Заседание № 71

25.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1166026-6 "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения оснований для отказа в осуществлении валютных операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2199 по 2262 из 9333
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23    
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс     
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Игоря         
Борисовича Дивинского.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотел бы напомнить, что проект      
федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального         
закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской       
Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение плана   
мероприятий ("дорожной карты"), утверждённого Председателем Правительства       
Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 10 апреля 2016 года.     
                                                                                
Законопроект направлен на предотвращение незаконных валютных операций,          
совершаемых через российские банки. Сейчас складывается гамбит абсурдных        
ситуаций в сфере валютного контроля: банк выявляет нарушение валютного          
законодательства, практически тот же вывод денежных средств из России, но       
вынужден исполнять эту операцию, так как отказать на сегодняшний день банк      
может только в одном случае - если операция совершается в целях легализации     
доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Огромные   
объёмы денежных средств, полученных легально, при этом выводимых за рубеж с     
нарушением валютного законодательства, не могут быть остановлены банками, так   
как выявить нарушения валютного законодательства банки могут, а запретить       
платёж - на сегодняшний день нет. Так вот, этим законопроектом вносятся         
изменения: вводятся обязательные условия о сроках исполнения внешнеторговых     
контрактов и вводятся основания для отказа в проведении валютных операций,      
если они нарушают валютное законодательство.                                    
                                                                                
Кроме того, существующая система санкций, как показывает практика,              
малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться    
учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных   
действий. Предлагаемые законопроектом изменения позволят пресечь возможность    
создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц     
для осуществления противозаконной деятельности.                                 
                                                                                
Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую             
экспертизы. Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе       
поддержать законопроект в третьем чтении.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет.                        
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 70

20.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1166026-6 "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения оснований для отказа в осуществлении валютных операций; принят в первом чтении 9 декабря 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1718 по 1795 из 6140
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23   
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс     
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад члена         
Комитета по финансовому рынку Алексея Николаевича Изотова.                      
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В проекте закона             
уточняются основания отказа в осуществлении валютных операций. К                
законопроекту поступило десять поправок: шесть - от Правительства Российской    
Федерации, три - от депутатов Государственной Думы и одна поправка - от члена   
Совета Федерации. Восемь поправок рекомендуются комитетом к принятию, две       
поправки - к отклонению.                                                        
                                                                                
Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять           
поправки, содержащиеся в таблице № 1.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект закона во втором чтении.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект          
федерального закона готов к третьему чтению, прошёл правовую,                   
юридико-техническую и лингвостилистическую экспертизы, прошу его включить в     
порядок работы Государственной Думы на 25 октября.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          
                                                                                

Заседание № 14

09.12.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1166026-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения оснований для отказа в осуществлении валютных операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6418 по 6827 из 8879
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23        
Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс     
Российской Федерации об административных правонарушениях. Доклад официального   
представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра           
финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева.                   
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович.                                               
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
предлагается законопроект, который направлен на устранение условий, которые     
способствуют нарушениям в валютной сфере. Законопроектом, в частности,          
предусматривается возможность для уполномоченных банков отказывать клиентам в   
проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного       
законодательства.                                                               
                                                                                
Напоминаю, что в настоящий момент банки могут отказать клиентам в проведении    
тех или иных операций только в том случае, если они противоречат закону "О      
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,   
и финансированию терроризма", но даже если банк видит, что операция не          
соответствует нормам валютного законодательства, он тем не менее обязан эту     
операцию провести, что противоречит, с нашей точки зрения, здравому смыслу.     
                                                                                
Кроме того, уточняется норма, предусматривающая административную                
ответственность за проведение незаконных валютных операций, а также за          
нерепатриацию денежных средств. В частности, уточняется круг субъектов,         
которые подлежат ответственности за такие нарушения, и выводятся четыре         
субъекта административной ответственности - это граждане, лица, которые         
осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического      
лица, юридические лица и должностные лица организаций. При этом мы исходим из   
того, что, в случае если это юридическое лицо, наказание должны понести как     
само лицо, так и должностные лица данного юридического лица.                    
                                                                                
Кроме того, законопроект вводит новую меру ответственности для должностных      
лиц организаций при повторном нарушении должностным лицом требований            
законодательства о валютном контроле; в частности, вводится такое наказание,    
как дисквалификация на срок от шести месяцев до трёх лет.                       
                                                                                
Ну и также законопроект предлагает ряд технических правок.                      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста.                         
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Собственно    
говоря, докладчик практически всё сказал по законопроекту. Законопроектом       
действительно вводятся дополнительные меры ответственности в случае, если       
нарушается валютное законодательство, - вводится новый субъект                  
ответственности плюс даётся возможность банкам, которые проводят валютные       
операции, приостанавливать эти валютные операции, если они противоречат         
требованиям валютного законодательства.                                         
                                                                                
По законопроекту имеются замечания правового характера, но комитет считает,     
что в первом чтении законопроект принимать можно и нужно, ко второму чтению     
законопроект будет доработан.                                                   
                                                                                
Готов ответить на вопросы.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть вопросы? Есть.                                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Алексей Владимирович, то, что вы вводите дополнительное         
требование, ужесточаете штрафы для перечня лиц, нам понятно, а вот то, что вы   
предоставляете банкам такое право, а не вменяете им в обязанность - как вы      
можете это объяснить? Дело в том, что здесь, на мой взгляд, у банкиров          
большое поле для коррупционной деятельности: они имеют право остановить такую   
операцию, но совсем не обязаны, то есть, когда приходит клиент и у него, на     
взгляд банкира, сомнительная операция, банкир может её остановить, а может и    
не остановить. Почему в законопроекте не вводится обязательная норма для        
банков не проводить операции, если они противоречат требованиям валютного       
законодательства, почему только право-то вы им предоставляете?                  
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Вопрос действительно        
важный с точки зрения возможности уточнить данный момент. Дело в том, что,      
хоть это и называется правом, в реальности это обязанность: в рамках закона     
"О валютном регулировании и валютном контроле" банки являются агентами          
валютного контроля и обязаны обеспечить соблюдение их клиентами правил          
валютного регулирования и валютного контроля. Таким образом, это право -        
просто мера, ну как право сотрудника полиции оштрафовать за превышение          
скорости, примерно то же самое, то есть вроде как это право, но при этом он     
обязан обеспечить соблюдение правил, - то же самое и здесь. По сути, по духу    
закона "О валютном регулировании и валютном контроле" это является              
обязанностью банка, просто в инструментарии банка по выполнению функций         
агента валютного контроля появляется новый инструмент, а именно возможность     
отказать клиенту в проведении операции со ссылкой на конкретную статью          
закона, которая в данной ситуации нарушается. При этом если банк этого не       
сделает, то понесёт ответственность, как не исполняющий свою функцию агента     
валютного контроля, а там наказание вплоть до отзыва лицензии, так что банк     
карается строго.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович.                             
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемый Алексей Владимирович, один из аргументов в пользу        
принятия данного закона - исполнение плана мероприятий в рамках повышения       
эффективности работы с дебиторской задолженностью. Проясните, пожалуйста, к     
какой сумме возврата в бюджет Российской Федерации дебиторской задолженности    
приведёт принятие данного закона?                                               
                                                                                
И второй вопрос. Вы вводите дисквалификацию от полугода до трёх лет за          
совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, но не     
слишком ли большой разрыв - полгода и три года? Всё-таки, наверное, здесь       
усматривается определённая коррупционная составляющая - может, всё-таки         
рассмотреть предложение об установлении конкретного срока, уйти от такой        
вилки, от полугода до трёх лет, чтобы ни у банкиров, ни у тех, кто занимается   
валютными операциями, не возникало желания пытаться договориться о меньшем      
сроке дисквалификации?                                                          
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Что касается средств возврата, эта мера...     
там в целом "дорожная карта" по борьбе с дебиторской задолженностью, и она      
направлена как на возврат существующей задолженности, так и на недопущение в    
будущем. Конечно, данная норма направлена на то, чтобы в будущем это не         
возникало, то есть чтобы деньги в будущем за границу не утекали. Понятно, что   
в отношении тех правонарушений, операций, которые уже прошли, норма, которая    
позволяет их не проводить, уже неактуальна, это для будущих нарушений, в        
случае если кто-то захочет их совершить.                                        
                                                                                
