Заседание № 45
О проекте федерального закона № 117259-8 "О внесении изменений в статью 166-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 166-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году". Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. Уважаемые коллеги, прежде чем Андрей Михайлович начнёт своё выступление, хочу обратить внимание: по данному вопросу Государственная Дума принимала постановление, связанное с тем, что ряд регионов Российской Федерации досрочно погасили коммерческие займы, кредиты банкам. Понятно, что финансовое положение этих регионов не такое блестящее и фактически они были вынуждены забрать средства для выплаты банковских кредитов, вместо того чтобы направить их на другие первоочередные цели. Мы с вами, обсуждая этот вопрос, касались ряда территорий, которые до 10 миллиардов перечислили банкам по своим обязательствам: мы посчитали, что это несправедливо, и обратились к министру финансов, к председателю правительства с просьбой рассмотреть этот вопрос. Сейчас Андрей Михайлович расскажет о поправке, которая в этой части внесена, она касается 50 регионов нашей страны, но я хотел вот озвучить, учитывая, что здесь присутствуют депутаты с территорий, которых рассматриваемый вопрос больше всего касается, потому что заимствования были большие и, соответственно, средства отвлечены из бюджета действительно огромные: во-первых, это касается 50 регионов, а во-вторых, средства в размере почти 50 миллиардов рублей. Итак, в случае принятия данной поправки Орловская область получит 2 миллиарда рублей на замещение коммерческих кредитов бюджетными (как вы понимаете, экономия большая на выплатах по процентным ставкам, речь идёт о сотнях миллионов рублей), Ярославская область - 668 миллионов, Архангельская область - 1,252 миллиарда, Вологодская - 1,18 миллиарда, Новгородская - 4,955 миллиарда, Псковская - 1,04 миллиарда, Краснодарский край - 1,496 миллиарда, Ставропольский край - 1,017 миллиарда, Республика Алтай - 606 миллионов, Новосибирская область - 2,014 миллиарда, Омская (мы о ней говорили) - 9,165 миллиарда, Бурятия - 6,54 миллиарда, Забайкальский край - 1,059 миллиарда, Магаданская область - 3,07 миллиарда. Уважаемые коллеги, вот о чём данный законопроект, поправки, о которых будет говорить Андрей Михайлович. В связи с этим хочется сказать ему слова благодарности, потому что благодаря позиции его, профильного комитета мы с вами данный вопрос сегодня рассматриваем, довели до логического конца и в итоге, если вы поддержите, будет принято решение об оказании помощи 50 регионам. Ситуации там отличаются друг от друга, но совершенно очевидно, что эти средства точно очень нужны регионам нашей страны, потому что большинство, практически 95 процентов - это регионы-реципиенты, которым помощь необходима. Извините за столь долгую информацию, но оно того стоит, потому что Дума принимала специальное решение при принятии закона. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Строго говоря, сейчас Вячеслав Викторович рассказал о тех главных новациях, которые предлагаются в этом законопроекте для принятия во втором чтении. И как вы помните, когда было это обсуждение, Председателем Государственной Думы давалось поручение проработать возможность решить проблемы тех регионов, которые досрочно погасили свои коммерческие обязательства, - досрочно! И мы говорили о том, что нельзя лишать их возможности получения бюджетных кредитов, потому что это значит, что ни один нормальный человек после этого просто не будет ничего погашать досрочно - какой смысл? Ты выполняешь такие вещи, а оказываешься просто идиотом, потому что на самом деле в результате лишаешься государственной поддержки. И вот сейчас Вячеслав Викторович сказал, что эта справедливость (именно справедливость) восстановлена в отношении тех регионов, которые в январе - феврале этого года погасили свои кредитные коммерческие обязательства досрочно. Более того, мы здесь рассматривали вопрос в отношении регионов, но по поручению Председателя Государственной Думы мы рассматривали этот вопрос и в отношении муниципалитетов. Поэтому сегодня вы видите на самом деле поправку, которая внесена председателями палат, Государственной Думы и Совета Федерации, и эта поправка, с одной стороны, предусматривает распространение нормы предоставления бюджетных кредитов на тех, кто погасил в январе - феврале досрочно, и это содержательная часть, а с другой стороны, предусматривает финансовое обеспечение. На эти цели дополнительно этой поправкой выделяется 48,7 миллиарда рублей. Что это за деньги? Как они распределяются? Вячеслав Викторович уже назвал 50 регионов, которые погашали досрочно, они получат эти средства, но из этих 48,7 миллиарда рублей примерно 