нарушений          
трудового законодательства. Это во-первых.                                      
                                                                                
Во-вторых, данный законопроект соответствует конвенции Международной            
организации труда, которая ратифицирована Государственной Думой Федерального    
Собрания Российской Федерации.                                                  
                                                                                
В-третьих, мы уверены вот в чём: сейчас имеют место нарушения, и внеплановые    
проверки позволят повысить ответственность работодателей и за соблюдение        
трудового законодательства, и за своевременную выплату заработной платы, и за   
соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.                      
                                                                                
Ну и конечно, это приведёт к увеличению налоговых поступлений во внебюджетные   
фонды, о чём сегодня здесь говорилось.                                          
                                                                                
Прошу все фракции поддержать законопроект.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Викторовна.                            
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В.,  фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Я от фракции, поэтому прошу сразу поставить время.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. На самом деле тема, которую мы сейчас обсуждаем, одна из ключевых,   
она охватывает, даже по самым скромным оценкам людей, работающих в академии     
труда, порядка 23 миллионов человек, занятых сейчас на рынке труда              
неофициально. Число таких работников до принятия нынешнего Трудового кодекса    
было вдвое меньше. И пока у профсоюзов были право на забастовку, право на       
коллективные переговоры, право на защиту профсоюзных активистов, в стране       
тоже были неофициально работающие сотрудники, но их число было не 23            
миллиона, а 13 миллионов - оно фактически удвоилось за 17 лет, прошедшие с      
момента принятия Трудового кодекса, который демонтировал многие профсоюзные     
права. Надо понимать, что эта проблема формирует в том числе проблему на        
будущее.                                                                        
                                                                                
Обращаю ваше внимание на изменение пенсионного законодательства, на то, что     
возрастает число баллов, которое требуется для выхода на пенсию: в этом году    
- 11,5 балла (балл даётся за официальную работу на условиях минимальной         
заработной платы год), в следующем году - 13,5 балла, соответственно, к         
2025 году речь будет идти уже о стаже, грубо говоря, 30 лет у людей,            
работающих на условиях минимальной заработной платы. У 23 миллионов человек     
такого стажа нет, и это означает, что для данной категории людей по             
определению происходит повышение пенсионного возраста на пять лет, -            
серьёзная социальная проблема!                                                  
                                                                                
Какие потери это влечёт для консолидированного бюджета Российской Федерации?    
Только потери поступлений по подоходному налогу для субъектов Федерации, для    
муниципальных образований составляют 1,3 триллиона рублей ежегодно, притом      
что их собственная доходная база - порядка 8 триллионов рублей, то есть это     
огромная часть, это 15 процентов собственных доходов региональных и             
муниципальных бюджетов, это сумма, в 3 раза превышающая дотации из              
федерального бюджета регионам Российской Федерации (это к теме вчерашнего       
обсуждения). Эти 23 миллиона человек не платят, естественно, подоходный         
налог, и это формирует серьёзные бюджетные издержки.                            
                                                                                
Помимо подоходного налога есть ещё и отчисления, взносы на социальные нужды.    
Если мы возьмём в качестве официальных данных цифру Росстата, подтверждаемую    
Правительством России: теневая заработная плата составляет порядка 10           
триллионов рублей, - то мы легко можем подсчитать, что консолидированные        
потери внебюджетных фондов составляют порядка 3 триллионов ежегодно, в том      
числе Пенсионного фонда - 2,2 триллиона рублей, фонда медицинского              
страхования - порядка полутриллиона в год. Это деньги, которые не поступают     
из-за неофициального труда работников.                                          
                                                                                
Прозвучала реплика-вопрос: а вот не зашьётся ли инспекция по труду, они очень   
заняты, избыточно, чрезмерно, времени у них не хватает на погашение долгов по   
заработной плате? Есть такое выражение: генералы готовятся к минувшей войне -   
так вот не надо депутатам готовиться к дискуссии, которая была актуальна,       
своевременна 20 лет назад, тогда, например, я лично проводил и участвовал в     
организации около 50 забастовок, связанных с задержкой по заработной плате.     
                                                                                
Проблема есть, для отдельных предприятий она очень болезненна и                 
чувствительна, но в общем и целом сейчас официальные долги по заработной        
плате - 3,5 миллиарда. Вот мы умеем считать вроде бы: 10 триллионов рублей -    
неофициальный фонд оплаты труда, 3,5 миллиарда рублей - долги по заработной     
плате. Разница есть? В 300 раз! Чем надо заниматься? Очевидно: приоритетная     
задача - вытащить работников из неофициальной занятости, помочь им. Понятно,    
что это требует не только административных, полицейских мер инспекции по        
труду. Я, кстати, совершенно согласен с коллегой Гартунгом: здесь должна        
работать государственная налоговая инспекция, потому что у неё для этого есть   
соответствующие мотивации и стимул - повышение налоговых отчислений и в         
муниципальные и субъектовые бюджеты, и в бюджеты внебюджетных фондов. Речь      
идёт, повторю, о сумме почти 5 триллионов рублей в год выпадающих доходов в     
рамках консолидированного бюджета Российской Федерации и социальных фондов в    
стране.                                                                         
                                                                                
