Заседание № 104
23.03.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1174086-6 "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2648 по 2890 из 5660
Коллеги, переходим к 15-му вопросу. О проекте федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Владимирович Сысоев. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях...". Данным законопроектом вводится институт так называемой кредитной амнистии, он направлен на восстановление платёжеспособности граждан, получивших кредит и имеющих задолженность по такому кредиту. В законопроекте вводится понятие проблемного кредита. Таким кредитом признаётся просроченный кредит (заём) в размере совокупного долга не более 100 тысяч рублей в части выплат по основному долгу и процентов по состоянию на дату вступления в силу данного закона. В качестве основной меры государственной поддержки для лиц, имеющих проблемные кредиты, предусматривается введение отсрочки на 10 лет по уплате гражданами Российской Федерации таких кредитов. При этом финансовые организации обязаны осуществить уступку прав требований по проблемным кредитам в пользу государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Далее агентство осуществляет оплату финансовым организациям уступаемых агентству прав требований по договорам проблемных кредитов беспроцентными облигациями федерального займа со сроком погашения не ранее 1 января 2027 года, внесёнными Российской Федерацией в имущество агентства в качестве имущественного взноса. Сразу хочу отметить, что одним из основных замечаний по законопроекту было несоответствие основным задачам и принципам деятельности агентства изменений, предусматривающих осуществление агентством выкупа прав по договорам проблемных кредитов за счёт собственных средств. Поясняю, что, во-первых, Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" устанавливает открытый, неисчерпывающий перечень функций агентства, который может быть расширен, а во-вторых, возможность перехода к агентству права требования к должнику предусмотрена статьёй 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...". Таким образом, возложение на Агентство по страхованию вкладов обязанностей по выкупу просроченной задолженности является логичным шагом, укладывающимся в общие принципы действующего в данной сфере законодательства. Законопроект касается только тех проблемных кредитов граждан, по которым размер всей оставшейся суммы основного долга вместе с причитающимися процентами составляет не более 100 тысяч рублей. Именно такие, небольшие на первый взгляд суммы долга приводят граждан к фактическому банкротству: чтобы погасить остаток долга по кредиту, гражданин берёт другой кредит, надеясь улучшить свою финансовую ситуацию. По данным Объединённого кредитного бюро, за первые два месяца этого года более 50 процентов должников погашали старые кредиты именно с помощью новых. При этом в 2017 году доля высокорисковых заёмщиков, которые могут по первому кредиту выйти на просрочку и обращаются за кредитом вторично, выросла с 9 почти до 15 процентов. Для решения своих проблем с небольшими долгами перед банками граждане прибегают не только к повторному кредитованию, но и к услугам микрофинансовых организаций. Небольшая сумма микрокредита, минимальный пакет документов и простота получения микрозаймов привлекают граждан, которые не задумываются о полной стоимости кредита в итоге. А ведь все понимают, что основная проблема микрозаймов кроется в колоссальном размере процентов по ним. И если ещё в 2015 году микрофинансовые организации устанавливали до 600 процентов годовых по займам, то уже в начале 2016 года некоторые МФО стали выдавать такие займы почти под 1 тысячу процентов годовых. Да, действительно, с 1 января 2018 года Государственная Дума урегулировала этот вопрос, но мы с вами должны понимать, что пусть мы ограничили проценты по займам, но остались вопросы, поскольку эти нормы не распространяются на неустойку, поэтому итоговая сумма возврата займа может быть довольно велика. По информации финансового омбудсмена в России Павла Медведева, сейчас плохие долги висят почти на 7,5 миллиона россиян - они нуждаются либо в реструктуризации долгов, либо в объявлении банкротами. Многие скажут, что Гражданский кодекс основывается на равенстве участников правоотношений, что у нас есть Федеральный закон "О потребительском кредите...", который обязывает финансовые организации указать все условия, в том числе и полную стоимость кредита, а граждане на добровольной основе заключают договоры, имея возможность оценить все риски. Да, действительно, я полностью