Заседание № 9
О проекте федерального закона № 1177918-6 "О внесении изменения в статью 333-21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся размера государственной пошлины, уплачиваемой при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Ирины Евгеньевны Марьяш. Пожалуйста, Ирина Евгеньевна. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Можно с места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. МАРЬЯШ И. Е. Спасибо большое. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам вносит предложение принять в третьем чтении законопроект "О внесении изменения в статью 333-21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривается установление дифференцированного размера государственной пошлины при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). К третьему чтению законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы, в заключении замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера по законопроекту не имеется. Прошу поставить на голосование вопрос о принятии законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления от фракций по мотивам будут? Да. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Николаев Николай Петрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня принимаем исключительно важный закон. Год, как работает система банкротства для физических лиц, и эта процедура, согласно данным судебной статистики, всё более востребована. И речь идёт не о пятнадцати богатых хитрецах, о которых часто можно услышать от некоторых наших коллег, - уже сейчас даже по формальным признакам более 500 тысяч физических лиц имеют право на процедуру банкротства. Нельзя также забывать, что этот закон коснётся и тех, кто отстаивает права в споре с нечестным работодателем, который пытается не выплатить зарплату, - теперь обращения в арбитражный суд по всем этим вопросам для физических лиц становятся значительно доступнее. Мы не должны останавливаться на этом, мы должны дальше мониторить ситуацию, контролировать, каким образом работает система банкротства физических лиц, и мы должны в конце концов обязательно добиться, чтобы эта система работала эффективно, не давая загонять наших сограждан в безвыходные ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 42 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 7
О проекте федерального закона № 1177918-6 "О внесении изменения в статью 333-21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся размера государственной пошлины, уплачиваемой при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; принят в первом чтении 2 ноября 2016 года с наименованием "О внесении изменения в статью 333-21<W0^*> Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Ирины Евгеньевны Марьяш. Пожалуйста. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Законопроект был принят в первом чтении 2 ноября 2016 года. К законопроекту поступило две поправки, обе они рекомендованы ответственным Комитетом по бюджету и налогам к принятию. Согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы правовых, юридико-технических, лингвистических замечаний по проекту федерального закона не имеется. Прошу поддержать решение комитета в части одобренных поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 33 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 57 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 5
О проекте федерального закона № 1177918-6 "О внесении изменения в статью 333-21 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся размера государственной пошлины, уплачиваемой при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к 14-му пункту, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 333-21 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Я займу ваше внимание ещё на какое-то время этим вечером. Этот очередной законопроект о поправках в налоговое законодательство, который правительство представляет на рассмотрение Государственной Думы, касается внесения изменения в главу Налогового кодекса, регулирующую вопросы взимания государственной пошлины. Связано это изменение с тем, что в силу вступили и со следующего года применяются нормы законодательства о банкротстве, которые предоставляют возможность для физических лиц обращаться в суд с заявлением о признании банкротом организации или гражданина, речь идёт о заявлении о признании организации банкротом по причине невыплаты заработной платы и о заявлении физического лица о признании банкротом самого себя - такая возможность тоже появилась в законодательстве. Сейчас при подаче такого иска в суд взимается единая государственная пошлина в размере 6 тысяч рублей. По мнению правительства, эта величина является избыточно обременительной, поэтому правительство предлагает уменьшить размер госпошлины при обращении в суд по делам о банкротстве исключительно для физических лиц до 300 рублей, оставив её в размере 6 тысяч рублей для организаций. Предусмотрено вступление изменений в силу с 1 января, то есть синхронно со вступлением в силу новых норм законодательства о банкротстве. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Ирины Евгеньевны Марьяш. МАРЬЯШ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Содержание законопроекта изложил докладчик. По сути, предлагается установить дифференцированный размер государственной пошлины при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) по делам, которые рассматривают Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражные суды: как было сказано, для физических лиц - 300 рублей, для организаций размер остаётся прежним - 6 тысяч рублей. Актуальность предлагаемых изменений очевидна, поскольку с 1 октября 2015 года вступили в силу положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) получили работники, бывшие работники должника, которые имеют требования к таковому о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Также введён новый параграф, который регулирует отношения, связанные с банкротством гражданина. В отношении концепции рассматриваемого законопроекта получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение данного законопроекта, рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении и предлагает установить двухдневный срок для представления поправок к данному законопроекту. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчику, к содокладчику? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Савельеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Вячеславович, безусловно, мера гуманная, но задумывались ли вы над тем, что банкротами себя объявили люди, которые предварительно набрали кредитов на десятки миллиардов? Я имею в виду, например, бывшего владельца Черкизовского рынка, который построил дворец в Турции и переписал его на сына, или на дочь, или на невестку, либо возьмём, к примеру, нашего бывшего коллегу Сафина из Совета Федерации, да я вам могу назвать ещё десять-пятнадцать человек. Не считаете ли вы, что наряду с этой мерой, которая, безусловно, требует поддержки, необходимо более предметно проработать сам механизм банкротства и выявления, не есть ли это преднамеренное банкротство с целью уйти от обязательств? ТРУНИН И. В. Николай Васильевич, напомню, что законопроект касается уменьшения размера пошлины для граждан. А что касается общей процедуры банкротства, то хотелось бы сказать, что банкротство необходимо не для того, чтобы списать долги, а для того, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов в наиболее справедливой, с точки зрения суда, законодательной последовательности. Здесь, возможно, есть что совершенствовать, но просим размер государственной пошлины для "физиков" уменьшить до 300 рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. Подготовиться Куринному. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Илья Вячеславович, конечно же, пошлина в размере 300 рублей - это значительное послабление, если учесть, что на сегодняшний день она составляет 6 тысяч рублей. Ведь очень часто в ситуации банкротства оказываются пенсионеры, которые брали заём на лечение, или многодетные семьи, взявшие кредит на какие-то повседневные нужды, допустим чтобы собрать детей в школу. Что такое 100 рублей? Это пакет молока и булка хлеба, что для некоторых пенсионеров является суточным рационом. Не рассматривали ли вы возможность совсем освободить эти категории населения от пошлины? ТРУНИН И. В. Да, у нас предусмотрен целый ряд льгот по госпошлине. Насколько я знаю, есть и иные инициативы по вопросу о том, чтобы ветеранов, пенсионеров, малоимущих освободить не только от этой пошлины, но и от других видов пошлин. В данном же законопроекте речь идёт об общей норме, которая не касается льготников, то есть об общем снижении размера государственной пошлины при обращении в суд по делам о банкротстве. Нам кажется, что в целом снижение в 20 раз, с 6 тысяч до 300 рублей, в общем, уже является достаточно серьёзным. Льготы для отдельных категорий можно рассматривать, в том числе и при подготовке этого законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Илья Вячеславович, за время действия закона сколько было обращений в суд с требованием признать банкротом физическое лицо, сколько было вынесено положительных судебных решений и насколько, на ваш взгляд, увеличится этот вал дел в случае снижения пошлины? Как я понял, она была мерой, ограничивающей количество обращений. ТРУНИН И. В. Я не думаю, что размер пошлины был ограничивающим фактором, потому что размер требований, которые подлежат урегулированию в рамках дел о банкротстве, в большинстве случаев превышает этот размер пошлины, а их всё равно надо урегулировать. Поскольку норма только вступила в силу, таких заявлений, очевидно, было немного, и вряд ли снижение пошлины должно носить хоть какой-то стимулирующий характер: их не будет больше, их не будет меньше - их будет столько, сколько обусловлено текущей экономической ситуацией. Просто мы предлагаем более справедливый подход, хотим облегчить бремя для тех, кто попал в непростую ситуацию. Скажем, работник, которому организация не заплатила заработную плату, вынужден обратиться с заявлением о признании этой организации банкротом - это никак не обусловлено размером государственной пошлины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Просьба включить режим записи. Покажите список. Николаев Николай Петрович, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Здесь было много вопросов, связанных со статистикой, и я готов её привести. Дело в том, что прошёл год с момента, когда вступил в силу закон о банкротстве физических лиц, и надо сказать, что согласно социологическим исследованиям до сих пор очень положительно воспринимается решение этого вопроса населением - две трети россиян отмечают, что это действительно способно решить проблемы тех людей, которые попали в долговую яму. Что касается востребованности, то надо сказать, что она растёт: если за три месяца прошлого года поступило, по данным судебной статистики, 6 тысяч 82 заявления, то за шесть месяцев текущего года - уже 14 тысяч 852 заявления, и это ещё не всё, потому что, и по мнению экспертов, и по тем данным, которые есть в бюро кредитных историй, по формальным признакам сегодня имеют право воспользоваться этим механизмом уже более 580 тысяч человек. Поэтому принятие закона, который снижает государственную пошлину для физических лиц с 6 тысяч до 300 рублей, - это, конечно, большой шаг по повышению доступности этой процедуры, которая очень важна на сегодняшний день. И конечно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Я думаю, что мы должны приложить все усилия, чтобы эта норма как можно быстрее вступила в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово требуется докладчику, содокладчику? Не требуется. Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333-21 Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 00 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.