32 миллиарда - это региональные долги, которые были погашены, а вот остальные, что не менее важно, почти 17 миллиардов - это долги муниципалитетов, которые тоже были досрочно погашены. Таким образом, в данном случае в рамках рассмотрения во втором чтении этого проекта закона решается та задача, которую поставила Государственная Дума в своём постановлении при принятии законопроекта во исполнение поручения президента. Таким образом, поручение президента в этой части на сегодняшний день, мы можем констатировать, полностью реализовано, полностью выполнено. Это то, о чём мы с вами говорили на пленарном заседании. Хочу добавить к этому, естественно, что мы, по существу, этими же поправками во втором чтении даём возможность увеличения финансирования инфраструктурных бюджетных кредитов для регионов. Это очень важно, потому что, если вы помните, сначала были выделены 500 миллиардов, потом президент сказал: "Давайте увеличим ещё на пятьсот". И естественно, эти средства очень важны: первые инфраструктурные кредиты у нас уже пошли, в 2022 году у нас 217,5 миллиарда уже пошло на финансирование конкретных инфраструктурных кредитов. Это также решается поправками ко второму чтению. Ну и наконец, хотел бы просто напомнить, что вообще проект закона в первом чтении был посвящён тому, чтобы оптимизировать бюджетные процедуры, ускорение расчётов при казначейском сопровождении, вот чтобы мы понимали, во что конкретно выливаются нормы Бюджетного кодекса, которые мы принимаем. Те поправки, которые мы с вами приняли в этом проекте закона, позволяют ускорить расчёты по 10 782 государственным контрактам по строительству, и, чтобы было просто понятно, сумма этих контрактов составляет 2 триллиона 188,4 миллиарда рублей. То есть все процедуры ускорены, все эти средства реально могут быть использованы. Наверное, можно много говорить о том, что эти нормы действительно хорошие и так далее, но мы договорились, провели переговоры и с Министерством финансов, и с правительством, что целый ряд тех норм, которые пока у нас идут как временные исходя из особенностей исполнения бюджета на 2022 год, очевидно, осенью надо будет посмотреть. Уже сейчас можно сказать, что большинство из этих норм, безусловно, надо будет сохранить на постоянной основе, но это уже наше с вами задание на осень. Комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект. У нас поступило девять поправок, три из которых были отозваны авторами, шесть предлагаются к принятию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Андрей Михайлович достаточно подробно рассказал, о чём идёт речь. Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 46 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 19 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, очень важно, естественно, чтобы все эти средства и все эти возможности как можно быстрее пошли в регионы, чтобы регионы могли ими воспользоваться. Поэтому законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. Комитет по бюджету предлагает сегодня же рассмотреть его в третьем чтении, чтобы уже завтра он стал предметом рассмотрения в Совете Федерации и регионы и муниципалитеты как можно быстрее получили указанные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, не будет возражений, если мы с вами рассмотрим данный законопроект по процедуре третьего чтения, учитывая его важность и подготовленность? Нет возражений. Переходим к рассмотрению законопроекта по процедуре третьего чтения. Кто хотел бы высказаться по мотивам от фракций? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Спасибо, Андрей Михайлович. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 43
О проекте федерального закона № 117259-8 "О внесении изменений в статью 166-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 166-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Алексея Михайловича Лаврова. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен в соответствии с планом первоочередных действий правительства по обеспечению развития российской экономики в текущих условиях и содержит пять групп новаций. Первая и основная группа - это временное, на 2022 год, упрощение и ускорение расчётов в тех случаях, когда контракты и в целом бюджетные средства находятся на казначейском сопровождении. Надо сказать, что этот инструмент остаётся в полном объёме востребованным, и его актуальность даже возрастает, но при этом есть возможность, на наш взгляд, упростить расчёты, сделав по крайней мере три основные новации. Во-первых, в тех случаях, когда субподрядчиком поставляется готовый товар, не требовать от него открытия лицевого счёта в Федеральном казначействе, а перечислять средства непосредственно на расчётный счёт в банке, что просто сокращает количество расчётов. Во-вторых, поставщикам в сфере строительных материалов и оборудования, где тоже имеет место такая ситуация, разрешить перечислять авансы на расчётные счета. И в-третьих, сократить в целом объём субподрядных работ, которые подлежат в обязательном порядке казначейскому сопровождению, путём повышения планки: сейчас все контракты свыше 600 тысяч рублей идут через Федеральное казначейство, предлагается поднять планку до 5 миллионов. Таким образом, в текущем году у нас появляется возможность, учитывая, что сложности могут возникать с исполнением контрактов, с цепочками субпоставщиков и так далее, протестировать процедуру, сохраняя при этом полностью целевой контроль и все преимущества казначейского сопровождения, протестировать ускоренный порядок расчётов. Вторая группа, связанная с этим. По обращению субъектов Федерации сейчас все органы власти увеличивают размеры авансов, при этом, если аванс находится на казначейском сопровождении, для него не нужно увеличивать банковскую гарантию. Но субъекты Федерации столкнулись с ограничением, поскольку сейчас они могут поставить на казначейское сопровождение только контракты, которые указаны в законах о бюджетах, и на сумму не менее 50 миллионов рублей. Предлагаю на 2022 год дать право субъектам, муниципалитетам ставить на казначейское сопровождение любые контракты по их решению, тем самым дать им возможность повышать авансы по этим контрактам без увеличения финансовой нагрузки на поставщиков. Третье. Также по обращению субъектов в 2022 году предлагается продлить возможность предоставления так называемых обратных субсидий, из региональных бюджетов в федеральный, для реализации конкретных целевых инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета. Четвёртое. Закрепляются полномочия Федерального казначейства по ведению реестра мер господдержки в рамках проектов по защите и поощрению капвложений, реестра инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного вычета, это позволит сделать эти формы поддержки более прозрачными и проверяемыми. И пятая группа - юридико-технические по своей сути правки, которые устраняют несоответствие между отдельными положениями ранее принятых актов и нормами Бюджетного кодекса. В частности, при превышении показателей программ выдачи госгарантий, возможность чего уже установлена, разрешается также превысить ограничение в виде общего объёма государственного долга, а при праве правительства, тоже уже зафиксированном, по использованию дополнительных нефтегазовых доходов при условии, естественно, полного контроля, при согласовании с парламентской комиссией также разрешается превышать общий объём расходов. Здесь нет никаких новаций, это исключительно юридико-техническая правка. В совокупности всё это будет способствовать успешному исполнению бюджетов и поддержке экономики. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой. Пожалуйста. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Алексей Михайлович очень подробно разъяснил суть законопроекта. Единственно, хочу уточнить, что при рассмотрении комитетом законопроекта его концепция была полностью поддержана. Очень хороший законопроект, связанный в первую очередь с региональным исполнением бюджета в 2022 году. Что хотелось бы отметить? Ускорение расчётов при казначейском сопровождении позволит улучшить сопровождение почти 11 тысяч госконтрактов, это сумма более 2 триллионов рублей. Конечно же, это очень хорошо скажется на экономике регионов. Ещё один момент хотелось бы уточнить. В отношении некоторых норм ко второму чтению комитетом поставлен вопрос о рассмотрении возможности продления действия этих норм, то есть сделать их на постоянной основе, а не только на 2022 год, потому что они должны очень положительно сказываться на бюджетных отношениях. В целом комитет поддержал концепцию законопроекта и просит Государственную Думу также поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Алексей Михайлович, я ещё раз хочу повторить тот вопрос, который мы с вами обсуждали: почему всё-таки правительство так мучительно рубит хвост по частям, отказываясь от бюджетного правила и от формирования за счёт дополнительных нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния? До сих пор окончательное законодательное решение по этому вопросу не принято, предлагаются только временная мера и только разрешение дополнительно использовать эти средства на увеличение расходов бюджета. Почему не отказываются окончательно от бюджетного правила и от разграничения нефтегазовых доходов на базовые и дополнительные? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Оксана Генриховна, уважаемые депутаты! Все решения, касающиеся использования нефтегазовых доходов в текущем году, приняты, то, что нужно, приостановлено. Данная поправка в данном конкретном законопроекте по существу абсолютно ничего не меняет, ею лишь устраняется пробел правового регулирования. В одном месте написано, что можно использовать нефтегазовые доходы на цели, определённые правительством, в соответствующем порядке, но есть ограничение: при этом при внесении изменений в роспись нельзя превышать общий объём расходов. Вот в отношении субъектов эта оговорка - то, что можно превышать, - уже была сделана, соответственно, её необходимо сделать и в отношении федерального бюджета, с тем чтобы по завершении года ни у кого не возникало никаких вопросов о правомерности полноценного использования в текущем году нефтегазовых доходов, как и предусмотрено уже принятыми законодательными решениями. Здесь сейчас вообще не идёт речь о каком-либо переконструировании или изменении бюджетного правила. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, о каком размере дополнительных нефтегазовых доходов, который превысит параметры бюджета, определённые в первом чтении, идёт речь? Ну, вы говорите, что это техническая правка, но мне интересен размер этой технической правки, сколько триллионов это будет? И Ольге Николаевне вопрос. Вы говорили о том, что некоторые нормы нужно сделать постоянными, - о каких нормах идёт речь, не об этой ли? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Данным законопроектом вообще никаким образом не регулируются объёмы принимаемых решений, потому что, ну, например, правительство может принять решение об использовании нефтегазовых доходов, а может и не принять. Прогноз на данный момент, конечно, существует актуальный, но это вопрос больше к Минэкономразвития, ну и, конечно, к Минфину, который занимается в целом исполнением бюджета. Финансово-экономическое обоснование данной конкретной поправки - это чисто правовая, юридическая конструкция, не более того. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Валерий Карлович, мы имели в виду возможность рассмотрения вопроса о постоянных нормах в отношении ускорения расчётов при казначейском сопровождении - это то, что увеличивается порог цены контракта для обязательного открытия счетов с 600 тысяч до 5 миллионов рублей, то, что мы освобождаем подрядчиков от необходимости открывать счета, ну и, возможно, по региональным полномочиям, по авансированию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Михайлович, нам очень долго, на протяжении многих лет говорили о категорической необходимости проведения всех бюджетных расчётов исключительно через Казначейство, потому что это будет обеспечивать необходимую, особенно в кризисных условиях, бюджетную дисциплину. Вы нам сейчас очень убедительно и очень разумно говорите прямо противоположные вещи - что для упрощения вдруг надо позволить проводить бюджетные расчёты мимо Федерального казначейства. Если ваши слова правильны, если действительно можно обеспечивать бюджетный контроль и без Казначейства, то почему это предполагается сделать только на 2022 год, а если это не совсем так, значит, это всё-таки снизит уровень бюджетной дисциплины? Возможно ли это, разумно ли это в условиях кризиса? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Михаил Геннадьевич, уважаемые депутаты! Ну, на самом деле казначейское сопровождение охватывает далеко не все бюджетные средства, есть нормы федерального закона о федеральном бюджете, там перечислены конкретные проекты, взносы в уставный капитал, государственные контракты, которые подлежат казначейскому сопровождению, то есть мы никогда не считали, что всё нужно ставить на эти процедуры. Но когда речь идёт, например, об авансах по государственным контрактам, об особо крупных и сложных контрактах, где мы целиком ставим, как мы говорим, всех субподрядчиков на казначейское сопровождение, конечно, эти нормы остаются востребованными и правильными. Что предлагается этим законопроектом? У нас ведь в текущем году нарушены очень многие взаимосвязи, цепочки кооперации. Поставщики вынуждены находить решение, что называется, с колёс, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. И если в обычной ситуации два, три дня, даже пять дней на расчёты или открытие счетов, может быть, не имели особого значения, то в текущем году нам нужно как можно быстрее направлять деньги в экономику и поставщикам - это их реальная поддержка. При этом мы считаем, что уже отлаженные механизмы Федерального казначейства позволяют это сделать. Посмотрев, как этот механизм работает, проверив на практике, возникают ли здесь какие-нибудь перекосы или нарушения, мы действительно сочли бы возможным рассмотреть этот вопрос для применения на постоянной основе, но не сейчас. Поэтому мы и просим