Заседание № 40
20.04.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1165805-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части индексации пенсионных выплат".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4320 по 4869 из 8268
Теперь рассматриваем законопроект под пунктом 8 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части индексации пенсионных выплат". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я приношу извинения в связи с тем, что вам сегодня много приходится меня слушать, но я просил бы ещё послушать, потому что законопроект, о котором я буду докладывать, хотя срок его принятия, увы, что называется, остался в прошлом, является чрезвычайно важным. Речь идёт об индексации пенсий граждан Российской Федерации. Позвольте, я сначала напомню историю вопроса. По официальным данным, инфляция в России за 2015 год составила 12,7 процента, давайте условно скажем - 13 процентов, и по действующим законам все пенсионеры, и работающие, и неработающие, должны были получать пенсию с учётом именно такой индексации с февраля 2016 года. Однако закон об индексации в результате принятия специального закона был вообще изменён, законом и бюджетом 2016 года индексация пенсий неработающим пенсионерам предусматривалась на уровне 4 процентов, а работающим пенсионерам, повторю, не дали вообще ничего. При этом в бюджете были заложены средства на два резервных фонда, правительственный и президентский, которые, по неофициальным заявлениям представителей социального блока в правительстве, как раз и предназначались в том числе для так называемой, доиндексации пенсий. Во всяком случае, зампред правительства уважаемая Ольга Юрьевна Голодец, выступавшая в этом зале на "правительственном часе", в ответ на мой вопрос дала понять, что считает доиндексацию вполне возможной. Однако наступило лето 2016 года, и председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев объявил, что индексации не будет, вместо неё будет компенсационная выплата в размере 5 тысяч рублей всем в январе 2017 года. Уважаемые коллеги, тогда мы вынуждены были внести этот самый законопроект, который сегодня представляем вашему вниманию, - конечно, мы рассчитывали, что он будет рассматриваться осенью, но, как говорят острословы, лучше поздно, чем никому. Законопроект содержит две основные идеи. Первая идея - доиндексация пенсий неработающим пенсионерам с 1 сентября 2016 года (мы понимаем, что сроки прошли). Вторая идея - возобновление индексаций пенсий работающим пенсионерам, и я думаю, что вот эта идея по-прежнему остаётся актуальной, уважаемые коллеги. Если даже законопроект сегодня будет принят в первом чтении и в нём останется только вторая идея - идея возобновления индексаций пенсий работающим пенсионерам, - мы считаем, что это будет очень важное решение. А пока я вынужден сказать, что, с нашей точки зрения, решение, которое было принято правительством и большинством в Государственной Думе, нанесло вред и развитию человеческого потенциала, и экономике страны. Вот аргументы, которые я успею изложить в оставшееся время. Первый и самый очевидный аргумент: эта политика ведёт к дальнейшему снижению уровня жизни одной из самых незащищённых групп российского населения. Знаете ли вы, уважаемые коллеги, что в Греции после всех кризисов и жесточайших мер Международного валютного фонда средняя пенсия, пересчитанная в рубли, примерно вдвое выше, чем в России, и это было до падения курса рубля, а теперь примерно в 2,5 раза выше. Напомню, по заявлению председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, в Германии беженец получает 360 евро на себя, 180 евро - на ребёнка, что значительно, ну, почти в 2 раза выше средней российской пенсии. По заявлению министра труда Максима Топилина от 20 января 2017 года, в ближайшие годы жизненный уровень российского пенсионера будет только падать. Почему? Потому что не индексируется пенсия работающим пенсионерам. Коллеги, давайте подумаем, согласны ли мы с такой политикой. Второе. Единовременная денежная выплата, которая была произведена, в пересчёте в 2,5-3,5 раза меньше того, что должен был получить