Заседание № 77
02.02.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 11642-4 "О внесении изменения в статью 346-32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (установление для плательщиков единого налога на вмененный доход обязанности осуществлять авансовые платежи в бюджеты субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4161 по 4446 из 5071
Переходим к пункту 16. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 346-32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Краснодарского края депутата Государственной Думы Николая Петровича Литвинова. Пожалуйста. ЛИТВИНОВ Н. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменения в статью 346-32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 346-32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации. Целью законопроекта является внесение изменения в статью 346-32 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения сроков уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в результате введения авансового платежа. Принятие предлагаемого проекта федерального закона в части изменения сроков уплаты единого налога на вмененный доход приведет к повышению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Оксаны Генриховны Дмитриевой. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, в законопроекте Законодательного Собрания Краснодарского края предлагается ввести для плательщиков единого налога на вмененный доход авансовые платежи. Это означает так или иначе косвенное увеличение налогового пресса для малого бизнеса, для тех предприятий, которые используют систему единого налога на вмененный доход, потому что, если принять этот закон, они должны будут каждый квартал авансировать бюджет, уплачивая авансовые платежи по единому налогу на вмененный доход. Это с точки зрения содержательной. С технической точки зрения концепция по единому налогу на вмененный доход, принятая в законе, не имеет отчетных периодов. Налоговый период составляет квартал. Исчислить авансовый платеж можно только в случае, если в законе, в соответствующем налоговом законе, есть термин, есть понятие отчетного периода. А законом "О едином налоге на вмененный доход..." отчетный период не предполагается, есть только налоговый период, и налоговый период равен кварталу. Поэтому и технически в рамках данного действующего у нас закона "О едином налоге на вмененный доход..." произвести исчисления авансового платежа невозможно. И третий момент, хочу обратить ваше внимание на следующее. На протяжении последних лет у нас не было ни одного законопроекта в части малого бизнеса, субъектом права законодательной инициативы по которому выступал бы субъект Российской Федерации, регион и которым предполагалось бы снижение налогового пресса для малого бизнеса, все законодательные инициативы субъектов Федерации так или иначе направлены на увеличение налогового пресса. С чем это связано? Связано это с тем, что мы каждый год уменьшаем доходные источники субъектов Федерации, у них остаются исключительно их источники - это налоги на малый бизнес. И в условиях сокращения доходной базы естественно их желание по своим налоговым источникам разными способами - либо увеличив ставку, либо изменив систему исчисления налога - расширить доходную базу. Поэтому это вот - одно из проявлений наших неразумных решений по изъятию доходных источников у субъектов Российской Федерации. Но в данной ситуации комитет принял отрицательное решение и предлагает Государственной Думе не поддерживать данный законопроект. Заключение правительства также отрицательное. Еще раз повторяю: принятие данного закона приведет к увеличению налоговой нагрузки косвенно на малый бизнес, плюс ко всему технически исчислить авансовые платежи в рамках принятой концепции закона "О едином налоге на вмененный доход..." невозможно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопрос? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Оксане Генриховне. Оксана Генриховна, мы тоже всегда обеспокоены тем, что у нас в субъектах Федерации малый бизнес оказывается самым несчастным, потому что всегда с него пытаются взять. Но с другой стороны, я здесь криминала-то не вижу: если аванс так нужен области, аванс, который они могут заплатить, то они же потом в конце месяца могут как-то это всё урегулировать. Я не понимаю, почему здесь вы говорите, что косвенно нагрузка ложится опять на предпринимателей, на малый бизнес? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. С места. ДМИТРИЕВА О. Г. Тамара Васильевна, для предприятия принципиально - они же платят, - изымают деньги в начале квартала или в течение месяца по истечении квартала. То есть что значит, если у вас взяли деньги в начале? Деньги же что-то стоят? В течение этих трех месяцев вы что, должны взять кредит, чтобы покрыть недостачу этих средств, которые вы заплатили в качестве налога? Даже льгота такая в общих режимах налогообложения для малого бизнеса есть по налогу на прибыль, для мельчайшего бизнеса она еще осталась: они не платят авансовые платежи и по налогу на прибыль, и по налогу на добавленную стоимость. Это рассматривается как льгота. Раньше эта льгота была для всех предприятий малого бизнеса, а сейчас осталась только для мельчайших, с оборотом меньше одного миллиона в квартал. Поэтому, естественно, это принципиально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Овсянников Владимир Анатольевич, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А. У меня тоже вопрос к Оксане Генриховне. Но я думаю, что Законодательное Собрание Краснодарского края, внося такую норму на рассмотрение палаты, очевидно, имело в виду какое-то стимулирование, хотело дать толчок: да, внесли авансовый платеж в начале квартала, скажем так, но какой-то стимул появляется в работе. То есть если мы постоянно будем жалеть всех, вот наш бедный затюканный бизнес, прочих, так сказать, и какими-то такими мерами не стимулировать их развитие, не стимулировать, чтобы они больше зарабатывали денег, чтобы больше собирать из закромов этих денег, то я думаю, что мы ничего не добьемся - постоянно плач, стенания и прочее, прочее. Видимо, краснодарские законодатели это имели в виду и просили Государственную Думу поддержать, а не то, чтобы, ну, вот, мол, с начала месяца вздернем, а потом посмотрим, как у него там дела пойдут. Если дела пойдут плохо - тогда иди на производство, работай у станка, а раз пошел в бизнес - тогда нечего стонать, жаловаться, что плохо или еще что-то. Я считаю, что это, видимо, ну, я не знаю, может быть... Вот ваши комментарии, пожалуйста, по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Мне сложно понять, какой может быть стимул у бизнеса, если, вместо того чтобы взять у него деньги на три месяца позже, вы берете их на три месяца раньше, то есть вы просто изымаете у бизнеса оборотные средства, вот и всё, это изъятие оборотных средств. Вы заставляете малый бизнес авансировать бюджет, давать кредит бюджету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы? Сизов Александр Александрович. ТРЕПОВ Е. А., фракция "Единая Россия". Депутат Трепов Евгений Александрович по карточке Сизова. Мне бы хотелось поддержать Оксану Генриховну, поскольку, перед тем как прийти в Госдуму, я отработал большое количество времени именно в малом бизнесе и знаю, насколько велика разница между платежом в начале отчетного периода и по окончании его. И не нужно создавать очередные помехи для только начинающего развиваться малого бизнеса, дайте частным предпринимателям отработать три месяца, и они четко и в срок заплатят те налоги, которые должны заплатить. Поэтому я считаю, что нельзя поддерживать инициативу депутатов Краснодарского края. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, это уже выступление было. Еще есть желающие выступить? Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну, известно, что истина всегда рождается в спорах, поэтому я тоже хочу изложить свое мнение относительно этого законопроекта, особенно после того, как его оппонентом выступила Оксана Генриховна, которую я искренне уважаю как специалиста и очень объективного депутата. Хочу с удовлетворением отметить, что законопроект достаточно свежий. Мы привыкли к тому, что у нас такие законопроекты лежат по три - по четыре года, а этот был внесен в прошлом году, и вот сейчас мы его рассматриваем, причем сейчас то же самое Законодательное Собрание осталось, мы вот, слава богу, те же самые депутаты работаем и остались, как говорится, те же самые проблемы. Если на историю влияет личность, которая, так сказать, ее совершает, то законотворчество, естественно, несет на себе отпечаток особенностей субъекта права. Вот субъект права - представительный орган Краснодарского края, население которого - пять миллионов. Там набирает силу экономика, развивается предпринимательство, но есть масса проблем, особенно в санаторно-курортной сфере, где количество мест в наших, скажем, традиционных гостиницах, их вместимость, сравнялось с количеством мест в так называемых малых гостиницах, относящихся к малому предпринимательству, и вот разобраться там практически невозможно. Что существует сегодня в законодательстве на этот счет? 