именно период текущий... только период текущего года. Противоречия между позицией правительства, что нужно сопровождение средств Казначейством, и позицией, что нужно оптимизировать саму процедуру этого сопровождения, убирая излишние звенья, бумажный документооборот, на наш взгляд, отсутствуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Михайлович, вы предлагаете Думе, в общем-то, отказаться от существенной части своих полномочий в отношении вот этих дополнительных нефтегазовых доходов. Это довольно, ну, неприличное предложение: даже не ссылаясь на кризис, вы предлагаете депутатам это передать правительству. И оно дважды неприличное, потому что дальше идёт описание, для чего вы это предлагаете, то есть вы ряд конкретных целей приводите и дальше пишете: и иные цели, которые определит правительство. У меня вопрос: а что мешает расписать, дать исчерпывающий перечень, куда эти деньги можно потратить, чтобы депутаты голосовали с открытыми глазами и понимали, куда эти деньги пойдут? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Андрей Анатольевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект таких новаций не содержит. То, о чём вы говорите, уже было принято раньше - правительству дано право использовать дополнительные нефтегазовые доходы. Специально для того, чтобы не пытаться охватить все возможные направления, сделан механизм парламентского контроля, ни одно из этих решений не проходит без комиссии, и поправка, которая предлагается в этом законопроекте, абсолютно ничего не добавляет и ничего не меняет, она просто говорит о том, что, пользуясь уже ранее принятым решением, мы можем превышать расходы федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Алексей Михайлович, как я понял, 2 триллиона рублей будут выведены из-под казначейского сопровождения при принятии этого закона. Не проще ли было бы сегодня упростить правила открытия счетов, сократить сроки на уровне Казначейства, вместо того чтобы полностью выводить сейчас такие огромные суммы фактически из-под прямого и тщательного контроля государства? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые депутаты! Нет никакого выведения средств. То, что мы поднимаем планку для субрасчётов... Обращаю ваше внимание, что генеральный подрядчик по-прежнему остаётся целиком на казначейском сопровождении, речь идёт только о последующей цепочке. Там, конечно, произойдёт определённое сокращение, но оно не измеряется триллионными цифрами. А то, что вы говорите об упрощении процедуры, - ровно это и предлагается поправками. Ну, там, где закуплен, например, биржевой товар, условно говоря кирпич, или бетон, или готовая продукция, зачем нам прослеживать дальнейшую цепочку, как это имеет место сейчас, и зачем заставлять открывать лицевой счёт, с которого через три дня деньги всё равно попадут на расчётный счёт? Мы спрямляем на самом деле все процедуры, и это идёт на благо субподрядчикам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шолохов Александр Михайлович - по ведению. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Большая просьба в рамках текущего заседания рассмотреть вопрос 18, он простой, очевидный, но от этого не менее важный. Мы его уже три месяца не можем рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, не будет возражений, если мы его рассмотрим после 12-го вопроса? Нет. Спасибо. Есть ли желающие выступить по 11-му вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сразу хочу сказать, что я поддерживаю законопроект и за него надо голосовать. Однако хочу продолжить ту тему, которая прозвучала в моём вопросе. Дело в том, что, несмотря на фактически общее молчаливое признание ошибочности направления средств нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния и инвестирования всех этих денег в иностранные ценные бумаги и в иностранную валюту, то есть практически больше половины всех нефтегазовых доходов в течение нескольких десятилетий направлялось фактически для субсидирования, дотирования и покрытия дефицитов иностранных государств, бюджетное правило тем не менее полностью не отменяется законодательно, по-прежнему сохраняется отдельный учёт нефтегазовых доходов, которые относятся к базовым нефтегазовым доходам и дополнительным нефтегазовым доходам. Базовые доходы поступают, идут непосредственно на нужды бюджета по расходам, а дополнительные нефтегазовые доходы идут и учитываются по отдельной процедуре. В данном законопроекте и в предыдущем снято ограничение на их использование на расходы бюджета, и они могут использоваться по распоряжению и решению правительства, но тем не менее они всё равно до сего времени не рассматриваются как общие доходы бюджета, которые должны поступать в общий котёл. Ну вот посмотрите, откройте исполнение бюджета за три месяца - январь, февраль, март: поступление нефтегазовых доходов в марте около 3 триллионов рублей. При этом базовый месячный объём - 799 миллиардов, меньше трети, а остальное - это фактически дополнительные нефтегазовые доходы. Они всё равно идут куда-то и где-то отдельно учитываются. Это совершенно неправильно. И отсюда, оттого что нет нормальных программ и нормального планирования бюджетных расходов, у нас профицит 1,1 триллиона рублей. В этом ничего хорошего нет, потому что деньги сами по себе ничего не значат, они цены не имеют. Деньги имеют важность, если вы на них что-то делаете, если вы их расходуете, а хвалиться тем, что у нас опять профицит бюджета и мы их не расходуем... Это значит, что мы не инвестируем, не индексируем пенсии и пособия, не осуществляем импортозамещение, а просто сидим на этом мешке и радуемся. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я разделю этот законопроект на две части. Первая часть, которая не вызывает никаких сомнений и которую можно было бы принять сразу и в первом, и во втором и в третьем чтениях, - это то, о чём говорили и Ольга Николаевна, и Алексей Михайлович. Действительно, сегодня особая ситуация, и некоторые нормы, которые мы сегодня принимаем как временные, можно было бы сделать и постоянными, мы с этим согласны. Но есть одна маленькая техническая правка, как Алексей Михайлович сказал, техническая правочка, которая только в прошлом месяце тянет на 2 с лишним триллиона рублей дополнительных доходов (сколько по году будет, я пока не знаю). Но напоминаю, что у нас расходы сейчас, по-моему, около 21 триллиона, не помню уже точно, а за один месяц 2 сверху, на 10 умножьте - ещё один бюджет набежит. И нам предлагают, говорят: вы знаете, так у нас же есть как бы право перераспределять расходы между статьями, но в рамках параметров бюджета, которые утверждены по доходам и расходам в первом чтении, это процедура первого чтения. Когда мы во втором чтении при принятии бюджета вносим поправки, которые позволяют выполнить обязательства государства перед гражданами... А я напомню, какие это обязательства. Это компенсация вкладов, потерянных в Сбербанке, которые признаны внутренним государственным долгом, - выполнение этого обязательства уже 18 лет подряд, даже 20 уже практически, потому что с 2003 года эта норма должна была действовать, мы замораживаем, ссылаясь на то, что у нас нет денег на это, и ссылаясь на ту норму Бюджетного кодекса, что если бюджетное обязательство не подкреплено расходами бюджета, то действие нормы может быть приостановлено. Следующее обязательство - индексация пенсий работающих пенсионеров. Ну, министр финансов, когда здесь был (сейчас уже перестал сюда ходить), мне много раз говорил, что, ну, вот разживёмся, вот появятся дополнительные доходы и мы обязательно вернём индексацию пенсий пенсионеров. Мы уже им задолжали триллионы рублей! Я спрашиваю сейчас Алексея Михайловича: о какой сумме идёт речь? "Ну, вы знаете, у нас, наверное, прогноз есть, но мы вам его не скажем" - примерно такой ответ. Ну, я понимаю, почему он так говорит. Если он приведёт цифру, что в марте у нас 2 с лишним триллиона рублей лишних денег, мы тут же ему зададим вопрос: Алексей Михайлович, а как же обязательства перед... Я от фракции, просил поставить... Четыре минуты ещё добавьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАРТУНГ В. К. ...Как же наши обязательства перед гражданами - по вкладам, по индексации пенсий работающих пенсионеров? Наконец, зачем поднимали пенсионный возраст в 2018 году, говоря о том, что у государства нет денег на финансирование пенсионной системы? Коллеги, вы посчитайте, сколько надо было, чтобы снизить пенсионный возраст до прежнего, - это около 1 триллиона рублей. Но у нас за один месяц 2 триллиона лишних собрано. И вы про это забыли! А мы не забыли, понимаете? Когда речь идёт о том, что надо нефтяникам... Вот только что приняли закон: давайте мы нефтяникам дадим возможность, дополнительную льготу на месторождения, чтобы у них в отношении этих месторождений восторжествовала справедливость и они так же много зарабатывали, как на других месторождениях. То есть, когда мы здесь говорим о нефтяниках, - "давайте справедливость восторжествует", а когда мы говорим о пенсионерах - денег у нас ни на что нет. При этом стыдливо умалчиваем... Алексей Михайлович - умничка, конечно, большой: никогда в жизни не скажет о том, о чём не нужно говорить в парламенте, а именно о лишних триллионах рублей, которые собрало государство только за один месяц. Коллеги, ну за это нельзя голосовать, нельзя голосовать! И именно поэтому они вот в один пакет всё заворачивают. Помните, в советское время были продовольственные