с этим согласен, но, учитывая принцип равенства участников правоотношений, надо честно признаться, что в просроченной задолженности виноваты совместно и гражданин, и финансовая организация, а также, наверное, в некоторой мере и государство, которое законодательно создало такие условия на рынке. Приведу несколько цифр. Суммарная задолженность по заработной плате в России на 1 февраля 2018 года составила 2 миллиарда 676 миллионов рублей и по сравнению с 1 января 2018 года увеличилась почти на 200 миллионов рублей. Реальные доходы населения в 2016 году в России снизились на 5,5 процента, а количество граждан, живущих за чертой бедности, увеличилось с 15,5 миллиона человек в 2013 году до более чем 20 миллионов человек в 2017 году. Согласно исследованию Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в третьем квартале 2017 года доля бедных в России достигла 13 процентов численности населения, это один из самых высоких показателей за все последние годы. На этом фоне наблюдается существенная закредитованность населения страны. На сегодняшний день около 50 миллионов граждан страны, а это треть населения России, воспользовались кредитными продуктами. В среднем по России долговая нагрузка на каждого жителя составляет порядка 72 тысяч рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, например, она составляет почти 180 тысяч рублей, в Москве - более 100 тысяч рублей. Соответственно, растёт и просроченная задолженность. По данным Центрального банка России, объём просроченной задолженности по кредитам, выданным физическим лицам на самое начало кризиса, на 1 июля 2014 года, составлял около 564 миллиардов рублей, а на 1 февраля текущего года совокупный просроченный долг вырос до суммы, превышающей 800 миллиардов рублей. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует государственного вмешательства и определённого правового регулирования, и задача государства - разобраться в этой ситуации, разрешить эту проблему, в том числе путём принятия предлагаемых в законопроекте мер. Считаю, что меры государственной поддержки граждан России и финансовых организаций, предлагаемые в законопроекте, позволят повысить уровень благополучия российских семей. Прошу поддержать законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом от Комитета по финансовому рынку выступает Михаил Владимирович Гулевский. ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на то, что за последний год Комитетом по финансовому рынку был подготовлен к рассмотрению палаты целый пакет законопроектов, улучающих положение заёмщиков. В частности, это касается улучшения методики расчёта ПСК (полной стоимости потребительского кредита), ограничения размера начисляемых процентов по годичному договору потребкредита, а также ограничения цессии. Месяц тому назад мы с вами приняли в первом чтении законопроект о совершенствовании правил, определяющих порядок погашения задолженности. Комитет по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона № 1174086-6 "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не поддерживает его концепцию. В ходе подготовки законопроекта к первому чтению были высказаны следующие концептуальные замечания. Первое. Закон поставит недобросовестных должников в более благоприятные условия по сравнению с добросовестными заёмщиками. В случае принятия закона должник фактически получит право не отдавать долг Агентству по страхованию вкладов до 2027-го, ну, или до 2028 года и не платить проценты с момента уступки. Комитет считает, что это существенно ухудшит платёжную дисциплину, которая у нас и так хромает, Владимир Владимирович об этом уже говорил. Второе. Передача прав требований по проблемным кредитам содержит высокие кредитные риски, существует опасность, что переданные АСВ долги вообще никогда не будут взысканы. Третье. Принятие закона потребует увеличения нагрузки на федеральный бюджет. Кстати, об этом Владимир Владимирович ни слова не сказал. Кроме того, положения законопроекта содержат внутренние противоречия и, по мнению комитета, не могут быть единообразно истолкованы в ходе правоприменительной практики. На законопроект поступили отрицательные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Центробанка. У Правового управления Аппарата Государственной Думы также имеются замечания. Уважаемые депутаты, Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Михаил Владимирович, разделяем вашу личную позицию и позицию комитета о том, что необходимо добиться того, чтобы не было лиц, уклоняющихся от выплат по взятым на себя обязательствам. В связи с этим хочу спросить, какие законопроекты ваш комитет, стремясь к справедливости, планирует внести, чтобы граждане, которые имеют право получить от банка свои вклады, получали не всего 1 миллион 400 рублей, а всю сумму от банка, в который они её положили? А то у нас какая-то однобокая справедливость получается: банкам люди, вкладчики прощают, когда им не возвращают то, что должны вернуть, а вот гражданам, как вы говорите, нельзя прощать. Как вы планируете обеспечить торжество справедливости в этом вопросе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ГУЛЕВСКИЙ М. В. Я хотел бы высказать свою точку зрения. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, и об этом вкратце Владимир Владимирович уже говорил, кредитор и заёмщик свободны заключить договор, и никто не вправе туда входить, ни третьи лица, ни четвёртые. Конечно, мы много говорим о необходимости повышения уровня образованности наших граждан, но пока получается так, как получается. Я назову даже большие цифры, чем называл сегодня Владимир Владимирович: сейчас задолженность перед всеми финансовыми организациями - около 10 триллионов, 40 миллионов человек среди нашего населения имеют долги, 7,5 миллиона (эту цифру называл Медведев, а, по моим данным, по нашим данным, более 5 миллионов) имеют плохие долги. Так что это законодательно определено. Что касается банковской сферы, суммы 1,4 миллиона рублей, ну это вопрос законодательной базы, которую мы в принципе и должны рассматривать. Я, кстати, посмотрел проект закона о защите прав - Жириновский выходит с этой инициативой, - я его уже в Интернете видел, ну давайте посмотрим, он приблизительно корреспондирует с этим проектом закона. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Владимиру Владимировичу. Вы считаете, что люди не должны нести ответственность за свои действия, не должны оценивать свои силы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоеву включите микрофон, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Наталья Дмитриевна, когда человека загоняют в такие условия, что он, чтобы питаться, покупать продовольствие, покушать себе на каждый день, покупать одежду себе, вынужден идти в микрофинансовые организации (особенно сложной ситуация была в стране в 2014-2016 годах, когда люди шли и брали микрозаймы под 600, под 1000 процентов годовых), это что, социальная позиция государства? Конечно, эти люди нуждаются в особой заботе государства, и, подчеркну, речь идёт о задолженности до 100 тысяч рублей, речь не идёт о миллиардах, триллионах, которые Центральный банк выделяет на спасение непонятно для чего каких-то банков, доведённых до банкротства. Спасая, санируя банки, тратя триллионы, мы не можем решить проблему людей, которые нуждаются в особой поддержке и заботе государства! Люди шли в микрофинансовые организации, чтобы просто взять денег и купить себе покушать. Наверное, мы должны принять решение и реструктуризировать долги. Речь идёт всего лишь о 35 миллиардах рублей. Конечно, мы не прощаем этим людям долги - мы им даём возможность реструктуризировать долги, встать на ноги и перестать уплачивать эти дикие неустойки, которые были прописаны в то время в договорах. И здесь действительно есть проблема, правовой пробел: в то время Государственная Дума не урегулировала эти вопросы, люди попали в кредитную кабалу и до сих пор продолжают бороться с этой кредитной кабалой. Надо защитить граждан Российской Федерации!
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3825 по 4274 из 5660
Коллеги, продолжаем обсуждение 15-го вопроса. Я напомню, что прошла запись на вопросы, ещё осталось три депутата, которые хотели бы задать вопросы. Пожалуйста, Андрейченко Андрей Валерьевич. Я прошу Владимира Владимировича Сысоева и Михаила Владимировича Гулевского приготовиться. А, Михаил Владимирович уже на месте. Пожалуйста, депутат Андрейченко. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к содокладчику. Михаил Владимирович, у вас, по сути, было два аргумента против данного проекта закона. Я даже ничего не спрашиваю о бюджете, о том, что денег на что-то у нас не хватает, потому что, с моей точки зрения, всегда очень странно получается: мы всем странам практически миллиардные в долларах долги прощаем, а нашим гражданам ничего не можем простить, "Газпрому" с "Роснефтью" всё прощаем, они дивиденды не платят, а нашим гражданам, попавшим в трудную ситуацию, ничего простить не можем - к этому мы здесь, я думаю, уже все привыкли. Вопрос о другом. Первый ваш аргумент, вернее, даже контраргумент - о недобросовестности. Вот, например, человек, работая, но всё ещё являясь бедным (у нас таких 20 миллионов), взял кредит в банке, а банк потом в одностороннем порядке условия кредитования поменял, на что имеет право, у нас сейчас такие договоры. Человек попал в сложную жизненную ситуацию: он работает, но денег у него на выплату нет, или что-то у него произошло. Вот такой человек тоже является недобросовестным? Нужно ли пересматривать критерии или всё так просто?