Заседание № 17
21.12.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1179027-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка и его Устав".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3320 по 3731 из 8668
Коллеги, переходим к 15-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка и его Устав". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Анатольевича Сторчака. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Тема проекта федерального закона названа, хочу остановиться на основных положениях и тех изменениях, которые в результате более чем десятилетней работы были внесены в соглашение и в Устав Международного инвестиционного банка. Ну, наверное, два слова об этом институте. Он был учреждён в 1970 году в рамках Совета экономической взаимопомощи и был призван решать задачи привлечения долгосрочных инвестиций в экономики стран - членов СЭВ. За время деятельности институт обеспечил финансирование ряда крупных проектов на территории бывшего Советского Союза, например строительства газопровода от Уренгоя до западной границы Советского Союза. В результате договорённостей, достигнутых странами - членами этой организации, вносятся следующие изменения в тексты соглашения об учреждении МИБа и устава МИБа (я их называю тезисно - в раздаточных материалах, которые мы представили, всё достаточно подробно описано). Прежде всего, вводится трёхуровневая система управления этим институтом, что соответствует современным тенденциям в деятельности многосторонних банков развития. Далее, вводится взвешенная система голосования при принятии управленческих решений: до этого в рамках норм, которые действовали в СЭВе, все решения принимались консенсусом, и это означало, что Российская Федерация (и бывший Советский Союз), основной акционер, вынуждена была голосовать одним голосом. Также принято решение об отходе от системы квот при распределении руководящих должностей в органах управления банка. Увеличен объём объявленного уставного капитала - с 1 миллиарда 300 миллионов до 2 миллиардов евро. Введён так называемый капитал по требованию. В условиях изменений на бывшем пространстве СССР принято решение, что официальные языки этого института - русский и английский, но делопроизводство по-прежнему ведётся на русском языке. За институтом сохраняются привилегии и иммунитеты, характерные для многосторонних банков развития, для международных организаций. Устав МИБа зарегистрирован в ООН и в этом смысле содержит все необходимые атрибуты. В заключение хочу подчеркнуть, что мы имеем дело с уникальным институтом, уникальной международной организацией, в числе членов которой государства Восточной Европы, добившиеся того, что МИБ был выведен из-под режима санкций и имеет возможность фондироваться на западных рынках. Подчеркну, что это решение наших партнёров по МИБу, а не инициатива Российской Федерации. Важное событие в деятельности МИБа - в его состав вернулась одна из стран-учредителей, в своё время вышедшая Венгрия, членство восстановлено в полном объёме. В настоящее время три из стран-учредителей уже завершили ратификационные процедуры, связанные со вступлением в силу новых договорённостей, Российская Федерация - четвёртая страна, которая завершает внутригосударственные процедуры в этой области. С учётом того что у МИБа, штаб которого находится на территории Российской Федерации, в Москве, имеются иммунитеты и привилегии, протокол подлежит ратификации. Ратификация протокола не потребует выделения средств из федерального бюджета. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем очень важный документ, который изменяет правила работы международного института развития, находящегося на территории нашей страны: до настоящего времени решения в этом международном институте принимались по принципу "одна страна - один голос", и вот протокол изменяет это правило и предоставляет большие возможности для принятия решений той стране, которая внесла больше средств в уставный капитал данной организации. Поскольку Россия имеет почти 50 процентов в капитале этого института, наша страна будет играть решающую роль при принятии решений. Это важно для развития межгосударственных экономических отношений и для того, чтобы средства этого института направлялись на проекты в России. На данный момент средства Международного инвестиционного банка распределяются следующим образом: 43 процента инвестировано в страны Центральной и Восточной Европы, 24 процента - в азиатские страны и только 16 процентов - в проекты в Российской Федерации. Очевидно, что такое несправедливое распределение средств должно быть изменено, и правила, которые мы внесём, если ратифицируем протокол, позволят такое соотношение изменить. Необходимо иметь в виду, что Международный инвестиционный банк имеет инвестиционный рейтинг более высокий, чем наша страна, - используя этот международный институт, мы могли бы активно