Заседание № 89
10.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 116815-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования формирования государственного задания на подготовку лиц с высшим профессиональным образованием за счёт средств федерального бюджета".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4955 по 5257 из 5889
Коллеги, переходим к рассмотрению 13-го пункта порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования формирования государственного задания на подготовку лиц с высшим профессиональным образованием за счёт средств федерального бюджета". С докладом выступает Наталья Владимировна Третьяк, заместитель министра образования и науки. Пожалуйста, Наталья Владимировна. ТРЕТЬЯК Н. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Добрый вечер, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Рассматриваемым проектом закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предлагается установить новый механизм расчёта финансового обеспечения государственной гарантии обучения за счёт средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Данный механизм учитывает изменение структуры населения в разрезе возрастных групп, а именно: не менее чем 800 студентов в расчёте на каждые 10 тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет. Стоит отметить, что указанный механизм финансового расчёта обеспечения государственного задания уже предусмотрен частью 2 статьи 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Проект этого закона был внесён в Государственную Думу позднее, но благодаря эффективной работе Государственной Думы закон был принят уже в декабре прошлого года. Учитывая вышеизложенное, а также то, что Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" новым Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" признаются утратившими силу с 1 сентября текущего года, данный проект федерального закона предлагается отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. С содокладом выступает председатель Комитета по образованию Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А. Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Открываем Коран и читаем: «Пророк Мухаммед, да будет над ним мир, утверждает: "Изучайте науку, и изучайте серьёзно, с достоинством и в тишине. Будьте скромными с теми, кто вас обучает, и не будьте высокомерными по отношению к учёным"». Наши молодые сограждане готовы очень серьёзно изучать науку, но меняется демографический состав нашего населения, количество выпускников школ сокращается на 35 процентов по сравнению с пиком, который наблюдался совсем недавно, и в связи с этим были внесены некоторые изменения в методику исчисления бюджетных мест в российских высших учебных заведениях, был осуществлён переход на возрастную когорту. Новый механизм показался более правильным и Комитету по образованию, и в целом Государственной Думе, которая уже включила эту норму в часть 2 статьи 100 недавно принятого нами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Кроме того, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вступает в силу с 1 сентября с одновременным прекращением действия тех законов, в которые вносятся изменения данным законопроектом. В связи с этим Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Я Смолину Олегу Николаевичу уступлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Алексеевич, мне очень понравилось, что сегодня мы начинаем выступления с цитирования священных книг. Я тоже предлагаю открыть древнее Евангелие от Филиппова... от Филиппа, - извините, оговорка по Фрейду получилась - и прочитать там: "Знание - это свобода". Однако так же, как и я, вы, очевидно, знаете, что в результате принятия не этого закона, а большого закона "Об образовании в Российской Федерации" количество бюджетных студентов в стране к 2020 году сократится по меньшей мере на 700 тысяч человек. Мой вопрос: как вы думаете, от этого свободы в России станет больше или меньше, если знание - это свобода? НИКОНОВ В. А. Спасибо большое. Кстати, я цитировал Коран исключительно алаверды Николаю Васильевичу Коломейцеву, который протестовал против того, что я привёл слова из Книги премудрости Соломона. Однако я специально упомянул именно царя Соломона, поскольку он является исключительно уважаемой фигурой не только в христианстве, но и в иудействе, и в исламе, где больше известен, правда, под именем Сулеймана. Тем не менее вернёмся к вашему вопросу. Данную норму мы уже приняли. Ситуация, которая складывается в Российской Федерации, действительно беспрецедентна: у нас в ближайшие годы, судя по всем демографическим прогнозам, будет приблизительно та же самая численность населения, но при этом количество людей в возрасте от семнадцати до тридцати лет сократится на 35 процентов. Вы говорите о сокращении количества студентов-бюджетников на 700 тысяч человек - по оценкам специалистов