Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1180448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (о дополнительном законодательном урегулировании вопросов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5611 по 6050 из 6899
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)         
народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации". Доклад   
Елены Григорьевны Драпеко.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагаем     
вашему вниманию проект закона, который касается совершенствования системы       
охраны объектов культурного наследия, которые являются многоквартирными         
жилыми домами - памятниками.                                                    
                                                                                
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия... народов Российской       
Федерации" уже содержит специальные нормы, предусматривающие особенности        
государственной охраны таких объектов, однако данных норм, на наш взгляд,       
недостаточно для надлежащего обеспечения их сохранности.                        
                                                                                
Мы предлагаем большинство таких домов, которые находятся в                      
неудовлетворительном, аварийном состоянии, рассмотреть. Их необходимо           
ремонтировать, и делать это нужно с учётом историко-культурной ценности таких   
зданий, наличие которой и отличает их от всех остальных, обычных                
многоквартирных домов. Работа по сохранению памятников истории и культуры       
проводится в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 73-ФЗ "Об           
объектах культурного наследия...". В отношении многоквартирных домов, в том     
числе отнесённых к объектам культурного наследия, действуют нормы Жилищного     
кодекса Российской Федерации, которые предусматривают проведение капитального   
ремонта таких домов, но не учитывают особенности проведения работ по            
сохранению объектов культурного наследия, которые предусмотрены Федеральным     
законом "Об объектах культурного наследия...".                                  
                                                                                
Проектом нашего федерального закона мы предлагаем соотнести положения           
Жилищного кодекса и Федерального закона "Об объектах культурного наследия..."   
и дополнить указанные законодательные акты положением о выполнении работ по     
капитальному ремонту многоквартирных домов - памятников путём проведения        
работ по сохранению объектов культурного наследия.                              
                                                                                
Мы благодарны заместителю Председателя Правительства Российской Федерации       
Марату Шакирзяновичу Хуснуллину, который обозначил на "правительственном        
часе" в Государственной Думе проблемы проведения капитального ремонта           
многоквартирных домов - памятников. Они связаны с предметом охраны таких        
объектов, с государственной историко-культурной экспертизой, с проектной        
документацией при проведении работ, с применением реставрационных расценок      
при проведении капитального ремонта общего имущества таких памятников истории   
и культуры. Как авторы законопроекта, мы готовы работать над этим проектом ко   
второму чтению с учётом вопросов, поднятых в выступлении нашего                 
вице-премьера, а также с учётом замечаний Правительства Российской Федерации    
и Счётной палаты, предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации,   
с участием Минстроя, Минкультуры и всех заинтересованных сторон.                
                                                                                
Хотелось бы отметить ещё один аспект, требующий соотнесения положений           
Жилищного кодекса с положениями Федерального закона "Об объектах культурного    
наследия...". 73-й федеральный закон запрещает снос объектов культурного        
наследия, что в полной мере распространяется и на многоквартирные дома -        
памятники, в том числе в случае их аварийного состояния, однако Жилищный        
кодекс предусматривает в отношении аварийного жилья либо снос, либо             
реконструкцию. Поэтому мы проектом федерального закона предлагаем дополнить     
Жилищный кодекс положением о запрете сноса многоквартирных домов, являющихся    
объектами культурного наследия, и необходимости проведения работ по их          
сохранению.                                                                     
                                                                                
Проведение капитального ремонта многоквартирных домов обходится дороже          
ремонта обычных домов, и в связи с этим только средств, предназначенных для     
капитального ремонта, которые сдают наши граждане - мы собираем средства на     
капитальный ремонт, - конечно, недостаточно. Учитывая, что такие                
многоквартирные дома находятся под государственной охраной, законопроект        
предусматривает право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,     
органов местного самоуправления софинансировать работы по сохранению этих       
объектов культурного наследия.                                                  
                                                                                
