Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1177915-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части, касающейся требований, предъявляемых к гражданам, принимаемым на службу в Следственный комитет).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, 19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект мы с вами приняли в первом чтении 16 ноября сего года. Поправок к законопроекту не поступило, замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера не поступило, законопроект подготовлен к принятию во втором чтении. Коллеги, прошу поддержать предложение комитета о принятии законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование законопроект во втором чтении. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 08 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Включите микрофон на трибуне. ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за голосование. Коллеги, законопроект полностью подготовлен для принятия в третьем чтении. Прошу поддержать предложение комитета и проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования от фракций есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите результат. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как вы знаете, ошибка законодателя прямо влияет на работу правоприменителя. Так вот у нас сегодня имеется возможность устранить правовую ошибку, которая тормозит работу Следственного комитета Российской Федерации: согласно закону студенты старших курсов могут быть следователями, следователями-криминалистами, а вот помощниками следователя, помощниками следователя-криминалиста не могут быть. Так быть не должно, поэтому представленный законопроект доводит первоначальный замысел законодателя до логического разрешения и устраняет очевидный правовой пробел. Принятие закона позволит совершенствовать кадровую политику Следственного комитета и устранить правовой пробел, а значит, повысить качество работы Следственного комитета. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, пункт 19 повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 37 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 9
О проекте федерального закона № 1177915-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в части, касающейся требований, предъявляемых к гражданам, принимаемым на службу в Следственный комитет).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 40 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Российской Федерации Дмитрия Васильевича Аристова. Пожалуйста. АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый вечер, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации". Законопроект разработан Правительством Российской Федерации по результатам рассмотрения обращения председателя Следственного комитета. В настоящее время по общему правилу сотрудниками Следственного комитета России могут быть граждане нашей страны, получившие высшее юридическое образование. Законопроектом закрепляется возможность назначения на должности помощника следователя и помощника следователя-криминалиста граждан, получающих высшее юридическое образование, обучающихся не менее половины установленного срока и не имеющих академической задолженности. Такое назначение станет возможным в исключительных случаях, порядок назначения будет детально регламентирован нормативным правовым актом Следственного комитета России. При разработке проекта учитывалось, что данная категория работников оказывает техническую и организационную помощь следователям и следователям-криминалистам и не наделена полномочиями по осуществлению предварительного следствия, то есть процессуальными полномочиями, по Уголовно-процессуальному кодексу. Например, к основным обязанностям сотрудников данной категории отнесены осуществление помощи следователям при рассмотрении сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел, выезд на место происшествия для оказания помощи в работе следователю, следователю-криминалисту, поддержание криминалистических средств и другого оборудования в исправном состоянии и постоянной готовности к эксплуатации, а также некоторые иные обязанности. Следует отметить, что законопроект направлен в том числе на подготовку резерва кадров в целях определения кандидатур для последующего возможного назначения на должности следователей, следователей-криминалистов в системе Следственного комитета. Изменения, вносимые законопроектом, представляются актуальными при реализации в отдалённых регионах Российской Федерации, особенно для граждан нашей страны, обучающихся по заочной и очно-заочной формам обучения, а также для граждан, которые обучаются по очной форме обучения с заключением договора о целевом обучении с последующим прохождением службы в органах Следственного комитета России в свободное от обучения время в режиме неполного рабочего времени. Таким образом, принятие проекта федерального закона будет способствовать совершенствованию кадровой работы в системе Следственного комитета Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Василия Ивановича Пискарёва, председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я поддерживаю выступление докладчика и хочу сказать следующее. Действующая редакция закона "О Следственном комитете...", в частности статьи 16, предусматривает возможность в определённых случаях в порядке, определяемом председателем Следственного комитета, принимать на должности следователей лиц, которые прошли не менее половины срока обучения в вузе по имеющей