пенсионер со средней пенсией при нормальной индексации за прошлый год, соответственно у неработающего пенсионера примерно в 2-2,5 раза ниже, у работающего пенсионера - в 3,5 раза ниже, если пересчитывать с учётом среднего размера пенсии. Третье. Нам говорят, что единовременная выплата была сделана в интересах самых необеспеченных пенсионеров, однако, коллеги, на самом деле это вовсе не так. Единовременная денежная выплата представляет собой попытку частичного перераспределения денег от бедных к нищим - я не оговорился! - и при этом отбираются деньги у тех и у других. Давайте проверим аргумент наших оппонентов с помощью элементарной арифметики: согласно официальным данным за 2016 год низкими, то есть ниже прожиточного минимума пенсионера, считались пенсии на уровне 8 тысяч 800 рублей (я округляю для облегчения), если мы высчитаем 9 процентов от этой суммы (то, что недоиндексировали за прошлый год) и умножим это число на 11 месяцев (с февраля должны были индексировать), то получится, что не 5 тысяч рублей, а 8 тысяч 715 рублей должен был получить самый, так сказать, низкооплачиваемый пенсионер. Если мы те же самые операции произведём в отношении пенсии работающего пенсионера, то получится, что он должен был получить 12 тысяч 600 рублей, а не 5 тысяч рублей, как он на самом деле получил. Четвёртое, коллеги. Мне скажут: мы возобновили индексацию пенсий с 2017 года. Это правда, однако работающим пенсионерам индексацию пенсий не произвели, а неработающим пенсионерам провели индексацию с базы 2015 года плюс 4 процента. То есть при средней пенсии на начало 2016 года в 12 тысяч 800 рублей (я округляю) неработающий пенсионер ежемесячно с февраля этого года недополучает 1 тысячу 155 рублей, за год недополучит 12 тысяч 700 рублей, а работающий пенсионер ежемесячно недополучает в этом году 2 тысячи 400 рублей, а за год недополучит 26 тысяч рублей. Вот так... Тридцать секунд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я добавлю только одно: для нас совершенно очевидно, что в условиях рыночной экономики есть два источника роста - дешёвый кредит и платёжеспособный спрос. Что с кредитом, вы сами прекрасно знаете, но мы искусственно снижаем к тому же и платёжеспособный спрос. Остальное я скажу, когда будет предоставлено слово для заключительного выступления, а сейчас прошу поддержать законопроект и поступить, как Андрей Михайлович Макаров: принять в первом чтении и оставить хотя бы одну идею ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольги Ивановны Павловой. Пожалуйста. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом, представленным на ваше рассмотрение, предлагается исключить из содержания Федерального закона "О страховых пенсиях" статью 26-1, предусматривающую неиндексацию страховой пенсии работающим пенсионерам, а также с 1 октября 2016 года провести дополнительную индексацию страховых и социальных пенсий. Однако изменениями в законодательство, внесёнными Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", пенсионерам предоставлена единовременная выплата в размере 5 тысяч рублей, одновременно нормы, в которые авторами законопроекта предлагается внести изменения и которые предусматривают возможность дополнительной индексации, утратили силу. Вариант индексации, предложенный авторами, в настоящее время не может быть реализован, так как в этом случае мы нарушили бы Бюджетный кодекс Российской Федерации, пункт 2 статьи 83, регулирующий условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств. В связи с изложенным рассматриваемый законопроект в настоящее время неактуален. На данный законопроект есть двенадцать согласованных отзывов законодательных (представительных) органов власти регионов, в одиннадцати из которых принятие законопроекта не поддерживается. Руководствуясь изложенным, а также отрицательными заключениями Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Николаевич, ну, понятно, что законопроект хотели рассмотреть и принять ещё в 2016 году, до принятия федерального бюджета, но бюджет принят, но вот чисто гипотетически: если этот законопроект будет принят - а согласно финансово-экономическому обоснованию там достаточно серьёзные суммы прописаны, - вступит в силу с 1-го числа следующего месяца после опубликования, скажите, пожалуйста, где возможно будет взять те суммы, которые прописаны в этом законопроекте? СМОЛИН О. Н. Если вы заметили, вчера уважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев сказал две важные вещи. Первая. Мы заработали денег больше, чем рассчитывали. Точных последних данных у меня нет, но об этом неоднократно говорили представители Минфина, поскольку доходы от продажи нефти в этом году значительно больше плановых: планировали стоимость нефти на уровне 40 долларов, пока в районе 55 долларов. Но самое главное не это. Коллеги, я уже сказал: я понимаю, что, поскольку законопроект не рассмотрели осенью, сейчас надо серьёзно пересматривать его содержание. Мы были бы готовы, если бы в законопроекте осталась одна идея, даже урезанная - восстановление индексации пенсий работающим пенсионерам, - если бы мы ввели его в действие хотя бы с 2018 года. Я напомню, что вчера Дмитрий Анатольевич признал такой подход серьёзным и сказал, что правительство пока не готово дать внятный ответ, но оно будет это рассматривать, - хотя бы для тех, кто получает невысокую заработную плату. Я ещё в заключительном слове к этому вернусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня к Ольге Ивановне вопрос. Ольга Ивановна, вы знаете, как в прошлом году проиндексировали пенсию: работающим вообще ничего, а всем пенсионерам - один раз, пообещав 5 тысяч рублей. 5 тысяч выдали в этом году, а потом началась индексация - почему-то всё по-новому. Представляете, что мне на встречах говорят: "Я получил 27 рублей индексацию", "Я - 30 рублей". Это что за индексация-то? Почему индексируют не суммы пенсии, как положено, а, скажем так, от прожиточного минимума? Фактически прожиточный минимум уменьшают - я считаю, специально, - а потом индексируют, и в итоге там вообще никакой индексации нет. Ну сколько это будет народ терпеть?! ПАВЛОВА О. И. Уважаемая Тамара Васильевна, я хотела бы подчеркнуть, что пенсионеры, которые прекращают трудовую деятельность, получают пенсию с учётом индексации, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. То есть по выходе работающего пенсионера на пенсию он и получит все недоиндексированные выплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бессарабов Даниил Владимирович, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторы внесённой инициативы затронули очень важную для десятков миллионов граждан тему - вопросы пенсионного обеспечения, и в двух словах смысл предложения авторов заключается в том, чтобы всем и сразу сделать хорошо: доиндексировать пенсии неработающим пенсионерам, проиндексировать работающим пенсионерам. Однако в таком непростом вопросе, как мне представляется, надо быть честным - честным прежде всего с собой и, конечно, по отношению к избирателям. Мы все помним, как больно ударил кризис по экономике и как непросто формировался бюджет на 2016 год. В той ситуации звучали самые разные предложения, в том числе по ограничению выплат пенсий, и даже такие радикальные, как отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам. В этой ситуации именно фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе стала гарантом пенсионных прав граждан: мы в результате той работы отклонили многие радикальные предложения, и принятый федеральный закон, его действующая редакция, отразил сбалансированный подход к этим вопросам. Одновременно депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вместе с коллегами, с исполнительной властью продолжили работу над поиском новых источников дохода в бюджете, вместе с этим было принято решение направить доходы на выплаты социального характера. Что нам удалось сделать за этот период? Во-первых, при поддержке фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в конце 2016 года мы с вами приняли закон о единовременной выплате всем пенсионерам, включая работающих, и уже в январе каждый получил по 5 тысяч рублей, а это свыше 43 миллионов человек, общая сумма выплат составила более 220 миллиардов рублей. Для сравнения: внесённая законодательная инициатива предусматривает финансирование только в размере 141 миллиарда рублей. Во-вторых, для нас принципиально важно было добиться того, чтобы уже начиная с 2017 года индексация пенсий вновь проводилась в соответствии с уровнем фактической инфляции, и как результат - в феврале этого года мы проиндексировали выплаты на 5,4 процента, а с 1 апреля они были ещё доиндексированы. В отношении работающих пенсионеров мы сохранили механизм ежегодного перерасчёта пенсий, позволяющий увеличивать её размер на три балла ежегодно. Кроме того, когда работающий пенсионер уволится, его пенсия будет увеличена сразу с учётом всех пропущенных индексаций. В завершение я хотел бы заверить, что и в дальнейшем для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в вопросах социального обеспечения приоритетом будет, безусловно, повышение качества жизни наших пенсионеров. Предложенный законопроект просил бы отклонить, но вместе с авторами мы готовы продолжить работу над реализацией многих идей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я, конечно, счастлив, что наши коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" защитили наших пенсионеров и не дали отнять пенсию у работающих пенсионеров, но вот интересно, а от кого же они защищали-то? Кто же это такой негодяй, который требовал отнять у работающих пенсионеров пенсии? В КПРФ есть такие? Нет. В ЛДПР нет, у нас тоже нет. Коллеги, может, вам подумать, где поискать-то? С кем вы боролись в этой ситуации? Это первое замечание, это по поводу выступления предыдущего оратора. Второе замечание. Безусловно, это хорошо, конечно, что мы нашли чуть больше 200 миллиардов рублей и один раз выдали по 5 тысяч нашим пенсионерам, но вот давайте тогда мы напомним, сколько у пенсионеров при этом отняли. Вы один раз выдали по 5 тысяч, а недоиндексация пенсии теперь будет происходить каждый год - вот в чём вопрос-то! И вот эти 140 миллиардов, о которых говорит Олег Николаевич Смолин, - это же не единовременно, это же каждый год должно быть! Если их сейчас выплатить, то в следующем году по закону на эти выплаты тоже будет распространяться индексация, и они снова будут увеличиваться. Понятно, в чём разница: вы один раз 200 выдали, а тут каждый год по 140?! Это второе замечание, если уж мы говорим о цифрах. Третье замечание. Вы говорите: "В каких муках рождался у нас бюджет!" - ну конечно, если не принимать предложения оппозиции по пополнению бюджета, то, разумеется, в муках будем принимать бюджет. Тут, кстати, при рассмотрении предыдущего закона представитель правительства говорил, что, если у вас есть предложения о пополнении бюджета, где взять деньги, скажите нам. Ну, в очередной раз - вы-то, наверное, слышали, это он редко здесь бывает - повторю для правительства, раз они нас не слышат. Первое предложение - это наведение порядка в госзакупках. 25 триллионов рублей - закупки у единственного поставщика по 223-му закону, и по 44-му закону ещё на 5 триллионов рублей в год у нас закупки - вот вам, пожалуйста, резервы. Даже 10 процентов сэкономьте с этой суммы - сколько получится? Под 3 триллиона рублей. Как раз дефицит бюджета! Это первое. Второе - нефтегазовый комплекс. У нас 80 процентов нашего экспорта - это экспорт сырья, и основная, львиная доля - это углеводороды. Мы уже говорили с этой трибуны, что при экспорте сырья за рубеж мы возвращаем сырьевикам НДС в размере 18 процентов, то есть мы дотируем сырьевиков за счёт обрабатывающих отраслей! Конечно, хорошее предложение вчера прозвучало от Дмитрия Анатольевича Медведева: дать инвестиционную льготу по налогу на прибыль предприятиям, которые инвестируют в развитие производства. Но это даже в десятки раз меньше, чем дотирование сырьевиков за счёт обрабатывающих отраслей при перераспределении налога на добавленную стоимость! Это вам ещё около полутора триллиона рублей как минимум. Третий источник. Мы уже несколько раз с этой трибуны приводили примеры: была межфракционная группа, которая анализировала, сколько же сборов должны платить импортёры в бюджет Российской Федерации, - по 2014 году мы недосчитали 40 миллиардов долларов. По курсу на конец 2014 года, даже не по максимальному курсу, это почти 3 триллиона рублей - вот вам ещё источник покрытия дефицита бюджета. А теперь сопоставьте эти цифры с той цифрой, о которой говорится в финансово-экономическом обосновании Олега Николаевича Смолина, - всего 140 миллиардов, - посчитайте, сколько это вообще процентов от этой суммы. Ну, ответ будет очевиден: деньги-то в стране есть, только их нужно справедливо распределять. Поэтому мы предлагаем поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, от фракции. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Хотел бы задать сначала риторический вопрос, адресованный прежде всего депутатам-одномандатникам. Есть ли в зале депутаты-одномандатники, которые во время избирательной кампании или во время встреч с избирателями не слышали бы от граждан такой вопрос: а почему не индексируют пенсию работающим пенсионерам? Я убеждён, что нет. И я убеждён, что многие, голосуя за законопроект, который позволяет не индексировать пенсии работающим пенсионерам, делают это скрепя сердце, понимая, что есть понятие дисциплины. И я уверен, что социальный блок правительства, который был ответственным за прохождение этого законопроекта в Государственной Думе, с удовольствием проиндексировал бы пенсии, если бы не позиция Минфина - жадного Минфина, который всегда говорит, что денег нет, и всегда предпочитает экономить на всех социальных выплатах. Вчера, когда отчитывалось правительство в Государственной Думе, от фракции ЛДПР был поставлен вопрос: когда мы введём прогрессивную шкалу налогообложения? Вот принятие прогрессивной шкалы налогообложения сразу позволило бы дополнительно наполнять бюджет, и эти средства можно было бы направлять на выполнение социальных обязательств государства. Ещё где можно взять деньги? Давайте введём монополию на алкоголь и на любую спиртосодержащую продукцию. Давайте мы под жёсткий контроль возьмём проведение всех конкурсов и аукционов. Если Федеральная антимонопольная служба отмечает, что 95 процентов конкурсов и аукционов - это фикция, то какой вывод напрашивается? Либо за государственные деньги покупается дорогая продукция или услуга стоит дороже, чем она могла бы стоить, либо, наоборот, продаётся всё низкокачественное - тогда работает формула "скупой платит дважды". Давайте возьмём под жёсткий контроль перемещение товаров через границу - сколько у нас бюджеты недополучают? Возьмём под жёсткий контроль проведение всех мероприятий, особенно сомнительных мероприятий, на которые тратятся деньги. Почему мы находим деньги на сомнительные программы, которые нам предлагает Чубайс, а потом его проекты закрываются как нерентабельные? Почему находятся деньги на постоянную замену асфальта или плитки там, где этого делать совершенно не надо? Меняется цвет, меняется форма плитки, и на это деньги находятся! В конце концов, почему, когда арестовывают очередного губернатора, обнаруживают миллионы и миллиарды наличных и имущества на такую же сумму? То есть деньги есть. Если жёстко контролировать, меньше тратить средств и оптимизировать расходы, то всё можно решить. Прежде всего можно решить социальные вопросы. Самое главное - надо захотеть это сделать. Президент России Путин нам показал, как, имея жёсткую позицию, можно сразу найти деньги. Когда мы в первом чтении принимали законопроект о единовременной выплате в размере 5 тысяч рублей, это касалось лишь тех пенсионеров, которые получают деньги из Пенсионного фонда, не по линии силовых ведомств. Когда президент принял принципиальное решение и дал соответствующее поручение, Минфин сразу же нашёл деньги, и тогда мы приняли законопроект в третьем чтении, распространив единовременную выплату на всех пенсионеров. Значит, можно?! Я убеждён, что впереди очередные аресты высоких должностных лиц, доходы которых, видимо нетрудовые, будут нам демонстрировать, что деньги есть. Меньше надо воровать! И ещё под жёсткий контроль надо взять все стройки, где проверки показывают, что деньги тратятся неэффективно, попросту разворовываются. Фракция ЛДПР данный законопроект поддержит. Мы ещё раз