Заседание № 226
25.04.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 117605-3 "О государственном стандарте общего образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2365 по 2552 из 5826
Пункт 11. Проект федерального закона "О государственном стандарте общего образования". Доклад председателя Комитета по образованию и науке Николая Ивановича Булаева. Пожалуйста. БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! 18 июля 2001 года внесён в Государственную Думу проект федерального закона № 117605-3 "О государственном стандарте общего образования". Данный законопроект был подготовлен нашими коллегами Олегом Николаевичем Смолиным, Валентиной Николаевной Ивановой, Иваном Ивановичем Мельниковым, Тамарой Васильевной Плетнёвой. Правительство Российской Федерации поддержало принятие данного законопроекта в первом чтении 13 июня 2002 года при условии устранения замечаний, содержавшихся в официальном отзыве правительства и связанных с приведением положений данного проекта в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", и с учётом норм бюджетного законодательства Российской Федерации. 22 июля 2002 года Президент Российской Федерации в своём заключении не поддержал данный законопроект. В результате длительной и кропотливой работы в течение почти двух лет было сделано девятнадцать рабочих вариантов законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Данный законопроект был подготовлен и внесён в Государственную Думу. В ходе работы он претерпел значительные изменения, изменилось и название законопроекта, но в виду того, что Правительство Российской Федерации в лице Минобрнауки предложило коренную переработку представленного законопроекта, он так и не был рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы. За более чем пятилетний период с момента разработки и принятия законопроекта в первом чтении в стране произошла административная реформа, в результате которой изменилась структура федеральных органов управления образованием, существенно расширились полномочия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, внесены многочисленные поправки в законодательство об образовании. За эти годы радикальным образом изменились многие концептуальные положения образовательного законодательства. Поэтому предложенная в законопроекте структура стандартов нуждается в серьёзном пересмотре. Минобрнауки России подготовило проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем послевузовском профессиональном образовании" в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Концепция указанного законопроекта утверждена Комиссией по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также поддержана Российской академией образования. Предполагается, что законопроект в ближайшее время будет внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. Но в соответствии со статьёй 110, часть вторая, Регламента Государственной Думы в случае одобрения законопроекта в первом чтении вновь поступивший в Государственную Думу законопроект по тому же вопросу Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Исходя из изложенного комитет считает нецелесообразнными доработку и подготовку ко второму чтению проекта федерального закона № 117605-3 и предлагает поддержать решение комитета о его отклонении в порядке и по процедуре, установленной статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, согласно этой статье у нас предусматривается возможность выступить полномочному представителю президента. Нет. Представитель правительства? Нет. Представители депутатских объединений? Есть. От фракции КПРФ намерен выступить депутат Смолин. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Смолину. Вы можете присаживаться. Нет у нас процедуры вопросов и ответов. СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Очень жаль, что по этой процедуре нет вопросов. Думаю, что процедура неправильная. Потому что на самом деле самое главное, что мы должны были бы сейчас спросить, - мы должны были спросить Николая Ивановича, который в курсе больше других депутатов, что же ожидается от правительства взамен того законопроекта, который сегодня снимается с рассмотрения. Поскольку я тоже имею об этом некоторое представление, позвольте, уважаемые коллеги, вас чуть-чуть просветить. Начнём с того, что в последние годы в Российской Федерации обсуждаются какие угодно вопросы, связанные с образованием. Главный из этих вопросов: как поделить деньги? Должны ли они все гоняться за учеником, после чего сельские школы закрываются пачками, или они должны перемещаться по традиционной схеме? Обсуждаются вопросы о том, будет ли у нас две ступени высшего образования или будет только образование специалиста, всё, что угодно, не обсуждается ключевой, главный вопрос, над которым думают руководители на самом деле всех наиболее передовых стран, - это вопрос о том, чему и как учить. К сожалению, уважаемые коллеги, мы должны констатировать, что в результате вот того, что этот вопрос не рассматривается, по самым оптимистическим данным, показатели Российской Федерации в области образования - пятнадцатое место в мире, по данным исследовательского комплекса ПИЗА, мы находимся в третьем десятке. Есть и гораздо более неблагоприятные для нас данные. Вот только что "Время новостей" опубликовало результаты, по которым взрослое население Российской Федерации уже отстаёт по уровню элементарной грамотности от стран Европы и чуть не четверть опрошенного населения считает, что Солнце является спутником Земли. Так вот, между чем мы сегодня выбираем, уважаемые коллеги? Законопроект, который сегодня снимается с рассмотрения, уже серьёзно испорчен. Мы пытались активно согласовать его с администрацией президента и с Правительством Российской Федерации, в результате чего из этого закона раз за разом исчезали очень важные нормы, способные защитить нашу систему образования от разного рода экспериментов, которые периодически на неё сыплются: то предлагают сократить на 25 процентов основную нагрузку и заменить её платными факультативными часами, то ещё бог знает чего. Но всё-таки в этом законе ещё что-то осталось. Не знаю, как бы мы голосовали за него в третьем чтении, если бы он принимался при такой же дальнейшей доработке, но, к сожалению, я должен сказать, что выбирать в политике часто приходится между плохим и очень плохим. Этот закон уже достаточно плохой. Но тот закон, который собирается нам предложить правительство, намного хуже. Я вам расскажу, уважаемые коллеги, что согласно концепции законопроекта, с которой мне довелось познакомиться, в этом законопроекте предлагается следующее. Первое - ликвидировать национально-региональный компонент образования вообще. С моей точки зрения, это прямо противоречит статье 72 Конституции и тому, что Россия - федеративное государство. Кроме того, в этом законопроекте предполагается исключить из содержания стандарта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, для завершения выступления пятнадцать секунд. СМОЛИН О. Н. А сколько у меня времени по Регламенту? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас особая процедура... СМОЛИН О. Н. По-моему, десять минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты. СМОЛИН О. Н. А кто устанавливал особую процедуру? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это часть вторая статьи 123-1 Регламента. СМОЛИН О. Н. Тогда я призываю депутатов не поддерживать. Уж лучше работать с этим законопроектом, он всё-таки лучше, чем тот, который внесёт нам правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивают ли представители других депутатских объединений на выступлении? Нет. У нас по процедуре имеет право на заключительное слово докладчик. Николай Иванович, в связи с выступлением депутата Смолина есть ли желание у вас что-то сказать? Пожалуйста, включите микрофон депутату Булаеву. БУЛАЕВ Н. И. Спасибо, Олег Викторович. На самом деле у меня нет больших добавлений. Я благодарен Олегу Николаевичу за то, что он высказал. Правда, в его рассуждениях прозвучали некоторые фразы, которые могут смутить депутатов. Естественно, в этом предполагаемом законопроекте ни о какой платности образования, тем более общего образования, речь не идёт и речи быть не может - у нас по Конституции общее образование бесплатное, ни о каких платных факультативах речь не идёт и тоже речи быть не может и ни о каких 25 процентах доплаты родителей за обучение детей, естественно, речи никогда не шло и быть не может. Публикации на эту тему ничего общего с законодательной практикой не имеют. И поэтому я хотел бы коллег предупредить, что в данном случае не очень корректно и не очень осторожно, наверное, Олег Николаевич сформулировал мысль. Что касается самого законопроекта, я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что на самом деле законопроект, мне кажется, на сегодняшний день правительством достаточно серьёзно доработан. И я думаю, что у нас будет возможность обсудить его содержание после того, как законопроект будет внесён в Думу. Сейчас обсуждать какие-то проблемы, связанные с новым законопроектом, считаю нецелесообразным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы полностью выполнили процедуру рассмотрения данного законопроекта. Я ставлю на голосование предложение комитета принять постановление об отклонении данного законопроекта, принятого в первом чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 30 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1% Проголосовало против 79 чел.17,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 175
13.06.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 117605-3 "О государственном стандарте общего образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1504 по 2202 из 6369
Пункт 4 повестки дня: о проекте федерального закона "О государственном стандарте общего образования". Доклад депутата Государственной Думы Александра Владимировича Шишлова. Пожалуйста. ШИШЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Я представляю закон "О государственном стандарте общего образования". Прежде всего хочу вам напомнить, что на прошлой неделе мы приняли в третьем чтении изменения в Закон "Об образовании", которые открывают дорогу для принятия сегодня данного закона. Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, по сути дела, является первым законопроектом, обеспечивающим развитие образования в соответствии с теми идеями, которые обсуждались в августе прошлого года на Государственном совете и которые были одобрены правительственной концепцией модернизации образования. Важность этого закона состоит в том, что он создает правовые основы, инструменты для реализации конституционных прав граждан на образование, на надлежащее качество образования, на бесплатность общего образования - прав, которые декларированы Конституцией и Законом Российской Федерации "Об образовании". Работа над законодательством об образовательных стандартах шла очень долго, по сути дела, с начала действия Закона "Об образовании", то есть уже почти десять лет. Эта работа очень сложная по многим обстоятельствам, но одним из препятствий, которое не давало возможности принять такой закон, до последнего времени была норма Закона "Об образовании", говорившая, что образовательные стандарты основного общего образования должны утверждаться законом, федеральным законом. Если бы это было так, то думаю, что мы с вами столкнулись бы с большими проблемами, обсуждая, например, на пленарном заседании программу по современной истории России или даже программу школьных курсов химии, математики, любого другого предмета. Но, как я уже говорил, мы приняли поправки в Закон "Об образовании", тем самым мы одобрили рамочный подход к законодательству об образовательных стандартах общего образования, и мы сегодня можем двигаться вперед. Законопроект, который мы сегодня обсуждаем, создан на базе двух альтернативных законопроектов. Один из них - это закон "О государственном образовательном стандарте основного общего образования", который был внесен депутатами Мельниковым, Смолиным и несколькими членами Совета Федерации. И второй закон - это закон "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование", который был внесен депутатами фракции "ЯБЛОКО". При разработке нынешней редакции законопроекта были учтены результаты парламентских слушаний по законопроекту "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование", которые состоялись в сентябре 2000 года, были учтены отзывы