Заседание № 358
19.05.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 762 по 1300 из 5702
Переходим к рассмотрению 2-го вопроса повестки, это блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Алексеевича Рябкова. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представлен законопроект о денонсации важного договора. В своё время его ратификация заняла у нас шесть с половиной лет. В результате был сделан вывод, что Договор по открытому небу отвечает интересам безопасности Российской Федерации и способен внести существенный позитивный вклад в информационный баланс, который складывался не в пользу России. В этом контексте серьёзным аргументом в пользу ратификации стало участие в договоре США, а соответственно, возможность проведения наблюдательных полётов над их территорией, недоступной для инспекционной деятельности по другим соглашениям и договорённостям. Россия внесла существенный вклад в выполнение договора. Мы провели наибольшее среди всех государств-участников количество наблюдательных полётов и создали в целях повышения качества соответствующей работы специализированный самолёт открытого неба "Ту-214ОН", оснащённый цифровой аппаратурой наблюдения, опередив при этом западные страны на восемь-девять лет. Выполнение Договора по открытому небу до последнего времени было достаточно успешным, он зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере. Хотелось бы напомнить, что США в своё время были инициаторами заключения этого документа, а их участие в ДОН было условием его вступления в силу. США активно продвигали идею перевода выполнения этого соглашения на цифровую основу, видимо, рассчитывая реализовать своё техническое преимущество, а когда оказалось, что Россия их опережает, Вашингтон постарался не допустить полёты наших самолётов с цифровой аппаратурой наблюдения над своей территорией. Подходы США стали всё больше ужесточаться примерно с 2017 года, это вполне вписывалось в их более широкую антироссийскую линию. Под предлогом мнимых нарушений договора Российской Федерацией Вашингтон стал вводить ограничения, значительно снижавшие эффективность российских наблюдательных полётов. Более того, американская сторона поощряла нарушение договора Грузией, заблокировавшей проведение наблюдательных полётов в 2018 году. 22 ноября 2020 года США вышли из ДОН, тем самым был подорван, нарушен баланс интересов государств - участников договора, а само его существование поставлено под вопрос. Перед нами в связи с выходом Вашингтона из договора остро встали две проблемы. Первая: лишив российские самолёты открытого неба доступа в своё воздушное пространство, США сохранили возможность получать от своих союзников по НАТО материалы их наблюдательных полётов над Россией. Здесь следует отметить, что договор в общем плане ограничивает эту возможность, но требовалось как минимум конкретизировать соответствующие положения, чего мы добивались практически с объявления американцами о своём предстоящем выходе 22 мая, то есть фактически год назад, целый год мы этого добивались. Вторая проблема: в случае сохранения такого положения мы вполне могли столкнуться с проблемами при выполнении наблюдательных полётов над американскими объектами в европейских странах. Мы предложили коллегам из этих стран устранить и эту проблему, снять эту нашу озабоченность путём принятия соответствующей формулировки в решении Консультативной комиссии по открытому небу. Отклика, должного отклика это тоже не встретило. После вступления в должность Джозефа Байдена появились данные о возможном изменении американского подхода к участию в договоре. С учётом этого мы дали понять американцам - сделали это официально, - что в случае конструктивного решения данного вопроса Россия могла бы рассмотреть возможность остаться в ДОН. К сожалению, по состоянию на сегодняшний день внятного ответа от США не последовало. В Вашингтоне говорят, что они продолжают изучать ситуацию, а союзники США не делают ничего для того, чтобы как-то повлиять на американскую позицию. Оптимизма сложившаяся ситуация не вызывает. Оснований для пересмотра нашей линии мы не видим. С учётом необходимости обеспечения интересов безопасности Российской Федерации, необходимости обеспечения баланса наших интересов в вопросах европейской безопасности просили бы вас, уважаемые депутаты Государственной Думы, принять соответствующий закон. Все необходимые согласования проведены, дополнительных расходов из бюджета принятие этого закона не потребует. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь. Содоклад Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сложно было представить, что мы в этом зале будем денонсировать Договор по открытому небу - один из ключевых договоров и, может быть, самый транспарентный договор в новейшей истории в сфере международной безопасности. США грубейшим образом нарушали договор и раньше, как отметил Сергей Алексеевич Рябков. К сказанному добавлю, что они ограничивали полёты над Аляской, над Гавайскими островами по дальности, они мешали российским экипажам осуществлять инспекционные полёты путём отмены остановки на аэродромах дозаправки, они мешали осуществлять нам наблюдательные полёты над Алеутскими островами и многое, многое другое, на что мы закрывали глаза. Когда же США пытались сформулировать - по сути дела, взяв из воздуха - претензии к России и устами бывшего советника Президента США Трампа по национальной безопасности Роберта О-Брайена говорили, что российские наблюдательные миссии якобы летают над Белым домом, резиденцией Кэмп-Дэвид и даже над гольф-клубом, где президент США играет в известную игру, то это звучало, как анекдот. Когда США попытались углубить свои претензии, несостоятельность этих претензий также была очевидна. То, что мы не разрешаем полёты над Калининградом, - мы даже разрешили углубляться более чем на 500 километров от береговой линии. Нам вменялось в вину то, что во время учений "Центр-2019" мы запрещали над данной территорией инспекционные полёты, но это совершенно понятно. Более того, когда проводились учения "Сибирь-2020", таких ограничений российская сторона уже не выдвинула. США грубейшим образом сегодня подрывают основы международной безопасности, и односторонний выход из Договора по открытому небу - яркий тому пример. Мы понимаем ситуацию: российская сторона не может осуществлять инспекционные полёты над территорией Соединённых Штатов, а Соединённые Штаты, понятное дело, рассчитывают, что их европейские союзники по НАТО запретят российские инспекционные полёты над их военными объектами в Европе, а через инспекционные полёты европейских стран - участниц Североатлантического альянса над российской территорией Соединённые Штаты всё равно будут иметь аналогичную информацию по аэрофотосъёмке, что подрывает баланс сил внутри Договора по открытому небу и создаёт прямые угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Мы надеялись как-то увещевать наших "стратегических друзей" на Западе, как я их называю, несколько месяцев пытались вести переговоры. Как мы с вами знаем, это, к великому сожалению, ни к чему не привело. Поэтому президент абсолютно своевременно и обоснованно 9 мая внёс в Государственную Думу предложение о денонсации Договора по открытому небу. Безусловно, жаль, но Россия через свои возможности в космосе, безусловно, ничего не теряет в плане своей безопасности в международной сфере. Жаль, что договор - ещё раз подчеркну, наверное, самый транспарентный, один из важнейших документов в сегодняшней системе международной безопасности - по вине Соединённых Штатов, по сути, находится на грани прекращения своего действия. Я просил бы вслед за официальным представителем президента заместителем министра иностранных дел Сергеем Алексеевичем Рябковым единогласно поддержать сегодня предложение президента о денонсации Договора по открытому небу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос представителю МИДа. Сергей Алексеевич, а может быть, сегодня не очень удачное время, чтобы это делать? Пусть два президента встретятся - может быть, в результате встречи о чём-то договорятся. И второй вопрос. Леонид Эдуардович, как в комитете с русским языком? В пояснительной записке есть и сейчас у вас в речи звучат иностранные слова - "транспарентность", вот здесь написано: "денонсация", "ратификация". По-русски нельзя всё написать, чтобы дети поняли? "Ратификация" - утверждение, "денонсация" - расторжение, "транспарентность" - прозрачность. Ведь люди не понимают, когда мы говорим этими чужими, иностранными словами. Вот, пожалуйста, представитель МИДа пусть скажет, правильно ли выбрано время, а представитель комитета - как у них с русским языком в комитете, тем более что он - один из лучших председателей этого комитета, а русский язык хромает. РЯБКОВ С. А. Уважаемый Владимир Вольфович, спасибо за вопрос. Я хотел бы с глубокой убеждённостью подтвердить желательность принятия закона именно сегодня. Дело в том, что мы дали американцам более чем достаточно времени на раздумья, на раскачку - называйте, как хотите. Мы целый год говорили об этом, на бумаге и с росписью того, что входит в наши внутренние процедуры, предупреждали американцев о неизбежности происходящего