Заседание № 12
17.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 116536-3 "О защите прав потребителей услуг телефонной связи".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3943 по 4162 из 4196
Пункт 26, проект федерального закона "О защите прав потребителей услуг телефонной связи". Докладывает депутат Государственной Думы Пётр Борисович Шелищ. Пожалуйста. ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, внесенный пятью депутатами Государственной Думы, сразу скажу, до того, как Дума приняла к рассмотрению проект федерального закона "О связи", который она приняла и который сегодня действует. В законопроекте, который был внесен пятью депутатами, предусматривалось законодательно закрепить права потребителей услуг телефонной связи и установить механизмы их защиты по следующим основным позициям. Первое, что было для нас самым главным, - обеспечить право выбора абонентом системы оплаты услуг телефонной связи. Вы помните, насколько горячей была эта тема и как болезненно обсуждался у нас в связи с этим и проект Законодательного Собрания Омской области о внесении изменений в закон "О связи", и впоследствии правительственный законопроект "О связи". Второе - урегулировать ряд вопросов, которые, на наш взгляд, были недостаточно урегулированы: регулировались на подзаконном уровне Правилами оказания услуг телефонной связи, утверждаемыми правительством. Это также такие вопросы, как: за кем должна быть закреплена абонентская линия, то есть ваш телефонный номер, - за абонентом или за помещением? Вопрос, казалось бы, мелкий, но для многих людей практически очень важный: если вы продаете квартиру, покупаете другую или производите обмен, то при этом должны понимать, за кем останется телефон. Этот вопрос, как нам представлялось и представляется, недостаточно урегулирован сегодня. Далее. Недостаточно урегулированным был вопрос о том, как платить за подключение к абонентской линии. Мы сталкивались с ситуациями (избиратели ко многим из нас обращались в таких тяжелых случаях), когда человек стоял многие годы на очереди на установление телефона, а при получении извещения, что телефон ему будет установлен и надо заплатить за подключение, оказывалось, что у него нет таких денег. Для многих людей эти деньги оказались весьма значительными, и мы предлагали дать абоненту право на рассрочку оплаты за подключение к телефонной линии. Далее. Мы предлагали, как решить конкретно, при каких условиях может заменяться абонентский номер, может допускаться уплотнение абонентской линии, переключаться номер, заменяться пользователь номера. Декларировалось право на бесплатное предоставление необходимой информации, перечень которой также содержался в законопроекте. Декларировалось также право использования любых абонентских устройств на выделенной абонентской линии. И еще очень важный вопрос - пожалуй, последнее, на что надо было бы обратить внимание, - это так называемая проблема телефонного пиратства, когда люди получают счета на весьма крупные суммы за разговоры с другими, как правило, государствами, которые они не вели, получают их потому, что кто-то подключается к их абонентской линии и по этой линии ведет разговоры, а счета приходят им. Так вот, мы предложили принципиально важную, на мой взгляд, новацию, а именно чтобы каждому абоненту устанавливалась определенная сумма кредита для междугородних, международных разговоров, и в тех случаях, когда абонент дошел до трех четвертей этой суммы кредита, он должен получить извещение от телефонной компании, что он подходит к исчерпанию суммы, своего лимита кредитного, а если он, так сказать, выбрал полностью этот лимит, то он отключается от линии. Это означает, что граждане уже не будут получать счета на тысячи, на десятки тысяч рублей. Так вот, в Федеральном законе "О связи", который был принят Государственной Думой третьего созыва в прошлом году, значительная часть этих предложений уже была учтена. Самый главный вопрос - вопрос о праве выбора абонентом системы оплаты услуг телефонной связи - был решен положительно для всех тех, кто боится введения повременной системы. Ряд других вопросов также был решен в этом законе "О связи". И я полагаю, что, когда накопится определенный практический опыт в условиях действия принятого нами Федерального закона "О связи", мы - и, я надеюсь, прежде всего профильный комитет - внимательно рассмотрим те предлагаемые в представляемом мной законопроекте новации, которые там не были учтены и которые, на наш взгляд, будут полезны все-таки в дальнейшей законодательной работе и могут быть использованы на благо абонентов телефонной связи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Борисович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимира Лукича Горбачёва. Я только не поняла, Пётр Борисович, вы за то, чтобы мы принимали закон, или просто констатация предложений была? ИЗ ЗАЛА. Моя задача - представить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно, спасибо. ГОРБАЧЁВ В. Л. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Действительно, тот законопроект, который выносится на ваше рассмотрение... Пётр Борисович конкретно рассказал по тем вопросам, которые заслуживают внимания. В основном все те замечания, которые высказывались субъектами Российской Федерации, депутатами на основании тех жалоб и предложений, которые поступали непосредственно от населения, учтены в новом законе "О связи", который вступил в силу с 1 января текущего года и действует всего два с половиной месяца. Некоторые пункты предлагаемого законопроекта не учтены в новом Федеральном законе "О связи" лишь потому, что, скажем, некоторые из них ведут к тому, что будут ущемлены права абонентов, некоторые не учтены в связи с тем, что потребуются дополнительные затраты, по которым в законопроекте не указывается источник их компенсации. Те вопросы, которые озвучил Пётр Борисович в своем выступлении, действительно присутствуют. Те митинги населения, которые проходили по всей стране в связи с возможностью введения повременной оплаты... Это вопрос главный, он решен: абонент вправе выбрать на сегодня любую систему оплаты - повременную либо абонентскую. И кстати, население убеждается, что при переходе на повременную систему оплаты, учета стоимости телефонных разговоров абонент, оказывается, выигрывает в большинстве случаев - в 85-90 процентах случаев выигрыш остается за населением, платит больше лишь тот сегодня, кто либо домашний телефон использует в качестве рабочего, либо, скажем, часами работает в Интернете, в остальных случаях абонент выигрывает. Комитет внимательно рассмотрел все эти вопросы, учитывая, что закон только вступил в силу и начинает действовать. Предложения, естественно, будут как от операторов связи, так и от потребителей услуг связи, над ними нужно будет работать, и вполне возможно, что в течение года или по истечении года или другого промежутка времени появятся вопросы, и можно будет выйти с предложениями по внесению изменений в существующий и действующий ныне Федеральный закон "О связи". Поэтому Комитет по энергетике, транспорту и связи предлагает данный законопроект отклонить в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Вопрос у депутата Кузнецова. Пожалуйста, Виктор Егорович. Включите микрофон, пожалуйста. Нет, не Василию Федотовичу, а Виктору Егоровичу. КУЗНЕЦОВ В. Е. Один вопрос. Вот у нас здесь в коридоре висит огромный плакат, где изображен колоссально дорогостоящий "змеевик" прохождения законов - в первом чтении там и так далее. Вы понимаете, что это стоит огромнейших денег?! Мы сегодня сбрасываем закон за законом, на которые потрачены уже колоссальные средства, причем со ссылкой: а вот наступит время - мы опять вернемся к этой проблеме. А значит, опять по этой структуре этим, так сказать, колесом мы запустим всю эту машину и опять затратим народные деньги. Не проще ли было сегодня просто отложить рассмотрение этого закона, коль будем накапливать опыт? У нас предыдущий закон лежал восемь лет. Ну давайте подождем еще полгода, увидим, какой там опыт. И более того, у меня вот такой вопрос: не проще ли было вообще отойти? И вторая проблема: в Законе "О защите прав потребителей" конкретно потребитель услуг телефонной связи защищен практически... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Лукич. ГОРБАЧЁВ В. Л. Спасибо за вопрос. Во-первых, Федеральный закон "О связи" рассматривался Думой третьего созыва более года и все поправки, которые вносились, были учтены. Закон в июне прошлого года принят, в июле утвержден президентом и только что вступил в силу. О каких поправках можно сегодня говорить, когда закон действует всего два с половиной месяца, а обсуждали его более года? И говорить о том, что сегодня ущемлены права потребителей, нельзя, потому что в основном в этом законе все права указаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Ближина, ваш вопрос. БЛИЖИНА Л. Ф. Я хотела бы спросить, учтено ли предложение, касающееся покупки квартир или обмена, потому что многие граждане по этому поводу обращаются. Вот купили, например, квартиру, и в той квартире, где есть телефон, оплатили всё, но, однако же, связь, узнав о продаже, отключают. И при обмене: если в одной есть телефон, а в другой нет, ну, одна сторона купила квартиру... Ну вы поняли смысл, да? То есть у одних есть телефон, а у других нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Фёдоровна, это всё учтено в законе "О связи", который мы приняли и который действует с 1 января. ГОРБАЧЁВ В. Л. Спасибо за вопрос. Вопрос серьезный, его часто задавали наши избиратели, и в новом законе это учтено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич Гостев, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Вы привели цифру, свидетельствующую о том, что более удачная форма - это повременка, ибо это значительно дешевле обходится тому, кто пользуется телефоном. Если я не буду вообще пользоваться телефоном, то это, конечно, самое выгодное, если я один раз в месяц позвоню, то, конечно, повременка выгодна, но многие из тех, кто пользуется телефоном, говорят: дайте нам возможность выбрать форму, а не так оплачивать, как навязывает тот, кто услуги обеспечивает. Именно это... (Микрофон отключен.) ГОРБАЧЁВ В. Л. На сегодня закон гласит о том, что установлено право выбора абонентом, гражданином любой системы - либо повременной, либо абонентской. Это ваше право, пожалуйста, выбирайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не читал закон. Руслан Георгиевич, ну, уж вы-то - закон не читать... стыдно. Спасибо. Мы поняли. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич, давайте мы сейчас дискуссию не будем открывать по закону, и на местах будут разбираться депутаты, которые там работают. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представитель президента и представитель правительства? Нет. Кто за то, чтобы принять проект закона "О защите прав потребителей услуг телефонной связи" в первом чтении? Прошу голосовать. Комитет против данного закона. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 53 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3% Проголосовало против 93 чел.20,7% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 166 чел. Не голосовало 284 чел.63,1% Результат: не принято Не принимается.