Что касается второй части вопроса, это стандартная для КоАП вилка: в рамках     
КоАП существуют разные объёмы наказания, точно так же по штрафам, как           
правило, вилка есть, и связано это с тем, что кто-то, может быть, два раза по   
10 тысяч рублей пропустил, а кто-то - два раза по 10 миллионов рублей: таких    
людей надо наказывать, с нашей точки зрения, по-разному. Ну вот давайте ко      
второму чтению... Действительно, как сообщил содокладчик, у ГПУ был ряд         
замечаний правового характера, всё готов обсудить, у меня нет принципиальных    
возражений - давайте при подготовке ко второму чтению обсудим.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Алексею Владимировичу.                           
                                                                                
Алексей Владимирович, вы сказали, что основанием для отказа в осуществлении     
валютных операций является финансирование терроризма или отмывание денег. И     
вы знаете, что вчера у президента рассматривались вопросы деятельности НКО,     
общественных организаций и приводились примеры, как трудно иногда найти         
способы финансирования иностранных агентов. Так вот как банкир узнает, куда     
направляются эти деньги, - что, человек, который осуществляет эту операцию,     
сам напишет, что он финансирует терроризм? Как это можно узнать?                
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Тамара Васильевна, есть закон № 115-ФЗ, которым регулируются      
борьба с отмыванием капитала и противодействие терроризму, отвечает за это      
Росмониторинг, деятельность которого как раз не в ведении правительства, а в    
ведении Президента Российской Федерации, и у них наработан целый механизм,      
есть критерии, которыми банкиры должны пользоваться, - критерии                 
подозрительных операций, по которым должны останавливать такие операции, и      
так далее.                                                                      
                                                                                
Причина, почему я сейчас сказал об этом законе, связана лишь с тем, что         
вводится норма, аналогичная той, которая предусматривается 115-м федеральным    
законом для банков при нарушениях законодательства. Рассматриваемый проект      
закона никак не связан с деятельностью по борьбе с терроризмом, он связан       
именно с валютными нарушениями и направлен исключительно на предотвращение      
незаконного вывода валюты за рубеж.                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Грищенко Олег Васильевич.                                                       
                                                                                
ГРИЩЕНКО О. В. Вопрос Алексею Владимировичу.                                    
                                                                                
Государственная Дума, я так понимаю, уже не будет влиять на эти процессы,       
тогда какими именно актами будет теперь регулироваться валютное                 
законодательство? Что это будет: постановление правительства, постановление     
Центрального банка, указ президента - каким актом будет приниматься это всё?    
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Базовый документ, который регулирует деятельность по              
противодействию незаконному оттоку капитала, - это закон "О валютном            
регулировании и валютном контроле" и корреспондирующие нормы КоАП. Как это      
было, так и осталось, никакого расширения полномочий Центрального банка,        
правительства или даже президента данным законом не предполагается.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, вы лучше многих знаете, что    
у семидесяти трёх банков отозваны лицензии. К сожалению, разбирательства        
показывают, что, как только отозвали лицензию, выясняется, что руководитель     
банка уже вывез 30 миллиардов, пятьдесят или сто и всю свою семью. Скажите,     
пожалуйста, почему у нас самое либеральное валютное законодательство и что      
нам мешает сделать его хотя бы как в странах "семёрки" или "двадцатки", чтобы   
мы тот триллион, который, по данным ЕЦБ, у нас вывезен за пятнадцать лет,       
всё-таки смогли... ну, чтобы смогли, во-первых, остановить отток, а             
во-вторых, всё-таки сделать так, чтобы эти деньги возвращались?                 
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопросы. Ну, что касается семей, то, как вы,           
вероятно, лучше меня знаете, дети за отцов не отвечают, поэтому я здесь         
ничего не могу сказать. Что же касается самих банкиров, то за последние три с   
половиной или четыре года, которые я этим вопросом занимаюсь, был введён        
целый ряд норм, касающихся персональной уголовной ответственности               
руководителей банков, которые недобросовестно выполняли свои обязанности, и     
вы знаете, что целый ряд таких банкиров оказались за решёткой - не клерков, а   
именно руководителей и владельцев банков. Поэтому я думаю, что если мы будем    
двигаться в этом направлении и люди будут нести конкретную персональную         
ответственность, вплоть до заключения в места лишения свободы, то, конечно, -   
я надеюсь - они дважды или трижды подумают, перед тем как такого рода           
операции совершать!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, просил бы ещё раз уточнить вот что. В           
законопроекте фактически предлагается наделить банки полномочием                
самостоятельно, без участия каких-либо правоохранительных органов               
устанавливать факт законности или незаконности валютных операций. В случае      
принятия данного закона не повлечёт ли это нарушения прав участников валютных   
операций, действия которых без судебного решения будут признаваться банками     
незаконными?                                                                    
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, он мог возникнуть, но у нас     
банки являются агентами валютного контроля, законодатель в вашем лице наделил   
их такими полномочиями, и они в целом ряде случаев могут проводить такого       
рода операции. Приведу пример, возможно, совсем уж абсурдный: если вы придёте   
в банк с чемоданом денег мелкими купюрами, которые чем-то пахнут, то банк у     
вас эти деньги не примет, а может быть, вообще задержит и призовёт              
правоохранительные органы для дальнейших мер.                                   
                                                                                
