Заседание № 126

11.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 117350-4 "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за трансляцию теле- и радиопрограмм, призывающих к совершению уголовно наказуемых деяний).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 720 по 726 из 5816
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Олег Викторович, прошу согласиться с предложением о замене содокладчика по      
пункту 15: вместо Владимира Николаевича Плигина содоклад сделает Москалец.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается.                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4098 по 4276 из 5816
Пункт 14 повестки дня мы сняли в ходе обсуждения повестки, переходим к пункту   
15. Мы уже откладывали рассмотрение вопроса в связи с отсутствием докладчика,   
поэтому сразу даем слово представителю комитета, в данном случае это Москалец   
Александр Петрович. Пожалуйста, вам слово.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты!                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я должен для протокола назвать законопроект:    
"О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об            
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Данный законопроект предусматривает установление... Я сначала    
тут остановлюсь на нескольких моментах административной ответственности. Я      
прошу обратить внимание вот на эти слова - "административная                    
ответственность". Кого и за что? Граждан, должностных лиц и юридических лиц     
за распространение информации, призывающей к совершению уголовно-наказуемых     
деяний. Также предлагается установить административную ответственность за       
формирование чувства безнаказанности у телезрителей и радиослушателей либо за   
деяния, пропагандирующие войну либо нарушающие общепринятые нормы русского      
языка. Вот за это всё предлагается установить административную                  
ответственность.                                                                
                                                                                
Что мы можем тут отметить? А то, что принятие рассматриваемого законопроекта    
в предлагаемой редакции неизбежно будет порождать конкуренцию норм              
действующего законодательства, что может негативно сказаться на эффективности   
правоприменительной практики, создать условия для фактического ухода от         
уголовного преследования, так как в ряде случаев деяния, указанные в            
законопроекте, уже влекут уголовную ответственность в соответствии с            
действующим законодательством. Так, пропаганда войны влечет уголовную           
ответственность в соответствии со статьей 354, а призыв к совершению            
уголовно-наказуемых деяний может квалифицироваться как подстрекательство к      
совершению преступления, это статья 33 Уголовного кодекса Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Кроме того, в законопроекте не раскрывается содержание ряда принципиальных      
понятий, таких, как "чувство безнаказанности" или "общепринятые нормы           
русского языка", что может затруднить применение предлагаемой нормы на          
практике или повлечь за собой необоснованное ограничение прав граждан.          
                                                                                
Далее. Как указывается в пояснительной записке, целью этого законопроекта       
является установление ответственности за нарушение положений проекта            
федерального закона о внесении изменения в статью 4 закона "О средствах         
массовой информации", внесенного в Госдуму Законодательным Собранием            
Краснодарского края. Однако данный законопроект был отклонен Государственной    
Думой еще 30 марта 2005 года, и, таким образом, принятие рассматриваемого       
законопроекта в настоящее время еще и не имеет достаточных правовых             
оснований.                                                                      
                                                                                
С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить       
рассматриваемый законопроект. Спасибо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Есть ли вопросы к выступающему? Нет. Есть ли желающие выступить? Депутат        
Ближина, депутат Кибирев... Две руки вижу.                                      
                                                                                
Депутат Ближина, пожалуйста.                                                    
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Я изучила этот законопроект, я полностью согласна с               
актуальностью заявленной проблемы. Этот закон нужен, но я сомневаюсь в          
глубине и достаточности данного законопроекта. Хотела бы раскрыть в             
законопроекте часть, предусматривающую установление административной            
ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за распространение   
в средствах массовой информации, в теле- и радиопрограммах или печатной         
продукции информации, нарушающей общепринятые нормы русского языка как          
государственного языка Российской Федерации.                                    
                                                                                
Огромный очевидный вред языку современного российского общества наносят СМИ.    
Считаю, что происходит целенаправленная языковая экспансия против Российского   
государства и всех народов России. Много разных людей по-прежнему говорят,      
пишут и думают на русском языке, и мне досадно, что очень хитро и цинично       
ведется оболванивание народа через подмену языковых понятий. Идет настоящий     
подрыв общероссийской ментальности, объединяющей ментальности, основу           
которой, несомненно, составляет современный русский язык.                       
                                                                                
Считаю, что после рассмотрения этого закона необходим еще один, новый закон,    
отвечающий уровню сегодняшней опасности в области языка. Пусть он называется    
"О защите языка государства" или "Об общенациональном языке" - это неважно.     
Мне кажется, он обязательно должен предусматривать правила установления и       
функционирования института цензуры СМИ, не произвольной цензуры, а реальной,    
обоснованной уровнем опасности для общества.                                    
                                                                                
Нам надо сохранить свободу творчества и урезать безответственную свободу        
словоблудия, оставить наш родной язык нашим детям и внукам. Предлагаю для       
разработки такого сложного закона обязательно задействовать широкие             
гуманитарные, научные и общественные институты с привлечением                   
специалистов-языковедов, социологов и политологов. По-моему, тонкий вопрос о    
цензуре, о том, какой она будет, должны решать не только идеологи России как    
единого пространства, но и ученые-лингвисты.                                    
                                                                                
И в заключение хочу напомнить вам строки великого стихотворения Анны            
Ахматовой "Мужество", оно появилось в дни Великой Отечественной войны: "Мы      
знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. Час мужества пробил на   
наших часах, и мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь,    
не горько остаться без крова, - и мы сохраним тебя, русская речь, великое       
русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от смерти    
спасем навеки!". По-моему, очень современно по духу.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Фёдоровна, спасибо за стихи.                       
                                                                                
По ведению - Артур Николаевич Чилингаров.                                       
                                                                                
Подготовиться для выступления депутату Кибиреву.                                
                                                                                
ЧИЛИНГАРОВ А. Н. Я бы хотел сделать объявление для депутатов, входящих в        
межфракционную группу "Столица". В связи с изменением порядка работы на         
сегодня наша встреча переносится на 15 часов 15 минут. Встреча состоится по     
окончании рассмотрения повестки дня.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кибирев.                                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! К большому          
сожалению, как я понял не от докладчика - это очень печально, - но у            
очередной инициативы Законодательного Собрания Краснодарского края, которое     
вообще-то проявляет заметную активность в законотворчестве, я глубоко уверен,   
было два побудительных мотива.                                                  
                                                                                
Первое - это расчет на высокую ответственность и профессионализм нас,           
депутатов Государственной Думы, и большое количество проблем в крае и в         
России, касающихся этой темы, которые законодательно не урегулированы.          
                                                                                
Я не понимаю, почему оппоненты этого законопроекта считают совершенно           
недопустимым его принятие. Если внимательно прочитать, что же предлагают        
краснодарцы, то мы увидим, что они предлагают ввести новый порядок              
ответственности за распространение в средствах массовой информации (в           
телепрограммах или печати), призывов к совершению уголовно наказуемых деяний    
либо информации, формирующей у телезрителей, радиослушателей, читателей         
чувство безнаказанности за совершение таких деяний и так далее, - тема,         
безусловно, подлежит обсуждению ли, разрешению ли.                              
                                                                                
Даже сами заключения на этот законопроект дают мне основание утверждать то, о   
чем я сказал. Например, комитет по физической культуре и спорту считает, что    
всё это надо делать и принимать.                                                
                                                                                
Интересное заключение правительства. Технические замечания, конечно, имеют      
место быть - не раскрываются, например, такие сущностные понятия, как           
"чувство безнаказанности", можно бы уточнить общепринятые нормы русского        
языка - ну а всё это сводится в конце концов к тому, что принятие, как они      
считают, законопроекта может привести к ограничению права граждан получать      
полную и объективную информацию. О чем? Вот о тех вещах, о которых мы сейчас    
столько говорим? Понятно, что ни одного закона, сделанного, как говорится, из   
золота или обладающего полным набором абсолютных качеств, не бывает. Этот       
законопроект тоже подлежит корректировке, для чего у нас есть второе чтение.    
Но я считаю, что он вполне достоин того, чтобы Государственная Дума его         
поддержала и доработала в процессе подготовки ко второму и последующему         
чтениям. Мы за этот законопроект. Мы - это фракция Компартии Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич.                               
                                                                                
Я больше не вижу рук. У представителя президента нет желания выступить, у       
представителя правительства тоже.                                               
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных                   
правонарушениях". Комитет высказался по данному законопроекту отрицательно.     
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 121

14.10.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 117350-4 "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за трансляцию теле- и радиопрограмм, призывающих к совершению уголовно наказуемых деяний).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4968 по 4975 из 5627
Уважаемые коллеги, нам нужно определиться по пункту 11 повестки дня. Дело в     
том, что Законодательное Собрание Краснодарского края уполномочило выступить    
по этому вопросу депутата Харченко Ивана Николаевича, который сейчас            
отсутствует. Я предлагаю перенести рассмотрение данного законопроекта. Для      
стенограммы фиксирую, что мы это делаем в связи с отсутствием докладчика, и     
напоминаю, что в случае повторного отсутствия докладчика законопроект может     
быть рассмотрен без его участия.                                                
                                                                                

Заседание № 118

05.10.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 96463-4 "О внесении изменений в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения оснований для установления ответственности за использование земель не по целевому назначению).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4049 по 4170 из 6000
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8.8          
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Алтайский     
краевой Совет народных депутатов доверил представить депутату Государственной   
Думы Кнорру Андрею Филипповичу. Пожалуйста, Андрей Филиппович.                  
                                                                                