Необходимо отметить, что тема сохранения многоквартирных домов очень острая,    
давно назревшая. Подготовка нашего законопроекта была начата ещё в 2017 году,   
для чего в Комитете по культуре была создана рабочая группа по выработке        
предложений в части совершенствования законодательного регулирования вопросов   
государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, которые      
являются многоквартирными домами. Эта группа была создана совместно с           
комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, который существовал ещё в         
прошлом созыве Государственной Думы. В состав рабочей группы вошли              
представители Минкультуры, Минстроя, Минфина, Ассоциации региональных           
операторов капитального ремонта многоквартирных домов, региональных органов     
охраны объектов культурного наследия. Сегодня мы рассматриваем концепцию        
законопроекта, впереди большая работа по его доработке ко второму чтению с      
участием всех заинтересованных сторон.                                          
                                                                                
Прошу поддержать концепцию законопроекта и проголосовать за его принятие в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ольги Михайловны Германовой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Елена Григорьевна очень      
детально и подробно объяснила смысл законопроекта. Ещё раз подчеркну, что мы    
работаем над ним с 2017 года, работают рабочие группы. Действительно,           
многоквартирные дома - памятники находятся в особом разделе объектов            
культурного наследия.                                                           
                                                                                
Суть и основные два посыла. Мы даём субъектам право софинансировать расходы     
по сохранению многоквартирных домов - подчёркиваю: не обязанность, а право. И   
второй момент: конечно, мы вносим в Жилищный кодекс также изменения, потому     
что многоквартирные дома, которые признаются аварийными, по Жилищному кодексу   
сносятся. Но если они являются объектами культурного наследия, то нет права     
их сносить, мы будем принимать меры по их сохранению.                           
                                                                                
На данный законопроект у нас получено положительное заключение правительства,   
присланы положительные заключения от законодательных органов государственной    
власти субъектов Российской Федерации, от исполнительных органов                
государственной власти субъектов, а также от комитета по строительству,         
который является соисполнителем по данному законопроекту, и от Счётной          
палаты.                                                                         
                                                                                
Предложения по данному законопроекту есть, мы доработаем их ко второму          
чтению.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Берулава Михаил Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
В основном в законопроекте уточняется порядок выявления объектов культурного    
наследия. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту рассчитано        
почти год назад - за это время и строительные материалы, и ремонтные работы     
подорожали. Я думаю, что необходимо провести перерасчёты.                       
                                                                                
И такой короткий вопрос. До каких пор мы в законах будем портить русский        
язык? В очередной раз указывается, что уведомление вручается под роспись, а     
мы знаем, чем отличаются значения слов "подпись" и "роспись".                   
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М. Действительно, мы финансовые расходы будем уточнять ко          
второму чтению, потому что часть многоквартирных домов - памятников уже         
отремонтирована. Выступал Хуснуллин здесь у нас на "правительственном часе",    
он назвал цифру - 9 тысяч домов-памятников, и мы запрашивали 155 миллиардов     
на 30 лет. Ко второму чтению все эти моменты мы подуточним.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Всё-таки действительно, вот по данным Минстроя, капремонт в      
таких домах в среднем в 2 раза дороже, чем в обычных домах, и, конечно,         
расширение круга обязанностей для собственников такого жилья означает большие   
затраты без учёта, насколько я понимаю, социально-экономического положения      
каждого такого собственника. Вот концептуально данным законопроектом всё-таки   
какой подход планируется: помогать этим людям или склонять их к тому, чтобы     
они расставались с таким жильём?                                                
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М. Конечно, мы будем помогать. Именно поэтому законопроектом       
предусматривается право софинансирования из бюджетов субъектов и                
муниципальных бюджетов. Ну, условно говоря, есть у Москвы хороший бюджет, а     
права софинансировать дома нет. Вот такое право законопроектом                  
предусматривается.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пилипенко Ольга Васильевна.                               
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Мы знаем, что объектом охраны иногда может являться не весь многоквартирный     
дом, а его элементы, допустим какие-то лестницы, лепнина, ставни или ещё        
что-то, несмотря на то что дом полностью не имеет охранной грамоты. Вот         
предусмотрены ли в законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, нормы,      
позволяющие в таких случаях производить возмещение расходов на капитальный      
ремонт объектов охраны многоквартирного дома?                                   
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М. Ольга Васильевна, этот вопрос и мы в комитете поднимаем уже     
давно, и заместитель председателя правительства на "правительственном часе"     
обозначил эту тему. Здесь нужно выделять предмет охраны - если, допустим,       
только лестница в доме является предметом охраны, то зачем весь остальной дом   
ремонтировать по удвоенным расценкам? Этот вопрос у нас на контроле, ко         
второму чтению мы его будем обсуждать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Михайловна, кроме права субъектов на выделение   
средств для того, чтобы сохранять объекты культурного наследия и содержать      
подобного рода многоквартирные дома, в этом законопроекте сохраняется ещё и     
обязанность жильцов этих домов, а также других многоквартирных домов,           
которыми управляет какая-либо компания, оплачивать услуги ЖКХ. Вот при так      
называемом котловом методе, который использует управляющая компания, когда      
все собирают средства на ремонт, не случится ли так, что увеличится стоимость   
услуг ЖКХ для тех, кто живёт в многоквартирных домах, не относящихся к          
объектам культурного наследия, и не повлияет ли это на сроки проведения         
ремонта как раз вот в тех домах, которые не являются объектами культурного      
наследия?                                                                       
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М. Нет абсолютно. Плата за жилищно-коммунальные услуги не будет    
увеличена, она рассчитана по одному принципу. Средства, которых не будет        
хватать, как раз могут дополняться, направляться из бюджетов субъектов, о чём   
я сказала: мы предусматриваем право субъекта на софинансирование.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Вопрос авторам.                                                 
                                                                                