Согласно концепции противодействия незаконным валютным операциям и борьбы с     
отмыванием капиталов, которая в мире развивается с начала 70-х годов,           
основная нагрузка возлагается на банки, потому что деньги, находящиеся вне      
банков, могут быть какими угодно, но деньги, которые находятся в банках,        
должны двигаться по законным каналам, в том числе в части валютных операций,    
поэтому банк должен иметь определённые полномочия. В том случае, если           
операция уже совершена - это не только российский опыт, но и международный:     
это признаётся во всех обзорах и отчётах, в том числе ФАТФ, которая             
занимается данными вопросами на международном уровне, - вернуть обратно эти     
деньги, незаконно вывезенные, практически невозможно. Именно поэтому, если мы   
хотим серьёзно бороться с незаконным выводом валюты за рубеж, мы должны         
наделить банк правом осуществлять вот такую привентивную деятельности. Хотя,    
конечно, клиент может оспорить решение банка и банк впоследствии может          
провести операцию: гражданин или юрлицо в рамках гражданско-правовых            
отношений могут подать на банк в суд, если они из-за незаконных действий        
банка понесли убытки, и банк должен будет компенсировать такие убытки в         
судебном порядке. Если же мы не дадим права останавливать операции, то тогда,   
по сути, можно говорить о том, что всё наше регулирование бессмысленно.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Алексею Владимировичу вопрос.                                       
                                                                                
Представленный законопроект направлен на предотвращение незаконных валютных     
операций, совершаемых через уполномоченные банки Российской Федерации. Как мы   
все знаем, самой громкой такой валютной операцией последних лет, которая        
потрясла, обанкротила, сделала нищими, выбросила на улицы десятки тысяч         
российских граждан, даже, наверное, десятки тысяч семей, стала валютная         
ипотека. Алексей Владимирович, не считаете ли вы, что именно такие операции     
как раз и следует запретить, считать их незаконными, дабы не наступать впредь   
на те же грабли? Ведь есть примеры, к сожалению, и вы ихпомните: "МММ"          
возрождалась дважды, трижды, пока наконец действительно не были приняты         
серьёзные решения о запрете. Чтобы не просто говорить: "Ай-ай-ай, думайте,      
граждане"... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович.                         
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Валютная ипотека не является в понимании закона "О валютном       
регулировании и валютном контроле" валютной операцией, так как данный закон     
регулирует операции между резидентами и нерезидентами и, в частности,           
операции, связанные с переводом валютных активов за рубеж, а когда гражданин    
Российской Федерации получает от банка кредит в иностранной валюте, строго      
говоря, никакого движения валюты, в общем-то, нет.                              
                                                                                
Что касается непосредственно вашего вопроса, то сейчас на рассмотрении в        
Государственной Думе находится законопроект, который внедряет норму ОЭСР в      
части регулирования в том числе валютной ипотеки. Мы с вами обсуждали           
законопроект, я докладывал о нём несколько недель назад здесь, на пленарном     
заседании, и я тогда говорил и сейчас повторяю, что мне неизвестно, несмотря    
на то что я постоянно встречаюсь с гражданами - валютными ипотечниками, о       
десятках тысяч, как вы говорите. Вот если у вас есть такой список, я хотел      
бы, чтобы вы его показали, - мы тогда бы посмотрели. Но я заявляю               
ответственно, что нет десятков тысяч людей, которые, как вы говорите, были      
выброшены на улицу из-за валютной ипотеки.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно,        
валютное регулирование является одной из ахиллесовых пят в нашей стране. К      
сожалению, если зеркальное сравнение проводить, то имеющаяся у нас статистика   
разнится с данными Европейского банка и ФРС, и получается следующее: если вы    
посмотрите на сайте Центробанка, у нас на данный момент отток капитала за       
последние пятнадцать лет - более 800 миллиардов долларов, а если посмотрите     
статистику ЕЦБ - более триллиона долларов. Ну, вы понимаете, что это за         
суммы.                                                                          
                                                                                