КНОРР А. Ф., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию            
представляется в первом чтении проект федерального закона "О внесении           
изменений в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных         
правонарушениях". Законопроект, внесенный Алтайским краевым Советом народных    
депутатов, в принципе направлен на устранение противоречий, имеющихся в двух    
кодексах - земельном и об административных правонарушениях. В статье 45         
Земельного кодекса перечислены виды нарушений земельного законодательства, за   
которые в соответствии со статьей 54 Земельного кодекса можно в                 
принудительном порядке прекращать права на землю.                               
                                                                                
Согласно этому порядку обязательным условием принятия решения судом о           
прекращении прав на землю является предварительное привлечение к                
административной ответственности в виде взыскания штрафа. Виды нарушения        
земельного законодательства, за которые можно привлечь виновных к штрафным      
санкциям, перечислены в статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об              
административных правонарушениях. Когда делаем сравнительный анализ видов       
нарушения земельного законодательства, содержащихся в Земельном кодексе и в     
Кодексе об административных правонарушениях, то видим, что они не идентичны,    
имеют расхождения. Рассматриваемые противоречия снимаются представленным        
законопроектом, в котором уточняется перечень видов нарушения земельного        
законодательства, содержащихся в Кодексе об административных правонарушениях.   
                                                                                
По оценке Алтайского краевого Совета народных депутатов, реализация             
законопроекта дополнительных финансовых затрат не потребует.                    
                                                                                
На законопроект поступили официальный отзыв правительства (отрицательный) и     
заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному,           
арбитражному и процессуальному законодательству (отрицательное), а также        
заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями.    
Уважаемые депутаты Государственной Думы, эти замечания сделаны в принципе по    
формальному признаку, так как некоторые формулировки законопроекта имеют        
расплывчатое толкование. Например, не раскрыто понятие "за систематическую      
неуплату земельного налога". Эту формулировку можно было бы уточнить путем      
внесения поправки ко второму чтению, взяв за основу налоговое                   
законодательство, в котором под систематической неуплатой понимается неуплата   
в течение двух лет подряд. Таким же образом можно было бы уточнить и другие     
формулировки, по которым имеются замечания правительства, с учетом              
изложенного, ну вот типа "иные..."  "и так далее.                               
                                                                                
Прошу законодательную инициативу Алтайского краевого Совета народных            
депутатов поддержать, так как на сегодня имеется масса проблем при изъятии      
либо наказании за неэффективное либо нецелевое использование земельных          
участков. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8.8         
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" прошу         
принять в первом чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад сделает Александр Николаевич Харитонов. Пожалуйста, Александр          
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! По         
существу законопроекта имеется ряд замечаний принципиального характера. Так,    
административная ответственность за неиспользование земель по целевому          
назначению уже установлена статьей 8.8 Кодекса об административных              
правонарушениях, действующей в редакции федерального закона от 7 марта 2005     
года № 14-ФЗ. Вопросы ответственности за систематическую неуплату земельного    
налога не относятся к предмету правового регулирования статьи 8.8 Кодекса об    
административных правонарушениях и регулируются нормами главы 15 данного        
кодекса и раздела VI Налогового кодекса Российской Федерации.                   
                                                                                
Нельзя согласиться также с предложением об установлении ответственности за      
нарушение "иных требований по надлежащему использованию земель", поскольку      
содержание понятия "иные требования" в законопроекте не раскрыто, что может     
привести к произвольному расширительному применению рассматриваемой нормы       
кодекса на практике. В остальном предлагаемая редакция статьи 8.8 кодекса не    
содержит принципиальных отличий от действующей редакции указанной нормы.        
Содержащееся в законопроекте предложение об увеличении размера                  
административного штрафа за административные правонарушения, предусмотренные    
статьей 8.8 кодекса, не подтверждено данными правоприменительной практики.      
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует рассмотренный законопроект к         
отклонению.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос - у Малышкина Олега    
Александрович. Пожалуйста, Олег Александрович. К кому вопрос?                   
                                                                                
Включите микрофон депутату Малышкину.                                           
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Да у меня, пожалуй, вопрос к Александру Николаевичу. Я так       
понимаю, что он хочет чуть-чуть смягчить меру ответственности. Скажите,         
несоблюдение севооборота земли... Вот на одном поле сеяли подсолнечник два      
года подряд - и что с этим полем будет?                                         
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Речь идет не о практике засевания, а о точности формулировок    
в законе. Мы говорим, что статья 8.8 решает те вопросы, которые сегодня         
возникают на практике, а Налоговый кодекс регулирует ответственность за         
неиспользование земель, и мы предлагаем немного изменить формулировку этой      
статьи. Я думаю, что наше законодательство и так динамично, мы по каждому       
поводу откликаемся на нашу действительность.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше не было. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители     
правительства и президента? Никто не желает выступить. Кто за то, чтобы         
принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить.       
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.