привлекать средства на мировых рынках, поскольку МИБ не подвержен санкциям; кроме того, следует более активно использовать его для решения многих экономических задач. В связи с этим я хотел бы обратить внимание представителей правительства на Международный банк экономического сотрудничества, который был создан примерно в то же время, в начале 70-х годов, для обслуживания экономического сотрудничества стран - членов СЭВ, но там правила пока не изменены. Мы, конечно, должны настаивать на том, чтобы таким же образом произошло изменение документов Международного банка экономического сотрудничества. Поскольку предложенный вам протокол отвечает интересам страны, прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Есть ли вопросы докладчику и содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, учитывая, что Россия сейчас формирует фактически две трети уставного капитала МИБа, правильно ли мы понимаем, что своеобразный контрольный пакет будет находиться в руках российской стороны при принятии решений? СТОРЧАК С. А. У нас есть два инструмента оказания влияния на деятельность итого института. Первый: назначаемый председатель правления - всегда представитель Российской Федерации, рекомендуемый на должность Правительством Российской Федерации. Второй инструмент. На самом деле мы контролируем 47 процентов голосов. Избыточное число голосов у одной страны-акционера отрицательно оценивается рейтинговыми агентствами с точки зрения финансовой устойчивости института, поэтому дальнейшее наращивание этого показателя нецелесообразно. Более того, 47 процентов позволяют нам легко контролировать принятие управленческих решений: солидарно выступая с любым из других акционеров, мы будем иметь 50 процентов голосов и больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня к Сергею Анатольевичу вопрос. Безусловно, каждая страна ищет выгоду, вступая в любые международные организации, получая членство в учреждениях, то есть каждая страна думает, что она получит. Вот я смотрю: инвестиции в основном получали азиатские страны, европейские, а мы только 16 процентов - конечно, участие выгодно именно этим странам. Основную лепту в МИБ вносим мы, а если изменятся условия, будет ли эта структура надёжной? Сегодня в отношении её нет санкций, а вдруг завтра и она подвергнется им, как наша страна? СТОРЧАК С. А. Особенностью текущего этапа является очень большая заинтересованность стран Восточной Европы в поддержке этого института. Все эти страны приняли решение о докапитализации, об участии средствами национальных бюджетов в докапитализации МИБа. Я думаю, в текущих условиях геополитической напряжённости этот факт говорит сам за себя. Касательно проектов Российской Федерации. Действительно, на определённом этапе доля России в кредитном портфеле МИБа упала, но это связано в основном с темпами падения роста ВВП, с уменьшением числа предлагаемых к финансированию проектов, отсюда такой результат. В настоящее время в числе проектов, который прорабатывает МИБ, - двенадцать проектов, реализуемых на территории Российской Федерации, общим объёмом около 200 миллионов евро. Если все эти проекты будут признаны окупаемыми, то мы существенно сбалансируем тот кредитный портфель, который накопился. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Сергей Анатольевич, мы наблюдаем в последнее время тенденцию: мы вроде везде участвуем, вступаем в организации, платим взносы, перечисляем пенсии, прощаем долги, но... всё-таки 47 процентов - это не 51 процент. Вот какие действительно есть гарантии того, что мы сможем контролировать процессы, происходящие в этом финансовом институте? А если мы их не сможем контролировать гарантированно, тогда зачем там состоять? Следующий вопрос: за счёт каких денежных средств увеличивается до 2 миллиардов уставный фонд? И третий вопрос: какие конкретные проекты были проинвестированы этим кредитным институтом на территории Российской Федерации, в каком объёме и какую прибыль Российская Федерация в конкретных единицах фактически уже получила? СТОРЧАК С. А. Это очень большое количество вопросов, но я попытаюсь ответить на них. Ну, прежде всего, за период деятельности, существования МИБа Советский Союз - подчеркну, Советский Союз, а не Российская Федерация - в виде дивидендов получил в эквиваленте 1,5 миллиарда евро в бюджет. 