Заседание № 43

19.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 116903-7 "О ратификации Протокола между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2891 по 3153 из 8619
Переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации".   
Пункт 6, проект федерального закона "О ратификации Протокола между              
государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября    
2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок".       
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
заместителя министра экономического развития Евгения Ивановича Елина.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕЛИН Е. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,       
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Протоколом, который         
предлагается ратифицировать, устанавливаются цели, принципы регулирования и     
основные требования в сфере государственных и муниципальных закупок на          
территории государств - участников Договора о зоне свободной торговли.          
Протокол был подписан 7 июня 2016 года в Бишкеке на заседании Совета глав       
правительств СНГ. Помимо определения целей и принципов протоколом               
предусмотрены два этапа его реализации.                                         
                                                                                
До 1 января 2018 года должен быть осуществлён переход на электронный формат     
осуществления закупок конкурентными способами. Для этого потребуется внесение   
соответствующих изменений в законодательство каждой из сторон - Российская      
Федерация подготовила уже такие изменения, соответствующий законопроект         
находится на рассмотрении в Государственной Думе. Это первый этап.              
                                                                                
И на втором этапе, который должен быть реализован до 1 января 2019 года,        
предусматривается внедрение технологий, обеспечивающих информационную           
открытость и прозрачность закупок. Для этого предполагается обеспечить          
совместимость порталов в сфере государственных закупок всех стран,              
подписавших соглашение. Кроме того, стороны протокола берут на себя             
обязательства по обсуждению условий применения национального режима в сфере     
государственных закупок.                                                        
                                                                                
На данном этапе протокол подписали пять из восьми государств - участников       
договора, а именно Российская Федерация, Беларусь, Армения, Республика          
Таджикистан и Кыргызская Республика. После вступления протокола в силу к нему   
смогут присоединиться все государства - участники договора. Реализация          
протокола будет способствовать расширению экономического сотрудничества на      
территории государств - участников Содружества Независимых Государств.          
                                                                                
Прошу поддержать протокол.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя комитета по делам СНГ Виктора Петровича       
Водолацкого.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Протоколом определяются      
цели, принципы регулирования и основные требования в сфере государственных и    
муниципальных закупок на территории государств - участников Договора о зоне     
свободной торговли. Его вступление в силу будет способствовать расширению       
экономического сотрудничества, развитию торгово-экономических связей на         
территории государств - участников СНГ. Протокол учитывает необходимость        
эффективного функционирования зоны свободной торговли для формирования          
условий свободного движения товаров и услуг.                                    
                                                                                
Ратификация протокола отвечает интересам Российской Федерации, так как он       
учитывает необходимость надлежащего функционирования зоны свободной торговли,   
формирует условия для свободного движения товаров, способствует интеграции в    
мировую экономику и международную торговую систему, определяет стремление к     
повышению уровня жизни населения, применяется непосредственно к обороту         
товаров, учитывает общепринятые нормы международного права и ориентируется на   
нормы и соглашения ВТО.                                                         
                                                                                
В Государственной Думе были проведены необходимые экспертные работы, имеются    
положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и   
комитета-соисполнителя - Комитета по экономической политике, промышленности,    
инновационному развитию и предпринимательству.                                  
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать    
протокол. Прошу поддержать.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Да.                                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Исходя из протокола одной из целей регулирования в сфере госзакупок является    
обеспечение беспрепятственного и равного доступа потенциальных поставщиков      
государств - участников протокола к участию в закупках, проводимых в            
электронной форме. Не считаете ли вы, что когда речь идёт именно о закупках,    
осуществляемых за счёт бюджетных средств, то необходимо в первую очередь        
думать о поддержке наших отечественных производителей, может быть, было бы      
правильно обеспечить для них преимущественное право участия в госзакупках?      
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Законодательством сегодня установлены случаи, когда национальный     
производитель имеет преимущественное право либо исключительное право, у нас     
существует система из трёх позиций: есть ограничения, есть запреты и есть       
условия закупки. В определённых случаях в закупках могут участвовать только     
российские производители. Например, если закупки проводятся в целях             
поддержания обороноспособности страны, если являются закрытыми, проводятся в    
целях сохранения государственной тайны и ещё в целом ряде случаев. Поэтому      
интересы российских производителей учтены, это во-первых. Во-вторых, у нас      
есть опыт взаимодействия с Белоруссией по закупкам: доля участия российских     
производителей в белорусских закупках примерно в 10 раз больше, нежели          
белорусских в российских. Поэтому, конечно, документ в первую очередь           
отвечает интересам российских предприятий.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич.                                  
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Евгений Иванович, к вам вопрос. Протокол подписан практически год назад, при    
этом, вы отметили, пять государств его подписали, три ещё не подписали. Мы      
ратифицируем подобного рода документы не первый раз, я имею в виду те, в        
которых есть экономическая составляющая. Можете сказать, какие это три          
государства и есть ли тенденция затягивания этого процесса? Очевидно, что для   
нашего государства, которое способствует подписанию, здесь не только            
экономическая составляющая, но и политическая - консолидация всех государств    
- стран СНГ, а вместе с тем сегодня некоторые государства пробуксовывают.       
                                                                                
ЕЛИН Е. И. Ну, какие государства не подписали, вы увидите, если посмотрите      
последнюю страницу протокола: не подписали на сегодняшний день Узбекистан,      
Украина, Азербайджан, Казахстан. У нас нет сомнений, что Казахстан              
присоединится несколько позже, более того, в общем-то, Казахстан идёт чуть      
впереди по отношению к нам: сегодня на территории Казахстана электронные        
закупки введены в полном объёме, и в ходе переговоров они выразили намерение,   
после того как мы перейдём на электронные торги, конечно, присоединиться к      
этому протоколу. Что касается остальных стран, то это вопрос их готовности      
открывать свои рынки и налаживать хозяйственное взаимодействие.                 
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть: протокол открытый, присоединиться к нему можно в      
любой момент.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович.                              
                                                                                
МАРИНИН С. В. Евгений Иванович, протокол подписали всего пять стран СНГ,        
причём три из них с оговорками и замечаниями. Скажите, пожалуйста, а с чем не   
согласны Таджикистан, Армения и Белоруссия?                                     
                                                                                
ЕЛИН Е. И. У вас в материалах, честно говоря, есть вся информация.              
Ограничения носят технический характер, притом они несколько разные. Так,       
Армения настаивает на том, что информация должна размещаться на армянском       
языке, соответственно, российским участникам надо осуществлять перевод и        
нормативных правовых актов, и ещё целого ряда документов при оформлении         
заявок на закупки. Ну и примерно схожие ограничения накладывают остальные       
страны, то есть они носят больше технический характер. Например, одна из        
стран указывает на возможность заключения параллельно двусторонних              
международных соглашений в рамках ЕАЭС, то есть вопросы больше технические.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию этого       
соглашения, считает, что ратификация этого Протокола между государствами -      
участниками Договора о зоне свободной торговли о правилах и процедурах          
регулирования государственных закупок является важным элементом складывания     
отношений в рамках Евразийского пространства.                                   
                                                                                
В данном случае речь идёт о зоне свободной торговли, которая, вообще-то         
говоря, предшествовала созданию Евразийского экономического союза и в которой   
в своё время была очень заинтересована Украина, именно она и при президенте     
Ющенко, и при президенте Януковиче требовала реализации идеи свободной          
торговли, но, как вы знаете, после 2014 года позиция Украины изменилась,        
страна сегодня отказывается от участия в различного рода интеграционных         
мероприятиях в рамках евразийского пространства. Как заявил президент           
Порошенко, получение безвизового режима с Европейским союзом даёт возможность   
людям из Украины отдыхать в Ницце - ну, на большее, по-моему, ни на что         
другое рассчитывать они не могут, только ездить туда свободно и тратить свои    
отсутствующие деньги в Европе. Вот этого достаточно для того, чтобы             
продолжать игнорировать потребности экономики Украины, связанные прежде всего   
с общим пространством СНГ, - это их дело. Наше дело - показывать пример и не    
плестись в хвосте, когда дело касается ратификации документов, под которыми     
мы поставили подпись. Мне кажется, сегодня правильным будет решение             
ратифицировать документ, который мы в своё время разработали, который мы        
подписали и который является существенным элементом формирования отношений в    
рамках евразийского пространства и пространства СНГ.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Учитывая       
соотношение товарооборота и то, что, как нам сказал представитель               
правительства, подписание этого протокола всё-таки прежде всего                 
осуществляется в интересах наших товаропроизводителей, потому что статистика    
показывает, что наши участники больше заинтересованы в участии в торгах с       
нашими партнёрами, чем они, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно,         
поддерживает ратификацию этого соглашения.                                      
                                                                                
Вместе с тем хотелось бы высказать некоторые замечания, обратить ваше           
внимание. Республика Таджикистан: они подписали, но с оговоркой, они оставили   
за собой право ограничивать влияние, скажем так, при исполнении этого           
протокола. Заметьте, они ограничивают - почему мы в этой ситуации аналогичное   
право за собой не оставляем? Это первое.                                        
                                                                                
Второе. Речь идёт о переходе на электронные торги, но мы понимаем, что          
международные договоры имеют приоритет перед национальным правом, правильно?    
Наше национальное законодательство не готово к полному переходу к торгам в      
электронном виде, и мы можем попасть в такую ситуацию, когда окажемся           
нарушителями своих международных обязательств. Вот мне хотелось бы, чтобы       
правительство ко второму и к третьему чтениям всё-таки прояснило свою позицию   
и зафиксировало, будем мы исполнять этот протокол или нет.                      
                                                                                
И третье замечание. Что касается государственных закупок, у нас очень много     
претензий к нашему национальному законодательству - хотелось бы к третьему      
чтению также получить информацию и понять позицию правительства по поводу       
того, каким образом мы будем вносить поправки в наше законодательство, чтобы,   
например, исключить ситуации с закупками у единственного поставщика. Мы на      
каждом заседании об этом говорим, и представители ФАС здесь говорили о том,     
что до 85 процентов госзакупок осуществляется у единственного поставщика. И     
если мы будем вносить изменения в национальное законодательство, то не          
приведёт ли это к возникновению противоречия с нашими международными            
обязательствами?                                                                
                                                                                
С учётом этих замечаний мы поддерживаем законопроект, но вместе с тем ждём,     
чтобы правительство представило свою позицию.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Затулин.                                                           
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Валерий Карлович, обратите внимание: никаких второго и третьего   
чтений не предусматривается при ратификации международных договорённостей.      
Всё то, что вы сказали, может быть, важно, но второго и третьего чтений в       
этом случае не предусмотрено.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик, пожалуйста. Нет. Содокладчик? Нет. Представитель президента? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола     
между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18      
октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных         
закупок".                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.