напоминаем: хватит трогать щепетильную социальную сферу и издеваться над нашими стариками, которые и так уже еле-еле сводят концы с концами, потому что пенсии мизерные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Я на самом деле не думал, что буду так рьяно защищать Правительство Российской Федерации, но тем не менее. У нас работа, уважаемые коллеги, не пыльная, мы здесь можем принять любые законы, но исполнять не нам, а правительству. Когда мы вносим законопроекты и, скажем так, смутно прописываем, где взять деньги на реализацию тех или иных обязательств, особенно новых, после принятия бюджета, возникает вопрос профессиональной подготовки законопроектов, которые вносятся нами на рассмотрение. Давайте будем говорить откровенно: мы должны нести ответственность за те законопроекты, которые мы вносим, рассматриваем, за те законы, которые мы принимаем, - не надо об этом забывать. Вот здесь говорят, мол, 140 миллиардов - мелочь какая-то, 140 миллиардов туда, 140 миллиардов сюда. При всём уважении к Олегу Николаевичу - честно говорю: искренне уважаю, - на мой взгляд, когда мы прописываем расходные обязательства и говорим, что средства можно найти, потому что вчера нам сказали, что где-то там что-то продали, где-то там дополнительные средства пришли, на мой взгляд, это непрофессиональный подход. Мы должны чётко знать и понимать, где статьи расхода и откуда нам взять деньги, чтобы туда направить. В связи с тем что на самом деле я не увидел и не услышал, где мы возьмём деньги, чтобы реализовать закон в случае принятия, я считаю, что поддерживать данный законопроект нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот последний выступавший коллега, мне кажется, немножко не понял, о чём говорил. Вы поймите, когда-то вы тоже станете пенсионером и, возможно, вам не будет хватать денег, вам придётся идти работать. Вы уже заработали конституционное право на свою пенсию, понимаете? С моей точки зрения, неиндексация пенсий работающим пенсионерам - это ущемление их конституционных прав. Почему? Они уже заработали, вы им обязаны выплачивать адекватную ситуации пенсию. Откуда взять деньги? Я вам докладываю: за девять месяцев прошлого года в соответствии с нашим законодательством только "Роснефтегаз" должен был, но не заплатил 400 миллиардов рублей дивидендов в федеральный бюджет - незаконно, с моей точки зрения. Докладываю дальше, второе. У нас банковская система удушает обрабатывающие отрасли, за прошлый год она увеличила прибыль в 3 раза и, получив 1 триллион 79 миллиардов рублей, в то время как обрабатывающие отрасли, в которых в основном и заняты работающие пенсионеры, потому что сегодня ПТУ не готовят должного качества токарей, фрезеровщиков, заплатили только по процентам 1 триллион 69 миллиардов. Третье. Посмотрите, у нас, к сожалению, Центробанк, с моей точки зрения, из-за лояльности парламентского большинства незаконно оставляет себе слишком большие дивиденды. Он должен 90 процентов прибыли платить в федеральный бюджет. С моей точки зрения, все госкорпорации обязаны не менее 90 процентов прибыли платить в федеральный бюджет. Вот я вам уже только по этим параметрам нашёл 2,5 триллиона. А можно ещё учесть и то, о чём говорил Валерий Карлович. В прошлом году думская комиссия, скрупулёзно поработав с таможней, с Центробанком, с другими ведомствами, со Счётной палатой, по зеркальной статистике нашла потери в таможне 2,6 триллиона рублей. Мне кажется, надо не ужимать тем, кому положено, а взыскать с тех, кто не отдаёт, - вот это будет принцип социальной справедливости. Ну и самое главное - надо понять одно: из 43 миллионов пенсионеров 15 миллионов человек вынуждены работать. Говорю моему коллеге Даниилу Владимировичу: если бы было хорошо, народ нянчил бы своих внуков, понимаете? Пенсионерам не хватает, поэтому они вынуждены работать, не уделяя должного внимания своим внукам. Что я предлагаю? Вот Олег Николаевич очень скрупулёзный человек, он всё просчитал, всё доложил правильно - не его вина, что мы с вами не вовремя этот вопрос рассматриваем. С моей точки зрения, концепцию надо поддержать, а ко второму чтению учесть