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Владимирович. ГУЛЕВСКИЙ М. В. Андрей Валерьевич, мы говорим о финансово-экономическом обосновании документа, с этого вы начали, и, кстати, в пояснительной записке, в тексте законопроекта тоже этого нет. Если вы считаете, что 35 миллиардов заимствований - это ничто, то, наверное, я с вами не соглашусь. Ну и тут и бюджетные деньги - мы же вместе с вами утверждаем бюджет. Это первое. Второе, о чём вы говорите. Я вновь возвращаюсь к статье 1 Гражданского кодекса (я об этом уже говорил Александру Николаевичу): это обоюдное соглашение двух сторон - кредитора и заёмщика, и у одного риски, мы понимаем, и у другого тоже возникают подобные риски. И третье. Я скажу об агентстве, и Владимир Владимирович говорил об этом. Здесь Владимир Владимирович предлагает ввести новеллу, но мы же с вами понимаем, что федеральным законом обозначены функции и задачи этого агентства - некоммерческой организации, которая не имеет на сегодня права вот так вот взять на себя подобное обязательство, выкуп этих долгов, и потом расплачиваться с финансовыми организациями. Так что тут целый клубок вопросов, Андрей Валерьевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Михаил Владимирович, миллионы людей в нашей стране загнаны в кредитную кабалу, а мы поддерживаем банки, тратим на их поддержку миллиарды, сотни миллиардов рублей при ненадлежащем надзоре ЦБ, а сейчас ещё и НДФЛ собираемся повысить. Собственно говоря, вопрос: где взять деньги? Ну, прогрессивная шкала налоговых ставок, которую предлагала ЛДПР, дала бы дополнительные доходы в размере 2 триллионов рублей, а данный законопроект предполагает не такие большие траты - всего 33 миллиарда. Согласно статье 2 нашей Конституции именно человек, а не банк является высшей ценностью, но по факту это не так. Вопрос: чем вызвано такое разное отношение к нашим гражданам и банкам? ГУЛЕВСКИЙ М. В. Спасибо за вопрос. Иван Константинович, ну я бы сказал, что при обсуждении палатой любого законопроекта эмоции, наверное, ни к чему, любой законопроект должен чем-то подтверждаться. Ещё раз говорю: финансово-экономического обоснования нет. Мы сегодня говорим о банках, я и сказал Александру Николаевичу о банковской системе, об 1 миллионе 400 тысячах и так далее. Ну, Александр Николаевич, это же тоже палка о двух концах, мы же понимаем, что русский человек очень быстро переориентируется. Если мы с вами что-то введём, то он быстро переориентируется на другие банки, где хорошие проценты, понимая, что, если банк лопнет, он полную сумму получит. Любой законопроект надо очень тщательно прорабатывать и только потом выносить на пленарное заседание. Хотя, конечно, есть сегодня проблемы, о которых вы, Иван Константинович, сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к представителю комитета. На самом деле в последнее время принят ряд правильных законов - и об ограничении ставки в микрокредитных учреждениях, и об информировании заёмщиков о реальной ставке, настоящей, подлинной, которую прячут во всех этих маленьких, нонпарельных цифрах и буквах. Но вот скажите, пожалуйста, раз уж комитет предлагает отклонить данный законопроект: над какими документами в пользу заёмщиков в настоящее время комитет работает? Ведь очевидно, что проблема, связанная с кредитованием, в стране по-прежнему остаётся и вряд ли мы можем считать такое законодательство идеальным и комитет не видит необходимости в его дальнейшем совершенствовании. ГУЛЕВСКИЙ М. В. Олег Васильевич, соглашусь: конечно, сегодня надо работать в этом направлении, и, наверное, всем фракциям в Государственной Думе. Вы ещё об одном законе не сказали, которого я сегодня вкратце коснулся: мы вместе с вами в первом чтении приняли законопроект о том, что пени и штрафы отодвигаются, - это тоже, наверное, в пользу и кредиторов, и заёмщиков. Но в этом плане, конечно, работы предстоит ещё много, я с вами согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. На рабочем месте включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит концепцию предложенного законопроекта по спасению миллионов наших сограждан. Ну действительно, нашими предыдущими решениями, можно сказать, мы людей из петли вынули, но оставили в кандалах. И если сегодня главным приоритетом в стране объявлена борьба с бедностью и с нищетой, а тем более если речь идёт о людях, которые работают либо уже вышли на пенсию и действительно попали в кабалу только по той причине, что иначе было не выжить, то и отношение к ним должно быть иное, а не так, что, мол, рынок всех рассудит, всем поможет. Каким путём пойти? Ну, это уже вопрос второй, его как раз нужно задавать профильному комитету и с него требовать предложить другой путь спасения людей, и не через пять, не через десять лет, а завтра, даже сегодня. Например, можно было бы создать дочерний банк Сбербанка под названием, образно говоря, "Спасение" и напомнить Сбербанку о его долгах: более 40 триллионов рублей вкладчикам Сбербанка СССР - а здесь 35 миллионов. Прибыль какая будет? Да её хватит на это благое дело, которое поддерживается сегодня абсолютным большинством граждан страны, было поддержано патриархом: выступая с этой трибуны, он попросил нас изгнать ростовщиков из банков, из жизни россиян - а мы их не изгнали, мы так, намордник надели... Вот создание такого банка, который разбирался бы, кто брал эти микрофинансовые кредиты, по каким причинам, на какие нужды - на развлечения и пьянку или на лекарства для ребёнка... Вот пусть такой банк разбирался бы и погашал бы ну хотя бы тело кредита. То есть имеется в виду, что эту обязанность надо оставить за гражданами, но предоставить самые льготные условия. Ну а микрофинансистам очень легко урезать аппетиты. Если они из дочернего банка Сбербанка захотят получать сотни процентов, то можно их просто спросить: "А вы заплатили сверхналоги на прибыль, которую получили с этих сотен и тысяч процентов?" - и они сразу, я уверен, успокоятся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. Олег Васильевич, вы от фракции, да? Поставьте пока три минуты. ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект, потому что речь идёт об интересах и правах работников. Мы должны понимать, что вся эта система, связанная с кредитами, не что иное, как замещение заработной платы. В условиях, когда заработная плата в стране не растёт, а снижается, в условиях, когда у людей нет возможности приобретать технику длительного пользования (я говорю даже не про автомобили, а про бытовую технику), в условиях, когда образование и медицина всё больше переходят на платные рельсы (мы хорошо знаем, что ежегодно граждане более 3 триллионов рублей платят за медицинские услуги), - в этих условиях кредит является таким же замещением заработной платы, каким для государства государственный долг является замещением взимания налога с крупного капитала. Государство тоже является заёмщиком на рынке, и мы хорошо знаем, что объём государственного долга у нас вырос почти вдвое за последние пять лет и уже превысил собственно доходы федерального бюджета. Вот масштабы этой ростовщической системы довольно ярко коррелируют с размером заработка людей: на тысячу человек, проживающих в Москве, приходится менее 400 кредитных историй; на тысячу человек, проживающих в Башкирии, - 870; на тысячу человек, проживающих в Иркутской области, - 880. То есть чем беднее регион, чем меньше у людей денег, тем, понятно, больше берут кредиты. Более того, в прошлом году масса кредиторской задолженности населения увеличилась на 9 процентов, притом что, мы хорошо понимаем, доходы населения так не выросли, национальная экономика так не выросла. То есть, по сути дела, речь идёт о дальнейшем закабалении граждан Российской Федерации в банковском секторе, в том числе из-за токсичных кредитов, которые банки налево и направо раздают, а потом мы видим, как вся эта система рассыпается и государству приходится платить, по сути дела, за чей-то авантюризм. Если смотреть через временную призму, то мы увидим, что в 2010 году объём кредитов, взятых населением, равнялся 3,5 триллиона рублей, а в 2015 году - 11,5 триллиона, то есть эта цифра выросла втрое за короткий период в пять лет. На самом деле это серьёзнейшая социальная проблема, она должна решаться стратегически, и есть только один путь - это повышение заработной платы, это право людей на профсоюзы, на защиту своего трудового достоинства. Безусловно, решением в данной ситуации может стать разработка системы государственных мероприятий, направленных на поддержку заёмщиков. Эта модель в том числе предполагает и большую устойчивость банковской системы, чтобы она не рассыпалась, как было в Америке с необеспеченными, токсичными кредитами десять лет назад, когда в результате разразился всемирный финансовый кризис, - от финансового кризиса в России всемирного финансового кризиса не будет, а вот отечественных проблем будет много. Так что мы, безусловно, за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дивинский Игорь Борисович от фракции. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я согласен с Михаилом Владимировичем, что при обсуждении главное всё же не эмоции, а суть законопроекта. Рассматриваемый законопроект предусматривает передачу абсолютно всех просроченных потребительских кредитов с размером оставшегося совокупного долга не более 100 тысяч рублей Агентству по страхованию вкладов с отсрочкой платежа до 1 января 2027 года или до срока возврата кредита, если он наступает после названной даты. При этом, перед тем как передать АСВ права требования по этим кредитам, банк обязан добровольно, безвозмездно, то бишь даром, в одностороннем порядке уменьшить сумму процентов до размера, рассчитанного исходя из ставки 24 процента в год, и осуществить уступку прав агентству. Прошу также обратить внимание: АСВ должно выкупить эти кредиты за счёт облигаций федерального займа из собственных средств. Конечно, любому, кто может попасть в затруднительное положение с возвратом кредита, эта идея наверняка понравится. Вместе с тем что такое АСВ? Это Агентство по страхованию вкладов, и средства, которыми распоряжается агентство, формируются за счёт взносов кредитных организаций, входящих в систему страхования вкладов. Агентство создано в целях гарантированной выплаты вкладчику застрахованной суммы его вклада при наступлении страхового случая. Повторяю: вклада, а не кредита. Кроме того, потребительские кредиты выдают и микрофинансовые институты, не входящие в систему страхования вкладов. Поэтому сама идея остановить начисление процентов по отдельным просроченным кредитам (кредитам, а не вкладам!), передать права требования на баланс государственной корпорации, сформированной за счёт отчислений банков, освободить от кредитного бремени заёмщиков сроком лет на десять, в то время как те, кто законопослушно платил, должны будут продолжать платить без снижения процентов и предоставления отсрочек, несовместима с идеей создания АСВ. В законопроекте предлагается поставить участников гражданского оборота в неравное положение, что противоречит основам гражданского законодательства Российской Федерации, предусматривающего принцип равенства перед законом. Законопроект очень напоминает закрепление на законодательном уровне известной русской пословицы: кто везёт, на том и едут. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. Александр Николаевич, от фракции? Поставьте, пожалуйста, время - выступление от фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, действительно, хотелось бы без эмоций по существу вопроса определиться и ещё раз для всех наших депутатов и избирателей внятно объяснить, о чём инициатива фракции ЛДПР, потому что когда мы с вами, Михаил Владимирович, будем в Липецке принимать избирателей, то вы будете в приёмной "ЕДИНОЙ РОССИИ" объяснять, почему голосовали против этой инициативы, а я в приёмной ЛДПР буду объяснять, почему мы вышли с этой инициативой. Ни о каких банках в тексте речь не идёт - я прошу депутатов Государственной Думы в заблуждение не вводить! - в документе чёрным по белому написано "финансовая организация", а банки относятся к кредитным организациям; здесь речь идёт об организациях, которые выдают микрозаймы под 360 процентов годовых. В чём суть законопроекта? Агентство по страхованию вкладов передаёт беспроцентную облигацию госзайма в обмен на финансовые обязательства гражданина, которые вместе со штрафами, пенями и процентами не превышают 100 тысяч рублей. Речь идёт о гражданах Российской Федерации, которые, например, взяли всего 30 тысяч рублей, но им насчитали штрафы и пени, и если общая сумма не превышает 100 тысяч рублей, то Агентство по страхованию вкладов забирает этот долг у микрофинансовой организации, а гражданин, чей долг забрало Агентство по страхованию вкладов, обязан будет эти деньги вернуть агентству под 24 процента годовых, отсрочка - десять лет. Ещё раз повторяю, никто никому ничего не предлагает прощать: гражданин Российской Федерации, попавший в такую ситуацию, должен будет отдать эти 100 тысяч рублей Агентству по страхованию вкладов под 24 процента годовых, а ключевая ставка ЦБ составляет 8 процентов, то есть в 3 раза больше процентная ставка для граждан. Так что давайте не будем вводить в заблуждение! Господа, товарищи, коллеги, речь вот о чём идёт. Если у человека, после того как он оплатил все коммунальные услуги, купил себе еды, одежду, заплатил налоги, которые сейчас у нас взимаются при кадастровой стоимости имущества выше рыночной, остаются излишки денежных средств, то он может себе позволить дополнительные развлечения: он может выехать за границу, увидеть мир, стать более образованным, - но он начнёт задавать неудобные вопросы власти, потому что смог расправить плечи. Например, задаст вопрос, почему в 2017 году, в Год экологии, не построено ни одного мусороперерабатывающего завода, из-за чего сейчас митингуют и бастуют люди? А когда человек в постоянной кабале, когда его мордуют коллекторы, когда его заставляют платить налоги, когда банк имеет возможность не просто пересматривать в одностороннем порядке условия кредитования, а арестовывать счета граждан... Буквально вчера в теленовостях показали сюжет: у гражданина Российской Федерации, который, на свою беду, является полным тёзкой человека, уклоняющегося от уплаты алиментов, и имеет ту же дату рождения, банк снял 150 тысяч рублей со счёта. Как теперь этот гражданин будет возвращать свои деньги? Служба судебных приставов говорит, мол, мы не виноваты - виноват банк. Мамочка, которой выплатили алименты, эти деньги уже потратила. Здесь никто не желает поднять вопрос: а как же права граждан?! Я вот у коллег поинтересовался и, знаете, не ожидал другого ответа: в Чеченской Республике не существует микрозаймовых организаций. А знаете почему? Я далёк от мысли, что там найдутся отморозки, которые пойдут по квартирам, будут писать всякие гадости в подъездах и пытаться вышибать долги. Самый страшный день для микрофинансовой организации - когда заёмщик вовремя отдаёт весь кредит, потому что основная задача всей банковской системы Российской Федерации - и управляет экономикой России, к сожалению, именно она, а не Правительство Российской Федерации и не депутаты (мы, кстати, недавно отказались от такой возможности) - чтобы люди брали кредиты, она заинтересована в этом, и будут прилагаться все усилия, чтобы граждане не смогли эти кредиты отдать. Уважаемые коллеги, ещё раз напоминаю: с этой трибуны Владимир Вольфович Жириновский говорил о предложении ЛДПР увеличить минимальный размер оплаты труда граждан до 20 тысяч рублей в месяц. А всё ли мы сделали для того, чтобы человек не нуждался в деньгах, когда у него наступает трудная ситуация? Может быть, мы хотим сказать, что у нас люди не собирают через эсэмэски деньги для того, чтобы отправить тяжелобольного ребёнка за границу лечиться? Может быть, у нас это всё оплачивает "Газпром" вместо финансирования немецкого футбольного клуба "Шальке 04"? Нет. Может быть, ещё где-то государство приходит на помощь человеку, который попал в трудную жизненную ситуацию? Я вспоминаю, как мы здесь Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной задавали вопрос по поводу валютной ипотеки. Мы предлагали на срок заключения договора о валютной ипотеке переводить в рубли кредиты в долларах или евро, которые люди брали, чтобы они могли уже в рублёвом эквиваленте отдавать ипотечный кредит. Что нам сказала глава Центробанка? (Заботливые мы чиновники, заботимся о наших гражданах!) Что люди должны были думать о том, в какой валюте они берут ипотечный кредит. Мы заботимся обо всех, мы всем помогаем: возим гуманитарные грузы, МЧС летит на помощь, разбиваем палатки, дарим подарки, помогаем, прощаем долги. Но как только речь заходит о гражданине Российской Федерации, некоторые коллеги, думающие, что они вечно будут депутатами Госдумы и у них никогда в жизни никакой трудной ситуации не произойдёт, тут же встают на сторону микрофинансовых организаций. Мы поддерживаем свою инициативу и просим вас её поддержать. В перспективе необходимо вернуться к вопросу, который поднимает ЛДПР: запретить микрофинансовые организации на территории Российской Федерации, запретить деятельность коллекторов и установить на всей территории Российской Федерации фиксированную процентную ставку по кредитам, которая не должна превышать ставку рефинансирования Центробанка более чем в 2 раза. И тогда в Российской Федерации будет развиваться экономика, к нам потянутся инвесторы и люди будут жить спокойно. А на сегодняшний день граждане Российской Федерации, в том числе при нашем попустительстве, действительно находятся в кабале. Предлагаю поддержать нашу инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович, заключительное слово. Депутат Сысоеву включите микрофон. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, спасибо всем за открытый и честный диалог. Депутаты каждой фракции обозначили свою позицию, сказали, как вы будете голосовать. Очень плохо, что профильный комитет не поддержал данный законопроект. Хочу напомнить, что законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе уже два года, и проблема как была, так и остаётся актуальной. Плохо, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая составляет большинство в Государственной Думе, против принятия закона и не будет поддерживать законопроект. Отвечая на вопрос Михаила Владимировича, хочу сказать, что фракция ЛДПР работает и вот как один из вариантов внесла свои предложения - конкретные и абсолютно понятные. Ещё раз хочу, коллеги, сказать, что проект федерального закона "О мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) в финансовых организациях..." вводит институт так называемой кредитной амнистии и направлен на восстановление платёжеспособности граждан, особенно тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, получивших кредит именно в микрофинансовых организациях и имеющих задолженность по такому кредиту. Я думаю, что к вам на личных приёмах такие люди обращались, что такие обращения к вам идут. Этот механизм позволил бы урегулировать эти вопросы. Наверное, впервые мы вводим в законодательство понятие, как мы называем, проблемного кредита. Таким кредитом мы предлагаем признать просроченный кредит (или заём) в размере совокупного долга не более 100 тысяч рублей. Вы же понимаете, что если человек не в состоянии погасить долг в 100 тысяч рублей, значит, ему не хватает средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости. Что касается финансово-экономического обоснования. Ну мы же с вами все читаем и внимательно смотрим законопроекты, которые представляются, - у нас есть финансово-экономическое обоснование, вот оно, здесь, и там всё чётко и ясно прописано: да, потребуется увеличение внутренних государственных заимствований в бюджете в размере около 33 миллиардов рублей. Мы с вами понимаем, что возможны дополнительные расходы бюджета, и мы понимаем, что всё это может быть компенсировано - и ежегодно это происходит - увеличением дополнительных поступлений налогов в бюджетную систему. Кроме того, хочу подчеркнуть, что речь не идёт о том, что эти долги прощаются, речь идёт о том, что они реструктуризируются и даётся отсрочка на десять лет, и это крайне важно, то есть эти деньги могут вернуться. Эти люди встанут на ноги, перестанут иметь статус безработных, будут работать, и они, конечно, эти долги будут погашать, и судам не надо будет признавать банкротство этих людей, лишая их в том числе возможности в будущем брать кредиты. Ещё раз подчеркну, об этом уже было сказано: когда мы Киргизии прощаем долги, сумма долга примерно сопоставима с той суммой, которая могла бы пойти на реструктуризацию этих долгов, поэтому, конечно, доводы, которые приводит комитет, меня просто удивляют, как, наверное, и многих находящихся в зале. Президент страны в своём послании сказал, что особая забота должна быть по отношению к людям малоимущим, вопросы борьбы с бедностью должны выйти на первый план, - мы предлагаем конкретный вариант решения. Два года назад, при внесении этого законопроекта, данный вопрос был актуален, а сегодня он ещё актуальнее, потому что эти проблемы у нас так и не разрешились. И речь здесь не идёт о кредитных организациях, пусть этим занимается Центральный банк. Недавно мы с вами приняли протокольное поручение, и вот на днях получили очередные просроченные отписки Центрального банка - честно говоря, это просто издевательство над депутатским корпусом и над теми людьми, которые в очередной раз попали в новую категорию обманутых вкладчиков! Надеюсь, Центральный банк всё-таки усилит надзор за банковской системой, чтобы такого больше не происходило, чтобы государству не требовалось выделять триллионы рублей на решение проблемы, появившейся в результате, извините, халатного отношения работника Центрального банка к своим обязанностям. Когда требовалось поднять в стране экономический рост, мы делали всё для того, чтобы люди стремились брать потребительские кредиты, микрозаймы, - рост был, а теперь мы не хотим решить вопросы людей, которые просят помощи государства. Давайте услышим российских граждан! Просим поддержать данный законопроект - фракция ЛДПР внесла конкретное и понятное предложение по урегулированию проблем людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, обсуждение законопроекта завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 23 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2 % Результат: не принято Законопроект в первом чтении отклоняется.