Заседание № 43
О проекте федерального закона № 1177587-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов в третьем чтении. Пункт 5 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста. (Шум в зале.) Коллеги, присаживайтесь - и потише, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 12 апреля 2017 года. При подготовке к третьему чтению необходимые экспертизы проведены, заключение получено, замечаний нет. Текст подготовлен к третьему чтению. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Будут. Включите режим записи. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. Выступление от фракции ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на то, чтобы упорядочить вопросы, связанные с осуществлением государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны и других силовых структур, а также с установлением ответственности за несоблюдение соответствующих требований. В частности, предлагается отнести к органам госпожнадзора территориальные и объектовые подразделения федеральной пожарной службы, наделить полномочиями по ведению такого надзора федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в воинских частях, организациях и учреждениях Министерства обороны и других структур. Дальше, предлагается наложить ответственность на руководителей этих организаций за содержание территорий в соответствии с требованиями пожарной безопасности, определить меру их ответственности. Кроме того, предлагается ввести мероприятия по разграничению полномочий между гостехнадзором и МЧС, в первую очередь на объектах ядерной энергетики, изменить меру ответственности в части материальной ответственности для физических лиц, юридических лиц, а также впервые предлагается ввести административную ответственность для экспертов в области пожарной безопасности, если они не соблюдают требования при вынесении решения по оценке риска, а также дают заведомо ложные данные по этой части. Я прошу от имени фракции поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 13 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 37
О проекте федерального закона № 1177587-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях; принят в первом чтении 14 декабря 2016 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 14 декабря 2016 года. При подготовке ко второму чтению поступила сорок одна поправка, сорок из них комитет рекомендует принять, одну поправку - отклонить. Прошу утвердить таблицы поправок. Комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 18 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 45 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 09 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1177587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Докладывает Владимир Сергеевич Артамонов, официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. АРТАМОНОВ В. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Во исполнение плана законопроектной деятельности Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Законопроект вносит изменения в два федеральных закона - в Федеральный закон "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С целью уточнения объёма полномочий по независимой оценке пожарного риска в статью 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" вводятся следующие понятия: "аудит пожарной безопасности", "эксперт в области оценки пожарного риска" и "заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска". Наряду с этим в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность экспертных организаций и их должностных лиц за нарушение порядка оценки, а также за фальсификацию результатов проведённой независимой оценки пожарного риска. Законопроектом наряду с объектами к предмету надзора отнесены территории (земельные участки), в том числе подверженные угрозе природных пожаров. В связи с законодательной неурегулированностью осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах метрополитена, а также в железнодорожных и автодорожных тоннелях вводятся изменения, разграничивающие сферу деятельности МЧС России и Ростехнадзора. В результате МЧС России будет иметь законные основания по контролю метрополитена и автодорожных тоннелей. Также законопроектом разграничивается сфера ответственности по осуществлению государственного пожарного надзора на специальных объектах Министерства обороны, МВД России, ФСО России, СВР России, Росгвардии и ГУСП. Речь идёт о ведомствах, которые по своему статусу уже осуществляют деятельность на объектах специального назначения, в отношении которых применяется положение Закона "О государственной тайне". В связи с этим указанные федеральные органы исполнительной власти будут сами осуществлять федеральный государственный пожарный надзор на подведомственных объектах. Законопроект предусматривает изменение, направленное на совершенствование деятельности по лицензированию в области пожарной безопасности. Законопроектом вносятся изменения в статью 20.4 Кодекса об административных правонарушениях. В целях дополнительной защиты представителей малого и среднего бизнеса от чрезмерных штрафных санкций исключаются части 3, 4, 5 и 8 указанной статьи, оптимизируются исключительно диспозиции части 1. Это позволит уменьшить бремя административной ответственности, которое несёт бизнес, более чем в 3 раза и независимо от принадлежности к малому или крупному бизнесу назначать за первое совершённое правонарушение наказание в виде предупреждения, при этом до минимума будут сокращены варианты принятия представителями надзорных органов решений о привлечении к ответственности и, как результат, снижены коррупционные риски. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Счётной палатой Российской Федерации. Получены заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Минэкономразвития, Минюста России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев, первый заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я не буду повторять то, что было сказано в докладе Владимира Сергеевича Артамонова. Мы считаем, что законопроект заслуживает поддержки, потому что, во-первых, расширяет понятийный аппарат закона, во-вторых, вводит риск-ориентированный подход к проверке объектов, о чём говорил президент в послании, в-третьих, конкретизирует порядок госпожнадзора на специальных объектах, о чём говорил Владимир Сергеевич. Таким образом, мы склонны его поддержать. В комитет поступили отзывы от пятидесяти девяти субъектов Российской Федерации, которые законопроект поддерживают. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям также поддерживает законопроект. Комитет по безопасности рекомендует принять проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сначала Олег Николаевич Смолин по ведению. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, у меня просьба рассмотреть сегодня, если это возможно, 39-й вопрос, касающийся инвалидов. Представитель правительства давно ждёт. Конечно, если это возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, это правительственный законопроект, а представители правительства ни утром, ни сейчас с такой просьбой не обращались, поэтому тут будет большое нарушение порядка, о котором мы договорились. Я бы не стал настаивать на этом. Коллеги, есть ли вопросы по законопроекту под пунктом 31, который мы обсуждаем? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. О, видите, как много вопросов! Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Владимиру Сергеевичу. В вашем выступлении прозвучало предложение исключить ответственность за содержание путей эвакуации, выхода. Аргументы приведите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич, пожалуйста. АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос, Иван Михайлович, аргументы простые. Все эти требования, по сути дела, прописаны в 123-м федеральном законе, и мы говорим не об исключении ответственности, а, наоборот, о содержании путей эвакуации в соответствующем виде. Об исключении ответственности речь не идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евтушенко Ирина Дмитриевна. ЕВТУШЕНКО И. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к Владимиру Сергеевичу. Уважаемый Владимир Сергеевич, чем вызвано то, что штраф, административная ответственность для граждан будет повышаться, а для юридических лиц уменьшится в 2 раза? Это первый вопрос. И второй: исключается административная ответственность за нарушения, хотя требования очень серьёзные, - вы считаете, что это повысит пожарную безопасность? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопросы, Ирина Дмитриевна. Во-первых, мы уменьшаем нагрузку на малый и средний бизнес, как я уже говорил, исключением частей 3-5 и 8, по сути дела кратно снижая возможные штрафные санкции. Во-вторых, то же самое для физических лиц: исключая эти части статьи, мы кратно снижаем возможные штрафные санкции. Кроме того, мы предлагаем на первом этапе, если нарушение не связано с угрозой жизни и здоровью людей, осуществлять предупредительные функции. Считаем, что такая мера приведёт к более серьёзному отношению и физических лиц, и малых и средних предпринимателей к вопросам пожарной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Владимир Сергеевич, при риск-ориентированном подходе каким образом юридические лица, руководители организаций будут понимать, к какой категории опасности относятся объекты защиты, подведомственные этим юридическим лицам и руководителям организаций? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос, Юрий Николаевич. Сейчас в Российской Федерации 379 организаций, которые лицензированы на проведение расчёта риска (аудита пожарной безопасности). В соответствии с расчётами, которые эти организации представят, они дадут руководителю объекта все рекомендации, к какой категории пожарной опасности объект относится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владимир Сергеевич, ещё в прошлом созыве Государственная Дума приняла закон, в соответствии с которым должностные лица бюджетных учреждений и государственных органов освобождались от административной ответственности в случаях, когда нарушения, в том числе в сфере пожарной безопасности, были вызваны тем, что не выделялось денег на исправление недочётов. Однако после этого проверяющие органы, их должностные лица пошли по другому пути - стали штрафовать само бюджетное учреждение. В итоге детские сады, школы, больницы стали получать многотысячные штрафы, а должностные лица, их руководители, освобождались от ответственности. Может быть, ко второму чтению в этот законопроект, который, без всякого сомнения, нужен, внести поправку: если нет ответственности для должностного лица по закону, то и учреждение не должно нести ответственность? У них и так тощие бюджеты, а 200 тысяч штрафа для детского сада... вы понимаете, да? Это сказывается на детях! АРТАМОНОВ В. С. Дмитрий Фёдорович, спасибо за вопрос. Очень хорошее предложение, мы обязательно поработаем над этим при подготовке ко второму чтению. Вместе с тем хотел бы отметить, что решением главы МЧС России объявлен трёхгодичный мораторий на такого рода объекты. Это первое. И второе. В отношении в том числе школ, детских садов, яслей мы на первом этапе ограничиваемся предупреждением. Вместе с тем это предложение разумное, и мы готовы вместе с вами проработать его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к