все предложения и, доработав законопроект, принять его. Работающих пенсионеров, кстати, стало меньше. Вот здесь часто говорят о том, что в тень уходят, - как раз работающие пенсионеры и уходят в тень (или их работодатели), чтобы и пенсию получать индексированную, и зарплату в конверте, и налоги не платить. Вот задумайтесь над этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я хотел бы ответить на два упрёка или, точнее сказать, призыва. Призыв первый: давайте будем честными, - давайте, уважаемые коллеги! Но я тогда хочу спросить: а почему за ошибки одних расплачиваются другие, почему за кризис отвечают те, кто его не создавал, - интеллигенция и, в частности, пенсионеры? Вот когда вы, уважаемые коллеги, наконец отважитесь ввести прогрессивную налоговую ставку, как во всех странах "двадцатки", кроме России, - а это признак нашей экономической отсталости, не думайте, что это прорыв, это наши системные либералы говорили нам, что это прорыв, но это признак экономической отсталости, и социальной тоже, - вот тогда мы посчитаем снова и поймём, хватает или не хватает у нас денег на пенсионеров. Это по поводу честности. Теперь по поводу профессионализма. Ещё раз: законопроект вносился летом прошлого года при наличии двух резервных фондов, в которых было значительно больше денег, примерно в 3 раза больше, чем мы в этот законопроекте предлагали использовать. При этом нам давали понять здесь с высоких трибун уважаемые мною представители социального блока правительства, что индексация предварительно предусматривалась. Поэтому мы сделали всё в помощь социальному блоку правительства, а не как-то иначе. Теперь, уважаемые коллеги, ещё об одном. Давайте на минуточку забудем, что пенсии в России сплошь и рядом бывают такими, на которые прожить невозможно. Я хочу поговорить о другой ситуации. Коллеги, плохой шахматист считает на один ход вперёд, но мы-то с вами должны считать хотя бы на два хода, понимаете? Вчера я приводил Дмитрию Анатольевичу данные - он сказал, что они не совсем точные, но это не мои данные, это данные высокопоставленных правительственных экспертов, - что за прошлый год в результате того, что мы не проиндексировали пенсии работающим, Пенсионный фонд сэкономил 25 миллиардов рублей, а из-за того, что люди ушли с работы, мы потеряли 20 миллиардов рублей - сколько потеряем ещё? Так надо считать хотя бы на два хода вперёд или не надо? Или мы по-прежнему будем бухгалтерами, которые только считают, сколько можно сэкономить, не считая, сколько на этом можно потерять? И наконец, ещё одна тема - особая тема, коллеги, на которую хочу обратить ваше внимание, - работающие инвалиды. В настоящее время их доля от числа инвалидов трудоспособного возраста 25 процентов, согласно правительственной программе к 2020 году она должна составить 40 процентов - откуда?! В последние годы она практически не растёт. Мало того, я вам приведу совершенно официальные данные: пенсия по инвалидности первой группы - 15 тысяч рублей, заработная плата на предприятиях Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества инвалидов - около 11 тысяч рублей. И мне постоянно говорят директора предприятий, что люди уже начали уходить с предприятий, потому что для неработающих более высокая пенсия, - кто же будет работать себе во вред, коллеги? Давайте посчитаем хотя бы чисто экономически. Не случайно именно этот вопрос я вчера задал Дмитрию Анатольевичу, и он сказал, что подход серьёзный. Повторяю: мы готовы к максимальным изменениям и не собираемся держаться за все положения законопроекта. Давайте решим хотя бы один этот вопрос, хотя бы в усечённом виде, давайте возобновим выплаты пенсий в полном объёме работающим хотя бы с 1 января 2018 года, хотя бы тем, у кого невысокая заработная плата! Люди с высокой зарплатой с работы не уйдут, люди с низкой зарплатой уже уходят - либо уходят официально, либо начинают работать без трудовых книжек. Поэтому всё у нас тут нормально с профессиональным подходом, а с честностью и подавно. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 08 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Отклоняется.