На сегодняшний день многоквартирные дома - объекты культурного наследия не      
подлежат сносу, нет возможности изъять для государственных и муниципальных      
нужд земельный участок под объектом культурного наследия, жители объектов       
культурного наследия - многоквартирных домов не могут быть расселены и          
выселены. Вашим законопроектом всё это допускается: допускается изъятие         
участка под объектом - многоквартирным домом для государственных и              
муниципальных нужд и принудительное расселение жильцов многоквартирного дома.   
У вас это записано - почему вы это сделали?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
Драпеко включите микрофон.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо за вопрос, Оксана Генриховна. Вы совершенно правы, наш    
законопроект предполагает, что если собственники не в состоянии                 
отремонтировать аварийный дом за свой счёт, если предписание о приведении его   
в надлежащее состояние не будет выполнено, то муниципалитет или субъект         
Российской Федерации имеет право на изъятие такого объекта, естественно, по     
нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе. Мы приравниваем такие объекты к   
обычным домам, когда производится выкуп недвижимости по кадастровой либо по     
рыночной стоимости, включая выкуп земельного участка. Мы не прописываем         
ничего нового, мы просто эти дома приравниваем к обычному жилью в части прав    
их собственников.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемая Ольга Михайловна, вопрос вам (частично вы уже           
ответили). Любое расширение обязанностей и полномочий управляющих компаний,     
ТСЖ и жилищных кооперативов, несомненно, скажется на стоимости услуг,           
коммунальных и прочих платежей и сборов. Вы знаете, что мы завалены жалобами,   
спорами в этом секторе, они перерастают в серьёзнейшие конфликты. И всё же      
вопрос: каким образом предполагается вести контроль над способами и формами     
исполнения задач по сохранению объектов культурного наследия управляющими       
компаниями, ТСЖ и жилищными кооперативами?                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Позвольте, я отвечу.                                              
                                                                                
Спасибо за вопрос. Ситуация сегодня разворачивается таким образом, что органы   
охраны памятников должны заключить индивидуальный договор с каждым              
собственником. В доме может быть и 20, и 50 квартир и собственников может       
быть любое количество. Мало того, могут быть разные формы собственности: на     
первом этаже может быть какое-то юридическое лицо, могут быть квартиры,         
которые принадлежат муниципалитету, то есть социальное жильё. Управлять таким   
хозяйством сегодня очень сложно, а органам охраны очень сложно                  
контролировать. Поэтому мы прописали, что по решению жильцов проводится         
собрание и они либо доверяют управляющей компании, либо передают эти            
полномочия жилищному кооперативу, если они члены кооператива, или любому        
другому лицу, либо оставляют это право за собой в случае, если им так           
удобнее. И тогда уже управляющая компания либо товарищество собственников       
жилья осуществляют контроль и взаимодействие с органами охраны, а органы        
охраны в свою очередь следят за управляющей компанией, потому что чаще всего    
предметы охраны находятся в общедомовом имуществе, это как раз лестницы,        
витражи, лепнина, которые не в квартирах. И управляющие компании уже сами с     
собственниками урегулируют вопросы. Вот такой механизм мы придумали именно      
для того, чтобы было проще и эффективнее взаимодействовать по охране такого     
рода объектов.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич.                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопросы докладчикам.                                                            
                                                                                
Вот каким образом будет осуществляться софинансирование, если дом имеет свой    
спецсчёт, то есть не в общий котёл люди платят за капремонт, а переводят        
деньги на свой спецсчёт? И что будет в случае, если органы власти не            
воспользуются своим правом софинансировать? Дом, выходит, никогда не будет      
отремонтирован. И вообще, если действительно вот в каком-то субъекте            
Российской Федерации не так много денег и нет возможности софинансировать       
ремонт таких домов, то в целом не повлечёт ли это увеличение оплаты за          
капитальный ремонт для всех собственников многоквартирных домов в этом          
регионе?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко включите микрофон.                                
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Прошу прощения, эту часть законопроекта разрабатывал профильный   
комитет, а сегодня это комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству, и я очень   
попрошу Хованскую Галину Петровну ответить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Хованской.                              
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ну, комиссия у нас занимается не коммунальным хозяйством, а обеспечением        
жилищных прав граждан, это первое. Коммунальное хозяйство остаётся в ведении    
комитета по строительству, как и коммунальная инфраструктура, развитие          
территорий и прочие всякие вопросы, проблем у них хватает.                      
                                                                                
А что касается спецсчёта, я хочу напомнить: если внимательно прочитать          
Жилищный кодекс, то можно увидеть, что вот эти средства софинансирования в      
таком же объёме должны поступать на спецсчёт, никаких проблем здесь нет.        
Более того, это гораздо более эффективная схема управления процессом            
капитального ремонта, потому как люди вправе осуществлять контроль, они         
бережно, как правило, относятся к своему дому и очень болезненно воспринимают   
недостатки работ подрядчиков по капитальному ремонту. При спецсчёте они могут   
осуществлять этот контроль; если будет общий котёл, такой контроль исключён.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Законопроект очень важный и нужный, в моём избирательном округе таких домов     
очень много. И в связи с этим два вопроса Елене Григорьевне.                    
                                                                                
Вопрос первый: правильно ли я понимаю, что реставрационные работы будут         
проводиться только по объекту охраны, то есть, например, водопровод делает      
обычный подрядчик, а, предположим, лепнину или внешний фасад делают именно      
реставраторы? И второй вопрос: кто принимает решение о необходимости            
проведения реставрационных работ на объекте ОКН?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко микрофон включите.                                
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. И сегодня, и в будущем органы охраны объектов культурного         
наследия, региональные органы охраны, которые отвечают за дом, будут            
принимать решение. Я хочу сказать, что вы совершенно правы, мы тоже согласны    
с тем, что по реставрационным расценкам надо проводить ремонт того, что         
является предметом охраны, а всего остального можно и по обычным расценкам.     
Другое дело, что на такой дом обязательно делается специальный проект           
реставрации и дальше осуществляется ещё и надзор за тем, как происходит вот     
такого рода реставрация, и здесь мы как бы послабления давать не собираемся.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я не сомневаюсь, что цели авторов            
законопроекта были благими, однако результат представленного законопроекта      
может быть чрезвычайно печальным.                                               
                                                                                
