Заседание № 163
01.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1172932-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2782 по 3058 из 4391
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Владимирович Моисеев. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на наведение порядка в области добычи и оборота драгоценных камней и драгоценных металлов. В частности, предлагается ужесточение наказания за незаконный оборот драгоценных металлов, введение уголовного наказания за незаконную добычу драгоценных металлов и также незаконный аффинаж драгоценных металлов. Все эти виды деятельности являются исключительно общественно опасными, реально происходит существенная порча природы на территориях, там, природных заповедников и в других местах, реки и леса заливают сурьмой и всем прочим, разворачивают аффинажное производство в жилых кварталах, чем отравляют жителей. И мы видим, что большое количество этого золота, которое незаконно добывается и незаконно аффинируется, вывозится за рубеж, при этом пользуются прозрачностью границ со странами - нашими партнёрами по Евразийскому экономическому союзу. Так что ситуация достаточно накалённая. Правительство пришло к выводу, что необходимо более жёсткое наведение порядка в данной области и ужесточение наказаний за те деяния, о которых я только что сказал. Масштаб того, что мы видим сейчас: за 2022 год были осуждены 86 человек за такого рода преступления, ущерб, который был нанесён ими, составил около миллиарда рублей, то есть на одного человека приходится где-то 11 миллионов рублей. В этом смысле рекорд был в 2020 году, когда ущерб на одного человека достигал 26 миллионов рублей. То есть каждое преступление наносит довольно серьёзный ущерб и поэтому требует, конечно, более существенного наказания, чем сейчас предусмотрено. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на усиление ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, как уже было сказано. Статистические данные, которые указаны в пояснительной записке, свидетельствуют действительно о масштабе проблемы - миллиарды рублей теряет наша страна. Скажу сразу, что правительством было предложено изначально довольно радикальное законодательное решение: предлагались кратные штрафы, в том числе и в статью 191 Уголовного кодекса, о незаконном обороте драгметаллов, природных драгоценных камней или жемчуга, но вот по истечении года работы над этим законопроектом мы всё-таки отошли от этого подхода. На сегодняшний день Уголовный кодекс предполагает кратные штрафы лишь по отношению к антикоррупционным статьям. Мы с правительством оказались едины в том, что всё-таки нужно сохранить универсальный подход - значительно повысить штрафы, но не применять кратные штрафы. Предлагаем поддержать концепцию законопроекта, принять законопроект в первом чтении, но с учётом того, что ко второму чтению он будет значительно переработан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Алексею Владимировичу, ну или Ирине Александровне, не принципиально. Алексей Владимирович, вопрос такой: как уже сказала Ирина Александровна, размеры штрафов за незаконный оборот драгоценных металлов и камней, а также за нарушение правил их сдачи государству устанавливаются в размере, кратном стоимости ставших предметом преступления драгоценных металлов и камней, - может быть, я не совсем правильно понимаю, что такое "кратный"? Это однократный, двукратный, трёхкратный? То есть насколько соизмерим будет этот штраф? Это первое. И второе. Определяет это, я так понимаю, судья, как независимое лицо, руководствуясь своим субъективным мнением, либо есть какие-то критерии в этом вопросе? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Вопрос очень точный. Собственно, я переадресовал бы его Ирине Александровне, потому что комитет нас поправил вот примерно так же, в таком же контексте, как вы сказали, и ко второму чтению мы будем поддерживать, конечно, предложение по изменению этой нормы. Ну я, может быть, передам тогда слово и попрошу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Юрий Николаевич, попробую ответить на ваш вопрос. Вы абсолютно правы, в редакции первого чтения, которая была предложена правительством, совершенно точно был предложен штраф в размере от однократной до двукратной стоимости драгметаллов или драгкамней. Как я уже сказала, данный подход, кратность, заложен в Уголовном кодексе лишь для определённой категории преступлений: там, где речь о даче взятки, о получении взятки, о коммерческом подкупе, - есть исчерпывающий перечень статей. Законодатель это сделал намеренно. В данном случае мы с правительством провели большую работу - спасибо большое за то, что мы действительно остались едины во мнении, что не нужно разрушать единый, универсальный подход, который сейчас заложен в Уголовном кодексе, это доктринальные вещи. Мы сошлись на том, что это будет значительное увеличение, это будут миллионные штрафы, но концептуально подход кратности для данных преступлений, в данных статьях заложен не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемая Ирина Александровна! У меня вопрос, который попросили задать жители Иркутской области. В последнее время мотивов у муниципальных властей как-то отслеживать вот эту деятельность стало меньше. Может быть, имеет смысл в контексте роста штрафов предусмотреть и отчисление части этих сумм в муниципальные бюджеты, как вы считаете? МОИСЕЕВ А. В. Вы знаете, Станислав Александрович, очень странно, что у них стало меньше мотивов, потому что это в первую очередь разрушает их природу. Что творят, вы знаете, в Иркутской, Магаданской, Амурской областях, в Якутии, на Чукотке и так далее - это просто катастрофа! Они просто выходят на фланги месторождений, где действуют нормальные компании, просто варварски разрывают реки, засыпают, почти уничтожают реки, уничтожают леса, там травят всё сурьмой так, что на сотни лет... потому что сурьма используется при изготовлении концентрата из золотой руды. Так что любая нормальная, здравая региональная и муниципальная власть, конечно, должна бороться с этим. Но могу сказать, что данным законопроектом также предполагается изъятие предметов правонарушений, то есть бульдозеров, как правило, или другой техники. Всё это должно попадать в казну. И здесь можем рассмотреть в рамках уже других норм, закона о приватизации, передачу этих бульдозеров. Ну, они Российской Федерации не нужны, а муниципалитетам могут пригодиться. Вот это можем посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, говоря об усилении карательной политики государства в рассматриваемой сфере, не создаём ли мы таким образом для правоприменителя слишком широкие пределы усмотрения? Вот смотрите. В санкции части пятой статьи 191 вы предлагаете установить наказание в виде штрафа в размере заработной платы осуждённого за период до пяти лет или лишения свободы на срок до семи лет со штрафом. Согласитесь, одно дело - штраф, а другое дело - лишение свободы, только штраф в размере заработной платы на период до пяти лет, а лишение свободы - до семи лет. Насколько предлагаемые новеллы согласуются с идейным решением на этот счёт? МОИСЕЕВ А. В. Ну, здесь, конечно, есть, как вы знаете, решение Верховного Суда о том, что надо при прочих равных за экономические преступления давать наказание, которое является более мягким, часто условным. В целом мы уже сказали, Ирина Александровна подтвердила, что мы в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, конечно, будем серьёзно пересматривать санкции по всем предложенным составам. Поэтому здесь, ну, давайте вместе поработаем и найдём те... мы здесь абсолютно гибки, и давайте выработаем правильный компромисс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, вопрос такой. В пояснительной записке к законопроекту написано, что нелегальный оборот золота оценивается в 5-6 тонн в год, это колоссальные, вообще говоря, объёмы. Достаточно ли, как вы считаете, этих мер, ну, просто кратного увеличения штрафов, чтобы ликвидировать этот незаконный оборот, этот огромный рынок? Это первый вопрос. И второй вопрос. У вас в законопроекте жемчуг и изделия из него, так сказать, исключаются - с чем это связано? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Ренат Исмаилович, по первому вопросу. Ну, согласен с вашей оценкой, да, действительно, колоссальная сумма, колоссальный ущерб. Здесь целый комплекс мер принимается. Во-первых, это законопроект, который сейчас рассматривается, надеюсь, что он будет поддержан. Также вы, возможно, читали, что принято решение об ограничении экспорта лома и отходов. Как правило, концентрат золота, который в таких случаях получается, экспортируется под видом лома и отходов. Введён запрет правительством, это полномочие правительства. Также сейчас рассматривается вопрос... Федеральная таможенная служба выступила с предложением ввести ограничение на экспорт золота физическими лицами. То есть целый ряд мер, которые будут использоваться. И плюс, конечно, электронная система маркировки и прослеживаемости легального золота. То есть у любого слитка, который попал в законный оборот, должен быть определённый источник, ювелир не может просто в кармане привезти слиток, сделать из него колечек, значит, и потом сказать, дескать, вот нашёл на дороге. Он должен будет отчитаться, где он взял слиток. Вот этот комплекс мер, на мой взгляд, должен, конечно, привести к существенному снижению незаконного оборота. Что касается именно жемчуга, это просто приведение в соответствие с действующим законом о драгкамнях и драгметаллах, где жемчуг, янтарь и другие выделены, отдельно, поэтому там просто будем делать юридико-техническую правку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Ренат Исмаилович, отвечу на ту часть вашего вопроса, которая касается усиления ответственности: достаточно этого или необходимо более усиленную ответственность вводить? Хотела бы обратить ваше внимание, что данные статьи, которые рекомендованы правительством к усилению уголовной ответственности, находятся в главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Неоднократно президент Владимир Владимирович Путин говорил о том, что не нужно слишком радикальных решений в этой сфере. Ну и подход всё-таки должен быть сбалансирован, и те статьи, которые в Уголовном кодексе так или иначе расположены - в зависимости от главы, от степени общественной опасности, - также должны быть сбалансированы. Внутренняя структура также не должна быть нарушена, это тоже очень важно и в практике применения, и самим правоприменителям это... об этом нельзя никогда забывать. Ну и повторю, что кратных штрафов не будет, будут фиксированные штрафы, миллионные, они будут высокие. Ко второму чтению комитет будет рассматривать поправки: ваше право - предложить свои варианты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, вот вы сказали: 5 тонн - это много. А у нас банки вывезли в недружественный Лондон, по моим данным, 306 тонн. И я очень сомневаюсь, что эти деньги возвращены в Россию. Достаточен ли контроль над банковской сферой? Вы посмотрите, они же вам вредят даже во время принятия бюджета, то есть вы считали по одной ключевой ставке, а они взяли и на 2 процента ещё подняли. Может, и в этом плане надо посмотреть - на ужесточение надзора за банками? Вы ведь предлагаете эти законопроекты. МОИСЕЕВ А. В. Ну, банки действительно вывезли... Я, правда, не знаю, откуда взялось 306 тонн, у меня такой информации нет, но, действительно, они вывозят где-то в районе нескольких десятков тонн каждый год, может быть, накопленным итогом так и получилось. И что касается того, что они вывозят. Они вывозят, как в принципе сейчас и граждане Российской Федерации, на законных основаниях. Есть определённые правила, нормы вывоза, точно так же, как можно ввозить в определённых пределах наличную иностранную валюту. Но как я уже сказал, сейчас рассматривается вопрос об ограничениях по вывозу золота. А в целом этот вопрос носит немножко такой философский характер: золото - это товар, который мы производим и продаём всему миру, или это достояние, которое вывозить нельзя? Есть два ответа на вопрос. Сейчас мы как раз это всё обсуждаем в правительстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Александровна, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 28 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.