Заседание № 188

30.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1168686-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления перечня товаров и услуг, учитываемых в целях определения уровня инфляции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3291 по 3475 из 4824
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс   
Российской Федерации в части установления перечня товаров и услуг,              
учитываемых в целях определения уровня инфляции". Доклад Олега Анатольевича     
Нилова.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не раз с этой трибуны от     
представителей правительства, да и от президента мы слышали такой посыл, что    
адресной должна быть социальная помощь, и прежде всего адресной она должна      
быть по отношению к большинству трудящихся, пенсионеров, людей малоимущих.      
Вот для реализации этой самой адресности мы и вносим следующее предложение.     
                                                                                
Вы все прекрасно знаете, как, когда и для чего мы определяем уровень            
инфляции. Ну, напомню, может быть, для наших избирателей: каждый год,           
принимая бюджет на следующий год, мы по предложению правительства соглашаемся   
- можем не соглашаться - с предлагаемым рассчитанным уровнем инфляции на        
следующий год. В соответствии с этим самым принятым уровнем инфляции - ну,      
когда-то было 3, 4, 5, 6, там, 7 процентов, ну, как правительство нам           
посчитает, так мы и проголосуем, - на соответствующий процент будут увеличены   
социальные выплаты, стипендии, пенсии, заработные платы. Правильно, да?         
                                                                                
А почему мы столько лет, ну, что называется, не слышим призыв Тютчева -         
почему "аршином общим" мы меряем инфляцию и для бедных, и для богатых, и для    
олигархов? Здесь всё смешали: заводы, яхты, пароходы, фабрики, золото,          
бриллианты и продукты питания, ЖКХ-услуги, необходимую какую-то одёжку. Ну и    
получается, знаете, в среднем по больнице у нас вот такая инфляция - кому-то    
это во благо, а кому-то это слёзы, потому что народная инфляция... Вот о чём    
я и говорю, к чему призываю: давайте определять для народа, для трудящихся,     
для пенсионеров, для людей, которые за чертой бедности живут, народную          
инфляцию. Не надо им рассчитывать, значит, по стоимости предметов роскоши:      
они ими никогда не пользовались и не могут пользоваться по причине вот таких    
размеров своих доходов. А их инфляция, получается, вы можете проверить, -       
десятки процентов! Пример - продукты питания, борщевые наборы, яйца, огурцы и   
так далее и так далее. Там десятки процентов инфляция! Но нет, мы им            
учитываем ту инфляцию, которую в среднем по стране посчитали. Наше              
предложение такое: давайте всё-таки здесь адресность применять, рассчитывая,    
и помогать в соответствии вот с этой адресностью. Посмотрите, какая большая     
разница по регионам тоже: в одних регионах с избытком тех же фруктов, овощей,   
а на северах и в десятки раз цены выше, и инфляция выше. Почему там тогда не    
применять ту же адресность? Ну это я забегаю вперёд, как бы просто развивая     
эту тему.                                                                       
                                                                                
Итак, мы предлагаем резко уменьшить количество тех продуктов, товаров и         
услуг, которые... и предлагаем использовать для людей, что называется,          
живущих на одну зарплату или на одну пенсию. Понятно, что для людей богатых,    
для людей среднего достатка пусть будет всё, как есть сегодня, и только для     
людей, у которых доходы, скажем, на уровне средних доходов по региону, вот      
только для этой категории граждан давайте рассчитывать этот показатель, как     
говорят в народе, народной инфляции. И тогда, естественно, и поддержка этих     
людей будет значительно выше в соответствии с этим новым уровнем инфляции,      
народной инфляции.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Валентины Николаевны Артамоновой.                                      
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые           
коллеги! Позвольте от Комитета по бюджету и налогам доложить информацию по      
рассмотрению данного законопроекта.                                             
                                                                                
Данный законопроект Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел на      
своём заседании. Что предлагается авторами? Предлагается установить в           
Бюджетном кодексе Российской Федерации, в статье 199, порядок определения       
уровня инфляции, который будет применяться ежегодно для индексации              
нормативных социальных обязательств - пенсий, стипендий и других социальных     
обязательств. При этом авторами данного законопроекта предлагается в            
Бюджетном кодексе установить перечень товаров и услуг, которые будут            
учитываться при определении уровня инфляции, а Правительство Российской         
Федерации не реже, чем один раз в год, при рассмотрении проекта федерального    
бюджета будет корректировать данный перечень в целях индексации всех            
социальных обязательств.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу сказать, что сегодня согласно действующему              
законодательству, действующей редакции Бюджетного кодекса, статьям 169 и 199,   
проект федерального бюджета составляется на основе прогноза                     
социально-экономического развития нашей страны. Прогноз как раз включает        
такие показатели, как инфляция на конец отчётного периода, инфляция в среднем   
за год. В прогнозе социально-экономического развития чётко приводятся           
показатели изменения цен на товары, услуги хозяйствующих субъектов,             
приводится динамика цен на услуги, на оплату за коммунальные услуги и другие    
индексы-дефляторы. Таким образом, сегодня в действующей редакции Бюджетного     
кодекса достаточно полно отражаются все показатели прогноза                     
социально-экономического развития. При рассмотрении Государственной Думой       
федерального бюджета, проекта федерального закона о федеральном бюджете, в      
первом чтении обсуждаются как раз концепция проекта закона, прогноз             
социально-экономического развития, в котором в том числе указываются такие      
экономические показатели, как индекс инфляции.                                  
                                                                                
В связи с этим на заседании Комитета по бюджету и налогам было отмечено, что    
предлагаемые авторами поправки в Бюджетный кодекс сегодня являются              
избыточными и не относятся к нормам бюджетного законодательства. Бюджетный      
кодекс определяет основные принципы бюджетного законодательства, организацию    
бюджетной системы нашей страны, межбюджетные отношения в Российской             
Федерации, то есть основные показатели функционирования бюджетной системы.      
                                                                                
Что касается показателя, о котором говорил Олег Анатольевич. Конечно,           
показатель крайне важный, но сегодня существует ряд других федеральных          
законов, нормативных документов, которые определяют уровень инфляции, к         
которым можно обратиться при несогласии с порядком определения инфляции. Так,   
например, уровень инфляции определяется ежегодно в соответствии с приказом      
Федеральной службы государственной статистики от 15 декабря 2021 года "Об       
утверждении официальной статистической методологии наблюдения за                
потребительскими ценами на товары и услуги и расчёта индексов потребительских   
цен". Поэтому непонятно, почему авторы законопроекта обращаются к Бюджетному    
кодексу, к бюджетному законодательству, а не к тем механизмам, которые          
сегодня регулируют изменения цен и индекса инфляции. По мнению Комитета по      
бюджету и налогам, определение механизма расчёта показателя индекса цен могло   
было бы быть оправданно через корректировку других законов федеральных, таких   
как, например, Федеральный закон "О стратегическом планировании..." и другие    
нормативные акты.                                                               
                                                                                
По мнению комитета, данные нормы, поправки являются избыточными, и Комитет по   
бюджету и налогам не поддерживает данный законопроект и предлагает его          
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемая Валентина Николаевна, не знаю, как вы, я вот много раз сталкивался    
с ситуацией, когда сообщение гражданам России, скажем, избирателям на           
встречах, официальных данных об инфляции провоцирует у людей вспышку ярости,    
и это, строго говоря, с юридической точки зрения может трактоваться по статье   
282 Уголовного кодекса как разжигание ненависти к социальной группе - к         
власти, потому что официальная статистика по инфляции к повседневной жизни      
граждан Российской Федерации отношение имеет самое опосредованное. Почему вы    
не хотите принятием этого закона, то есть введением народной инфляции (с эти    
сталкиваются граждане России), во-первых, избежать возбуждения против нас       
социальной ненависти и, во-вторых, немножко нормализовать статистику, потому    
что мы планируем на основе откровенно фантазийных данных и отчитываемся на      
основе откровенно фантазийных данных?                                           
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Спасибо за вопрос. Своей информацией я детально пояснила       
позицию Комитета по бюджету и налогам о том, что данная поправка, данные        
предложения о порядке определения уровня инфляции не относятся и не могут       
относиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Это не тот документ, по   
которому считается сегодня инфляция и который должен включать эти показатели.   
Если действовать по аналогии с тем, что предлагают авторы данного проекта, в    
Бюджетный кодекс можно включить многие другие нормы, которые определяют         
расходную часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской            
Федерации. Если же мы вернёмся к порядку определения уровня инфляции и          
посмотрим, как он считается, то увидим, что сегодня очень чётко                 
регламентировано в существующей нормативной базе, как считается инфляция,       
какие показатели учитываются, как проводятся статистические наблюдения. То      
есть, если мы не согласны с утверждённым порядком определения инфляции,         
давайте обратимся к тем документам, которыми это определяется.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет.                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления перечня товаров и    
услуг, учитываемых в целях определения уровня инфляции", пункт 17.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    

Заседание № 186

24.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1168686-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления перечня товаров и услуг, учитываемых в целях определения уровня инфляции".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3479 по 3493 из 4454
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Добрый день! Я приношу глубочайшие извинения, в связи с форс-мажором, с         
отсутствием докладчика, прошу пункты 14, 17, 18 и 32 перенести на завтра, ну,   
или на более поздний срок.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, без докладчика мы не сможем их               
рассматривать, но передайте Олегу Анатольевичу Нилову, который часто            
критикует нас, когда мы обсуждаем наши планы работы, за то, что его             
законопроекты не включаются, что вот сегодня три законопроекта, которые он      
должен был докладывать, мы вынуждены перенести из-за его отсутствия, тем        
более что он сегодня был на заседании.                                          
                                                                                
Хорошо. Коллеги, не будет возражений? Переносим, поскольку у нас нет            
докладчика.