Заседание № 117
О проекте федерального закона № 1173025-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о праве пациента на проведение видеозаписи медицинского вмешательства с применением общей анестезии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект посвящён ещё одной наиважнейшей теме, самому главному для каждого из нас - здоровью и его защите в тех случаях, когда, не дай бог, пациенты (граждане, мы сами) оказываются на хирургическом столе, под наркозом. К сожалению, такова жизнь - бывают и ошибки, и просто халатность, а иногда просто преступная халатность врачей, хирургов, которые сами себя провозгласили таковыми и, возможно, без необходимой квалификации совершают вот такие, можно сказать, преступные действия с пациентами. Часто, к сожалению, эти эксперименты и халатность заканчиваются потерей здоровья, а то и жизни. Вот об этом я и предлагаю вам сегодня задуматься. Предложение простое: предоставить право нам, пациентам, получить как минимум аудиозапись, такой же аудиопротокол, как тот, о котором мы сегодня говорили при обсуждении президентских законопроектов, касающихся суда. Помните аргументы? Не всегда есть возможность, что называется, стенографически или ещё каким-то способом всё запротоколировать, поэтому я предлагаю такое же право предоставить пациентам. Они приходят в клинику, ложатся на стол, им дают наркоз - естественно, никого из близких и родных не может быть в операционной, то есть со стороны пациента никто не может зафиксировать это на видео, на аудио, и это правильно, в операционной всё должно быть стерильно. А что там происходит? Вот здесь, среди наших коллег, есть врачи, пусть они нам расскажут, что происходит. Что, там стенографистка сидит во время операции и записывает, на какой секунде какая была дана команда, какой препарат хирург дал команду ввести и что сказал сделать? Кто это фиксирует? Это фиксируется, возможно, потом, после завершения многочасовой операции, ну, по памяти составляется протокол проведения операции. Посмотрите, во многих сферах деятельности фиксация является обязательным требованием, я уж не говорю про чёрные ящики, которые фиксируют всё, что происходит на борту самолёта, корабля, других опасных объектов, где вопрос жизни и смерти, знаете, на грани, там это в обязательном порядке делается. Мы с вами сейчас выступаем - всё фиксируется: вот она камера, вот он прямой эфир, вот стенограмма - всё записывается. Отвечайте за свои слова, господа депутаты, товарищи депутаты! И если мы совершаем какие-то ошибки, есть возможность вернуться, отмотать, всё пересмотреть, сделать выводы - и не допускать повторения ошибок, то есть принимаются какие-то меры. А в этом вопросе - врачебная тайна, и если, не дай бог, опять-таки говорю, происходит какое-то ЧП, обязательно подаются иски. У потерпевшего, пациента одна точка зрения, он обращается в суд, но есть и другая сторона, иногда имеют место напрасные обвинения бригады врачей, хирургов, и уже они обращаются в суд с целью, не знаю, получить какие-то деньги, моральную или какую-то другую компенсацию - и как суду разбираться? У кого адвокаты позубастее? Вот для таких случаев я тоже предлагаю: пусть будет объективная информация, записанная на аудионоситель, на видеоноситель. Я предвижу, что вы спросите: если у нас нет средств на видеозапись рассмотрения судебных дел, где мы найдём средства на видеозапись операций? Вот здесь я бы открыл дискуссию и в рамках второго чтения, может быть, предложил бы вариант финансирования за счёт пациента: если он хочет получить видеозапись, пусть профинансирует. Я думаю, что у многих такое желание может возникнуть и материальные возможности оплатить эту запись тоже найдутся. Ну согласитесь, наше здоровье дороже любых денег и в этом случае не надо экономить! Ещё раз говорю, одна из целей внесения этих изменений, этого предложения - снизить вероятность ошибки до минимума (а в том, что ошибаются все, я думаю, здесь никого не надо убеждать, мы это часто друг другу тут доказываем, признаём свои ошибки и исправляем). Нужно совершенствовать этот процесс, тем более что мы приняли закон о телемедицине. А то мы говорим: пусть телемедицина нам поможет, но для фиксации, для выводов, для исправления, может быть, каких-то ошибок не хотим технологии телемедицины применять - непонятно, не вижу логики! Предлагаю обсудить этот законопроект и поддержать его концепцию. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Содоклад Дмитрия Анатольевича Морозова. Пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы разделяем, естественно, обеспокоенность, о которой только что говорил уважаемый Олег Анатольевич. На самом деле, к сожалению, такие случаи бывают, но, должен сказать, крайне редко, просто в нашем едином информационном пространстве это, может быть, на слуху, но с учётом сотен и сотен тысяч выполняемых операций это всё-таки единичные случаи, эпизоды. Я к этому ещё вернусь позже. Должен сказать, что комитет очень подробно и внимательно ознакомился с инициативой. На наш взгляд, это ещё один пример того, что при разработке таких узкоспециализированных законопроектов нужно работать большой командой, причём большой командой экспертов, прорабатывать всё - от сути законопроекта до его терминологии. Мы ознакомились с законопроектом и обратили внимание на его недостатки. О первом недостатке Олег Анатольевич уже сказал - в законопроекте не предусмотрены источники финансирования, а оно совсем немаленькое: нужны не только видеокамеры, но и серверы, методики хранения информации и многое-многое другое. Чтобы не забыть, я сразу скажу, что мы на самом деле говорим о двух хирургиях: об открытой хирургии, которая уже уходит в прошлое, и об эндоскопической хирургии (ну, скажем, в детской практике это уже 80 процентов операций, и они сейчас все документируются, все!). Открытые операции уходят потихонечку в прошлое, но мы о них ещё поговорим. Итак, покрытие из бюджетов затрат на всё это не предусмотрено в законопроекте. Следующая позиция касается терминологии. К большому сожалению, законопроект изобилует неправильными терминами. К примеру, термин "общая анестезия" - в 323-м федеральном законе об основах охраны здоровья граждан нет такого понятия, как нет и многих других понятий, которые используются в законопроекте. Также отсутствуют положения, закрепляющие права законных представителей пациента, - я имею в виду в том числе детскую практику, - не определён орган исполнительной власти, ответственный за установление порядка проведения видеозаписи, и многое-многое другое. Мы имеем отрицательные отзывы Правового управления и Правительства Российской Федерации. Уважаемые коллеги, раз уж мы стали обсуждать такие вопросы, я не могу не прокомментировать, как же на практике всё происходит и почему мы сталкиваемся вот с такими ужасными эпизодами. Это не что иное, как ненадлежащее исполнение обязанностей. В хирургической практике, как только вы вскрываете полость, должна следовать команда "салфетки на зажимах", и медицинская сестра прикрепляет к любому материалу металлический предмет, и вы забыть его уже не можете. Более того, по окончании операции по соответствующим протоколам медицинская сестра обязательно считает количество салфеток и всех других тряпочек и докладывает об этом оперирующему хирургу. Это позволяет со стопроцентной надёжностью избежать оставления инородных тел. Невыполнение этих правил приводит к трагедиям. Как же это происходит, почему так получается? На самом деле бывают операции, например при массивных кровотечениях, когда хирургическая бригада работает в серьёзнейшем цейтноте, счёт идёт на одну-две-три секунды и стоит вопрос о сохранении жизни. И я должен подчеркнуть - мы с вами обсуждали это на заседании комитета, - что потребуется установка нескольких камер, нескольких, полипозиционных, и то мы не сможем регистрировать всю информацию. В половине случаев оперативных вмешательств люди, помогающие хирургу, не видят, что он делает, ассистенты не видят - как вы себе представляете видеофиксацию?! Более того, в трети операций хирург - и этому мы учимся специально - вяжет и занимается хирургией вслепую, он сам не видит, что делает. Это серьёзный вопрос, который просто так невозможно решить. Естественно, за обеспечение качества отвечает заведующий отделением, заведующий кафедрой, оперирующий хирург персонально, а об ответственности я уж не буду говорить. Я глубоко убеждён: для того чтобы обеспечить качество хирургических вмешательств, нужно увеличивать финансирование подготовки врачей в вузах, нужно обеспечить социальный пакет, достойную зарплату и отдых хирургическим бригадам, и это автоматически приведёт к исключению подобных ситуаций. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Нет вопросов. Есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я коротко. Я поддерживаю Дмитрия Анатольевича в том, что касается специфики записи хирургических вмешательств. С тем, чтобы чётко зафиксировать, записать всё, что происходит в брюшной полости либо где-то ещё в глубине тела, даже несколько камер не справятся, не возьмут. Хирургическая бригада перемещается то в одну сторону, то в другую сторону, возникает куча разного рода осложнений, и я абсолютно убеждён в том, что 99,9 процента случаев, вопиющих случаев, - оставления тампонов, инструментов - обусловлены тяжёлыми внешними условиями. Я работал в экстренной хирургии и знаю, что это такое, когда привозят пострадавших в результате ДТП, тяжёлых травм, падения с высоты: полный живот крови, по три, по четыре литра, неостанавливающееся кровотечение, естественно, масса разного рода движений, и не всегда, к сожалению, удаётся закреплять тампоны на зажимах, приходится и тряпками сушить напрямую. И главное, видеокамера