Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1172903-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (в части уточнения порядка безвозмездного пользования религиозными организациями государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит вас поддержать в третьем чтении очень важный законопроект, связанный с защитой религиозных прав верующих, и устранить соответствующие неопределённости. Напомню, что этот вопрос обсуждался в ходе визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Думу. Все экспертизы проведены. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 08 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1172903-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (в части уточнения порядка безвозмездного пользования религиозными организациями государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения; принят в первом чтении 8 июня 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
46-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Докладывает Максим Анатольевич Иванов. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению поступило четыре поправки, все они рекомендуются комитетом к принятию и включены в таблицу № 1. Комитет просит утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 25 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 48 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит включить его в проект порядка работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 363
О проекте федерального закона № 1172903-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (в части уточнения порядка безвозмездного пользования религиозными организациями государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
59-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Владимирович Моисеев. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации в части устранения неточности и правовой неопределённости в отдельных нормах закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. В частности, в соответствии с указанием Конституционного Суда требуется уточнить случаи, когда и как происходит расторжение договора, а также на каких условиях религиозная организация может или не может потребовать компенсацию за произведённые действия, ну и некоторые другие положения. Таким образом, законопроектом предусматривается право религиозной организации продолжить безвозмездное пользование перепрофилированным и реконструированным имуществом на условиях ранее заключённого договора, если такое имущество не может быть передано ей в собственность по основаниям, которые предусмотрены обозначенным законом. Кроме того, предусматривается право религиозной организации на возмещение расходов на ремонт и реконструкцию помещения, в случае если это было согласовано с владельцем, при расторжении договора по инициативе владельца. Уточняется, что установленный базовым законом порядок передачи религиозного имущества в безвозмездное пользование не распространяется на имущество, если оно одновременно не предназначено для обслуживания религиозного имущества. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет очень внимательно рассмотрел эту инициативу правительства, направленную на исполнение решения Конституционного Суда. Мы считаем, что в основе своей она носит принципиально верный характер, поскольку усиливает защиту прав наших религиозных организаций в части использования имущественных комплексов, имущества на праве безвозмездного пользования, и тем самым устраняется неопределённость в режиме использования. Уважаемые коллеги, хотелось бы сказать, что мы готовы ко второму чтению внести необходимые нормы, предполагающие конкретизацию видов имущества, которые следовало бы предусмотреть при принятии законопроекта в третьем чтении. Комитет просит вас, уважаемые коллеги, поддержать указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые докладчики, и Сергей Анатольевич, и представитель правительства Алексей Владимирович! Ключевым понятием в рамках этого законопроекта является понятие "имущество религиозного назначения". Скажите, это понятие где-либо раскрывается у нас, конкретизируется или комитет только собирается его уточнить? И если не раскрывается, то какие виды имущества религиозного назначения планируются, что будет указано? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Иванович, давайте я начну отвечать, а потом попрошу Сергея Анатольевича рассказать о планах комитета. Всё это имущество в целом описано в базовых понятиях 327-го закона, который, собственно, с 2010 года регулирует передачу имущества, но в соответствии с тем, что сказал Сергей Анатольевич, требуются некоторые уточнения, о чём, наверное, Сергей Анатольевич сам расскажет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Анатольевич, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо за вопрос. Что касается описания имущественных комплексов, это достаточно конкретно, полностью описано в законе. Единственно, возникли проблемы с режимом безвозмездного пользования, поскольку если собственник меняет назначение или расторгает соглашение, то было бы правильно, как полагает Конституционный Суд, поставить вопрос о возмещении затрат, которые понесли, например, в связи с ремонтом, реконструкцией и так далее, а в том случае, если невозможно передать этот объект, актив в собственность, правильно сохранить прежнее соглашение о безвозмездном пользовании, не разрывать его. Я думаю, что в принципе похожие нормы, только не в отношении данного режима права, а, скажем, в той же аренде, используются у нас в Гражданском кодексе. Мы полагаем, что Конституционный Суд имел основания принять такое решение, и мы поступаем достаточно корректно с точки зрения учёта его позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Суть законопроекта в том, что если по каким-либо причинам государственный или муниципальный орган решил разорвать договор об использовании религиозной организацией имущества, то в этом случае религиозная организация имеет возможность потребовать компенсацию тех расходов, которые она понесла, эксплуатируя данное имущество. Конечно же, этот момент необходимо поддержать. Вместе с тем возникает вопрос: а кто будет определять, утверждать ту сумму, которую посчитает религиозная организация, сколько денег ушло на содержание этого имущества? Мне кажется, важно соблюсти здесь равноправие. Да, конечно, решение Конституционного Суда надо выполнять, но может быть и обратная ситуация, когда государственный орган или муниципальный орган посчитает, какой ущерб нанесла религиозная организация, эксплуатируя то или иное помещение. Ведь договор о безвозмездном пользовании разрывается не на пустом месте. Например, государственный орган видит, что имущество использовалось плохо: был, например, памятник культуры, а в итоге стал уже не памятник культуры. По мнению специалистов по данному вопросу, культурологов, у нас, извините меня, вот таким образом из оборота ушли памятники культуры, и их ушло больше, чем при советской власти. Почему? Потому что главный принцип церкви, когда она реконструирует здания или занимается реставрацией различных религиозных предметов, является принцип благолепия, и вот этот принцип не выдерживает никакой критики. А закон не говорит, на основе чего будет определяться имущественная ответственность. Вот необходимо ко второму чтению всё-таки прописать тот вопрос, о котором я сказал: государственные и муниципальные органы тоже будут иметь возможность определить, посчитать ущерб, который религиозная организация нанесла. Для того чтобы исполнялась конституционная норма о том, что религия у нас отделена от государства, необходимо вот здесь это равноправие соблюсти. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Сергей Анатольевич? Депутату Гаврилову включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемый Игорь Юрьевич, мы согласны с вашими предложениями, мы их обязательно рассмотрим и учтём ко второму чтению, но они в большей степени касаются Гражданского кодекса, соблюдения договоров, первое, а второе - закона "Об оценочной деятельности...", над изменением которого мы работаем, и, я надеюсь, где-нибудь в октябре мы займёмся его радикальным изменением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 59 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.