90-е, нулевые годы прошли под знаком урегулирования задолженности бывшего Советского Союза, Российской Федерации перед этим институтом, поэтому нормальной операционной деятельности банк долгое время не вёл, и это была прямая ответственность Российской Федерации, потому что все остальные страны-акционеры свои долговые обязательства перед МИБом урегулировали в 90-е годы. Далее. Точное число проектов, профинансированных МИБом на территории Советского Союза за весь период его деятельности, я назвать не могу, просто не помню, но по сумме накопленных инвестиций эта величина достигает 6 миллиардов евро. Повторяю: в период рейгановских санкций именно МИБ обеспечивал финансирование газопровода Уренгой - западная граница СССР, это был прорывной проект, и здесь МИБ сыграл важную роль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич, пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, два вопроса. Вы сказали, что ратификационные процессы начались в странах-участницах, но мы же знаем, что, например, европейские страны имеют усечённую международную правосубъектность. Допустим, какой-нибудь европарламентарий-русофоб выступит с трибуны Европарламента, скажет, что участие в МИБе нецелесообразно, и ратификационные процессы в результате затормозятся. Какими гарантиями они обеспечивают свои подписи под этими изменениями? Это первое. И второе. Квоты в уставном капитале и доли - разные: доля Российской Федерации - 150 миллионов евро, а квота - 580 миллионов, и в пояснительной записке сказано, что ратификация не повлечёт дополнительных расходов из бюджета. Получается, нам надо квоту свою оплачивать, а в ФЭО вы пишете, что денег не надо, вот как это соотносится? То есть откуда тогда они возьмутся - вот вопрос. СТОРЧАК С. А. Квота - это "callable capital", капитал по требованию. Обычно правление банка прибегает к использованию этого инструмента в том случае, если банк попадает в ситуацию финансовой неустойчивости и его нужно докапитализировать. Фактически это условное обязательство, которое на практике многосторонними банками развития ни разу не реализовывалось, а этих банков сейчас насчитывается больше двадцати. Понятие капитала по требованию существует, оно необходимо для того, чтобы фондироваться на международных рынках и обеспечивать так называемый левередж. В этом смысле никаких дополнительных затрат из нашего федерального бюджета, как и из бюджетов государств-членов, не потребуется. Что касается ратификационных процедур в европейских странах. Коллеги, с которыми мы постоянно общаемся, не видят никакой связи между их участием в МИБе, как, собственно говоря, и в МБЭС, о котором сегодня упоминали, и теми обязательствами, которые приняты этими странами в рамках их участия в Европейском союзе. Они участвуют и в МИБе, и в МБЭС в качестве суверенных государств, обладают всеми необходимыми правами именно как суверенные независимые государства и принимают решения в том числе в рамках своих национальных бюджетных процессов о выделении ресурсов. Повторю, это очень важный шаг с точки зрения позиционирования их заинтересованности в поддержке этого института на историческую перспективу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А. Уважаемый Сергей Анатольевич, у меня на самом деле похожий вопрос был. Данным протоколом предлагается увеличить уставный капитал с 1,3 миллиарда евро до 2 миллиардов евро. Россия практически является пятидесятипроцентным обладателем уставного капитала. Вы в своём докладе сказали, что не потребуется дополнительных бюджетных ассигнований. Вопрос: за счёт чего будет увеличиваться уставный капитал? СТОРЧАК С. А. Объявленный капитал многостороннего банка развития состоит из двух частей: разрешённый капитал и оплаченный капитал. Оплаченный капитал этого института сформирован и, насколько я помню, равен в настоящее время 330 миллионам евро, это и есть оборотные средства, за счёт которых обеспечивается левередж. Оплаченный капитал и разрешённый капитал - это ориентиры для менеджмента с точки зрения фондирования на международных рынках. Акционеры в условиях устойчивости финансового института не обязаны довносить в капитал какие-то ресурсы, поэтому ни в текущем году, ни в ближайшие три-пять лет мы не планируем докапитализацию этого института, если только, конечно, не возникнет такая потребность из-за его неустойчивости или если он не будет настолько эффективно функционировать, что соотношение между собственным и заёмным капиталом - так называемый левередж - будет нам уже мешать наращивать его кредитные операции и увеличивать суммы его активов. Собственно говоря, здесь никаких рисков нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Просьба включить режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сергей Анатольевич, хотел бы обратить ваше внимание на то... Я, конечно, не претендую на роль большого специалиста в области банковской деятельности, инвестиций, экономики, но хотел бы обратить ваше внимание - если вы сейчас посмотрите на трибуну и начнёте меня слушать - на тот вопрос, который меня поразил, когда я только пришёл в Государственную Думу в шестом созыве: сорок минут мы обсуждали вопрос о целесообразности вступления Российской Федерации во всемирную ассоциацию производителей кофе, притом что кофе мы не производим. Мы всё-таки приняли решение в неё вступить, но один из вопросов, которые задавали, был такой: зачем мы это делаем с учётом того, что нужно ежегодно платить взнос 9 миллионов евро (если я сейчас не ошибаюсь в сумме), - и представители правительства нам объясняли, что мы это делаем для создания имиджа Российской Федерации, для того, чтобы поддерживать дружественные отношения с теми странами, которые являются производителями кофе. Я хотел бы также напомнить, что в своё время мы оказали финансовую помощь Украине в размере 3 миллиардов долларов, - теперь внезапно ситуация изменилась, и мы не знаем, как эти деньги вернуть. В пояснительной записке вы указали государства, которые являются членами этой финансовой организации, но вы огласите нам также список государств, которые признали Крым в составе Российской Федерации, список государств, которые критикуют недоброжелательную деятельность в отношении Российской Федерации. Я понимаю, что нужно платить за такую любовь, но она должна быть взаимной, а мы платим пенсии пенсионерам, которые уехали в Израиль ещё из Советского Союза!.. Я задаю вам прямой вопрос: откуда возьмётся докапитализация - вы от него уходите. Я задаю вам прямой вопрос: сколько средств за время существования Российской Федерации (более двух десятков лет!) из этого кредитного инвестиционного института пошло на инвестиции в Российскую Федерацию и какие мы получили с этого дивиденды - вы опять начинаете рассказывать про Советский Союз. Ну давайте посмотрим, какие сейчас проекты реализуются! У нас есть такой же российско-китайский фонд, только там тоже у Российской Федерации нет контрольного пакета, и вы не сможете нам назвать ни одного выдающегося проекта, который сейчас за счёт инвестиций Китая реализуется в Российской Федерации. Мы умудряемся за свой счёт инвестировать газовые потоки в другие страны! Когда вы приносите такие документы... Ну вы же большой специалист в этом вопросе, ответьте на элементарные вопросы! Если у нас нет 51 процента, зачем мы с такими затратами принимаем участие в сомнительных проектах? Если вдруг что-то произойдёт, мы никак не сможем со своими 47 процентами повлиять на те процессы, которые там происходят. Насколько я знаю, на данный момент нет каких-то глобальных инвестиций, извините, из каких-либо иных институтов, кроме как из бюджета Российской Федерации, в наши внутренние проекты, которые мы сегодня ведём. Я выражаю сожаление, что так и не смог услышать от вас внятного ответа на наши вопросы. (Аплодисменты.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дивинский Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Протокол, вынесенный на ратификацию Правительством Российской Федерации, предусматривает утверждение новых редакций Соглашения об образовании Международного инвестиционного банка и его устава в целях их приведения в соответствие с современной международной практикой. В новой редакции учредительных документов МИБа предусматривается переход от применяемой в настоящее время системы голосования "одна страна - один голос", как вы уже слышали, к пропорциональной системе, то есть в зависимости от доли в оплаченном капитале банка, что в первую очередь отвечает интересам России. В настоящее время странами - участницами МИБа являются девять стран; Венгрия после пятнадцатилетнего перерыва возобновила своё присутствие в 2015 году. Доля Российской Федерации в оплаченном капитале составляет около 48 процентов. Таким образом, у Российской Федерации появляется возможность больше влиять на принятие решений. Помимо этого предусматриваются введение так называемого капитала по требованию, защита прав миноритарных акционеров в процессе принятия решений и, прошу обратить внимание, отказ от квотного распределения должностей в банке, а также переход к подбору персонала на конкурсной основе с учётом профессиональных навыков. Очень важная информация - не знаю, обратили вы на это внимание, уважаемые коллеги, - это то, что официальными языками банка устанавливаются русский и английский языки, а языком делопроизводства - русский язык, это также несёт положительный заряд для расширения торгово-экономических связей и укрепления ведущей роли России в международном сотрудничестве и в инвестиционной сфере в интересах стран - участниц МИБа. Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует голосовать за ратификацию предлагаемого протокола. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик, заключительное выступление? Нет. Содокладчик? Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Поскольку прозвучал вопрос, какие проекты МИБ финансирует, реализует на территории России, хотел бы просто проинформировать, что в этом году было подписано соглашение между Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства и МИБом и на основе этого соглашения будут финансироваться многие проекты в сфере малого и среднего бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка и его Устав", пункт 15 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 35 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается.