Заседание № 89

30.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 117343-4 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части, касающейся запрета на использование средств массовой информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2330 по 2635 из 4759
Пункт 20 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения в    
статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".         
Доклад представителя Законодательного Собрания Краснодарского края депутата     
Государственной Думы Ивана Николаевича Харченко. Пожалуйста, Иван Николаевич.   
                                                                                
ХАРЧЕНКО И. Н., фракция "Родина".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, суть законопроекта, который предлагает принять               
Законодательное Собрание Краснодарского края, - внести в статью 4 Закона        
Российской Федерации "О средствах массовой информации" дополнительную часть     
следующего содержания: "Запрещается распространение в средствах массовой        
информации телепрограмм, радиопрограмм или печатной информации, призывающих к   
совершению уголовно наказуемых деяний, либо формирующих у телезрителей,         
радиослушателей, читателей чувство безнаказанности за совершение таких          
деяний, либо пропагандирующих войну, жестокость или насилие, либо наносящих     
вред физическому или психическому здоровью граждан, умственному или             
нравственному развитию детей и молодежи, либо нарушающих общепринятые нормы     
русского языка как государственного языка Российской Федерации".                
                                                                                
Я думаю, комментарии здесь излишни, этот вопрос уже давно назрел, и мне         
непонятно, почему профильный комитет не поддержал такое, я считаю,              
конструктивное предложение законодателей из региона. Отговорки формальные:      
нет терминов в действующем законодательстве и так далее. Я считаю, что,         
несмотря на отрицательное заключение, мы могли бы сегодня пойти на то, чтобы    
принять законопроект в первом чтении, и если кого-то не устраивает отсутствие   
терминов в российском законодательстве, то, может быть, надо менять наше        
законодательство и все-таки попытаться навести порядок в наших средствах        
массовой информации. Поэтому прошу поддержать законопроект и с учетом           
замечаний комитета доработать его к рассмотрению во втором чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по информационной политике Павла     
Анатольевича Пожигайло. Пожалуйста, Павел Анатольевич.                          
                                                                                
ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект - очередное предложение о       
внесении изменения в статью 4 Закона "О средствах массовой информации".         
Законопроектом предлагается установить дополнительно к имеющимся запретам       
запрет на распространение информации, призывающей к совершению уголовно         
наказуемых деяний, либо формирующей у телезрителей, радиослушателей и           
читателей чувство безнаказанности за совершение таких деяний, либо              
пропагандирующей войну, жестокость или насилие, либо наносящей вред             
физическому или психическому здоровью граждан, умственному или нравственному    
развитию детей и молодежи, либо нарушающей общепринятые нормы русского языка    
как государственного языка Российской Федерации.                                
                                                                                
Комитет ранее уже излагал свои доводы по поводу аналогичных инициатив.          
Повторю их вкратце еще раз. В действующей редакции Закона "О средствах          
массовой информации" уже установлен запрет на использование СМИ с целью         
совершения уголовно наказуемых деяний, а также на распространение передач,      
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. К числу уголовно      
наказуемых Уголовный кодекс относит публичные призывы к агрессии,               
развязыванию войны и незаконное распространение порнографических материалов,    
в том числе через средства массовой информации. Таким образом, правовые         
ограничители для предотвращения распространения неподобающей информации уже     
есть и установление дополнительных будет излишним и дублирующим действующие.    
И опять-таки в очередной раз мы хотим указать, как ограничитель,                
установленный правом, применяется на практике. На это уже было обращено         
внимание Правительства Российской Федерации Председателем Государственной       
Думы: исполнительная власть должна обеспечить жесткое соблюдение уже            
установленных законодательных норм.                                             
                                                                                
Рассматриваемый законопроект, частично дублируя ограничители, которые уже       
установлены, в другой своей части вводит такие понятия, как, например,          
"чувство безнаказанности", "вред физическому или психическому здоровью",        
"вред умственному или нравственному развитию детей", которые очень трудны для   
однозначного, стабильно понимаемого толкования. Для правовых механизмов такие   
понятия крайне нежелательны. Такой позиции придерживаются и наше Правовое       
управление, и Комиссия Совета Федерации по информационной политике.             
Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение и также не     
поддерживает принятие законопроекта.                                            
                                                                                
Исходя из вышеприведенного, комитет также не может поддержать рассматриваемую   
инициативу и рекомендует Государственной Думе отклонить предложенный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Один вижу, два вижу. Всё понятно. Пожалуйста,     
Гришуков Владимир Витальевич, первый вопрос.                                    
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета. Ваш комитет не готов вернуться еще      
раз к закону о защите нравственности и внести его на рассмотрение Думы? Если    
позволите, я напомню, что был такой законопроект, его рассматривали и           
поддержало достаточно большое число депутатов, а потом сняли с рассмотрения,    
его сейчас нет. И в связи с этим вы правильно заметили, что нет контроля за     
исполнением закона.                                                             
                                                                                