Мы этот законопроект поддержим, но, с нашей точки зрения, его принятия          
недостаточно для того, чтобы пресечь массовый отток капитала, по нескольким     
причинам.                                                                       
                                                                                
Первое. У нас сетевые структуры на 90 процентов зарегистрированы в офшорных     
компаниях. Казалось бы, они осуществляют деятельность по вывозу капитала для    
организации своей деятельности, и в то же время они ограничивают возможность    
попадания наших товаров на прилавки наших же магазинов, но только               
принадлежащих иностранцам.                                                      
                                                                                
Второе. С нашей точки зрения, необходимо более жёсткое валютное регулирование   
и надо сделать так, чтобы при осуществлении внешнеэкономической деятельности    
было удобнее, лучше через Центробанк продавать валюту и покупать при            
необходимости - это позволит полностью проследить весь поток. Почему? Я уже,    
задавая вопрос, акцентировал внимание на том, что мы с вами знаем об отзыве     
лицензий у семидесяти трёх банков. В общей сложности за время существования     
агентства под руководством Турбанова на санацию банков потрачено -              
вдумайтесь! - 1,8 триллиона рублей, а кроме этого вывезли из страны, по         
разным данным, от 800 миллиардов до... в общем-то, громадные суммы в            
долларах!                                                                       
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект, но считаем, что его принятия недостаточно для   
ограничения оттока капитала и пресечения в том числе незаконного вывоза         
валюты из страны.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Козенко Андрей Дмитриевич.                                                      
                                                                                
КОЗЕНКО А. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного        
законопроекта в первом чтении с учётом замечаний, которые были рекомендованы    
Комитетом по финансовому рынку, и доработки законопроекта ко второму чтению.    
                                                                                
Ужесточение требований к валютным операциям, предусмотренное проектом           
федерального закона, в полной мере соответствует программе "Успех каждого -     
успех России!", с которой партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" шла на выборы в                
Государственную Думу. Одним из базовых положений экономического блока этой      
программы является снижение заинтересованности российских граждан и             
предприятий в использовании иностранной валюты во внутренней экономической      
деятельности на территории России. Принятие законопроекта не только обеспечит   
предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через уполномоченные   
банки Российской Федерации, но и в целом будет способствовать расширению        
использования рубля в качестве платёжного средства, чтобы переходить на         
национальную валюту стало более выгодно, а использовать её - более безопасно    
и надёжно.                                                                      
                                                                                
Также рассматриваемый сегодня в первом чтении законопроект направлен на         
выполнение другого пункта предвыборной программы "ЕДИНОЙ РОССИИ" - о            
наведении порядка в банковской сфере.                                           
                                                                                
Учитывая эти факты, а также несомненную пользу законопроекта для оздоровления   
российской экономики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе            
поддерживает его принятие в первом чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Дмитриевич.                               
                                                                                
Алексей Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет.            
                                                                                
Дмитрий Станиславович?                                                          
                                                                                
Включите микрофон депутату Скриванову на рабочем месте.                         
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемые коллеги, я коротко.                                   
                                                                                
Мы не меняем в целом валютное законодательство, валютное законодательство       
остаётся в том виде, в каком оно есть, - у нас есть закон о валютном            
регулировании, и есть Кодекс об административных правонарушениях,               
единственное, что мы делаем, - мы вводим новый субъект ответственности и даём   
банку возможность приостанавливать операции в том случае, если эти операции     
противоречат закону. Но опять же, банк не выполняет те функции, которые         
выполняют правоохранительные органы, и поэтому, соответственно, банк не         
принимает окончательное решение, он только приостанавливает валютные            
операции, окончательное решение будут принимать либо суд, либо                  
правоохранительные органы.                                                      
                                                                                
Ещё раз: просьба поддержать законопроект, потому что он принципиально,          
кардинально ничего не меняет, он просто администрирует, собственно говоря,      
то, что уже прописано в законе.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.