Заседание № 31
О проекте федерального закона № 1167644-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части распространения полномочий Банка России, касающихся организации статистического учёта, на всю статистику внешнего сектора).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к 8-му вопросу повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Банк России с 2013 года ведёт статистический учёт, и практика, собственно говоря, оказалась успешной, но на сегодняшний день банком собираются данные не по всем видам статистики, поступающей из сферы внешней торговли. Предлагается расширить перечень видов статистики, которую будет собирать Центробанк, включив в него такие, как портфельные инвестиции, торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, движение наличной валюты. Эта статистика будет собираться в разрезе регионов, и в большей степени принятие этого закона выгодно, безусловно, регионам, потому что будет видно, насколько регион развивается в сфере внешней торговли. Законопроект готов к третьему чтению, по нему нет замечаний правового характера. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам, уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации", 8-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 52 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 27
О проекте федерального закона № 1167644-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части распространения полномочий Банка России, касающихся организации статистического учёта, на всю статистику внешнего сектора; принят в первом чтении 9 декабря 2016 года с наименованием "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 11-го вопроса повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 9 декабря 2016 года. Он направлен на улучшение статистики внешнего сектора российской экономики, в том числе согласованности показателей, агрегированных на федеральном уровне, и показателей на уровне субъектов Федерации. Ко второму чтению к законопроекту поступило две поправки, обе они включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок, рекомендованных к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1, предложенных комитетом к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 09 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации", вопрос 11 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 14
О проекте федерального закона № 1167644-6 "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части распространения полномочий Банка России, касающихся организации статистического учёта, на всю статистику внешнего сектора).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
29-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Докладывает Алексей Леонидович Ведев, официальный представитель правительства, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. ВЕДЕВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации". Законопроект разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и направлен на расширение информационной основы принятия решений в области государственно-экономической политики, нацеленной на улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации. Основной целью законопроекта является наделение Банка России полным объёмом полномочий в целях совершенствования учёта иностранных инвестиций в Российской Федерации. С 2013 года Банк России наделён функцией официального статистического учёта прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж. В рамках данного направления деятельности Банком России создаётся полноценная информационная система, основанная на данных регулярной отчётности организаций, охваченных отношениями прямого инвестирования. На основании указанной системы с 2015 года осуществляется составление и публикация детализированной информации о накопленных остатках прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и по субъектам Российской Федерации в разрезе стран-контрагентов и видов экономической деятельности. Учёт других, отличных от прямых, категорий иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации в настоящее время не осуществляется. Такая ситуация обусловлена как особенностями формирования данных, не позволяющими идентифицировать региональную принадлежность сторон сделок, например в случае портфельных инвестиций, торговых кредитов, так и объективными сложностями организации полного учёта в отдельных секторах экономики, например по операциям физических лиц. Вместе с тем решение задач государственной экономической политики обусловливает потребность в более широком наборе показателей, характеризующих состояние инвестиционного климата и вложений иностранных инвесторов. Разработка показателей иностранных инвестиций в агрегированном виде по Российской Федерации в целом проводится в рамках формирования Банком России системы макроэкономических данных по внешнему сектору экономики Российской Федерации. Соответственно, решение задачи детализации указанных данных на уровне субъектов Российской Федерации должно осуществляться также в рамках указанной системы, с тем чтобы обеспечить сбалансированность и согласованность региональных показателей иностранных инвестиций в составе таких наборов макроэкономических данных, как платёжный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг страны. В связи с изложенным, а также принимая во внимание эффективность законодательно реализованного подхода в части наделения Банка России полномочиями по самостоятельной организации статистического учёта прямых инвестиций, законопроектом предлагается распространить указанный подход на все наборы данных статистики