Первое. Законопроект предполагает (это было в моём вопросе) возможность         
изъятия земельного участка под многоквартирным домом и расселения и выселения   
граждан, что на данный момент не допускается, потому что дома, являющиеся       
объектами культурного наследия, не подлежат сносу, соответственно, граждане     
не подлежат выселению и расселению.                                             
                                                                                
Как будет действовать механизм? Гражданам будут предлагать: выполните работы    
по сохранению объекта культурного наследия и выполните работы по ликвидации     
аварийности. Что такое объекты культурного наследия? Это преимущественно        
дома, построенные до 17-го года. Признаки аварийности и наличие аварийности     
означает недопроизведённый капитальный ремонт. Практически ни один дом не       
может себе позволить выполнить работы по сохранению объекта и ликвидации        
аварийности за счёт собственников, поскольку это чрезвычайно дорого. На самом   
деле расходы только на капитальный ремонт такого дома, без учёта работ по       
сохранению, в разы отличаются от стандартных расходов по капитальному           
ремонту. Таким образом, фактически это будет означать следующее. Понравится     
кому-то какой-то дом, являющийся объектом культурного наследия, - гражданам     
будет предложено: выполните работы по сохранению и ликвидируйте аварийность.    
А её признаки везде можно найти, в каждом доме - объекте культурного            
наследия. Не выполнили - расселяем, выселяем вас по суду. И это плохо не        
только для жильцов. У нас в Петербурге была такая программа, она, к счастью,    
не была реализована. Так вот, расселили жильцов, расселили исторические         
здания, и они десятилетиями стоят в руинированном виде и разрушаются, потому    
что, после того как расселили жильцов, никому этот дом не нужен, а              
восстанавливать его и доводить до нормального состояния в разы дороже.          
                                                                                
Кроме того, мы в Петербурге разработали программу с неполным (частичным)        
расселением, только коммунальных квартир, и ремонтом общедомового имущества.    
Это в разы дешевле, а программа расселения дома, выкупа и потом                 
восстановления всего дома с нуля - ну это вообще астрономические цифры, никак   
не 155 миллиардов. Мы по Петербургу сделали программу, у нас 1,3 тысячи         
многоквартирных домов - объектов культурного наследия, из них программа         
рассчитана на 600. Так вот, ремонт 600 домов - объектов культурного             
наследия... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. ...с неполным расселением, только коммуналок, стоит 500         
миллиардов. 500 миллиардов! На 1 квадратный метр жилой площади при ремонте      
общедомового имущества в доме - объекте культурного наследия надо в среднем     
70 тысяч рублей, это по старым ценам. Так что то, что на 9 тысяч домов надо     
155 миллиардов, - это какая-то фантастика.                                      
                                                                                
Здесь нужен совсем другой механизм и источники. Если это отнести на             
капремонт, то есть если мы будем ремонтировать и сохранять объекты              
культурного наследия за счёт фонда капремонта, то он моментально                
разбалансируется, - моментально! - потому что это огромные расходы, на          
граждан это тоже возложить невозможно, а этот закон не создаёт никакого         
дополнительного механизма. Он возлагает это либо на фонд капремонта, то есть    
это будет за счёт взносов или за счёт ущемления интересов по капремонту в       
других домах, либо на жильцов многоквартирных домов. Я уже не говорю о          
социально-политических рисках, которые будут у этого закона. Если бы он         
сейчас в первом чтении принимался не в условиях спецоперации, а в нормальной    
ситуации, у нас в Петербурге уже митинги были бы около каждого дома             
многоквартирного.                                                               
                                                                                
Я думаю, что за этот законопроект голосовать нельзя, но если он будет принят    
в первом чтении, то менять нужно будет всё, от первой до последней буквы.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соловьёв Сергей Анатольевич, пожалуйста.                  
                                                                                
СОЛОВЬЁВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении. В         
процессе дискуссии докладчики достаточно подробно рассказали о сути             
законопроекта. Мы считаем, что данный проект направлен на реализацию            
конституционных положений, обязанности каждого гражданина заботиться о          
сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и     
культуры в интересах настоящего и будущего наших поколений.                     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает принять данный законопроект в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и       
культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской            
Федерации", пункт 39.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.