Еще такой вопрос: готов ли комитет поддержать предложение о возвращении         
парламентского контроля? Мы же с вами лишены права контролировать, мы можем     
только вопрос задавать правительству: а как вы будете?.. И так далее.           
                                                                                
Вот два момента. Просьба ответить.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПОЖИГАЙЛО П. А. Ну, первый момент, что касается закона о защите                 
нравственности. Я считаю, мы опять столкнемся с тем, что в конечном итоге       
будет невозможно однозначно трактовать, что нравственно, а что не               
нравственно. На эмоциональном уровне мы все понимаем, что сегодня есть          
потребность в обществе в таких определениях, но когда всё это приходит в виде   
законодательных инициатив, то, конечно, подобного рода предложения не могут     
быть приняты в качестве закона. Поэтому, если у вас есть, скажем,               
предложение, оформите его в виде законопроекта и вносите в комитет, мы          
обязательно его рассмотрим. И поверьте, что комитет ни разу не отклонил ни      
одно предложение подобного рода без аргументированной причины.                  
                                                                                
Возвращаясь к вопросу о том, что статья 4 Закона "О средствах массовой          
информации" полностью дублирует предложенное Законодательным Собранием          
Краснодарского края. Еще раз повторяю, переходя ко второй части вашего          
вопроса, что проблема не в изменении статьи 4, проблема в контроле за           
исполнением закона. Вопрос контроля за исполнением этого закона со стороны      
комитета, я считаю, может осуществляться в установленном Регламентом порядке    
- в виде вашего протокольного поручения по конкретным вопросам, которые вас     
волнуют, комитету, ну и в виде парламентского запроса. Еще раз говорю: к нам    
такие вопросы поступают, в каждой конкретной ситуации мы выносим отдельное      
постановление, поэтому, пожалуйста, вносите в комитет ваши предложения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Антуфьев Сергей Владимирович, ваш вопрос.                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Павел Анатольевич, не первый год в Государственной Думе поднимаем вопрос о      
содержании, качестве телепрограмм, радиопрограмм. У меня такой вопрос. Не       
считаете ли вы, что это реакция на атмосферу вседозволенности, которая          
сегодня присутствует и в телевизионном эфире, и в радиоэфире? Что касается      
телепередач вы сейчас, отвечая на вопрос моего коллеги, говорили, что, для      
того чтобы мы законодательно смогли регламентировать или, вернее говоря,        
оздоровить ситуацию, нужен инструментарий контроля. Так что мешает сегодня      
такой инструментарий предложить? Вы смотрите, мы же уже даже в этом созыве не   
первый раз пытаемся навести хоть какой-то порядок в телевизионном и             
радиоэфире.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Анатольевич.                            
                                                                                
ПОЖИГАЙЛО П. А. Я могу в данной ситуации выразить свою личную позицию. Я        
считаю, что надо бороться не против чего-то, а бороться за что-то. Я и в        
комитете, кстати, отстаиваю такую позицию - что мы обязаны сегодня думать о     
создании альтернативного продукта, не бороться с "Детьми Розенталя", со         
"Штрафбатами" и так далее, а, скажем, ввести такое понятие: "социальный заказ   
государства". Что в конечном итоге государство хочет видеть на экране? Какого   
офицера, какого предпринимателя, какого студента и так далее? То есть нужно     
формирование современных эталонных, так сказать, человеческих образов. Если     
мы, как вы говорите, проанализируем то, что сегодня происходит на экране, и     
сможем каким-то образом осуществлять цензуру, то мы получим такой же эффект,    
как с "Детьми Розенталя" - понимаете? - и в конечном итоге создадим пиар        
подобного рода продукту, и появятся десять "Детей Розенталя". И в этой связи,   
конечно, - еще раз говорю, это моя личная позиция - мы должны делать выводы в   
кадровом отношении. У нас есть министр культуры, у нас есть руководители        
федеральных агентств, которые за это отвечают. И наверное, если бы, например,   
тот, кто принимал решение снимать, выбирая из ста сценариев, выбрал не десять   
сценариев, которые, скажем, пропагандировали бы нравственные ценности,          
скажем, семью, формировали бы образ нашего офицера или предпринимателя,         
который сегодня загнан вообще в самый низ и превращен в бандита и какого-то     
негодяя... В конечном итоге мы должны предъявить свои претензии к               
исполнительной власти. Поверьте, от них очень многое зависит. Бюджет            
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям составляет            
полмиллиарда долларов. И огромное количество этих денег идет в виде грантов     
на ту или иную продукцию, которая в конечном итоге появляется на экране и       
вызывает у нас законное возмущение. В этом отношении, я считаю, мы должны       
занять принципиальную позицию в вопросе о том, кто со стороны государства       
сегодня формирует эти гранты и на какую продукцию расходует бюджетные деньги.   
И поэтому законно возмущение общества тем, что сегодня происходит и на          
экранах телевидения, и на радио, с моей точки зрения, должно, с одной           
стороны, усилить наши реальные претензии, вопросы к людям из исполнительной     
власти, которые за это отвечают, и во-вторых, мы должны придумать и             
инициировать механизмы, в соответствии с которыми государство, отстаивая свои   
социальные приоритеты, может в конечном итоге произвести альтернативные         
продукты, так сказать, и решить задачу создания позитивных образов. Еще раз     
повторяю: это моя личная точка зрения.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Павел Анатольевич.               
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Давайте тогда              
определимся. Может быть, мы до окончания рассмотрения этого законопроекта       
продлим время работы, потому что двое выступающих? Будем продлевать?            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Объявим перерыв. Ну хорошо.                          
                                                                                
Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич, первый выступающий.                      
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемые коллеги, к большому сожалению, нынешняя Дума всегда     
находит причины для того, чтобы подобные доложенному Иваном Николаевичем        
Харченко законы не принимать. Ни для кого из нас не является секретом, что,     
скажем так, 95 процентов содержания общественного сознания, нравственных        
идеалов, культурных пристрастий, патриотических качеств формируются нашими      
общественными средствами массовой информации. Сколько сериалов, в которых       
убийство становится, ну, абсолютно обыденным, совершенно незамеченным           
действием, привычным действием? И в сознании людей формируется отношение к      
убийству как к абсолютно нетревожному и общественно неопасному деянию. Мало     
того, что в сериалах, художественных фильмах и так далее, и так далее, так и    
в рекламе. Посмотрите, в рекламе что же? Уже стреляют и убивают.                
                                                                                
Я хочу особо подчеркнуть: не обязательно средствам массовой информации не       
призывать к совершению уголовно наказуемых деяний, они должны развенчивать      
такие поступки, показывать всю пагубность этих действий. Я вспоминаю одну       
такую манерную фразу из общероссийской газеты, когда обсуждались события,       
связанные со взрывами здесь, в Москве: а шахидочка пахнет, ну, прям как из      
Парижу. Вот одна эта фраза свидетельствует об отношении автора к описанному     
явлению как к совершенно безобидному и безвредному.                             
                                                                                
Я считаю, что краснодарские законодатели правильное приняли решение,            
разработали вот этот законопроект. Мы, фракция Компартии Российской             
Федерации, эту инициативу поддерживаем, обязательно за этот законопроект        
проголосуем и призываем к этому всех остальных коллег. А, как говорится,        
какие-то шероховатости, какая-то незаконченность, незавершенность - это         
всегда устраняется ко второму чтению. Мы поддерживаем этот законопроект.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И у нас Воронин Павел Юрьевич просил слова для выступления, но мы уже,          
наверное, после перерыва, да? Время - 11.59.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два слова? Тогда, может быть, мы все-таки минуту          
добавим, чтобы проголосовать после выступления? Добавим минуту?                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Да!                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте за это проголосуем, чтобы завершить               
рассмотрение данного законопроекта до перерыва.                                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Приняли.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Воронин Павел Юрьевич, два слова, как вы просили.                   
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Георгий Валентинович.                                                  
                                                                                
Я коротко. Не говоря уже о том, что этот законопроект подготовлен просто        
безграмотно, он дублирует ряд норм, в том числе Закона "О средствах массовой    
информации" плюс Уголовно-процессуального кодекса, которым запрещена            
пропаганда насилия, порнографии и так далее, и тому подобное. Ну, если          
говорить коротко, то суть - информация о любых нераскрытых преступлениях        
может являться причиной формирования у телезрителя чувства безнаказанности.     
Моему психическому здоровью, например, очень сильно вредит просмотр шоу         
Петросяна или прослушивание песен Филиппа Киркорова, поэтому я, так сказать,    
голосую кнопкой, переключая каналы, нравственному и моральному здоровью детей   
может невосполнимый урон наносить просмотр передач канала "ТНТ", например шоу   
"Дом-2", нормы русского языка нарушаются исполнителями песен телеканала         
"МTV". Если взять концепцию краснодарских депутатов, получается, остаются       
только программа "Время", да, в которой нужно все вырезать, балет "Лебединое    
озеро" и футбол, причем без звука, чтобы не было слышно криков наших            
болельщиков и футболистов, тоже нарушающих нормы русского языка в ходе игры.    
                                                                                
Я считаю, что законопроект просто не нужен, он нелеп, безграмотен и просто      
несвоевременен. Если вы хотите нормальный законопроект, так подготовьте его     
совместно с комитетом, вынесете то, что нужно, а не то, что будет               
способствовать вообще запрету телевидения, радио, средств массовой информации   
как таковых. Оставьте средства массовой информации в покое, они никому не       
мешают жить.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя правительства есть необходимость выступить? У представителя     
президента есть необходимость выступить? Нет необходимости. В заключительном    
слове есть необходимость? Нет необходимости. Ставится на голосование данный     
проект федерального закона. Кто за то, чтобы его принять? Комитет рекомендует   
его отклонить.                                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6%                                     
Проголосовало против           15 чел.3,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается данный законопроект.