Заседание № 70

17.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 116938-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3354 по 3517 из 5312
Пункт 13, коллеги, о проекте федерального закона "О внесении изменений в        
Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с образованием Федерального       
казначейства". Законопроект первого чтения. Докладывает официальный             
представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра           
финансов Российской Федерации Голикова Татьяна Алексеевна.                      
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна, добрый день, уважаемые            
депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О     
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с            
образованием Федерального казначейства".                                        
                                                                                
Вы знаете, что в соответствии с указом президента № 314 с 1 января 2005 года    
образуется новый федеральный орган - Федеральное казначейство. Он выделяется    
из структуры Министерства финансов, в связи с чем возникла необходимость        
внесения изменений в Бюджетный кодекс с точки зрения разграничения функций      
между Министерством финансов и Федеральным казначейством, в том числе           
правоустанавливающих и правоприменительных функций.                             
                                                                                
Предлагаемые в проекте закона изменения можно разделить на пять крупных,        
основных направлений, на которых я хочу коротко остановиться. Первое            
направление. К правоприменительным функциям, которые закрепляются за            
Федеральным казначейством, отнесены в рамках данного законопроекта учет и       
распределение доходов между уровнями бюджетной системы; установление порядка    
кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской         
Федерации; составление и представление в Министерство финансов Российской       
Федерации отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской            
Федерации; открытие и ведение по поручению высших исполнительных органов        
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с          
заключенными соглашениями лицевых счетов главных распорядителей,                
распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации.   
                                                                                
Следующее направление, или следующий блок изменений, - это исключение из        
полномочий Министерства финансов отдельных функций, которые теперь переходят    
либо к Федеральному казначейству, либо к Федеральной службе                     
финансово-бюджетного надзора, которая также является подведомственной           
Министерству финансов. К функциям, исключаемым из полномочий Министерства       
финансов, относятся составление отчета об исполнении бюджета и контрольные и    
надзорные функции, которые в рамках компетенции и соответствующих положений     
закрепляются за Федеральным казначейством и за Федеральной службой              
финансово-бюджетного надзора.                                                   
                                                                                
За Министерством финансов закрепляются в соответствии с третьим блоком          
изменений функции по установлению единой методологии бюджетного учета и         
Единого плана счетов бюджетного учета. Кроме того, за Министерством финансов    
закрепляются функции по установлению порядка санкционирования расходов, а       
также утверждению лимита бюджетных обязательств.                                
                                                                                
Четвертый блок поправок включает в себя регламентацию представления             
Федеральным казначейством отчета об исполнении бюджета за соответствующий       
финансовый год. В рамках данного законопроекта также уточняется перечень        
документов, которые сопровождают федеральный закон об исполнении федерального   
бюджета за соответствующий финансовый год.                                      
                                                                                
Как я уже сказала, законопроектом предусматривается уточнение функций по        
финансовому контролю. Из субъектов финансового контроля исключается             
Министерство финансов, и соответственно функции финансового контроля, как я     
сказала, по компетенции возлагаются на Федеральное казначейство и Федеральную   
службу финансово-бюджетного надзора.                                            
                                                                                
Кроме того, законопроект содержит ряд отдельных уточнений, которые позволяют    
устранить те недостатки, которые на сегодняшний день существуют в Бюджетном     
кодексе в этой части.                                                           
                                                                                
Мы полагаем, что его принятие в первом чтении, впоследствии во втором и в       
третьих чтениях позволит с 1 января вновь созданной службе приступить к         
исполнению своих функций без нарушения порядка исполнения бюджета. Просьба      
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад Виталия Борисовича Шубы.                                               
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, представитель правительства довольно подробно     
изложила суть законодательной инициативы. Комитет Государственной Думы по       
бюджету и налогам рассмотрел эту законодательную инициативу и отмечает          
следующее. Внесение законопроекта вызвано тем, что издан указ президента, в     
котором определяется, что с 1 января 2005 года Федеральное казначейство         
преобразуется в самостоятельную федеральную структуру, при этом также           
образуются и органы финансово-бюджетного контроля. Полномочия по контролю за    
использованием бюджетных средств сегодня закреплены за Министерством            
финансов. В законопроекте уточняются полномочия Министерства финансов (это      
пункт 6 статьи 1 законопроекта - статья 165 Бюджетного кодекса Российской       
Федерации).                                                                     
                                                                                