и предложения, поступившие к обоим законопроектам. И я могу с большим удовольствием отметить, что в предлагаемый сегодня текст законопроекта вошли основные идеи, содержащиеся в законе "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование", которые состояли в рамочном подходе к образовательным стандартам общего образования, в создании механизмов нормативного бюджетного финансирования общего образования. И эти идеи были поддержаны авторами обоих альтернативных законопроектов. Законопроект об образовательных стандартах устанавливает статус государственного образовательного стандарта общего образования, вводя его для всех образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования. Он направлен на обеспечение вариативности образования в школе путем введения школьного компонента образования, путем разделения стандартов на базовый и профильный уровни. В нем устанавливаются общие требования к содержанию образования и гарантии для того, чтобы содержание образования обсуждалось публично, прежде всего в профессиональном сообществе. Мы устанавливаем в этом законопроекте нормативные сроки обучения, нормативы и максимальные объемы учебной нагрузки, что направлено на то, чтобы избавить от перегрузок и учеников, и учителей и в будущем развязать порочный круг, связывающий зарплату учителя с нагрузкой на ученика. Мы отвечаем в этом законе на вопрос о том, сколько лет у нас учатся в школе - одиннадцать или двенадцать. Мы устанавливаем, что продолжительность среднего образования - это одиннадцать лет. И когда у нас созреют условия для этого - и финансовые, и содержательные, программные, - тогда мы сможем путем принятия изменений в федеральный закон установить, что у нас будет двенадцатилетка. Но сегодня у нас одиннадцатилетка, и мы ставим точку в обсуждении этого вопроса. Закон создает основу для контроля за исполнением государственного стандарта общего образования. Но, наверное, самое главное - это то, что он устанавливает, как будет финансироваться деятельность общеобразовательных учреждений в части реализации государственного стандарта. Она будет финансироваться на основе принципа нормативного подушевого бюджетного финансирования, и этому посвящена глава 4 и прежде всего статья 13 законопроекта. Дается определение федерального норматива финансирования - показателя минимальной стоимости реализации стандарта в расчете на одного обучающегося в год. Этот норматив должен утверждаться ежегодно в законе о бюджете Российской Федерации. На основе федерального норматива при необходимости должно рассчитываться необходимое финансовое вспомоществование, финансовая помощь, которая может оказываться из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, и аналогичные отношения будут между региональными и местными бюджетами. Соответствующие законопроекты сейчас находятся в стадии разработки во исполнение указа Президента, который был издан в декабре прошлого года. Я полагаю, что переход на нормативное бюджетное финансирование общего образования в случае принятия необходимых законов может быть осуществлен уже в 2004 году, и это кардинальным образом может изменить ситуацию с финансированием школы. На наш законопроект поступило большое количество отзывов - более сорока. Практически во всех содержится поддержка, одобрение законопроекта. Мне хотелось бы отметить большую заинтересованность в обсуждении этого законопроекта, особенно среди региональных органов управления образованием, и надо сказать, что многие замечания содержат очень интересные предложения, которые мы будем стараться учитывать во втором чтении. Я думаю, что при доработке закона ко второму чтению нам предстоит большая работа, потому что мы хотим сделать еще более существенное продвижение, чтобы закон стал еще более действенным инструментом в развитии российского образования. И в заключение хотел бы напомнить, что еще в 2001 году Президент Российской Федерации в своем Послании к Федеральному Собранию, говоря об образовании, называл задачей года разработку государственных образовательных стандартов, которые должны стать основой для последующего введения нормативного подушевого финансирования образовательных услуг. Важность принятия этого закона признается, таким образом, практически всеми, кто работает в сфере образования. И сегодня мы наконец имеем возможность сделать реальный большой шаг в развитие системы нашего образования. Прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, комитет действительно занимается проблемами образовательных стандартов начиная по меньшей мере с 1997 года. Кстати сказать, и сами стандарты, и нормативное бюджетное финансирование предусмотрены впервые, конечно, не планом действий, предложенным Госсоветом в августе 2001 года, а еще Законом "Об образовании" начиная с 1992 года. Сразу хочу сказать, что мы поддерживаем этот законопроект. Хочу пояснить несколько позиций уважаемым депутатам. Позиция первая. Иногда нас спрашивают, как вообще может быть стандарт в образовании: образование по самой своей природе дело индивидуальное - может ли быть стандарт? Не приведет ли это к тому, что всех построят по струнке и скомандуют: ать-два, вы должны учить только это и ничего другого? Нет, ситуация другая. На самом деле, стандарт - это более мягкая форма регулирования, чем единая образовательная программа для всех. Стандарт предусматривает не всё, что могут и должны знать ученики, а то, чего они не могут не знать и не уметь. Короче говоря, стандарт - это, во-первых, проблема качества образования. Стандарт - это, во-вторых, проблема единого образовательного пространства. Для России это очень важная вещь. Кстати, даже в Соединенных Штатах Америки нам говорили с завистью, что вот вам хорошо, у вас есть стандарты, а в Америке нет стандартов, поэтому трудно очень управлять системой образования. Далее, стандарт - это, в-третьих, преемственность. Сейчас одна из самых сложных позиций заключается в следующем: на приемных экзаменах в вузы часто спрашивают не то, чему учат в школе. Стандарт должен продвинуть нас в решении и этой проблемы. Дальше. Стандарт - это, в-четвертых, здоровье обучающихся, потому что стандарт устанавливает максимальный объем учебной нагрузки. И наконец, в-пятых, стандарт - это возможность