госаккредитацию программе по специальности в области юриспруденции. Представленный вам законопроект предлагает этот порядок распространить на должности помощников следователей и помощников следователей-криминалистов. Надо отметить, что лица, которые занимают эти должности, не обладают правом проводить процессуальные действия и принимать процессуальные решения, они осуществляют исключительно вспомогательные и технические функции. Одновременно с этим, как правило, люди, которые занимают данные должности, в перспективе могут переводиться уже на должности следователей и следователей-криминалистов, то есть это великолепная платформа для формирования кадрового потенциала, поэтому, уважаемые коллеги, поддержав законопроект, мы фактически поддержим кадровый корпус Следственного комитета и поспособствуем улучшению работы Следственного комитета Российской Федерации. Профильный комитет одобрил законопроект, он полностью подготовлен для принятия в первом чтении. Уважаемые коллеги, прошу поддержать и принять законопроект в первом чтении. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Василий Иванович, оставайтесь на трибуне. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не срабатывает система? Депутат Выборный не смог записаться, включите ему микрофон, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Василий Иванович, вам, по сути, два вопроса. Первый: какое количество должностей категории "следователь" в настоящее время в Следственном комитете занимают лица, которые не имеют высшего образования? И второй вопрос: не приведут ли данные новеллы к снижению профессионального мастерства сотрудников и к снижению качества работы Следственного комитета в целом? ПИСКАРЁВ В. И. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Это очень малое количество. Как правильно сказал докладчик, данная норма применяется в исключительных случаях, когда возможности укомплектовать кадры Следственного комитета лицами, которые имеют высшее образование, не имеется. При приёме на работу в Следственный комитет существует система отбора, и, к сожалению, не все проходят тестирование, не все проходят детектор, поэтому в отдельных случаях приходится принимать на работу тех, кто ещё не имеет высшего образования, но продолжает обучение. На сегодняшний день девятнадцать сотрудников на этих должностях не имеют высшего образования (это примерно 0,24 процента общего количества следственных работников), но они продолжают обучение и, я уверен, успешно его окончат и получат образование. Что касается того, не размыливает ли это профессиональные качества, - нет, такого не происходит, поскольку, как показывает опыт предыдущих поколений, это, наоборот, является базой, на которой формируется кадровый корпус Следственного комитета, не единственной, но одной из них. Такой способ применяется, и он себя хорошо зарекомендовал, потому что на должность следователя приходят лица, которые уже готовы принимать дела к производству, качественно проводить расследование, принимать законные процессуальные решения - в общем, делать то, чего мы все и ожидаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. (Шум в зале.) Техническая группа, посмотрите, что с рабочим местом Выборного. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Борисович, наш коллега, наверное, прав, вы не успели зарегистрироваться - вы отсутствуете! (Оживление в зале, смех.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По нашему Регламенту - да, в этом Коломейцев прав. Но если вы посмотрите на присутствующих рядом с вами коллег, которые успешно голосуют, их тоже нет. (Оживление в зале.) Пожалуйста, Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Позицию Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции по данному законопроекту фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает. Дело в том, что в настоящее время в системе Следственного комитета на должность категории "следователь" может быть назначено лицо, которое не имеет высшего образования. Такое назначение действительно происходит в исключительных случаях и в порядке, который определяет председатель Следственного комитета. К соискателю такой должности предъявляется два требования: они должны проучиться не менее половины срока обучения в высшем учебном заведении по специальности "юриспруденция" и не иметь академической задолженности. А вот на должности, осуществляющие вспомогательные функции, - это должности помощника следователя, помощника следователя-криминалиста - лица, которые не имеют высшего образования, назначены быть не могут, это прямо предусмотрено в действующей редакции Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Вот и получается, что, если нет высшего образования, на должность следователя человек может быть назначен, а на должность помощника следователя - нет. Рассматриваемый законопроект устраняет данный недочёт и направлен исключительно на повышение качества кадровой службы Следственного комитета и в целом на повышение эффективности работы Следственного комитета. И последнее. Предлагаемые изменения будут реализованы в рамках выделенных средств федерального бюджета, дополнительных расходов не потребуется. По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает рассматриваемый законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? Василий Иванович? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 40 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 09 мин. 36 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.