Законопроектом предлагается закрепить за Федеральным казначейством полномочия   
по обеспечению исполнения федерального бюджета, а также специальные             
полномочия по отношению к бюджетам других уровней. Это кассовое обслуживание    
бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.      
Такое право уже дано нами в Бюджетном кодексе теми изменениями, которые были    
приняты в июле - августе текущего года. Эти полномочия Федерального             
казначейства закрепляются в статье 166-1, это будет новая статья Бюджетного     
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
В области финансового контроля Министерство финансов, как я сказал,             
исключается из субъектов финансового контроля, и вводится новый субъект -       
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (это статья 266 Бюджетного      
кодекса Российской Федерации). Естественно, при этом уточняются также и         
полномочия Министерства финансов Российской Федерации.                          
                                                                                
Комитет по бюджету работал с правительством на стадии подготовки                
законопроекта, мы также работали в тесной связи и с Правовым управлением        
Аппарата Государственной Думы. Считаем, что законопроект сегодня необходимо     
принимать как в первом чтении, так и в целом, потому что законопроект прошел    
уже правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления     
Аппарата Государственной Думы нет.                                              
                                                                                
Что касается финансирования вновь образуемых служб, нами уже приняты решения    
при принятии законов о бюджете и об изменении бюджетной классификации           
Российской Федерации, где эти службы выделены как самостоятельные структуры и   
за ними закреплены объемы финансирования.                                       
                                                                                
Просьба поддержать и правительство, и комитет по бюджету, проголосовать за      
законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Один вопрос, у Олега            
Александровича Малышкина.                                                       
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. У меня вопрос к докладчику и содокладчику. Исходя из ваших       
выступлений и анализируя то, что у нас делается - мы уже там доприватизируем    
государственную собственность, мы уже передаем коммуналку в "Российские         
коммунальные системы", в ООО, и так далее, и тому подобное, - скажите, не       
лучше ли нам всё это дело, финансирование, сейчас запустить через Федеральное   
казначейство, и вы ясно и четко нам скажите, сколько мы денег на этом           
сэкономили бы?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.                           
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. На самом деле мы и стремимся к тому, чтобы бюджеты               
обслуживались Федеральным казначейством, и планомерно работаем в этом           
направлении. И ежегодно, как вы знаете, помимо федерального бюджета и всех      
учреждений, которые обслуживаются исключительно из федерального бюджета, мы     
подключаем к этой системе и субъекты Российской Федерации. Но в соответствии    
с законодательством, которое у нас сегодня действует, субъекты Российской       
Федерации вправе выбрать сами, обслуживаются они через Федеральное              
казначейство или через собственные казначейства, которые сами создают.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Борисович, есть что добавить?                     
                                                                                
ШУБА В. Б. Мне добавить нечего. Татьяна Алексеевна дала полный ответ на         
заданный вопрос.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Виталий Борисович.   
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Коллеги, кто    
за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3527 по 3551 из 5312
ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, может быть, я нечетко в своем докладе произнес:   
законопроект готов к принятию в целом. Есть положительное заключение            
Правового управления Аппарата Государственной Думы, и, как мы поняли, ни у      
президента замечаний по законопроекту нет. Поэтому есть предложение принять     
законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, связанных с формированием        
Федерального казначейства, в целом.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? У представителей правительства   
и президента? Нет. В рамках "часа голосования" прошу вас проголосовать за       
законопроект в целом, пункт 13.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.