Владимиру Сергеевичу. Я так понимаю, специалисты федеральных органов исполнительной власти, которые будут самостоятельно проводить пожарный надзор, проходят обучение у вас? Поясните, пожалуйста. Это первое. И второе. В статье 20.4 устанавливается административная ответственность для специалистов независимой экспертизы за ложное заключение. Не считаете ли вы, что именно в этом деле независимой экспертизы вообще не должно быть? Тогда не будет пожаров, не будут гибнуть люди ни в домах престарелых, ни в детских домах. Считаю, что эту норму вообще необходимо исключить: независимой экспертизы в пожарном деле не должно быть! АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопросы, Виктор Петрович. Действительно, ряд сотрудников, которые работают, например, в Федеральной службе охраны и занимаются вопросами пожарной безопасности, прошли обучение у нас, и такие договоры с нами ещё заключат. Так что вопросы подготовки специалистов урегулированы. Это первое. Второе. Что касается статьи, которую вы назвали, согласен, надо в этом плане поработать. Мы даже хотели ужесточить наказание за фальсификацию независимой оценки пожарного риска, но пока коллеги из других федеральных органов исполнительной власти нас не поддержали, ограничившись административной ответственностью. Вместе с тем предмет для дальнейшего рассмотрения есть, спасибо за предложение, которое вы сделали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Владимиру Сергеевичу. Владимир Сергеевич, в продолжение предыдущего вопроса. Всё-таки речь идёт о пожарах, о жизнях людей, поэтому расчёт пожарного риска, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы была установлена более суровая ответственность, чем просто административная. Почему не вносятся изменения в Уголовный кодекс? Человек насчитал, причём заведомо ложный расчёт или неправильный расчёт... За определённую мзду, понятно, он рискует жизнями иногда сотен людей, а в итоге отделывается просто административной ответственностью! АРТАМОНОВ В. С. Алексей Владимирович, вы абсолютно правы. Ещё раз хочу доложить депутатам Государственной Думы, что в первой редакции законопроекта мы также предлагали внести изменения в Уголовный кодекс, но, как я уже сказал, коллеги из других федеральных органов исполнительной власти, в частности из Министерства экономического развития и из ряда других, нас не поддержали. Уверен, здесь есть предмет для дальнейшей работы, и абсолютно согласен, что должна быть строжайшая ответственность за фальсификацию результатов оценки пожарного риска. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слыщенко Константин Григорьевич. СЛЫЩЕНКО К. Г. Уважаемый Владимир Сергеевич, в вашем законопроекте имеется такое понятие, как "территории, используемые организациями или гражданами", однако в законодательстве Российской Федерации оно не определено. Скажите, пожалуйста, что под этим подразумевает правительство, каким должен быть размер этих территорий либо каковы их признаки? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос. Фактически сейчас мы говорим о вопросах, связанных с надзором на прилегающей территории. Они были определены Градостроительным кодексом Российской Федерации, но явно не были обозначены. Мы явно обозначаем, что вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности на прилегающей территории, тоже будут предметом государственного пожарного надзора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я не стал бы записываться на выступление, но очень хочу поддержать вопрос Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Смысл проблемы предельно прост: учреждения образования, медицины и культуры сплошь и рядом финансируются в лучшем случае наполовину от реальной потребности, и, когда появляется пожнадзор, финансирование уменьшается на сумму выписанных штрафов, причём попытки руководителей учреждений судиться по этому поводу с пожнадзором, как правило, заканчиваются ничем. Мы вносили в Государственную Думу предыдущего созыва законопроект о снижении штрафов в случае, когда нарушение связано с недофинансированием со стороны учредителей. Вот мне представляется, что штрафовать нужно не руководителей и не учреждения, а тех, кто их недофинансирует. Просьба по возможности учесть это ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает законопроект, но я хотел бы обратить ваше внимание на значимые аспекты этого вопроса. Первый аспект - присутствие государственного пожарного надзора в федеральных органах, так скажем, оборонного блока, силового блока. Это означает, что все руководители, должностные лица обязаны будут выполнять требования, а органы надзора - контролировать выполнение требований. Второй аспект - это вот сейчас прозвучало и в вопросе, и в ответе Владимира Сергеевича - прилегающие территории тоже будут объектом надзора соответствующих структур. Было много случаев, связанных с ненадлежащим содержанием территорий. Третий аспект, я полагаю, также здесь был затронут: вводится пока административная ответственность для экспертов и экспертных организаций, которые осуществляют аудит и вообще работают в этом пространстве. Это новый и очень значимый момент. Я ещё раз предлагаю поддержать законопроект, и наша фракция - тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Михайлович. Владимир Сергеевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Эрнест Абдулович? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 51 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.
ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, по предыдущему проекту Хохлов и Ильтяков голосовали за. Это проект, связанный с МЧС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтём.