Заседание № 67
О проекте федерального закона № 116838-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" (в части уточнения правил и процедур, связанных с порядком представления и оформления необходимых документов для признания лица беженцем или для получения временного убежища в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Докладывает заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Ризван Даниялович Курбанов. Пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все процедуры, необходимые для его принятия сегодня, в связи с чем прошу поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносится на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 02 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 66
О проекте федерального закона № 116838-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" (в части уточнения правил и процедур, связанных с порядком представления и оформления необходимых документов для признания лица беженцем или для получения временного убежища в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Пожалуйста, Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 11 декабря 2012 года представляется доклад о проекте федерального закона № 116838-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Законопроект был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 июля 2012 года и принят Государственной Думой в первом чтении 23 октября текущего года. Законопроектом предлагаются изменения, направленные на уточнение процедур, связанных с порядком представления и оформления документов, необходимых для признания лица беженцем и предоставляющих лицу временное убежище в Российской Федерации, а также процедур выдачи удостоверения беженца либо проездного документа беженца. В частности, законопроектом предусматривается, что указанные документы не могут быть поданы в электронном виде в силу того, что имеется необходимость непосредственного участия иностранного гражданина в процессе рассмотрения его ходатайства и оформления необходимых ему разрешительных документов, в том числе для проверки достоверности сведений и прохождения процедуры дактилоскопической регистрации. При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступило две поправки, которые носят технический характер и представлены в таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, в целом согласуется с законодательством и международными договорами нашей страны, является мотивированным и актуальным. В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 16 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 15 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Законопроект принят.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 116838-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" (в части уточнения правил и процедур, связанных с порядком представления и оформления необходимых документов для признания лица беженцем или для получения временного убежища в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - первого заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Екатерины Юрьевны Егоровой. Пожалуйста. ЕГОРОВА Е. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, предлагаемый вашему вниманию, разработан с целью приведения положений Федерального закона "О беженцах" в соответствие с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", затрагивающим вопрос об оказании услуг в электронной форме. Законопроект предусматривает, что ходатайство о признании беженцем, проездной документ беженца и заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не могут быть поданы иностранным гражданином или лицом без гражданства в форме электронного документа. Основной причиной данного ограничения является необходимость прохождения указанными лицами процедуры идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства или заявления. Кроме того, анкетирование и индивидуальное собеседование также невозможны без непосредственного участия заявителя. Законопроектом устанавливается, что свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, проездной документ беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища не выдаются в форме электронного документа, поскольку по сути эти документы удостоверяют личность и для них установлены особые требования с точки зрения полиграфической защиты. В случае принятия закона не потребуются бюджетные затраты. Проект в установленном порядке согласован. Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Ризвана Данияловича Курбанова. Пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 октября 2012 года представляется содоклад нашего комитета по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Данный законопроект был внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 25 июля 2012 года и прошёл все необходимые законопроектные процедуры, в том числе так называемую большую рассылку, а также рассмотрение в ответственном комитете и правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. По результатам рассылки на законопроект поступил шестьдесят один отзыв, при этом в пятидесяти отзывах законопроект поддерживается, в одиннадцати отзывах отношение к законопроекту, по сути, не выражено. В заключении Правового управления в отношении законопроекта не высказано никаких замечаний концептуального характера. При этом у Правового управления также не имеется замечаний в отношении проекта постановления Государственной Думы о принятии рассматриваемого законопроекта в первом чтении. По итогам рассмотрения данного проекта федерального закона наш комитет принял решение рекомендовать законопроект к принятию, мотивы данного решения изложены в нашем заключении на законопроект. Необходимо также отметить, что законопроект комитетом оценен как мотивированный, актуальный и обоснованный. Нашим комитетом также отмечено, что рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с действующим законодательством Российской Федерации, а также с международными договорами нашей страны. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к вам, Екатерина Юрьевна. Вот вы представляете миграционную службу Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, а сколько вообще представителей различных иностранных государств находится сегодня в Российской Федерации, где они находятся, в каких регионах, каких территориях? Для Москвы и Подмосковья это уже более чем актуальная проблема - здесь уже начинают возникать коллизии между местным населением и представителями вот этих других государств, которые якобы являются трудовыми мигрантами. Вот скажите нам, пожалуйста, вы ведёте вообще такой подсчёт и какова статистика сегодня? ЕГОРОВА Е. Ю. Конечно, ведём. У нас функционирует государственная информационная система миграционного учёта, которая показывает, сколько иностранных граждан к нам въехало, сколько у нас находится, сколько работает и так далее, в зависимости от их статуса. У нас находится порядка десяти с половиной миллионов иностранных граждан. Конечно, большинство из них находится в наиболее экономически развитых регионах, где есть потребность в иностранной рабочей силе. В основном это Центральный федеральный округ, Северо-Запад, Дальний Восток, где были стройки саммита АТЭС, так что это самые различные регионы. Что касается взаимоотношений местного населения и иностранных граждан, здесь, конечно, есть необходимость активного противодействия незаконной миграции, потому что именно незаконное пребывание иностранцев и создаёт деформации на рынке труда, и ведёт к обострению этих взаимоотношений. Мы сейчас готовим целый блок инициатив, и спасибо тем депутатам, которые тоже участвуют в этой работе, внося соответствующие законодательные предложения. Мы просим вас, уважаемые депутаты, поддержите, пожалуйста, те законопроекты, которые будут сейчас вноситься по линии противодействия незаконной миграции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов Константин Владимирович. ШИРШОВ К. В. Уважаемая Екатерина Юрьевна, у меня вопрос, вообще, не по мигрантам, а всё-таки по сути проекта закона. Мы же говорим о беженцах и о людях, получающих временное убежище. Статистику какую-то вы нам можете привести по беженцам за 2011 и 2010 годы - увеличивается это количество или нет? И с чем связаны основные причины - если есть такая статистика - их прибытия на территорию нашей страны? И ещё, если мы говорим о беженцах - а это граждане, которые, так сказать, ассимилируются в экономику, ассимилируются в культурные традиции нашей страны, - то в основном в какие, так скажем, территории они чаще приезжают? И не обобщённо, например в Центральный федеральный округ, а может быть, у Вас есть информация именно по регионам - куда они чаще едут? ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо за вопрос. Что касается беженцев, мы начиная с 2007 года рассмотрели более тринадцати тысяч ходатайств о признании беженцами, сейчас, по состоянию на 1 октября, у нас на учёте состоят восемьсот четыре беженца. Традиционно это количество в Российской Федерации невелико - до пятисот человек, ежегодно признаваемых беженцами, увеличилось оно в 2008 году в связи с известными событиями в Южной Осетии, Абхазии и Грузии, и сейчас большинство граждан, которые у нас признаются беженцами, составляют именно граждане Грузии. Кроме того, этого граждане Афганистана, но эта тенденция у нас наблюдается с 90-х годов тоже в связи с известными историческими событиями. Сейчас беженцы из Афганистана есть во всём мире, ну, в силу понятных причин - из-за политической ситуации в стране. И небольшой процент среди лиц, признанных беженцами, составляют граждане Республики Узбекистан. Если говорить о распределении по территориям, то больше всего их в Республике Северная Осетия - Алания, в Московской области и в Москве. Ну, я думаю, что, так скажем, географически это, в общем-то, вполне понятно. Если говорить об интеграции беженцев, то надо сказать, что их небольшое количество в России объясняется как раз тем, что беженцы в России, в общем-то, быстро получают гражданство и становятся полноценными членами общества - в течение года с момента получения статуса беженца уже можно стать гражданином Российской Федерации. Но надо отметить, что количество удовлетворяемых ходатайств о признании беженцами в Российской Федерации, в общем-то, не так велико - всего около 10 процентов всех обращений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемая Екатерина Юрьевна, почему вдруг такое недоверие к электронному документообороту? Вы представьте ситуацию, когда, например, у человека просто нет доступного способа написать заявление о получении статуса беженца, - допустим, он находится в зоне конфликта или в такой ситуации, которая была в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, когда оттуда убегали люди. Ситуации ведь могут быть разные, когда там, извините, уже не до бланков, не до соблюдения каких-то формальностей. Я думаю, что, скажем так, пожелавшему получить статус беженца на территории Российской Федерации, наверное, всё-таки можно разрешить прислать в электронной форме заполненные документы, если у него, допустим, есть только один доступный вид связи - электронная почта: компьютер стоит где-то в подвале и он, спрятавшись, может это сделать. А вот получить документы по электронке, я согласен, он никак не сможет. Вот почему такое недоверие? Мы КОИБам доверяем на выборах, а здесь вы решили как бы от прогресса уйти и разрешаете только в бумажной форме. Прокомментируйте, пожалуйста, это. ЕГОРОВА Е. Ю. Вы знаете, в общем-то, наш законопроект прошёл все необходимые согласования в правовых подразделениях, и там с этим согласились. Дело в том, что это соответствует конвенционным требованиям, в частности Конвенции о статусе беженцев, которая принята Организацией Объединённых Наций: каждый гражданин, который прибывает на территорию чужого государства и желает получить статус беженца, должен обязательно пройти собеседование с целью выяснения обстоятельств своего прибытия на территорию страны. Он мог въехать незаконно, - скажем, пограничники где-то его пропустили. Кроме того, могу привести статистику: за девять месяцев этого года к нам обратились более восьмисот граждан, которые ходатайствовали о признании их беженцами, и в ряде случаев мы отказали. Было триста одиннадцать обращений в суд с обжалованием наших отказов, и мы выиграли, обосновывая свою позицию следующим аргументом: беженцами, к сожалению, не всегда хотят стать те люди, которые действительно нуждаются в предоставлении этого статуса, часто это те, кто хочет получить статус беженца для того, чтобы получить экономические преференции, возможность получить право на работу и на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке, поэтому, конечно, вот этот личный контакт с гражданином, включая процедуру идентификации его личности, здесь крайне важен. По закону мы, получив документ по электронным каналам связи, обязаны принять его к рассмотрению и начать процедуру оформления соответствующих документов, но в данном случае это, к сожалению, невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли желание выступить у представителей президента и правительства? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 43 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Законопроект принят.