нашего комитета, всё-таки сокращение составит 500 тысяч бюджетных мест в период до 2018 года. Однако надо отметить, что численность людей в возрасте от семнадцати до тридцати лет уменьшится на 6 миллионов 250 тысяч человек - таким образом, в процентном отношении к числу выпускников российских вузов количество бюджетников фактически не изменится. При этом надо иметь в виду, что на протяжении последних лет доля выпускников школ, которые поступали на бюджетные места, постоянно росла. Если в начале XXI века в среднем 40 процентов выпускников школ поступали на бюджетные места, то в этом году, по нашим оценкам, количество бюджетников составит 73 процента от общего числа выпускников школ. На наш взгляд, это слишком большая цифра, это неподъёмно для бюджета Российской Федерации и не нужно с точки зрения перспектив российской экономики, но реально доля бюджетников от общего количества выпускников школ сократится совсем ненамного. В то же время мы сможем учесть в этой формуле увеличение количества выпускников школ в будущем, потому что сейчас когорта, идущая в детские сады и в первые классы школ, гораздо больше, чем та, которая заканчивает школу, и когда они подойдут к выпускному классу, их поступать в вузы будет больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Наталье Владимировне. Здесь уже приводили статистические данные, что студентов, вернее, абитуриентов у нас будет меньше, поэтому нужно ввести новую норму. В Интернете опубликованы конкретные цифры, и они следующие: сегодня у нас 31,5 миллиона людей в возрасте от семнадцати до тридцати лет - запоминайте: 31,5 миллиона, - в следующем году их будет 27,3 миллиона, в 2016-м - 23,5 миллиона, а в 2020-м - 18,9 миллиона. Таким образом, на 30 процентов сокращается численность молодых людей. Та норма, которая сегодня заложена в новом законе "Об образовании...", фактически приведёт к тому, что вместо 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения, вместо действующей нормы в наших законах, мы автоматически сократим количество бюджетных мест на 30 процентов. Скажите, а потом, в связи с улучшением демографической ситуации, мы что, будем вносить поправку об увеличении числа бюджетных мест или эта норма так и останется в новом законе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Владимировна, пожалуйста. ТРЕТЬЯК Н. В. Уважаемый Виктор Евграфович, вы абсолютно правильно отметили, что в последующие три года существенно сократится численность выпускников общеобразовательных учреждений, то есть будущих абитуриентов. Если мы сохраним норму в той редакции, в какой она действует сегодня, то это приведёт к тому, что количество бюджетных мест в вузах будет превышать количество выпускников общеобразовательных учреждений. Что касается экономической целесообразности, я хочу сказать о том - и Вячеслав Алексеевич уже это отметил, - что при этом будет нарушен ещё один конституционный принцип: я напомню, что согласно Конституции высшее образование получают на конкурсной основе, предлагаемый же механизм обеспечения государственных гарантий предусматривает корреляцию абсолютных цифр, контрольных цифр приёма на бесплатные бюджетные места при изменении демографической ситуации, то есть если численность молодых людей возрастной категории от семнадцати до тридцати лет увеличится, то исходя из предлагаемой формулы автоматически увеличатся и абсолютные цифры бюджетных мест. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все? Присаживайтесь, Вячеслав Алексеевич, спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. Семь минут. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемые Иван Иванович, Наталья Владимировна! Ну, конечно, фракция КПРФ поддержит предлагаемое решение, потому что другого просто не может быть, но я хотел бы обратить ваше внимание на ту самую проблему, которую мы уже начали обсуждать, - на ожидаемое сокращение числа бюджетных студентов в Российской Федерации. Первое. Уважаемые коллеги, я хотел бы заметить, что в современной России условия получения образования для студентов хуже, чем в большинстве развитых стран. Если говорить о Германии или Франции, то там 80-90 процентов студентов учатся на бюджетной основе, если говорить о Соединённых Штатах, например, то там количество бюджетных студентов примерно такое же, как у нас, но зато существует развитая система образовательного кредитования, каковой у нас нет. То есть этот закон со временем ограничит доступ к высшему образованию. У меня, кстати, большие сомнения по поводу того, что в этом году мы уже получим 73 процента бюджетных мест от общего количества в российских вузах. Я смотрю "дорожную карту", о которой, надеюсь, мы ещё будем говорить, она предполагает к 2018 году сокращение числа студентов, дай бог памяти, примерно с 6 миллионов 500 тысяч до 5 миллионов 150 тысяч человек, при этом, кстати, количество преподавателей предполагается за счёт интенсификации труда сократить примерно на 44 процента. Обычно власти гордятся созданием новых высококвалифицированных рабочих мест, мы, похоже, гордимся тем, что будем сокращать число школьных учителей и вузовских преподавателей - вряд ли от этого качество образования поднимется. Второе. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что, судя по всем социологическим исследованиям, студенты, которые учатся на бюджетной основе, как правило, получают более качественное образование, и не только потому, что здесь есть конкурсный отбор, а на платное образование, за редким исключением, его нет, но и потому, что у нас особая психология. В конце 80-х - начале 90-х годов очень многие полагали, что, как только студент начнёт платить за образование, у него резко вырастет чувство ответственности за учёбу, - увы, практика этого не подтвердила, социологи дружно говорят о том, что многие студенты, которые учатся за деньги, рассуждают так: "Мы деньги заплатили, чего вы от нас ещё хотите?" Короче говоря, мы полагаем, что если с сокращением количества молодёжи на треть на треть сокращается и количество бюджетных мест, то соотношение бюджетных и небюджетных студентов останется примерно таким же, как сейчас, тогда как следовало бы увеличивать число бюджетных студентов. Уважаемые коллеги, Государственная Дума приняла закон номер 273, мы, естественно, будем вносить предложение о том, чтобы вернуться к прежней схеме: 170 студентов на 10 тысяч населения или даже улучшить это соотношение в пользу бюджетных студентов. Кстати, я, пользуясь случаем, хочу заметить, что везде в мире используют именно это соотношение - количество студентов на 10 тысяч населения, а не на 10 тысяч молодых людей. Это изобретение не знаю чьё, вероятно, Высшей школы экономики или ещё кого-то, кому министерство заказало соответствующее исследование. Данное решение мы, конечно, поддержим, но мы считаем, что обязанность Государственной Думы - позаботиться о том, чтобы право на образование российских студентов реализовывалось более полно. Мы будем вносить такие законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Шудегов Виктор Евграфович, семь минут. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо. Я полностью согласен с выступлением моего коллеги из фракции КПРФ Олега Николаевича Смолина. Хочу только напомнить, что, когда Обама был впервые избран Президентом Соединённых Штатов Америки, он провёл встречу в национальной академии и там выступил с политическим заявлением, что они сделают Соединённые Штаты Америки самой студенческой страной в мире. И там шла речь о том, что у них на 10 тысяч населения количество студентов будет около пятисот, - вот цифра, на которую нужно ориентироваться. Более того, Путин, который в то время был председателем правительства, выступая перед нами, вы помните, предложил увеличить число студентов со 170 до 190 человек на 10 тысяч, и кстати, мы не реализовали это предложение. Наша фракция, в том числе ваш покорный слуга и Сергей Михайлович Миронов, внесла поправки, которые фактически были своеобразным ответом на вызов Соединённых Штатов Америки, о последовательном увеличении числа бюджетных мест: мы предлагали внести цифры "190", "210", и в конечном итоге эта цифра должна была дойти до 250. Понятно, что этим законопроектом, который мы сегодня рассматриваем, предлагается внести поправки фактически в те законы, которые вот-вот прекратят своё действие, к 1 сентября, и нам, безусловно, придётся голосовать за то, чтобы, в общем-то, отклонить этот законопроект, но проблема останется, и я надеюсь, что и фракция КПРФ, и наша фракция, как только вступит в силу новый закон об образовании, внесут поправку, касающуюся последовательного увеличения числа бюджетных мест для наших студентов независимо от возраста, в отличие от того, как предлагается в новом варианте, то есть та норма, которая была, она действительно принята во всём мире и она более правильная. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Евграфович. Представители президента, правительства будут выступать? Докладчик будет ещё раз выступать? Нет. Вячеслав Алексеевич, будете ещё раз выступать? Пожалуйста, Никонову включите микрофон. НИКОНОВ В. А. Спасибо, буквально несколько слов. В результате обсуждения может сложиться впечатление, что сокращение количества бюджетных мест будет таким же, как сокращение количества выпускников наших школ, однако если количество выпускников сократится на 35 процентов, то количество бюджетных мест - только на 20 процентов, поэтому на самом деле серьёзного ухудшения здесь не будет, наоборот, будет даже некоторое улучшение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, в рамках объявленного "часа голосования" ставлю на голосование обсуждаемый законопроект. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 41 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.