Но давайте не будем забывать и о профессиональных союзах. Хотел бы обратить     
внимание палаты и руководства Думы на то, что в этом контексте крайне           
странным выглядит предложение Правительства Российской Федерации в следующем    
году срезать, уменьшить в 2 раза поддержку профессиональных союзов Российской   
Федерации: Федерации независимых профсоюзов России, Конфедерации труда России   
и СОЦПРОФа - все три профсоюза представлены здесь, в депутатском корпусе,       
это, кстати, системные профсоюзы, входящие в трёхстороннюю комиссию при         
Правительстве Российской Федерации. Это вот те НКО, которые реально помогают    
людям уйти от неофициальной занятости, с тем чтобы люди твёрдо стояли на        
ногах, чтобы понимали, что их права защищены, чтобы с их заработной платы шли   
налоги, - по всем этим трём категориям НКО предлагается срезать, вдвое          
уменьшить меры государственной поддержки. У меня это вызывает недоумение, и     
я, конечно, просил бы руководство палаты в этом контексте обратить внимание     
на конструкцию бюджета ко второму чтению.                                       
                                                                                
Безусловно, профсоюзам должны быть даны и отдельные права. А что сейчас         
получается? Стоит работникам сформировать профессиональный союз, как они        
оказываются за воротами. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предлагаем ввести   
право отлагательного вето, чтобы работодатель в суде доказывал, что             
профсоюзные активисты действительно что-то нарушают, чтобы не было ситуации,    
когда неугодные на следующее утро после того, как они сформировали              
профессиональную организацию, оказываются за порогом учреждения, чтобы эти      
люди имели гарантии на защиту своих прав и прав коллег, товарищей по работе,    
чтобы профсоюзы имели право на коллективные переговоры.                         
                                                                                
Напомню, сейчас в России правом на коллективные переговоры обладают только      
профсоюзы, численность которых составляет не менее половины списочного          
состава учреждения. К примеру, если на "АвтоВАЗе" работает 50 тысяч человек,    
людям, которые формируют реальный, хороший, боевой профсоюз, хотят добиться,    
чтобы на "АвтоВАЗе" зарплата была не хуже, чем на "Форде" во Всеволожске, то    
есть поднялась бы в 2 раза, как на другом российском автосборочном              
предприятии, так вот этим людям вначале необходимо включить в профсоюз 25       
тысяч сотрудников, только после этого по российскому законодательству           
начальники соблаговолят начать с этими людьми переговоры по поводу условий их   
труда. Это законодательство на самом деле мешает российским работникам в        
защите своих прав. И кстати, это объясняет, почему у нас 23 миллиона человек,   
по минимальным данным Сафонова, бывшего замминистра труда, сейчас он в          
Академии труда и социальных отношений, работают неофициально, а по оценкам      
Ольги Голодец, не 23 миллиона, а 38 миллионов человек в Российской Федерации    
либо полностью работают в неофициальном сегменте, либо частично в рамках        
реальной зарплаты: условно говоря, из 20 тысяч рублей официальная зарплата -    
8 тысяч.                                                                        
                                                                                
И конечно, законопроект, который сегодня предлагается коллегами, фракция        
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всецело поддержит.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ, безусловно, поддержит           
законопроект, но это лишь один маленький, пока очень осторожный шаг в сторону   
выведения из тени огромной массы наших граждан, которые в ней находятся.        
                                                                                
Вот коллега из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" сказал про 23 миллиона, по одним   
данным, или про 38 миллионов, по другим данным. Сейчас это признают все: это    
признаёт премьер-министр, это признают все его заместители, разводят руками и   
говорят, мол, как же так, в нашей стране, оказывается, чуть ли не четверть      
трудоспособного населения находится в теневом секторе... Почему оно там         
находится и почему государство не принимает нормальных и жёстких мер по         
выведению из этой тени, совершенно непонятно. Идут разговоры о том, что вот     
мы сейчас завалим весь бизнес, малый и средний, если заставим честно платить    
заработную плату и все отчисления в фонды. Но если мы сегодня не начнём         
делать твёрдых и уверенных шагов, завтра ничего не изменится.                   
                                                                                
