Заседание № 243
О проекте федерального закона № 116807-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся геологической информации о недрах; принят в первом чтении 21 ноября 2012 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, к законопроекту поступило двадцать девять поправок. Комитет рассмотрел поправки и рекомендует девять из них принять - они включены в таблицу № 1, а двадцать отклонить - они включены в таблицу № 2. Прошу проголосовать таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 29 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 53 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые процедуры, подготовлен к третьему чтению. В случае принятия во втором чтении прошу в "час голосования" принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 49 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 09 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 62
О проекте федерального закона № 116807-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (в части, касающейся геологической информации о недрах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Докладывает официальный представитель правительства Денис Геннадьевич Храмов. Пожалуйста. ХРАМОВ Д. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Этот законопроект подготовлен в целях совершенствования оборота геологической информации, а также приведения Закона Российской Федерации "О недрах" в соответствие с частью четвёртой Гражданского кодекса, а также с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В данном законопроекте даётся понятие геологической информации, определяется, что это такое, закрепляется положение о том, что геологическая информация независимо от финансовых источников её получения, то есть независимо от того, получена она за счёт частных средств или за счёт государственных средств, подлежит сдаче на хранение в федеральный орган управления государственным фондом недр в составе и в порядке, определяемом правительством. И впервые за всё это время устанавливается четырёхлетний срок, в течение которого обеспечивается конфиденциальность геологической информации, полученной за счёт средств пользователя недр и переданной государству, после истечения которого она будет являться общедоступной. Принятие этого законопроекта будет способствовать вовлечению в оборот той геологической информации, которая получена за счёт частных источников и которая сейчас, в отсутствие этой законодательной нормы, лежит без движения в геологических фондах, потому что государство не имеет права раскрыть эту информацию, полученную за счёт частных средств, хотя эта информация о государственной собственности - о недрах. Такая поправка заложит основу для функционирования рынка геологической информации и позволит привлечь к геологическому изучению недр гораздо больше мелких и средних компаний, что в свою очередь скажется на воспроизводстве и развитии минерально-сырьевой базы страны. Законопроект прошёл все необходимые согласования и был поддержан, все соответствующие заключения имеются. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя комитета по природным ресурсам. Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел законопроект, и мы поддерживаем его основную содержательную мотивацию. Также законопроект поддерживает и профильный комитет Совета Федерации. Наше Правовое управление не имеет замечаний, и из регионов нет ни одного отрицательного отзыва. Вместе с тем в нашем официальном отзыве мы сделали несколько замечаний и договорились с министерством, что они будут учтены ко второму чтению. В частности, изменение в статью 27 Закона "О недрах" не раскрывает вопроса классификации геологической информации, речь идёт о минимальной информации, которая, по большому счёту, может привести к искажению получаемой геологической информации о запасах недр, являющихся государственной собственностью. Нам не следует здесь рисковать, минимальный состав нас здесь не удовлетворяет, поэтому мы высказали замечание: необходимо прописать обязательный состав геологической информации о недрах, представляемой пользователем недр, чтобы избежать этого. И вторая часть - то, что связано с соответствующим наказанием: у нас сегодня прописано более серьёзное наказание, включая даже уголовную ответственность, и в этом плане данная инициатива урезает вопросы ответственности. Я думаю, ко второму чтению мы это расширим, Денис Геннадьевич, и всё будет нормально. Я предлагаю поддержать законопроект, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ширшов Константин Владимирович, пожалуйста. ШИРШОВ К. В. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Денис Геннадьевич, вопрос один: чем регламентировано и каким образом будет защищаться информация о стратегических ресурсах, таких, которые связаны с получением ресурсов для ядерных объектов, использующих соответствующее топливо? ХРАМОВ Д. Г. Спасибо большое за вопрос. Никаких послаблений в части раскрытия информации, которая сейчас в соответствии с перечнями относится к стратегической, к секретной, не будет, тот же самый режим будет сохранён: если информация отнесена к информации ограниченного использования, она будет защищена в соответствии с установленными степенями защиты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Денис Геннадьевич, в пояснительной записке отмечается, что принятие данного законопроекта "позволит обеспечить наиболее полное и комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов на базе информационных ресурсов федерального и территориального фондов