сейчас начиная с января текущего года. Если бы в Вашингтоне был реальный интерес пойти навстречу и пересмотреть ошибочные решения предыдущей администрации, это можно было бы сделать моментально. Благодаря вашей поддержке и поддержке сенаторов мы за один день ратифицировали соглашение о продлении на пять лет ДСНВ, потому что на то была политическая воля и в Вашингтоне тоже. А здесь политической воли нет, поэтому я не стал бы этот вопрос увязывать с предстоящей встречей на высшем уровне, тем более что окончательной договорённости на эту тему пока нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. СЛУЦКИЙ Л. Э. Владимир Вольфович, во-первых, спасибо за высокую оценку моей деятельности, это дорогого стоит в ваших устах. Во-вторых, что касается денонсации, это принятый термин в системе международного права, и в предложении президента звучит именно термин "денонсация". Но спасибо за уточнение, особенно по слову "транспарентность": действительно, давайте, для того чтобы было ясно всем нашим избирателям, употреблять слово "открытость". Договор по открытому небу все эти годы - применялся он с 1992 года, хотя ратифицирован был в 2001-м, - был, наверное, самым открытым договором в сегодняшней системе, в сегодняшней архитектуре международной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Корниенко Алексей Викторович, фракция КПРФ. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, вот в течение 30 лет в отсутствие правовых оснований продолжается временное применение нератифицированного парламентом Российской Федерации Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года, именуемой в народе линией предательства: нарушена статья 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"; ущемлены полномочия парламента по рассмотрению вопроса о ратификации важного международного договора; нарушено положение самого соглашения, требующее его обязательного характера; по оценкам экспертов, ущерб от недополученного улова за прошедшие 30 лет составил более 150 миллиардов рублей; Россия лишена доступа к нефтегазовым месторождениям, отошедшим США. Вот в связи с этим вопрос: планируется ли выполнение требований Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" о внесении соглашения на ратификацию в Государственную Думу или рассмотрение вопроса о применении?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЯБКОВ С. А. Уважаемый Алексей Викторович, вопрос этот неоднократно рассматривался в различных форматах - по линии профильных комитетов, в порядке обсуждения на "круглых столах", в том числе и здесь, в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Соглашение, о котором вы говорите, действительно несовершенно, но, по оценке МИДа - разделяемой, я должен подчеркнуть, другими федеральными органами исполнительной власти, - баланс интересов в этом соглашении неущербен для нас. Мы действительно не вышли на соглашение с США за всё это время, что позволило бы надлежащим образом обеспечить интересы рыбаков, ведущих, в частности, промысел минтая. За эти годы, кстати, как мне говорили в своё время специалисты Росрыболовства, миграция минтая в этой части Тихого океана значительно изменилась, и требуется переоценка возможностей того, где и как можно обеспечивать лов этого вида рыбы. Но это даже вторично, а первично то, что мы путём заключения этого соглашения обеспечили признание Соединёнными Штатами российской юрисдикции - советской, затем российской юрисдикции - над важными островными территориями в той зоне, и сейчас было бы несвоевременно ставить под вопрос сложившийся там статус-кво. Что касается вашего конкретного вопроса о том, когда можно ожидать внесения документа на ратификацию, я этот вопрос пометил, мы его проработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю Президента Российской Федерации. Уважаемый Сергей Алексеевич, Договор по открытому небу появился как гарантия недопущения внезапных военных действий, и Россия очень долго - как вы сказали в своём докладе, шесть с половиной лет - не ратифицировала данный договор. Одна из формальных претензий Соединённых Штатов Америки к нам связана с Крымом, но участниками договора являются, насколько я знаю, 34 государства. Вопрос: как относятся другие участники договора к выходу Соединённых Штатов Америки из данного договора и, конечно, к выходу Российской Федерации из данного договора? РЯБКОВ С. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Федот Семёнович. Что касается отношения к выходу США, то практически все до единого участники, оставшиеся участники договора, выразили сожаление в связи с этим решением США, но никто, в том числе страны, не являющиеся формально участниками НАТО, скажем так, европейские нейтралы, входящие в ДОН, по нашим данным, не предпринял реальных шагов для того, чтобы воздействовать на Вашингтон в целях если не полного пересмотра, то по крайней мере уточнения позиции и сохранения шанса на продолжение приложения усилий для возвращения США в договор. Что касается отношения этой группы государств к нашему решению, то оно либо обходится молчанием, по крайней мере по состоянию на данный момент, либо сводится к попытке воспроизвести в адрес России ряд надуманных и многократно опровергавшихся нами претензий относительно того, как Россия этот договор выполняла. Доходит до абсурда: нам говорят, что да, приближается момент денонсации Россией Договора по открытому небу и тем важнее было бы обеспечить возвращение России к полному выполнению этого договора. Это отражение такого зазеркалья, которое сложилось на Западе в отношении многих вопросов. И разумеется, на такой основе нельзя вести разумный диалог. Таким образом, к сожалению, мы не видим сейчас, по состоянию на сегодня, никаких признаков того, что занявшие деструктивную позицию США и группа их сателлитов, или, говоря более мягко, единомышленников, каким-то образом уточнят свой подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. Подготовиться - Алексей Васильевич Чепа и Андрей Леонидович Красов. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Иван Иванович, спасибо за разъяснение, но всё-таки подозрительно, что полностью пустует центр, отсутствует весь руководящий состав КПРФ. У нас это вызывает подозрения и, может быть, даже какую-то скорбь, сожаление - что-то случилось, ведь не просто так... Что я сделал бы сейчас на месте МИДа? Президента надо уговорить включить в повестку встречи вопрос о возвращении США в договор, и США надо предупредить, что если этого не произойдёт, то на последнем заседании Госдумы, 18 июня, мы расторгнем договор. Я говорю по-русски: расторгнем - я не принимаю, так сказать, международную лексику, она международная исходя из английского или французского языка, а у нас русский язык государственный. Вы понимаете, что мы делаем? Вот ратификация - в 91-м году наши граждане не поняли, что произошло. Ратифицировали беловежские соглашения - ну и что, звучит красиво: что-то там ратифицировали. Утвердили незаконный раздел страны путём подписания этого незаконного соглашения в Беловежье, спрятались у польской границы! Если бы это объяснили, люди бы тогда вышли на улицы. А так ничего не поняли - "ратификация". Поэтому надо по-русски везде писать и говорить, и никакой "транспарентности". Так что можно было бы остаться ещё и сказать: ну вышла Америка, и чёрт с ней, нам летать над ней бесполезно, мы и так всё знаем, там у нас и без самолётов есть кому сообщать, что происходит. Мы разрешаем: летайте все, смотрите, какая мы великая страна, от океана до океана, а Америка не может - слабые. Кто выходит из договоров? Слабые, трусливые, с мошенническими наклонностями! То входят в страну, то выходят - что это за брожение такое?! Разбежались с Российской империей, загнали в СССР - вышли из СССР... Что это такое вообще? Бардак! Вошли на вечные времена - Грузия вошла на вечные времена. Какая Грузия? Тбилисская, Тифлисская губерния, Бакинская и Ереванская. Был бы сейчас конфликт там, в Закавказье? Никакого конфликта не было бы! Шумела бы Польша сейчас? Нет! Как и Восточная Европа. И на Украине был бы дым, если бы была Киевская губерния и Житомирская? Нельзя так, ведь весь XX век создаём - разрушаем, входим - выходим! Пионерию создали (на будущий год будет столетие) - разогнали. Колхозы создали - разогнали. Что это такое?! Вот нужно нам остановиться, чтобы всё было на вечные времена. Должна быть чёткая позиция: никакого договора, который можно было бы расторгать или считать прекратившим своё действие, нет в нём необходимости, его нет, договора, - есть СССР с Конституцией 1977 года, по которой нельзя расщеплять государство. Нам надо здесь всё-таки приходить к какому-то знаменателю. Если мы какой-то договор заключаем, в котором написано: вхождение в состав России на вечные времена (вот Крым вернулся, он даже не входил в состав России), - на вечные времена! - всё, никто не может даже поднимать вопрос, иначе мы войска подводим к границам этого государства. Вот подвели в апреле - сразу заткнулись все, и Байден летит уже куда-то. И никакой Женевы - пускай в Москву приезжает, и сядут они здесь, в Ново-Огарёве, пусть он посмотрит красоты русского Подмосковья. До свидания! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Коллеги, Владимир Вольфович правильно сказал. Почему не стало империи? С одной стороны, слабый царь, с другой - со всех сторон обложили: одних финансировала Америка, других - Германия, третьих - Британия. Не стало империи! Советский Союз: Горбачёв слабый, несамостоятельный, единственное, что умел, - это говорить, всем нравилось. Чем закончилось? Не стало страны! Сейчас сильная власть, ответственный президент, и наш президент огромное значение придаёт вопросам безопасности страны, поэтому правильно вносит решение о выходе из этого договора, правильно! (Аплодисменты.) Коллеги, Америка вышла - кто остался? Сателлиты Америки - страны НАТО. Конечно, сейчас они говорят: пускай Россия не выходит. Почему? Им хочется облёты делать, проводить разведывательные операции, а потом всё это передавать в те же Соединённые Штаты Америки. А кто остался? Там облёт невозможно сделать: самолёт тормозить начинает - уже перелетает в другую страну, на другую территорию. Задумайтесь, об этом речь идёт! И правильно выбрано время - подумать дали. Действительно, Россия всегда выступает за поддержание глобальной безопасности, это наша идеология, но, уважаемые коллеги, надо и совесть иметь: сами вышли (речь про США), а Россию, значит, они считают, и дальше будут мониторить? Надо выходить, более того, надо дальше говорить, коллеги, только на основе отношений, которые будут строиться не в рамках двойных стандартов, как сейчас, а на равноправной основе. Давайте поддержим нашего президента, давайте ещё раз осознаем, что Россия стала страной, которая принимает самостоятельно решения, - и нужно вот это всегда поддерживать и дорожить этим. А Владимир Вольфович прав: потеряли и первую империю, и вторую империю по причине слабости власти. Поэтому в России власть должна быть сильная и эффективная, и сегодня у нас такой президент. Слово предоставляется Чепе Алексею Васильевичу, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня нам предлагается денонсировать Договор по открытому небу, предусматривающий проведение участниками наблюдательных полётов над территориями друг друга. Выход США из договора нарушил баланс интересов государств-участников, что приводит к определённой угрозе безопасности Российской Федерации. Считаю этот шаг нашего руководства абсолютно логичным и оправданным. Выйдя из договора, США, разумеется, не утратят доступа к информации, которую их союзники будут в результате контрольных мероприятий по этому договору им передавать. В связи с этим наша страна не может оставаться участником этого соглашения, которое после выхода США становится ущербным. Выход из основополагающих договоров, обеспечивающих стратегическую стабильность, размещение дополнительных контингентов вооружённых сил у наших границ, нанесение ракетно-бомбовых ударов по территории суверенных государств ООН без санкций Совета Безопасности в последние годы были главным средством внешней политики американских администраций. Не исключаю, что при новой президентской администрации внешнеполитический курс США может быть в определённой степени скорректирован, что может привести к некоторой деэскалации напряжённости, но ни один недружественный шаг, подрывающий нашу обороноспособность, не останется без должного ответа. Считаю необходимым заявить, что наша фракция полностью поддерживает денонсацию этого договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Васильевич. Уважаемые коллеги, мы в глубину всегда стараемся уходить, но просто задумайтесь вот о чём: Соединённые Штаты Америки вышли из этого договора и мы не можем участвовать в облёте их территории, мы не можем, а они-то могут, только через своих союзников по НАТО, облетать нашу территорию и, конечно, мониторить, изучать, разведывательные мероприятия проводить, вот и всё. А что касается союзников, то, как я уже говорил, их территории настолько незначительны, что надо, наверное, их не облетать, а на машине объезжать все одновременно. И конечно, это недружественно, недружественно по отношению к России. Так что правильно, нам надо, если Штаты вышли, тоже брать и выходить. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Договор по открытому небу - это уникальный договор, здесь об этом уже говорили, он предоставляет право государствам-участникам совершать наблюдательные полёты невооружённых разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве над любой частью территорий государств - участников соглашения. Договор способствовал значительному укреплению доверия в военной сфере, и Российская Федерация очень много сделала для выполнения этого договора. Что же мы получили взамен? А взамен ряд государств-участников ограничивали проведение наблюдательных полётов над своими территориями для нашей страны в нарушение договора. Несколько ярких примеров: Франция начиная с 2002 года по настоящее время не определила процедуру наблюдения, полётов над своей удалённой территорией, и наблюдательные полёты над этой частью территории Франции сейчас нельзя выполнять; Грузия в 2012 году заявила о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках Договора по открытому небу; Соединённые Штаты Америки в 2015 году ввели такие ограничения, что наблюдательные полёты мы просто не могли проводить, а начиная с 1 января 2018 года они ограничили право России на отход от американских правил воздушного движения, норм авиационной безопасности, то есть сделали полёты невозможными над территорией Соединённых Штатов Америки. В конечном счёте в ноябре 2020 года Соединённые Штаты Америки вышли из Договора по открытому небу. При этом усилия Российской Федерации по сохранению договора не нашли отклика ни в Вашингтоне, ни в столицах государств - союзников Соединённых Штатов Америки. Они, конечно, сожалели о решении Соединённых Штатов Америки, но были консолидированы в позиции, что это вынужденный шаг Соединённых Штатов Америки, и в то же время настаивали на выполнении Российской Федерацией всех условий, взятых на себя обязательств. И, как совершенно справедливо сказал Вячеслав Викторович, согласно уставу НАТО США могут получать любую информацию от членов этой псевдооборонительной организации - НАТО. Для нас это угроза - угроза нашей безопасности, поэтому исходя из национальных интересов президентом было принято решение о проведении внутригосударственных процедур по выходу из Договора по открытому небу. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает решение президента и просит вас проголосовать за денонсацию Договора по открытому небу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово - Сергей Алексеевич, пожалуйста. РЯБКОВ С. А. Спасибо большое. Я хотел бы упомянуть об одном процедурном, но важном моменте в связи с выступлениями уважаемых депутатов, в частности в связи с тем сигналом МИДу, который направил Владимир Вольфович. После того как закон, я надеюсь, будет принят и затем, я надеюсь, одобрен в Совете Федерации, он поступает на подпись президенту. После подписания мы, МИД, должны передать депозитариям, то есть хранителям (извините, не буду употреблять иностранное слово), договора, а именно Венгрии и Канаде, ноту - уведомление о том, что такое решение принято и Россия покидает договор. Со дня передачи этой ноты начинается отсчёт шестимесячного периода до того момента, как страна считается официально покинувшей договор. В случае с США это был период с 22 мая по 22 ноября. Соответственно, если всё пройдёт так, как сейчас нам представляется, Россия выйдет из договора где-то в декабре. Гипотетически в течение этого времени США могут объявить о своём возвращении, и тогда начнётся новый дипломатический процесс. Я в это не верю. Если бы уклон в сторону возвращения в ДОН в Вашингтоне присутствовал, мы бы уже имели сигналы, мы бы уже услышали об этом от них. Поэтому откладывать принятие закона считаю нецелесообразным - очень рассчитываю на вашу поддержку. Спасибо за доброжелательное отношение к нашей деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Леониду Эдуардовичу Слуцкому, пожалуйста, включите микрофон. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемые коллеги, хотел бы ещё раз поблагодарить руководство всех фракций за конструктивную работу с Комитетом по международным делам по данному важнейшему досье и Комитет по обороне, лично Владимира Анатольевича Шаманова, Владимира Ивановича Богодухова. Ну а если состоится встреча президентов Российской Федерации и США в ближайшем будущем, уверен, нам будет над чем поработать, в том числе в плоскости парламентской дипломатии. Продолжаем работать, коллеги! И ещё раз большое спасибо за конструктивное взаимодействие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу", 2-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 06 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно: за - 402, против нет, воздержавшихся нет. Поздравляю! Сергей Алексеевич, спасибо. Поддержка единогласная. Да, день исторический. На самом деле то, что творит власть Соединённых Штатов Америки - именно власть - в вопросах поддержания безопасности в мире, чревато большими проблемами. Нам надо это учитывать, и хорошо, что Министерство иностранных дел так оперативно представило документ, внесённый президентом. Спасибо.