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом, уплачивается налог. Что предлагают краснодарские законодатели? Они предлагают не весь налог, а половину этого налога уплачивать до 10-го числа второго месяца, практически в середине этого квартала, а потом уже производить окончательный расчет 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом. Получается не авансирование платежей, а более равномерное их выплачивание. Таким образом, законопроект решает две проблемы. Во-первых, он предполагает более равномерное поступление налоговых платежей в течение года, потому что получается, что платежи производятся частями не четыре раза, а восемь раз в год, что очень важно для бюджетов субъектов из-за социальных расходов и так далее, и так далее. Во-вторых, такая система обеспечивает бо льшую сбалансированность между федеральным и региональным бюджетами. Понятно, что в связи с этим у каждого есть свои доводы, есть аргументы, кто-то согласен, кто-то не согласен. Я, как человек, так сказать, обеспокоенный тем, чтобы развивалась наша экономика, в том числе через малое предпринимательство, считаю, что вполне возможно этот законопроект поддержать, если есть какие-то проблемы, то можно доработать его. Лично я проголосую за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Оксана Генриховна, видит бог, мне очень трудно против вас выступать. В моем понимании вы очень мудрый депутат и приносите здесь немало пользы, однако, как говорится, Платон мне друг, но истина дороже. Хочу сказать, что в бюджетах территорий настолько много диспропорций и перекосов, что это приводит к непродуктивному использованию средств. Пример: общая сумма основных платежей в конце года. А ведь бюджет надо исполнять в течение года: строительство ли, благоустройство ли - этого зимой не делают, а пытаются по грязи делать. Мало того, те ведомства, которые имеют бюджетные деньги в своем распоряжении, получив их в конце года, любой ценой пытаются их куда-нибудь спрятать, израсходовать, лишь бы сказать: мы использовали, мы отчитались перед бюджетом. И так в течение всего года. Я думаю, краснодарцы осмысленно принимали решение. Знаете, когда всё войдет в традицию, предприниматели не почувствуют этой нагрузки. Это вот первый платеж, я согласен с вами, будет несколько трудноватым, а в ритмике, так сказать, всё встанет в норму. Надо ведь думать и о бюджете территорий, потому что социальные проблемы надо решать, они жмут, так сказать, сегодня, вы видите, что там творится. Поэтому я все-таки проголосую за предложение краснодарцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Спасибо. Я буду очень краток, есть принципиальный вопрос. Борис Григорьевич, уважаемый, вы говорите о том, что регион испытывает большие проблемы, неся социальную ответственность. Но малый бизнес тоже хочет разделить эту ответственность. Как же он может создавать прибыль, если у него изымают часть оборотных средств, за счет которых он живет? И правильно вы сказали, это не аванс, образно выражаясь. И права Оксана Генриховна, которая говорит, что это изъятие оборотных средств. Я просто хочу напомнить, что логика развития налогового, таможенного, внешнеторгового и другого законодательства в последние годы - и Дума это неоднократно продемонстрировала - идет по пути исключения порочного правила, когда сначала деньги, потом товар или услуга. Я считаю, что этот законопроект не вписывается в этот формат и в это содержание. Я думаю, что его нужно отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги - я обращаюсь как раз к коллегам из Краснодарского края, - вы очень хорошо подметили, что у вас примерно пятьдесят на пятьдесят частных оздоровительных учреждений и бывших государственных, или акционерных. Это очень хорошо, что в Краснодарском крае, где нет трубы, где нет полезных ископаемых, люди смогли найти работу у этих работодателей, тем самым они пополняют бюджет. Это первое. Второе. Если трудно будет Краснодарскому краю в связи с какими-то кассовыми разрывами, - я напомню, что, принимая бюджет и Бюджетный кодекс, мы предусмотрели бюджетные кредиты, - и если губернатор выйдет с обоснованием, что ему необходим на кассовый разрыв бюджетный кредит, то ему дадут. К сожалению, кредит не дадут малому бизнесу. И мы с вами знаем, что в бюджете мы предусмотрели такую же программу и для малого бизнеса, но ее еще никто не расписал. Мы предусмотрели средства на развитие малого бизнеса, но до сих пор его нет, и дай бог, чтобы появился он к маю. И успеют ли они взять кредиты по этой программе или нет, мы не знаем. Поэтому я предлагаю данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Полномочному представителю президента? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 346-32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 25 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Не принято.