наборы? Ты берёшь что-то нужное, но тебе положат туда что-то ненужное, потому что надо продать, и ты получаешь этот продовольственный набор. Вот нам сейчас правительство уже в который раз пропихивает законопроекты теми самыми "продовольственными наборами": там действительно есть нормы, за которые надо голосовать, действительно, - и обязательно воткнут такую норму, которая позволит им несколько триллионов рублей потратить, минуя парламент. Спрашиваю: что это за нужды, какие это цифры? "Ну, вы знаете, мы, может, потратим, может, не потратим, сейчас вам не скажем, мы не знаем. Но на всякий случай - а вдруг нам не хватит полномочий, - мы на всякий случай себе позволим, дайте нам это право". Ну слушайте, сколько можно издеваться над парламентом?! Алексей Михайлович, ну так нельзя! Коллеги, а мы-то что сидим? Мы все свои полномочия отдаём Правительству Российской Федерации. К нам с вами граждане на приём приходят и жалуются на плохую жизнь, на то, что всё дорожает, индексации нет. Про индексацию пенсий работающих пенсионеров вообще забыли. Долги перед гражданами не возвращаем. А ещё у нас есть обязательство государства, закон о том, что капитальный ремонт домов должен быть проведён за счёт государства, если дома на момент приватизации не были отремонтированы. Закон 91-го года - 91-го года! Уже 31 год этому закону! Это обязательство никто не отменял, есть решение Конституционного Суда, обязывающее нас вносить поправки в закон и предусматривать в бюджете для этого деньги. Ну раз у вас есть свободные деньги, так давайте мы выполним обязательство перед гражданами, тем более от нас Конституционный Суд это требует! Нет, мы этого не будем делать. Льготы нефтяникам мы даём, офшоры мы создаём для "сирых и убогих", а основная масса граждан - ну конечно они потерпят, они всё выдержат. Коллеги, ну за это нельзя голосовать! Я всё-таки призываю правительство... Алексей Михайлович, ну хватит уже нам такие сборные солянки вносить! Нужно вам поменять Бюджетный кодекс и дать право отдельно распределять бюджетные доходы, сверхдоходы, которые превышают параметры бюджета, - ну у нас же есть правило: вносите поправки в бюджет, и, пожалуйста, будем рассматривать в первом чтении, пожалуйста, внесём поправки. Нет! Да отдельным законопроектом внесите, давайте будем его отдельно рассматривать. Всё остальное, конечно, мы готовы принять. Позиция нашей фракции: мы воздержимся при голосовании. Объясняю почему: мы не можем голосовать против тех положений законопроекта, которые действительно сейчас нужны для исправления ситуации в экономике, но и проголосовать за законопроект не можем, потому что вы втыкаете такую норму, которая фактически отменяет бюджетное правило, - ну нельзя это делать... Не бюджетное правило - бюджетное правило давно надо отменить, - эта норма отменяет вообще Бюджетный кодекс, положения Бюджетного кодекса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, заключительное слово. Пожалуйста, представитель правительства, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М. Уважаемые депутаты, я хотел бы обратить ваше внимание, что одна из одиннадцати поправок этого законопроекта, вызвавшая вот такое обсуждение, носит абсолютно юридико-технический характер: она не даёт правительству никаких дополнительных прав на использование триллионов, на перераспределение, она лишь устраняет противоречия с уже ранее данными правительству полномочиями по использованию без каких-либо ограничений нефтегазовых доходов через парламентскую комиссию и внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Для того чтобы привести в соответствие разные нормы Бюджетного кодекса, и вносится эта юридико-техническая поправка, ровно так, как это было сделано в прошлый раз, когда мы такие же полномочия давали субъектам Российской Федерации. У нас получилось так, что в одном случае есть такая оговорка, в другом - нет, и это порождает неопределённость. Оттого что эта поправка появляется, никакого ущемления прав парламента, никаких дополнительных полномочий у правительства не возникает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Ануфриевой включите микрофон. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, хочу поддержать Алексея Михайловича и сказать, что все дополнительные нефтегазовые доходы распределяются только по согласованию с комиссией по распределению. И для справки: с начала 2022 года комиссией уже одобрено предложение по зачислению допдоходов в резервный фонд правительства в размере 1,1 триллиона рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 166-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", пункт 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 19 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.