какого-то воздействия на воспитание детей. Мы надеемся, что с принятием стандартов у нас будет наведен некоторый порядок в преподавании, в том числе гуманитарных дисциплин. Знаете, раньше говорили: Советский Союз - единственное государство, в котором прошлое непредсказуемо. Так вот, на протяжении этих десяти лет прошлое у нас было непредсказуемо, но хочется надеяться, что с принятием этого закона прошлое, в частности в преподавании истории, у нас станет предсказуемым в нормальном смысле этого слова и не будет меняться с каждым следующим президентом или каким-то другим политическим лидером. Александр Владимирович уже говорил, что закон действительно представляет собой результат компромисса. Он представляет собой результат, я бы сказал, трех компромиссов. Во-первых, это компромисс между депутатскими объединениями. Действительно, закон подготовлен на основе двух законопроектов. Один рассматривался начиная с 1997 года, второй был внесен, по-моему, в 2000 году. Вот оба законопроекта тогда имели отрицательные заключения Правительства. Сейчас мы под эгидой министра образования дорабатывали совместный законопроект, который, в общем, отвечает более или менее пожеланиям обеих сторон. Во-вторых, закон является результатом компромисса между депутатским корпусом и Правительством. Не секрет, что Правительство долгое время выступало за то, чтобы стандарты утверждались исключительно Правительством же, тогда как первоначальная позиция Закона "Об образовании" заключалась в том, что они должны утверждаться федеральным законом, как это делается во многих странах, например во Фландрии, во многих странах Европы, во Франции. Далее. Закон представляет собой результат компромисса между различными педагогическими направлениями. Не секрет, что есть разные точки зрения. Одна заключается в том, что мы должны продолжать следовать так называемым королевским путем, то есть давать по преимуществу классическое образование нашим детям. Другие исходят из того, что мы должны от этого отказаться и перейти к так называемым интегрированным курсам, как это делается, например, в Соединенных Штатах Америки по ряду дисциплин. Скажем, вместо курсов различных предметов: физика, химия, биология, география - давать единый курс естествознания и этим ограничиваться. Вообще сделать упор исключительно на функциональную грамотность, когда бы каждый ребенок твердо знал, что совать пальцы в розетку нельзя, а вот закон Ома - это как бы уже для избранных, для тех, кто станет физиками. Сейчас в законопроекте, на мой взгляд, найдено нормальное решение этого вопроса. Законопроект, повторяю, представляет собой результат компромисса, в этом его сила и слабость. Сила - потому, что это сделало законопроект приемлемым. Мы получили положительное заключение Правительства, о чем здесь будет сказано. Слабость - потому, что компромиссы имеют свои пределы. Вот на данном этапе это компромисс в пользу образования. Поэтому мы просим вас поддержать этот законопроект и надеемся, что он не будет ухудшен ко второму чтению с точки зрения защиты интересов образования, чтобы нам не пришлось менять свою точку зрения. Большое спасибо. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Законопроект первого чтения. Есть ли вопросы к докладчикам? Один вопрос. Больше нет? Тогда один вопрос депутат Кислицын хочет задать, да? Пожалуйста, депутату Кислицыну включите микрофон. КИСЛИЦЫН В. А. Уважаемые докладчики, вопрос и к Александру Владимировичу, и к Олегу Николаевичу. Комитет по вопросам местного самоуправления очень внимательно рассмотрел данный законопроект и дал свои предложения, правда, к сожалению, не все эти предложения учтены. Речь идет прежде всего о проблемах финансирования, то есть о проблемах реализации государственного образовательного стандарта. Мы считаем, что слишком большая доля все-таки опять приходится на местный бюджет, а местный бюджет - это сегодня в основном дотационный бюджет. Так вот, предполагается ли при подготовке ко второму чтению... Я хочу сказать, что я закон в целом, конечно, поддерживаю и как педагог считаю, что он остро необходим, но тем не менее все-таки, может быть, государство возьмет на себя большие обязательства и меньше будет оставлять на местный бюджет? СМОЛИН О. Н. Кто начинает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте, наверное, сначала основной докладчик... Пожалуйста, Александр Владимирович. Депутату Шишлову включите микрофон. ШИШЛОВ А. В. Во-первых, я хочу поблагодарить Комитет по вопросам местного самоуправления за заинтересованное участие в работе над этим законом. Мы действительно при внесении нового, измененного варианта некоторые замечания смогли учесть, но не все, и мы собираемся при подготовке законопроекта ко второму чтению более детально урегулировать вопросы, связанные с межбюджетными отношениями, но возможно, что некоторые из этих вопросов будут урегулированы пакетом законопроектов, о котором я уже упоминал. Суть их сводится к тому, чтобы часть расходов, связанных с финансированием школы, прежде всего с зарплатой учителей, была переведена на уровень региональных бюджетов. Я надеюсь, что мы будем работать вместе с Комитетом по вопросам местного самоуправления в части урегулирования этих вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Я подтверждаю, что это именно так. Есть общая тенденция сейчас (с ней согласилось и Правительство Российской Федерации, она отражена и в указе Президента), согласно которой органы местного самоуправления не могут быть единственным ответчиком за положение школы. Условно говоря, надо вернуть школу в государство и установить государственную ответственность. Одну из систем Александр Владимирович озвучил. Она заключается в том, чтобы государство отвечало как раз за реализацию образовательного стандарта, включая заработную плату педагогов, оборудование школ и так далее, тогда как органы местного самоуправления должны отвечать за коммунальные расходы и другие расходы, непосредственно связанные с образованием. Там, конечно, есть еще целый ряд других проблем, например: как быть с теми органами местного самоуправления, у которых и на коммунальные расходы денег нет? Но это вопросы второго чтения. Мы готовы работать совместно с комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Олег Николаевич. Есть ли необходимость в выступлениях? Один, два, три человека. Трое желающих. Надо записываться? Нет, не надо. Три человека, больше нет желающих. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, что законопроект имеет несколько искусственную основу, чтобы его сегодня принимать и обсуждать. Мне не понравилась фраза основного докладчика, который сказал, что сегодня мы поставим точку на одиннадцатилетнем образовании. Эта же партия предлагает нам стремительно идти в Европу. Но Европа эту точку не поставила, а, наоборот, ввела уже двенадцати- и тринадцатилетнее образование. Вот я очень часто ловлю наших депутатов на нелогичной позиции, когда они хотят быстрее навязать нам европейские стандарты, а сами пытаются принять законы, которые нас отдаляют... Одиннадцать лет сегодня мало для освоения программы и для того, чтобы правильной была профориентация у выпускников школы. Поэтому в этом смысле статья 7 не годится, когда мы устанавливаем только одиннадцатилетнее обучение. Я бы здесь ввел, наоборот, двенадцати- и тринадцатилетнее обучение и вообще этот стандарт не устанавливал бы. Это было бы намного лучше для нас. Мы только что приняли поправку в Уголовный кодекс по авторским правам. И тут я, как и депутат Смолин, не успел поддержать поправку депутата Шеина. Мы говорим: давайте учиться - и в то же время вводим уголовное наказание за попытку получить приличного рода программы для компьютерного обучения или за любые другие возможные мелкие нарушения авторских прав. То есть перекос: то у нас почти не было авторского права, а теперь мы пытаемся здесь поставить людей в слишком жесткие условия. Потом, среди стандартов нет такого очень важного стандарта, как, например, раздельное обучение в старших классах средних школ по половому признаку или вообще возвращение к хорошему опыту советского периода, когда были отдельно мужские школы и отдельно женские. Надо, чтобы это тоже было одним из стандартов. Я не говорю о том, чтобы только так было, но возвращение к одному из стандартов - к раздельному обучению - было бы более обоснованным. В этой же связи в качестве стандарта можно было бы указать необходимость привлечения большего количества мужчин в наши школы, потому что 90 процентов учителей составляют женщины и им тяжело обучать мальчиков, и только потому, что все-таки они представители другого пола и не всегда понимают психологию учеников. Вот последний случай, когда погиб ученик-москвич здесь, на Манежной, рядом с нами. Классная руководительница ничего не могла объяснить, женщина стояла и плакала. Вот такая плаксивая классная руководительница не может такого мальчика остановить, отвести от участия в подобных актах, которые совершились в воскресенье. Она, как мать, действует, а тут нужен воспитатель жесткий и умеющий правильно сориентировать хрупкую психологию 16-17-летних подростков. Почти все классные руководители - женщины, почти все директора школ - женщины. Вот тоже как бы мешает хорошему обучению. Это европейский стандарт: там 90 процентов всех учителей - только мужчины, как и 90 процентов судей, как и 90 процентов врачей. А мы сегодня вручали почетные грамоты нашим двум женщинам-депутатам. Мы, Россия, всё время в обратную сторону идем: поднимаем женщин и опускаем мужчин, поднимаем нацменьшинства и опускаем русский народ. Поэтому никогда мы не выйдем на нормальный путь развития. Дальше можно было бы еще сказать о том, что среди перечисленных обязательных предметов в требованиях к содержанию общего образования не указан важнейший предмет - основы семейного воспитания. Физкультуру не забыли, труд не забыли, основы безопасности жизнедеятельности не забыли, а самое главное все-таки - подготовить подростков к семейным отношениям, половое воспитание, но мы уже 70 лет не можем эту дисциплину ввести в школьные программы. Вводим под видом основ семейного воспитания, а в качестве преподавателей выступают учителя труда или военруки, совершенно неподготовленные по данному предмету. А должны психологи, социологи в школу прийти, и они должны этот предмет вести, с тем чтобы действительно подготовить и правильно в половом отношении воспитать молодое поколение, ибо там всё закладывается. То есть мы опять начинаем борьбу, например, с порнографией или с эротикой на экране, а забываем про школу. Если мы в школе дадим правильное половое воспитание, то дети никогда не будут смотреть ненужные им передачи. А если школа у нас будет в том виде, как сейчас... Мы этот стандарт здесь до сих пор не закладываем, до сих пор боимся заложить нормальный стандарт по некоторым вот таким аспектам. Поэтому я хотел бы просто выразить свое мнение, что законопроект слабый, законопроект нужно дорабатывать. В таком виде, как сейчас, он нам ровным счетом ничего не дает. Самое главное, что вообще введение стандартов в данном случае будет ограничивать расширение образования в территориальном отношении, по количеству и качеству предметов и так далее, потому что будут цепляться к норме этого закона и говорить, что то или иное образовательное учреждение не может быть аккредитовано. Вот простой пример. Уже три года я пытаюсь помочь в аккредитации вуза. Всё есть: преподаватели, помещение, всё есть, но цепляются по каждому поводу. А этот стандарт введем - они вообще ни один вуз не аккредитуют. И снова на Манежной, в другом городе молодежь будет бунтовать, а мы будем в этом обвинять милицию. Подобного рода законы, они не безобидные, они очень важные. Но законопроект слабый. Он, видимо, делался из каких-то конъюнктурных соображений, и здесь больше негатива, чем позитива. Поэтому я считаю, что его нет необходимости принимать. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас записались Конев, Зиятдинова, Воронцова, Кислицын, Дорогин. Всё, давайте на этом подведем черту. Пожалуйста, Конев Юрий Михайлович. КОНЕВ Ю. М., депутатская группа "Народный депутат". Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги, закон этот принципиально важен. И на мой взгляд, чего мы не должны бояться, так это более активного участия государства в стандартизации и определении содержания образовательного процесса в школе, в средних специальных учебных заведениях и в высших учебных заведениях. В конце концов, учебные заведения готовят гражданина России, и поэтому естественно, что государственный стандарт должен устанавливаться федеральными органами власти. Я не могу согласиться с моим коллегой, уважаемым Владимиром Вольфовичем, что двенадцатилетка спасет нашу школу. При десятилетнем образовании наши специалисты ценились и ценятся во всем мире. Поэтому не в этом главное, главное как раз в содержании образования и в стандарте образования, потому что, если мы не будем иметь единого стандарта, нам даже с точки зрения образования в структуре СНГ будет очень сложно. Сейчас мы в Межпарламентской Ассамблее комплектуем концепцию образовательного кодекса стран - участниц СНГ, а комплектовать ее можно только в том случае, если будет единый государственный стандарт в Российской Федерации. На мой взгляд, закон имеет, конечно, сегодня слабые стороны, но в целом его надо принимать и ко второму чтению вносить необходимые изменения, дополнения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Зиятдинова Флюра Газизовна. ЗИЯТДИНОВА Ф. Г., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Закон действительно долго готовился, я знаю, что много было обсуждений в рабочих комиссиях, я принимала тоже участие. Могу сказать, как представитель национальной республики, что закон подготовлен очень грамотно, здесь учитывается федеральный компонент, учитываются национально-региональные компоненты. Мои избиратели-учителя в национальной республике, кстати татары, также однозначно высказываются за принятие подобного документа. Какие преимущества сегодня мы получаем, приняв этот законопроект в первом и в последующих чтениях? Во-первых, повышается ответственность органов народного образования за недопущение тихого отсева из школы. Вы знаете статистику: во многих регионах, особенно в Нечерноземье Российской Федерации, отсев до 9-го класса составляет сегодня более 25 процентов. И мы статистику эту знаем, многие наши депутаты ею располагают. Второе. Сегодня мы еще раз практически подтверждаем, что будем уже спрашивать за неисполнение закона о доступном качественном образовании для каждого ребенка нашего российского социума. Поэтому этот момент тоже очень серьезен, и в условиях коммерциализации образования - я еще раз обращаю внимание именно на этот аспект, - он позволяет нам, депутатам Государственной Думы, вместе с комитетом по образованию отстаивать право каждого ребенка на получение качественного бесплатного профессионального образования на базе 9 классов, на основе базовой школы. И последний, наверное, аргумент. Мне представляется очень важным действительно в международном плане иметь стандарты образования, которые позволят наши документы об образовании, аттестаты выпускников средней школы сделать действительными и в других государствах - наших соседях. Предлагаю принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Воронцова Зоя Ивановна, пожалуйста. ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я еще в предыдущем созыве Думы работала в Комитете по образованию и науке, и работала как раз над данным законопроектом об образовательном стандарте. Я могу сказать, что в то время, когда мы его разрабатывали, по нему было очень много вопросов. Сейчас многие моменты, которые были спорными, сняты. Я хотела бы возразить Владимиру Вольфовичу. Владимир Вольфович, вы вот говорите, что бываете в западных странах, и там тринадцатилетка, двенадцатилетка. Смею вас разочаровать: Германия с тринадцатилетнего образования перешла на двенадцатилетку. И, наверное, повод у нее был, потому что они говорят: а у нас ребятки умненькие и нет смысла их такое количество времени держать в школах. Что же получается? Наши российские дети глупее, что ли, становятся год от года? Почему их нужно держать в школе двенадцать - тринадцать лет? Следующее. Вы ведете разговор о том, что большое количество учителей, классных руководителей и директоров - женщины. Да ведь не потому, что очень хочется им быть директорами и классными руководителями, а потому, что мужчины в школу не идут. И вы прекрасно знаете, каково финансово-экономическое состояние дел, какова заработная плата. Вот когда будет заработная плата высокая, тогда, естественно, и мужчин будет в школе гораздо больше. Поэтому надо не в образовательный стандарт эту норму вводить, а думать о том, как повысить заработную плату, сделать ее достойной, чтобы мужчины на самом деле могли в школе работать. И смею вас уверить как педагог, который проработал всю жизнь в школе: раздельное обучение, кроме вреда, даже в старших классах, ничего другого не дает. Уважаемые коллеги, убедительно прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Фёдорович Дорогин, пожалуйста. ДОРОГИН В. Ф., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые депутаты, не вызывает сомнения, что такой закон нужен. Но учить десять или пятнадцать лет... Можно и двадцать лет учить и ничему не научить. Стандартизация, безусловно, должна быть. Но с другой стороны, насколько отвечает на основные вопросы этот закон? Первое: отвечает ли государство за образование? Второе - безусловно, образование должно быть бесплатным, но с долей частного образования. Закон должен отвечать на эти вопросы. Доступность образования - вот это, пожалуй, самое основное, что мы должны предусмотреть ко второму чтению. Следующий момент. Владимир Вольфович поднимал здесь вопрос полового воспитания. Да какое половое воспитание?! Что оно дало, какой толк нам от него за десять лет? Один разврат и безобразия. Нравственность, мораль, этику, идеологию - вот что мы должны воспитывать, любовь к Родине должны воспитывать, чтобы люди приходили в армию подготовленными к защите Отечества, к защите нашей Родины. Вот зачем ставится вопрос о том, что надо действительно заинтересовать мужчин, чтобы они шли в систему образования. Почему я так говорю? Потому, что любой офицер тоже воспитатель. И мы, офицеры, в свою очередь всё то, что недоделано было в школе, вынуждены доделывать, мы перевоспитываем ребят непосредственно в армии и на флоте. Уважаемые товарищи, много говорилось сегодня о том, что происходило на площади. Кто из присутствующих в зале был на этой площади? А я по воле случая был там и видел всё то, что там происходило. И стыдно должно быть депутатам, тем, которые голосовали против запрета рекламы пива. Пьянство и безобразие. Самое основное, чему мы должны учить в школе, - так это чтобы противостояли наши дети этому. И правила поведения в школе должны быть прописаны в этом законе однозначно: что ты можешь, а что ты не можешь сделать. Не просто так Владимир Маяковский создавал одно из своих произведений - "Что такое хорошо и что такое плохо". Многим надо бы почитать это, посмотреть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, и последний выступающий - Кислицын Василий Александрович. Пожалуйста. КИСЛИЦЫН В. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Принятие законопроекта "О государственном стандарте общего образования", на мой взгляд, имеет большое значение для развития российской школы. Не буду касаться чисто педагогических проблем, они для меня, как педагога, очевидны, но хочу подчеркнуть важность, особенную важность заложенного в законе перехода на нормативное бюджетное финансирование, причем на базе нормативного подушевого финансирования. Мне хотелось бы отметить, что сегодня и высшее, и среднее специальное образование, и общеобразовательная школа живут в условиях постоянного недофинансирования. Мы отброшены назад на многие годы по сравнению с советской школой, школой советского времени. И школе не хватает самого необходимого: не только компьютеров, автобусов, но и наглядных пособий, учебников, методичек, необходимых материалов для кабинетов физики, химии и так далее. Про капитальный ремонт многие школы, особенно сельские, вообще забыли. Поэтому переход на нормативное бюджетное финансирование хоть в какой-то степени поможет решить эти проблемы. Вместе с тем чувствуется, я здесь с Олегом Николаевичем полностью согласен, что данный законопроект - это результат вынужденного компромисса между Государственной Думой, педагогами и Правительством. И поэтому меня, как члена Комитета по вопросам местного самоуправления, очень волнует целый ряд проблем, заложенных в данном законопроекте. Это, видимо, следствие как раз того самого компромисса. Например, спорными представляются положения главы 4 о финансировании деятельности образовательных учреждений в части реализации государственного образовательного стандарта. Из содержания пункта 1 статьи 13, статей 15 и 17 можно сделать вывод, что основное финансирование реализации государственного стандарта будет осуществляться из местного бюджета, а из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам будет оказываться лишь финансовая помощь. В частности, в пункте 4 статьи 16 устанавливается: "На основе регионального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности средств в местном бюджете..." Что такое местный бюджет, особенно сельский? Ну, я вот скажу, что в нашей Курганской области 80-90 процентов - это дотации сверху. Поэтому говорить о помощи... То есть, конечно, мы понимаем, что в этих условиях речь идет не о помощи, а о том, что более высокий уровень, особенно государственный, должен взять на себя максимальную сумму расходов. Если это государственный стандарт, то государство и должно заботиться. Поэтому, поддерживая в целом данный законопроект, я надеюсь, что при работе над законопроектом во втором чтении больший упор будет сделан именно на государственные обязательства. В целом я предлагаю данный законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители Правительства хотели бы выступить? Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Действительно, прошедшая дискуссия показала, что данный законопроект своевременен. Он, безусловно, требует доработки ко второму чтению. Он позволит нам продолжить нашу линию на создание единого образовательного пространства, на обеспечение преемственности уровней образования и во многом поможет решать и систематизировать решение тех вопросов, которые связаны с финансированием образовательной системы в нашей стране. У Правительства имеется целый ряд замечаний, конкретных замечаний. Официальный отзыв, положительный, был только что роздан в зале. Мы предлагаем поддержать данный законопроект в первом чтении, доработать его с учетом замечаний, которые уже предложило Правительство и которые прозвучали в ходе сегодняшнего обсуждения. И обращаем также ваше внимание на указ Президента по данной проблеме, который поставил задачу перед органами государственной власти усилить ответственность за положение дел в школе. В рамках реализации данного указа будет как раз принят данный закон и будут подготовлены Правительством те законопроекты, которые вытекают из этих задач. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич Котенков, хотели бы выступить? Нет. Заключительное слово. Пожалуйста, Шишлов Александр Владимирович. ШИШЛОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я, наверное, отвечу, по сути, на единственное критическое замечание, которое высказывалось со стороны фракции ЛДПР. Прежде всего, когда Владимир Вольфович говорил об аккредитации и аттестации вузов, видимо, он не совсем понял: данный закон говорит об общем образовании, он не имеет отношения к проблеме, связанной с правовым положением высших учебных заведений. Но одну тему хочу еще раз осветить: это то, что касается одиннадцатилетки и двенадцатилетки. До настоящего времени на вопрос, кто принимает решение - одиннадцать лет в школе учатся наши дети или двенадцать лет - мы не можем получить удовлетворительный ответ, а вопрос этот касается каждого. Такие вопросы, на мой взгляд, должны решаться на уровне федерального закона. И мы с вами, когда приняли поправки в Закон "Об образовании", именно этот принцип и установили: нормативные сроки получения общего образования по ступеням определяются федеральным законом. В нашем законе "О государственном стандарте..." мы устанавливаем одиннадцатилетний срок обучения. Почему сегодня одиннадцать лет, я думаю, понятно каждому в этом зале. Да потому что для перехода на двенадцатилетку непосредственно сейчас, в этом году или в следующем году, у нас нет ни организационных, ни финансовых условий. Давайте вначале решим проблему нынешней школы, давайте вначале решим вопрос с зарплатой учителя, давайте вначале разработаем новые учебные программы. И вот, когда всё это будет готово, тогда мы внесем изменения в закон "О государственном стандарте..." и, если потребуется, перейдем на двенадцатилетку, но это вопрос не сегодняшнего дня. Я хочу поблагодарить тех, кто принял участие в обсуждении. Нам действительно предстоит большая работа еще во втором чтении. Мы хотим сделать этот закон еще более инструментальным и действенным. Но я хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, важность этого закона состоит в том, что он осуществляет переход от декларации о важности образования, о приоритетности образования к созданию правовых механизмов, к созданию инструментов, действующих инструментов, для реализации прав граждан на получение бесплатного, доступного и качественного образования. Поэтому этот закон нужен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? (Шум в зале.) Смолин? Пожалуйста-пожалуйста, Олег Николаевич, как содокладчик. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я тоже еще раз прошу поддержать закон и хотел бы коротко отреагировать на некоторые прозвучавшие здесь замечания. Первое. Действительно, значительная их часть не имеет отношения к предмету данного закона. Совершенно справедливо, что у нас слишком много женщин-педагогов и слишком мало мужчин-педагогов. Но это проблема не стандартов, это проблема заработной платы, возможно, отсрочки для учителей-мужчин от военной службы или альтернативной службы и некоторых других позиций. Точно так же, как и аккредитация вузов. По поводу двенадцатилетки Александр Владимирович Шишлов уже высказался. Что касается практически единственного прямого предложения в части содержания образования, которое здесь прозвучало, - ввести в школьный курс специальный предмет "Половое воспитание", - то я хотел бы заметить две вещи. Ну, во-первых, в России мы уже это пробовали: в 1996 году такой курс был очень активно внедрен в школу. Ну, соответственно по телевизионным программам пошли рекламные ролики типа "Ваш друг - презерватив" вместо "Ваш друг - книга". Результат был печальный. Огромное количество людей обращалось в комитет - представители церкви, общественных организаций, родители и так далее, и так далее. Дело это достаточно тонкое. Во-вторых, я хотел сообщить, что и в Соединенных Штатах сейчас во многих школах отказываются от подобных предметов и в моде так называемое новое целомудрие, когда считается, что надо воспитывать ребят, и парней, и девчат, не в плане технологии безопасного секса, а в том плане, что надо воспитывать мужчину как мужчину, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а девочку как женщину. Я думаю, что это то воспитание, которое осуществляется в совокупности всеми предметами: и литературой, и граждановедением, и биологией, и многими другими предметами, совсем необязательно для этого иметь специальный отдельный курс. Ну и последнее. Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы вы четко понимали, что стандарт и нормативное финансирование - это очень современные методы управления образованием, но методы обоюдоострые. Будет стандарт полноценный - будет качественное образование. Если стандарт будет снижен, это значит, что качество образования понизится, и всех заставят доплачивать за систему образования, как мы предлагали в 1992 и 1998 годах. Точно так же и нормативное финансирование. Если будет норматив полноценный, значит, будет улучшенная ситуация в образовании, если нет - наоборот. На данном этапе, в данной редакции закона он принесет нашему образованию пользу, хотя и невеликую. Если закон будет улучшен - прекрасно. Наша с вами задача - не допустить ухудшения закона. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование... (Выкрики из зала.) По мотивам только. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я хочу еще раз сказать, что как раз закон этот нам ничего и не дает. Докладчик и содокладчик пытались нам сказать, что в других странах это было, они опробовали и вернулись. Так они всё это прошли, а мы-то не проходим, мы до сих пор на телеге с вами едем! И этот закон - телега! А у них - космический корабль. А вы нам пытаетесь сказать, что вот мы-то сделаем хорошо. Ничего хорошего вы этим законом не сделаете. Они испытали все формы, все стандарты и от тринадцати лет вернулись к двенадцати, а мы застряли на одиннадцатилетке. Вы пытаетесь нас убедить, что это хорошо. Это очень плохо! Поэтому в этом смысле, я еще раз говорю, что закон сырой и ничего хорошего для нашего образования не даст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 54 сек.) Проголосовало за 368 чел. 81,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел. Результат: принято Законопроект принимается.
Заседание № 157
03.04.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 117605-3 "О государственном стандарте общего образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 442 по 453 из 8112
СМОЛИН О. Н., Агропромышленная депутатская группа. Депутат Смолин по карточке Бурлуцкого. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу вас (вопрос согласован с Правительством) перенести рассмотрение вопроса под номером 25 с сегодняшнего дня на 17 апреля. Мы хотим все-таки получить положительное заключение Правительства на проект закона "О государственном стандарте общего образования". Повторяю: вопрос согласован с представителями Правительства. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 656 по 673 из 8112
Депутат Смолин предложил пункт 25 перенести на 17 апреля по согласованию с Правительством. Олег Николаевич, нужно провести эти согласования, потому что мы, по-моему, уже не раз переносим. Да? Пожалуйста, включите микрофон депутату Смолину. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, суть проблемы очень проста. Там возникли технические проблемы, которые не позволили Министерству образования получить положительное заключение Правительства на этот закон. Мы хотели бы, чтобы он прошел наверняка. Сегодня здесь будут Валентина Ивановна Матвиенко и министр образования Владимир Михайлович Филиппов, вы можете получить подтверждение, что мы просим перенести закон не по собственной инициативе, а по согласованию с Правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. По просьбе комитета давайте мы это учтем.