геологической информации", то есть понятие информационной базы является в данном случае определяющим. В связи с этим просил бы уточнить, планируется ли создание единой информационной базы о недрах и каким будет уровень доступа к этой базе. ХРАМОВ Д. Г. Дело в том, что сейчас этот фонд есть, это так называемый фонд геологической информации, но из-за содержащихся в законодательстве норм сейчас информация, которая поступает в этот фонд, имеет, по сути, два правовых режима регулирования: первый режим - это когда информация, полученная за счёт государства, предоставляется государством любым заинтересованным в изучении недр бесплатно, второй режим - это когда информация предоставляется недропользователями практически по собственному усмотрению, и государство не имеет права её раскрывать. Такого положения нет ни в одной стране мира, активно использующей природные ресурсы. И вот этими изменениями сейчас предлагается как раз такой режим, при котором информация, полученная за счёт частных средств, поступающая в этот единый информационный фонд, через четыре года после поступления становится общедоступной, поступает в общий оборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бычкова Евдокия Ивановна, пожалуйста. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Денис Геннадьевич, скажите, а на каком основании исключена уголовная и административная ответственность из статьи 27 Закона "О недрах" и не установлена гражданская ответственность? ХРАМОВ Д. Г. Дело в том, что ни уголовная, ни административная ответственность не исключена... то есть она исключена из этого законопроекта по той простой причине, что меры административной и уголовной ответственности должны и будут содержаться в административном кодексе и в Уголовном кодексе, а здесь мы вводим основания для материальной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шингаркин Максим Андреевич, пожалуйста. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Данный законопроект как раз позволяет выбраться из той самой кабалы малого воспроизводства минерально-сырьевой базы, в которую попали наша промышленность и вообще государство в целом после того, как было приватизировано значительное количество горнорудных компаний, по сути дела приватизировавших больше де-факто, чем де-юре недра, закреплённые за этими недропользователями. Таким образом, люди, сколотившие огромные состояния и являющиеся акционерами крупнейших российских горнорудных и нефтедобывающих компаний, стали зарабатывать колоссальные средства в виде дивидендов, приходящих от компаний, при этом самая незначительная часть вкладывалась в доразведку, в доработку по тем самым направлениям, которые должны были обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы. Так как конституционно удалось закрепить, что право собственности на недра принадлежат всему государству, соответственно, каждому гражданину в отдельности и нам всем, вместе взятым, то самостоятельное использование такой информации стало невозможным для целей других компаний. Тем самым государство стало терять возможности воспроизводства минерально-сырьевой базы, на балансе государства оставалось всё меньше и меньше минеральных природных ресурсов самых разных категорий, пригодных для последующего освоения, и таким образом наша страна, как ни странно, начала беднеть ресурсами. Предлагаемый законопроект - инициатива правительства - позволяет, собственно говоря, выйти из этого тупика, в который мы сами себя загоняли последние двадцать лет, и вернуться к цивилизованному обращению геологической информации. Если компании, которые, потратив колоссальные средства на проведение глубокой геологоразведки, подготовят реальную геологическую информацию по тем или иным запасам минерально-сырьевых ресурсов, но сами не смогут в кратчайшие сроки организовать реальную добычу ресурсов и их использование в целях роста общего благосостояния, то они должны будут полностью раскрыть информацию и тем самым дать возможность конкурентных преимуществ при реализации проектов использования общего достояния государства и народа в целях всеобщего блага. Таким образом, предлагаемый законопроект, по сути дела, создаёт условия для развития минерально-сырьевой базы нашей страны, в перспективе это будет поддерживать российскую экономику. Различные степени ответственности, которые должны будут возлагаться на должностных лиц или на нерадивых исполнителей, нарушающих закон, безусловно, будут откорректированы и внесены в законопроект ко второму чтению. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василенко Александр Борисович, пожалуйста. ВАСИЛЕНКО А. Б. Уважаемые коллеги, в условиях правового государства информация как важнейший ресурс общества приобретает исключительное значение, и серьёзным недостатком Закона Российской Федерации "О недрах", устанавливающего правовой режим геологической информации, является неопределённость правомочий круга субъектов, реализующих это право собственности на получение геологической информации. В законе нет чёткого разграничения собственности на геологическую информацию Российской Федерации и её субъектов, не определён статус геологической информации, полученной за счёт бюджетных средств Российской Федерации, поэтому цель законопроекта - устранение этого пробела и наведение порядка с геологической информацией и формированием её рынка. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект и голосовать за него в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 24 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.