не зафиксирует пропитанный кровью тампон, даже если он остался в брюшной полости, если он остался в грудной полости, - его не видно, его не отличишь от ткани. Что касается мониторинга - да, в будущем это будет возможно с ростом числа эндоскопических вмешательств, плановых в том числе, при которых качественная, достаточно качественная запись возможна и сейчас в ряде случаев. В будущем станет возможно мониторирование в том числе системы жизнеобеспечения пациента во время операции, чтобы целиком записывалось (чего Олег Анатольевич сегодня добивается), как он лёг на стол, какие препараты и когда вводили, когда интубировали, когда, соответственно, интубационную трубку удаляли, - всё это должно будет чётко документироваться и в истории болезни фиксироваться, но это в будущем, а не сейчас, к сожалению. А аудиозапись, на чём в качестве компромисса настаивает Олег Анатольевич, ничего не даст. Что может дать аудиозапись при операции? Команды хирурга, какие-то возгласы сестры, звон передаваемого инструмента - и не более того. В качестве концепции это здорово, может быть, это станет возможно даже в недалёком будущем, но сейчас исполнить это невозможно, нереально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С. Вячеслав Викторович, я с удовольствием выступил бы с места, но я помню вашу рекомендацию выходить на трибуну и последую ей. Конечно же, я не врач, и, наверное, моё мнение, суждение по этому поводу будет совершенно непрофессиональным. Ну что такое профессия депутата? К нам приходит на приём огромное количество людей с разными проблемами: кто-то приходит по вопросам ЖКХ, кто-то - по вопросам здравоохранения, кто-то хочет сказать о наболевшем в отношении спорта, у кого-то конфликт с работодателем. Проблемы разные - так что же должен уметь делать депутат? Депутат должен уметь слушать и обращаться к экспертам, которые всегда смогут ответить на ряд вопросов. Коллеги, разобьём вопрос на две части. В первой части хочется рассмотреть концепцию: а нужно ли каким-то образом действительно контролировать всё, что делают наши врачи на местах? Я работаю в разных регионах Российской Федерации и могу сказать, что сейчас, когда я каждый месяц приезжаю в Белгородскую область, почему-то гораздо больше людей приходит ко мне именно с вопросами по здравоохранению, хотя в другом регионе может быть больше вопросов, связанных с ЖКХ. О чём это говорит? О том, что тема действительно наболела, люди приходят с тяжёлым бременем, с желанием доказать вину врача в тех или иных шагах, которые он предпринимал в процессе лечения, но доказать не получается, потому что медицинская система устроена таким образом, что доказать что-то, находясь вне этой системы, практически невозможно. О чём говорил нам коллега Нилов? Он говорил о том, что контроль должен быть, но получил справедливое замечание, что нужно откуда-то взять деньги. И нужно каким-то образом решить этот вопрос, ведь это же немаловажный вопрос, откуда взять деньги. Как говорится, "где деньги, Зин?" Но мы с вами всё-таки должны понимать, ещё раз подчёркиваю, сегодня я уже об этом говорил, что главное при рассмотрении законопроекта в первом чтении - это концепция. И вторая часть. Сейчас Дмитрий Анатольевич сделал замечание, в какой-то степени, наверное, справедливое, что законопроекты должны прорабатываться, прорабатываться со всеми профильными департаментами. Вы знаете, очень хотелось бы принимать участие в такой проработке, о которой говорил Дмитрий Анатольевич, - это я могу сказать в качестве пожелания некоторым руководителям комитетов. Например, вы вносите законопроект в Государственную Думу, он закрепляется за определённым комитетом. Вот я могу похвалить, отметить комитет уважаемого коллеги Аксакова: перед тем как законопроект, в частности мой, выносить на заседание комитета, меня пригласили на заседание рабочей группы, в котором принимали участие представители всех профильных министерств, Центрального банка, представители правительства и так далее, и тому подобное, и вопрос обсуждался на заседании рабочей группы. Когда же мы пытаемся внести законопроект и пригласить к его обсуждению правительство, профильные комитеты - ну с комитетами-то, конечно, в Думе попроще, - все заинтересованные министерства и ведомства, поверьте, коллеги, мы сталкиваемся с огромным количеством сложностей: либо не можем скоординировать время... Ну, иногда председатели комитетов оказывают содействие, приглашая на площадку Госдумы всех нужных экспертов, для того чтобы привести законопроект в такой вид, чтобы потом здесь не звучало, что законопроект не проработан, требует более глубокой проработки, а потом уже внесения. Поэтому, коллеги, у меня просьба, и я думаю, что под этой просьбой подпишется большое количество депутатов, сидящих в зале, особенно от оппозиционных партий: председатели комитетов, подходите, пожалуйста, детальнее к работе и приглашайте, пожалуйста, нас не только на заседания комитетов, где вы отклоняете наши законопроекты, но и на заседания рабочих групп, которых должно быть гораздо больше, чем есть в настоящий момент. Я не знаю, конечно, как строят работу все комитеты, я сказал про комитет Аксакова, потому что был приглашён, а о других комитетах пока такого, увы, к сожалению, сказать не могу. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, потому что концептуально мы с ним согласны, хотя согласны и с тем, что дорабатывать здесь нужно огромное количество моментов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кобзев Юрий Викторович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КОБЗЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, разделяет озабоченность Олега Анатольевича качеством медицинской помощи, но хотел бы рассмотреть суть данного законопроекта - насколько данное предложение может изменить качество медицинской помощи, особенно в экстренной хирургии. Я абсолютно согласен с Дмитрием Анатольевичем, который сказал, что на нынешнем этапе развития хирургической помощи подавляющее большинство манипуляций и так записывается, потому что эндоскопическая хирургия в настоящий момент вся идёт с видеофиксацией. Вот только что коллега Куринный упоминал про экстренную хирургию. Я, как бывший главный врач больницы скорой медицинской помощи, точно могу сказать, что та последовательность действий, которая необходима и предлагается вами для фиксации данных манипуляций, практически неисполнима в экстренной хирургии. И следующий вопрос - как всегда, он один из основных: где деньги? Ваше предложение - пусть деньги за это заплатят пациенты, но, может быть, мы сначала назовём цену комплекса видеофиксации, который включает в себя HD-видеокамеру, сервер? Это очень большие финансовые средства! Поверьте, качество медицинской помощи будет улучшаться, когда мы будем закупать в наши больницы современное оборудование, когда мы будем обучать врачей и когда мы будем прорабатывать чёткие критерии работы хирургов. А контролирует у нас достаточно много людей - это и структура Министерства здравоохранения, в том числе нас контролирует Росздравнадзор, приходят, безусловно, из прокуратуры, из общественных организаций, из Следственного комитета, то есть качество контролируется через некоторые другие параметры. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель президента. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет мнения. Правительство? Александр Юрьевич, правительство позицию имеет на сей счёт? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Коллеги, дело в том, что на данный законопроект в 2016 году было дано заключение правительства. В нём достаточно много аргументов, но все основные уже прозвучали в ходе дискуссии, поэтому, чтобы не задерживать депутатов в конце заседания, я ограничусь... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы даже не сомневайтесь, депутаты никогда так не поставят вопрос, ради дела мы не можем не задержаться. Если вы предложите формат обсуждения и это будет важно, конечно, все задержатся. СИНЕНКО А. Ю. Ну тогда позволю себе более детально аргументировать позицию Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. В законопроекте предлагается внести в статьи 13 и 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изменения, предусматривающие возможность проведения видеозаписи операции с применением общей анестезии с предварительного письменного согласия пациента, а в случае экстренного медицинского вмешательства при невозможности получения письменного согласия - по решению главного врача медицинской организации. При этом используются различные формулировки для характеристики объекта видеозаписи: "видеозапись операции, проведённой с помощью общей анестезии" и "видеозапись действий медицинского персонала в ходе медицинского хирургического вмешательства с применением общей анестезии". В законопроекте предусматривается, что видеозапись может быть выдана по запросу правоохранительных органов, пациента, родственников пациента и вышестоящих медицинских организаций. При этом дублируется норма, содержащаяся в пункте 3 части 4 статьи 13 федерального закона, согласно которой предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в том числе по запросу органов дознания и следствия, суда, органов прокуратуры и уголовно-исполнительной системы. Указанным положением законопроекта не уточняется степень родства родственников пациента, а также не устанавливается, о каких медицинских организациях идёт речь. Законопроектом предусмотрено право пациента на дачу письменного согласия на проведение видеозаписи, но необоснованно не закреплено право законных представителей пациента на выражение такого согласия. Кроме того, положения законопроекта не в полной мере соотносятся с Федеральным законом "О персональных данных" в части требований к обработке персональных данных как пациентов, так и медицинских работников. В законопроекте не определён механизм реализации вводимого им права на видеозапись операции, проведённой с помощью общей анестезии, а также источник финансового обеспечения затрат, связанных с проведением медицинской организацией такой видеозаписи. Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Заключительное слово - пожалуйста, Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, конечно, мне сложно понять логику: на протяжении последних лет мы слышим от правительства, от Государственной Думы призывы переходить к цифровому правительству, цифровой экономике, а когда вносим вот такие предложения, нам говорят: "Денег нет!" Как мы будем переходить на цифровую медицину, на телемедицину, если нет денег на элементарную камеру-регистратор? Это не какие-то колоссальные деньги для съёмки художественных фильмов! Я даже про аудиорегистраторы говорю. Ну неужели врачам, медсёстрам не нужна такая поддержка, чтобы не выдумывать потом и не стенографировать ход операции по памяти?! Вот этого я так и не услышал. Конечно, я готов принять возражения, правки, поправки, для этого у нас есть второе и третье чтения, и мы могли бы всё правильно сформулировать, точно, действительно так, как этого требуют наши уважаемые медики. Уважаемые коллеги, вы говорите, что денег нет на видеофиксацию, - сегодня во всех поликлиниках, клиниках уже установлены видеокамеры, и как раз благодаря этим видеокамерам мы много раз видели совершаемые преступления, благодаря этим записям были наказаны преступники - и с той, и с другой стороны, вы помните это всё прекрасно. Не было бы этих видеокамер и видеорегистрации, всё бы сошло с рук вот этим откровенным бандитам - и в белых халатах, и против белых халатов. А в этой ситуации мне непонятно, почему "не пущать"! Уважаемые люди в белых халатах, не отставайте от прогресса, давайте двигаться по представленному вектору, в соответствии с трендом цифровизации! Вячеслав Викторович, я сейчас обращаюсь в том числе к уважаемым коллегам, которые занимаются расположением телевизионных камер в зале. Вот смотрите: я говорю всегда с вами, с представителями правительства, а камера направлена куда-то вбок, я не могу прямо посмотреть - давайте тоже продумаем и, может быть, установим ещё дополнительную камеру. Найдутся какие-то бюджетные средства, чтобы я говорил с вами и коллеги видели не только моё ухо? (Шум в зале.) Спасибо. Коллеги, давайте продолжим работу над тем, чтобы защитить главных людей, а главные люди - это всё-таки пациенты (при всём уважении к людям в белых халатах), и их право на фиксацию того, что с ними делают в операционной под наркозом, в отсутствие близких, родственников, я считаю, выше какой-то там финансовой проблемы, на решение которой мы не находим сущих копеек. Давайте триллионы искать и возвращать в казну, тогда хватит абсолютно на всё! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Заключительное слово - Дмитрий Анатольевич Морозов. Есть желание выступить? Пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый Олег Анатольевич! Я подчеркнул, что мы делаем и в рамках цифровой медицины и развития телекоммуникационных, информационных технологий стараемся делать всё в том числе для регистрации и что сегодня операции в эндоскопической хирургии, работа компьютерных томографов, МРТ, ПЭТ-диагностика и всё остальное полностью цифруется и отслеживается. Но когда речь идёт об открытых операциях, я лишний раз подчеркну, что хирургия - это принятие мгновенного решения в постоянно изменяющихся условиях решения задачи, и мы с вами, я убеждён в этом, должны сконцентрироваться на подготовке специалистов высокого уровня. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию по вопросу 17 повестки дня. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о праве пациента на видеозапись медицинского вмешательства, проведённого с помощью общей анестезии). Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 53 сек.) Проголосовало за 21 чел.4,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 21 чел. Не голосовало 429 чел.95,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 1173025-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о праве пациента на проведение видеозаписи медицинского вмешательства с применением общей анестезии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, в связи со служебной командировкой докладчика Нилова прошу перенести рассмотрение вопросов 23, 24, 31, 38, 40, 41, 52 и 66 на 18 октября. И также прошу перенести рассмотрение вопроса 104 в связи с командировкой докладчика Емельянова. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.
Итак, депутат Гартунг предложил снять сегодня с рассмотрения пункты 23, 24, 31, 38, 40, 41, 52, 66 и 104. Нет возражений? Нет. Соглашаемся.