Триллион рублей недоплачено в бюджеты, а по нашим данным - порядка полутора     
триллионов рублей (есть такие данные, есть такая статистика). Это в             
федеральный бюджет, а ещё есть бюджеты региональные, есть бюджеты               
внебюджетных фондов, которые тоже теряют эти деньги. Есть будущее у тех, кто    
сегодня работает... Точнее, его нет в плане получения нормальных пенсий. Есть   
люди, которые 15, 20 лет, а некоторые даже больше работают в неофициальном,     
сером секторе, - и что будет с ними завтра? В ближайшее время они начнут        
массово выходить на пенсию - без права на эту самую пенсию! То есть по          
достижении 60 лет мужчины и по достижении 55 лет женщины пенсию не получат, и   
к 2025 году таких будет уже около 20 процентов. Вдумайтесь: каждый пятый,       
достигнув пенсионного возраста, не получит страховую трудовую пенсию и будет    
ждать только социальную минимальную ещё через пять лет! Таким образом,          
проблема есть, и её решение сегодня требует политической воли.                  
                                                                                
Первый шаг - это, безусловно, ужесточение ответственности. Я думаю, ко многим   
из вас уже обращались люди, которые не могут получить пенсию, соответствующую   
заработной плате, которая выплачивалась им в конвертах, потому что не было      
соответствующего трудового договора. Некоторые вообще не оформлены, и самое     
главное - они не оформлены не на каких-то там частных маленьких предприятиях.   
                                                                                
Полгода назад я зашёл на строительную площадку федерального перинатального      
центра, который строится в городе Ульяновске: киргизы, таджики, лица из         
других наших братских когда-то республик работают без всяких договоров, есть    
некая фирма, с ней заключён гражданско-правовой договор, набраны рабочие, а в   
итоге никаких трудовых договоров, никаких гарантий. Ну и, естественно,          
соответствующее освоение государственных средств и результат, который мы        
сегодня имеем, я имею в виду в части сданных объектов: из 30 еле-еле сдано      
17.                                                                             
                                                                                
Другой случай, произошедший тоже на одном из наших федеральных объектов:        
обращается девушка 23 лет, которая упала с высоты и сломала позвоночник, -      
после проверки оказалось, что эта девушка нигде не оформлена, ни в каких        
трудовых отношениях не состоит, никто ей ничего не должен. И вот только когда   
она с переломом позвоночника получила вторую группу инвалидности, через год,    
еле-еле, через суд мы добились того, что её всё-таки признали работавшей,       
чтобы ей выплатили все необходимые и положенные по закону бонусы.               
                                                                                
Что касается жёсткой практики использования этих самых агентов, трудовых        
агентов, я повторяю, это практика многих стран. И даже не надо ссылаться        
сегодня на законодательство, когда я, как депутат, шлю запрос                   
соответствующий, а мне приходит ответ, мол, уважаемый депутат, если вы не       
приведёте конкретно фамилию, имя, отчество и год рождения того человека,        
который вам жалуется, где он работает и сколько получает, мы проверять не       
будем. К большому сожалению, это стандартные ответы, которые мы сегодня         
получаем: то не согласует прокуратура, то нет оснований... А в результате       
такие обращения остаются без соответствующей реакции. А вот если будут люди     
специальные, которые, работая в трудовой инспекции либо в какой-нибудь иной     
государственной структуре, будут приходить устраиваться на работу, не           
получать соответствующих трудовых договоров, а после этого к работодателям      
будут применяться жёсткие меры, я вас уверяю, мы это количество - 25 или 30     
миллионов человек - буквально в течение короткого времени сократим, а самое     
главное, дадим людям надежду на достойную пенсию, на достойную оплату труда и   
на все социальные гарантии, которые сегодня существуют. Я уже не говорю о       
федеральном бюджете, который значительно наполнится в результате этого, что     
позволит решить многие проблемы, которые мы сегодня, при нынешнем варианте      
проекта бюджета, решить не можем: и по здравоохранению, и по образованию, и     
по другим социально важным статьям.                                             
                                                                                
Фракция поддерживает данный законопроект и считает, что продолжать жёсткую      
работу в этом направлении необходимо и дальше.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет ли выступать представитель президента? Нет.         
Правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Заключительное слово докладчика? Михаил Евгеньевич, будете выступать?           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Бугере.                                  
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Хочу выразить особую благодарность Совету Государственной Думы     
за то, что включение данного законопроекта в повестку дня совпало с             
государственным праздником Башкортостана - Днём Республики. Спасибо!            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, депутат Тарасенко, будет выступать с         
заключительным словом? Нет.                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации", 6-й вопрос нашей повестки   
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.