внешнего сектора, формируемой Банком России: на платёжный баланс Российской Федерации, на международную инвестиционную позицию Российской Федерации, на статистику внешней торговли Российской Федерации услугами, на статистику внешнего долга Российской Федерации, на статистику международных резервов Российской Федерации, на статистику прямых инвестиций. При этом достижению целей формирования условий для разработки сбалансированной региональной системы показателей иностранных инвестиций будет служить наделение Банка России правом самостоятельно определять перечень респондентов, порядок и формы предоставления статистических данных, а также самостоятельно утверждать методологию составления данных. Кроме того, в целях обеспечения надлежащего качества учёта иностранных инвестиций законопроектом предлагается закрепить за Банком России право запрашивать и получать необходимую информацию у всех категорий респондентов, включая юридических лиц, которые не являются кредитными организациями. Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Законопроект согласован без замечаний с Минфином России и с Банком России. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Леонидович. С содокладом выступает Дмитрий Станиславович Скриванов. СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на то, чтобы Банк России принимал участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и делал это с самым полным набором статистики. Комитет поддерживает законопроект; есть некоторые нюансы, они ко второму чтению могут быть доработаны. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству - поддержал законопроект. Предлагается поддержать. Готов ответить на вопросы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Коллеги, будут ли вопросы? Вопрос у депутата Шерина. Депутату Шерину Александру Николаевичу включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Алексей Леонидович, скажите, пожалуйста, чем лучше, что эту информацию собирать будет Центробанк, а не Министерство экономического развития? И что потом он будет делать с собранной аналитической информацией - какие-то предложения вносить? Кому он будет их вносить? И основной вопрос: чем тогда будет Министерство экономического развития заниматься? ВЕДЕВ А. Л. Спасибо, Александр Николаевич. Министерство экономического развития не занимается сбором данной статистики; ранее в каком-то виде, разрозненно, данную статистику собирал либо Росстат, либо Банк России, то есть выбор стоял между этими двумя организациями. Передача Банку России полномочий по сбору более детализированной информации закономерна: коль скоро Банк России занимается агрегатами по всей Российской Федерации, то есть сколько всего поступило инвестиций - прямых, портфельных и прочих, торговых кредитов и так далее, - вполне логично передать ему и функцию детализации прочих иностранных инвестиций по регионам. Это первое. Второе - что с этим делать. В рамках формирования региональных стратегий, формирования региональных экономических политик, в том числе стимулирующих приток иностранных инвестиций разного вида, эта информация крайне полезна: мы как минимум можем понять расклад по иностранным инвестициям по субъектам Российской Федерации - то, что, собственно говоря, сейчас мы сделать не можем, поскольку информации такой у нас нет. Мы решаем сразу две задачи - сбор информации и генерирование разных вариантов экономической политики на базе уже собранной статистики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Вопросы Алексею Леонидовичу. Во-первых, я хотел бы узнать о нюансах, о которых сказал содокладчик, - что это за нюансы? Во-вторых, Росстат собирает макроэкономические данные субъектов Российской Федерации - чем будут отличаться эти данные от собранных Центральным банком? И как за эти четыре года Центробанк повлиял на инвестиционный климат в субъектах Российской Федерации - у нас добавились инвестиции, лучше стал инвестиционный климат? Мы каждый раз наделяем Центробанк такими мощными полномочиями, что он становится монстром в системе управления Российской Федерации - чем это вызвано? ВЕДЕВ А. Л. Спасибо, Виктор Петрович. Ещё раз: Центральный банк отвечает за сбор статистики по внешнему сектору, данная статистика должна быть сбалансирована в рамках таких показателей, как международная инвестиционная позиция (это накопленные активы) и платёжный баланс (это потоки - сколько за год поступило). Росстат, кстати, данной деятельностью несколько лет не занимается. Мы, предварительно обсуждая поправки, естественно, встречались и с Центральным банком, и с Росстатом, и, по признанию Росстата, это задача Центрального банка, поскольку для того, чтобы эта статистика была выверена, она должна быть согласована по всему внешнему сектору. Это первое. Второе. Сбор статистики и воздействие на какие-то показатели - это разные вещи. То есть на самом деле отток капитала - это такой же показатель, который проходит по статистике платёжного баланса. Задача "а" - необходимо просчитать, какой это отток, задача "б" - каким образом мы можем сократить отток или перевести его в приток, но это разные задачи. Сейчас мы обсуждаем поправки к закону о сборе статистической информации, и я считаю, что это сверхважная задача как минимум потому, что мы будем иметь информацию, реальную картину, а что с ней делать и как её изменить - это будет задача номер два. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Алексей Леонидович, когда вернётесь, почитайте стенограмму вашего выступления - первые слова, которые вы произнесли, были примерно такими: для того чтобы увеличить инвестиционную активность, необходимо, чтобы статистикой занимался Центробанк. Связь между этими понятиями... Вы представляете, как подставляете Центробанк?! Я предлагаю отдать им тогда и статистику по инфляции- тогда у нас точно всё будет прогнозам Центробанка соответствовать! Мы и из ваших-то ведомств хотим Росстат забрать, а вы тем людям, которые определяют целевые показатели и докладывают о них президенту, отдаёте право самих себя считать - ну как такое может быть, как?! У нас есть Росстат, и эта структура не должна быть ни в вашем подчинении, ни в подчинении Центробанка: она де-факто работает с респондентами и должна быть независимой - вы что предлагаете? Вы думаете, если Центробанк будет запрашивать, Росстат не будет запрашивать, что ли? Будет запрашивать! То есть получается, что мы сейчас Центробанк заставим параллельно работать, там создадут для этого отдел... В общем, на мой взгляд, это совершенно неоправданно! Я хочу привести пример. Вот у нас была межведомственная рабочая группа по таможне, туда входили представители разных фракций - от фракции ЛДПР я входил, был у нас и Николай Васильевич, а возглавлял её Левичев, и когда мы стали анализировать работу таможни, чтобы определить, сколько товаров у нас проходит мимо, учёные предложили нам зеркальный метод - запросить у второй стороны, сколько, скажем так, проходит экспорта, и сравнить. А когда у представителей Росстата мы спросили, почему у нас такие расхождения - в триллионы, нам сказали, что статистикой таможни занимается таможня, понимаете? То есть мы это уже проходили. И чем это закончилось? Это закончилось тем, что у них эти функции забрали полностью! Вообще, Центральному банку передайте: попытка перетащить на себя все вопросы чревата. Когда создаётся такой монстр, то к нему проявляется пристальное внимание со стороны различных субъектов, и я на месте Эльвиры Сахипзадовны не превращал бы Центральный банк в структуру, которая будет контролировать чуть ли не всё. А я вам хочу напомнить, что за последнее время Центральный банк, кроме того что он ведёт надзор, контроль в банковской сфере, ставит перед собой задачу контролировать аудиторов, поднимает вопрос о контроле за инвесторами... Мне буквально тридцать секунд надо, тридцать секунд - и я закончу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. Минуту добавьте. КАТАСОНОВ С. М. ...и сейчас очередной этап - теперь он сам себя будет считать! Я вот посмотрел цифры, которые давал Центральный банк, они касались привлечения инвестиций и другого, - цифры у вас постоянно разнятся! Я уверен, как только вы передадите статистику в ведение Центрального банка, у нас вообще на бумаге все будет в ёлочку, а на практике... ну, вам уже задавали этот вопрос. Но инвестиционная активность зависит совсем от другого, поэтому у Центрального банка должны быть другие методы, так что нужно устанавливать другие критерии, о которых я уже говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лященко Алексей Вадимович. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект наделяет Банк России указанными полномочиями не для того, чтобы увеличить инвестиции, а для того, чтобы наиболее эффективно ими управлять и создавать основу для принятия грамотных решений в части развития экономики Российской Федерации. Позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - поддержать представленный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Вадимович. Алексей Леонидович, будете выступать? Пожалуйста, заключительное слово. ВЕДЕВ А. Л. Спасибо, Иван Иванович, я кратко. Ещё раз скажу: у нас Центральный банк собирает статистику по иностранным инвестициям в целом по России, Центральный банк собирает статистику по прямым инвестициям в субъекты по субъектам Федерации, а по другим иностранным инвестициям по субъектам Федерации у нас статистику никто не собирает вообще, поэтому говорить о каких-то мегаполномочиях Центрального банка, мне кажется, излишне. И наконец, хотелось бы ещё раз акцентировать ваше внимание на том, что, без сомнения, диагностика - а статистика и есть диагностика - крайне важна, так что это просто решение одной из проблем - сбор сведений о прочих иностранных инвестициях по субъектам Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Леонидович. Дмитрий Станиславович, будете выступать? Депутату Скриванову включите микрофон. СКРИВАНОВ Д. С. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы акцентировать ваше внимание на том, что в соответствии с законом № 86-ФЗ, который был принят 10 июля 2002 года, Центральный банк составляет платёжный баланс Российской Федерации, международную инвестиционную позицию Российской Федерации, ведёт статистику внешней торговли услугами, которая планируется на предстоящие годы, учёт внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации и так далее - это уже прописано в законе. А для того чтобы правильно исполнять, администрировать эти функции, Центробанку необходима статистика, и мы сегодня даём банку право получать эти статистические данные. Но когда я говорил о нюансах, я говорил о том, что отмечает комитет: по законопроекту Центральный банк может самостоятельно утверждать перечень респондентов, от которых он будет получать статистические данные, и Центральный банк будет получать это безвозмездно, поэтому в решении комитета мы указали, что ко второму чтению эти вопросы необходимо будет доработать. То есть никаких дополнительных полномочий Центробанку не даётся, всё делается в развитие уже существующих, закреплённых в федеральном законе полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 02 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.