Заседание № 29
О проекте федерального закона № 1175525-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Юрьевич Пирог. ПИРОГ Д. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемым законопроектом уточняется законодательное регулирование в части противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований. Предлагается закрепить такие термины, как "конфликт интересов в сфере физической культуры и спорта", "противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями)" и "инсайдерская информация в сфере физической культуры и спорта". Предлагаемые изменения в части установления дополнительных полномочий общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг позволят обеспечить наиболее полный охват специфики видов спорта с целью противодействия манипуляциям на соревнованиях. Таким образом, коллеги, это очень важно, проектируемые изменения в полной мере позволят обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации, которые возникли в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями. В комитет поступили поправки, которыми предлагается уточнить именование спортивных соревнований по тексту законопроекта - как официальных спортивных соревнований - с целью унификации терминологии в законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также поправки, которые касаются уточнения формулировки понятия "заинтересованное лицо". Поправки включены в таблицу № 1, рекомендованы к принятию. Все необходимые экспертизы проведены. Комитет предлагает поддержать во втором чтении законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 14 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 38 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПИРОГ Д. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Есть предложение рассмотреть законопроект в третьем чтении сегодня на текущем заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Спасибо, Дмитрий Юрьевич. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 21 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 18
О проекте федерального закона № 1175525-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра спорта Российской Федерации Андрея Михайловича Фёдорова. Пожалуйста. ФЁДОРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра спорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный законопроект разработан в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями. В целом предлагаемые изменения совершенствуют уже существующий механизм противодействия незаконному влиянию на спортивные результаты. С учётом требований европейской конвенции в законе о спорте предлагается закрепить такие понятия, как инсайдерская информация в сфере физической культуры и спорта и конфликт интересов в сфере физической культуры и спорта. Одновременно законопроектом уточняется перечень деяний, совершение которых рассматривается как противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования. Также законопроектом за общероссийскими спортивными федерациями закрепляются полномочия самостоятельно определять информацию, которая будет отнесена к категории инсайдерской. При этом законопроект также устанавливает, что к инсайдерской информации не может быть отнесена общедоступная и общеизвестная информация, а также информация, которая была опубликована в СМИ. В целом содержание представленного законопроекта полностью корреспондирует европейской Конвенции против манипулирования спортивными соревнования. И, учитывая направленность законопроекта на защиту добросовестного поведения в спорте и спортивной этики, Правительство Российской Федерации просит поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Дмитрий Юрьевич Пирог. Пожалуйста. ПИРОГ Д. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Согласно отчёту Международной ассоциации честного беттинга в 2020 году Россия стала лидером по числу подозрительных матчей. Но наша страна всегда выступала за честный спорт и прилагала все усилия для борьбы с незаконным влиянием на результаты соревнований, и однократные попытки представить российский спорт нечестным пресекались и будут пресекаться всеми имеющимися у нас правовыми инструментами. А теперь непосредственно о законопроекте. Данный законопроект расширяет понятие противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований. И, коллеги, очень важно, что речь идёт не только о подкупе спортсменов, но и о передаче тактических планов на будущую игру и непринятии мер по предотвращению конфликта интересов. Законопроект усиливает юридические возможности для борьбы с договорными матчами и иным деструктивным влиянием на результат и оказывает положительное влияние на развитие российского спорта и повышение имиджа на международной арене. Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, доказать факты противоправного влияния на результаты спортивных соревнований достаточно сложно. Вот сколько случаев таких противоправных действий было зафиксировано в прошлом году или в текущем году и в каких видах спорта? ФЁДОРОВ А. М. Ну, скажу откровенно, что статистика по фиксации противоправных влияний находится в правоохранительных органах, у нас её нет. Но чаще всего, конечно, подобные вещи происходят в командных игровых видах спорта, там, где это связано с участием большого количества зрителей, там, где существуют, конечно, основные ставки в букмекерских конторах. И конечно, законопроект в том числе, как правильно сказал Дмитрий Юрьевич, расширяет ответственность за совершение подобных деяний и делает это именно в рамках международной конвенции, то есть единственного документа, который на европейском уровне предусматривает подобную ответственность и к реализации которого Российская Федерация сейчас идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Андрею Михайловичу вопрос. Андрей Михайлович, вот что касается новых определений, будут ли корреспондирующие изменения в административный кодекс, возможно и в Уголовный? И когда они будут? И к Дмитрию Юрьевичу вопрос. Дмитрий Юрьевич, а что такое передача тактических схем? Это что за такие тактические схемы, передача которых может восприниматься как некое правонарушение? ФЁДОРОВ А. М. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Действительно, сейчас вместе с рассматриваемым законопроектом уже разрабатывается законопроект-спутник, он связан именно с внесением в административный кодекс ответственности за совершение этих деяний. Соответствующий законопроект об изменениях в КоАП 2 декабря уже внесён в Правительство Российской Федерации, этим законопроектом за соответствующие деяния предусмотрены штрафные санкции. То есть в этом вопросе два законопроекта идут практически параллельно и разрыва в установлении ответственности за совершение этих правонарушений не будет. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос докладчику. Уважаемый Андрей Михайлович, подскажите, кто будет заниматься расследованием таких фактов в случае принятия закона? И почему только административная ответственность, а не уголовная, когда озвучены огромные суммы, с многочисленными нулями? ФЁДОРОВ А. М. Ну, у нас сейчас уже, собственно говоря, 184-я статья Уголовного кодекса предусматривает серьёзную ответственность за ряд подобных деяний, это касается и подкупа определённых категорий лиц, и принуждения, это касается судей, тренеров, спортсменов и так далее, там достаточно серьёзные и финансовые санкции, и сроки уголовного наказания. Что касается вводимых дополнительно составов правонарушений, это связано с содержанием непосредственно конвенции: сама конвенция предусматривает обязательства государства при необходимости предусмотреть административную ответственность за нарушения, которые не связаны с уголовным наказанием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Андрей Михайлович, из ваших ответов вытекает, что готовится параллельно ещё один законопроект, который будет определять меры ответственности. А что, в настоящий момент не существует никаких подходов в действующем законодательстве на этот счёт? ФЁДОРОВ А. М. В действующем законодательстве, как в законе "О физической культуре и спорте...", так и в Уголовном кодексе, предусмотрена ответственность именно за ряд нарушений. Это связано, как я уже сказал, с подкупом, это связано с принуждением соответственно судей, тренеров, членов жюри и так далее к выдаче противоправного результата, это связано с получением этими лицами вознаграждений или любого иного преимущества и, конечно, с предварительным сговором. Но это наказание в рамках уголовного законодательства, а сейчас мы говорим об административном. И соответствующие изменения будут предложены в ближайшее время, над законопроектом уже активно работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаков Владимир Павлович. ИСАКОВ В. П., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, вот не так давно наш заслуженный футбольный тренер Валерий Непомнящий в подкасте у футболиста Дмитрия Сычёва сказал, что был участником договорного матча. Назвал конкретную дату, назвал конкретных соперников - "Томь" (Томск) и "Спартак" (Нальчик), - однако никакого анализа данной игры, никакого расследования не последовало. Каждый год практически в нашем первенстве играются так называемые сомнительные матчи, но только судью могут порой отстранить, а дальше никаких расследований серьёзных нет. Если мы обратимся к зарубежному опыту и посмотрим, то увидим, что там без срока давности рассматривают дела. Сейчас, допустим, в Италии рассматривают дела аж 2006 года, и виновные наверняка понесут очень серьёзное наказание. У нас, к сожалению, мы такого не наблюдаем. И второе. Мой товарищ по фракции Алексей Владимирович Куринный задавал вопрос по поводу тактических схем, но, к сожалению, Дмитрий Юрьевич не успел, видимо, ответить. Вот два вопроса. ФЁДОРОВ А. М. Владимир Павлович, да, вы действительно правы, за рубежом жёстко преследуют подобные деяния. Мы здесь тоже должны исходить из того, что есть общероссийские спортивные федерации, которые, в случае если есть любые основания подозревать участников того или иного мероприятия в каком-то сговоре или в искусственном получении результата... Конечно, нужно на это обращать внимание, в том числе и правоохранительных органов, никто не запрещает подавать соответствующие заявления в компетентные структуры. Что касается, ну, если дополнительно... что касается составов, вводимых в административный кодекс, что будет сделано, то там, конечно, основными органами, которые будут привлекать к ответственности за совершение этих деяний, будут органы полиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПИРОГ Д. Ю. Уважаемые коллеги, спасибо за вопрос. По поводу тактического плана. Все мы понимаем, что в разных видах спорта, в том же футболе, если взять его как пример, тактический план заключается во многих аспектах, вплоть до того, какой будет расстановка игроков на поле, какой вообще тактический план на игру. Конечно, если оппоненты, соперники знают его, то они этим могут воспользоваться, и это будет влиять на результаты матча, не говоря уже о единоборствах. Это тоже будет теперь пресекаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Михайлович, законопроект очень важный, поскольку он защищает принципы честной игры. На мой взгляд, в нём не хватает положений, касающихся детско-юношеского спорта. Президент дал поручение разработать соответствующую концепцию. Юные спортсмены - это будущие олимпийские чемпионы, заслуженные тренеры, победители соревнований, и важно, чтобы они в начале пути не сталкивались с недобросовестными историями. Скажите, пожалуйста, планируется ли дополнить проект какими-то нормами именно в сфере детско-юношеского спорта? ФЁДОРОВ А. М. Спасибо, Яна Валерьевна, за вопрос. Действительно, ваше беспокойство понятно. В целом и Министерство спорта, и государство уделяют повышенное внимание всему, что связано с детско-юношеским спортом, но применительно к данному законопроекту мы понимаем, что это универсальный законопроект, предполагается, что его нормы распространяются на все виды спорта, на все категории. Соответственно, где бы, в какой бы сфере ни совершалось нарушение, будь это детско-юношеский спорт либо какие-то профессиональные соревнования, - везде ответственность и условия, порядок привлечения к ответственности лиц, которые допустили те или иные нарушения, одинаковы. Защита будет в отношении широкого круга спортсменов и видов спорта, в том числе детско-юношеского. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Юрьевич, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 19 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.