Заседание № 42
О проекте федерального закона № 116396-8 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обеспечения российских производств кадрами, обладающими научно-исследовательскими компетенциями в отраслях, нуждающихся в дополнительной защите от воздействия санкций недружественных Российской Федерации государств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Пётр Александрович Кучеренко. Пожалуйста, Пётр Александрович. КУЧЕРЕНКО П. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроектом предлагается предоставить правительству полномочия по принятию в 2022 году решения об установлении контрольных цифр приёма на обучение за счёт бюджетных средств по программам магистратуры в дополнение к тем, которые уже утверждены на 2022-2023 годы. В настоящее время общее количество мест в магистратуре составляет 124 тысячи, предполагается, что оно будет дополнительно увеличено ещё на 30 тысяч мест. Приоритетные направления подготовки - это инженерные, генетические, промышленные технологии, цифровая трансформация. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Александрович. С содокладом выступает Сергей Владимирович Кабышев, председатель Комитета по науке и высшему образованию. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по науке и высшему образованию поддерживает указанный законопроект. Вопрос о необходимости принятия неотложных мер для обеспечения нашей экономики высококвалифицированными кадрами неоднократно обсуждался в Государственной Думе, в том числе во время отчёта Правительства Российской Федерации. Данный законопроект является ответом на некоторые вопросы, которые ставили депутаты. Учитывая, что до начала приёмной кампании остался месяц, а дополнительные места должны быть доведены до всех вузов, которые представят соответствующие запросы, я прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект в первом чтении и в случае его поддержки принять закон в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день! Подскажите, пожалуйста, до приёмной кампании осталось совсем немного времени, буквально месяц - успеем ли мы при принятии этого законопроекта воспользоваться данной мерой? И готовы ли вы слушать предложения вузов относительно направлений, которые они будут предлагать? КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо большое за вопрос. Да, конечно, процесс будет проходить открыто, гласно, и мы, конечно, уложимся в отведённые сроки. Старт кампании - 20 июня, до 20 июня всё будет сделано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Пётр Александрович, вы справедливо сказали, что предполагается увеличение набора прежде всего по инженерным специальностям и IT-специальностям. А попадут ли в число тех специальностей, по которым набор будет увеличен, ну, в частности, медицинские и аграрные? КУЧЕРЕНКО П. А. Да, попадёт фармация, ряд медицинских специальностей. Что касается аграрных, это общая группа специальностей: сельское, лесное и рыбное хозяйство - они также будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Пётр Александрович, в свете обсуждаемого законопроекта поясните, пожалуйста: вот если выпускник вуза после окончания обучения не идёт работать по специальности, какие вообще меры реагирования есть исходя из существующей практики? И скажите в процентном соотношении, как часто такие случаи бывают? КУЧЕРЕНКО П. А. Ну, поскольку у нас есть конституционная норма о том, что труд свободен, вряд ли мы можем как-то принуждать человека, получившего то или иное образование, работать именно по своей специальности. Здесь выходом может являться договор о целевом обучении: заключается трёхсторонний договор - соответственно студент, отправляющий его на учёбу орган или организация и вуз. Это, наверное, один из самых эффективных механизмов прогнозирования задействованности в той или иной степени. Что касается соотношения, я в настоящий момент не готов ответить, сколько у нас не по специальности... Я обязательно вам такую информацию подготовлю и пришлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Ксения Александровна. ГОРЯЧЕВА К. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Пётр Александрович, мера, безусловно, правильная и нужная, и я убеждена, что она точно позитивно скажется на научно-технологическом развитии, но в то же время законопроектом предусматриваются дополнительные КЦП только на обучение 30 тысяч магистрантов. Почему сегодня мы не говорим о бюджетных местах для бакалавров и, конечно, аспирантов? Ведь проблем с КЦП здесь совсем не меньше. Готово ли правительство и рассматривает ли, вообще, возможность внесения таких же предложений, чтобы расширить приём и для других категорий студентов? Это долгожданная мера поддержки, её от нас сегодня ждут в совокупности со всеми уже принятыми мерами реагирования для улучшения качества жизни нашей молодёжи. КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо большое за вопрос. В течение всех последних лет количество КЦП в специалитете и бакалавриате у нас растёт. Я думаю, что мы будем способствовать тому, чтобы этот процесс был ещё более весомым, то же самое касается и аспирантуры. Но, к сожалению, мы видим другую тенденцию: у нас постоянно снижается число защит, аспиранты получают соответствующее образование в аспирантуре, получают диплом, но не выходят на защиту - это, конечно, проблема, с которой нам ещё предстоит работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Пётр Александрович, ну, вот в продолжение вопроса. Не кажется ли вам, что процент защиты аспирантов будет гораздо выше... (Шум в зале.) Вы мне мешаете, простите. Вы мне мешаете! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не мешайте, пожалуйста, задавать вопросы. ДМИТРИЕВА О. Г. ...процент защиты будет больше, если будут реально платить за учёную степень, - не 3 тысячи условно за кандидатскую степень, а существенно больше? Каково ваше отношение? Это первое. И второе. Пётр Александрович, скажите, пожалуйста, почему ваше министерство последовательно давало отрицательное заключение на предложение переводить по закону детей, которые потеряли обоих родителей в период обучения, с платного обучения на бесплатное обучение? Все другие министерства, кроме вашего, согласовали этот вопрос. И почему вы дали отрицательное заключение на наш законопроект, разработанный вместе с Ниной Александровной Останиной, по поводу того, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 15 секунд. ДМИТРИЕВА О. Г. ...детей медиков, погибших в период ковида, принимать без вступительных испытаний в медицинские вузы, а также распространить на них те же льготы, которые имеют дети погибших военнослужащих? Вот почему у вас такая позиция, в вашем министерстве? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перед тем как Пётр Александрович ответит, коллеги, напомню: у нас всё-таки сейчас идёт не "правительственный час", мы рассматриваем конкретный законопроект. Я прошу это учитывать. Пожалуйста, Пётр Александрович. КУЧЕРЕНКО П. А. Уважаемая Оксана Генриховна, что касается первого вопроса. Министерство всегда последовательно будет поддерживать увеличение социального обеспечения учёных. Здесь, конечно, трудно с этим спорить, мы всегда стремимся к этому и даже находим какие-то варианты взаимодействия с Минфином, но мы же тоже понимаем те ограничения, в которых действуем. Что касается вашего вопроса по поводу медиков, погибших от ковида. Смотрите, ситуация следующая: у нас сегодня достаточно широкий процент льготников, тех, кто имеет права в рамках этой льготной квоты, но цифра, она же... ну, тут не поместятся все. Ну и плюс, посмотрите, Оксана Генриховна, объективности ради, поступление без вступительных испытаний - это же, наверное, всё-таки не совсем верный государственный подход. Ну, это субъективная оценка, я не готов дискутировать, я просто вижу, что большое количество льгот не приводит к тому результату, на который мы рассчитываем. Нам нужны не только льготники, нам нужны качественные выпускники, а чем больше мы упрощаем процесс получения этого образования, внеконкурсного, тем менее востребованными становятся... И, как до этого задал вопрос ваш коллега, многие даже не идут работать по специальности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос официальному представителю правительства. Уважаемый Пётр Александрович, безусловно, законопроект надо поддержать, это дополнительный источник финансового обеспечения. Но в пояснительной записке к нему есть такая фраза: "Это позволит в ближайшее время сформировать в ведущих университетах..." Есть ли такая классификация, какие из них ведущие, а какие нет? Избиратели нам могут задать такие вопросы. КУЧЕРЕНКО П. А. На самом деле в конкурсе могут принять участие все 930 вузов, и поддержка как раз будет оказана тем, у кого эта потребность есть сегодня, кто действительно нуждается. Министерство сделает этот процесс полностью открытым, и мы готовы здесь к взаимодействию с депутатами Государственной Думы и с органами власти субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Пётр Александрович, ни законопроект, ни пояснительная записка не дают внятной трактовки понятия "приоритетное направление экономики", поэтому, разделяя опасения своих коллег, прошу вас ко второму чтению представить всё-таки перечень тех специальностей, по которым предполагается расширить набор в магистратуру. Это первое. И второе, финансово-экономическое обоснование. Вот эти 4 миллиарда 300 миллионов включают в себя всё: здесь и расход на одного магистранта, здесь и стипендия. А преподаватели? Ведь увеличится нагрузка на преподавателей в случае увеличения набора магистрантов. Мы предполагаем как-то увеличить заработную плату преподавателей, чтобы исполнить хотя бы майский указ президента 2012 года? Предусмотрено ли в финансовых расходах увеличение заработной платы преподавателей ввиду увеличения нагрузки на них? КУЧЕРЕНКО П. А. Данным законопроектом это не предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Пётр Александрович, безусловно, законопроект поддерживаем, но сейчас мы вырастим новых учёных, которые столкнутся с наболевшими проблемами, касающимися финансирования и снабжения науки. Я сейчас говорю о закупке реактивов и расходных материалов, и вы прекрасно знаете об этом, потому что учёным порой легче самим купить эти расходные материалы, чем дождаться осуществления закупки. Я получаю большое количество писем из разных вузов по стране, и научным сообществом предложен выход из ситуации: позволить им осуществлять закупки у единственного поставщика, что сэкономит время, а это важно при осуществлении научных опытов, и повысит качество представляемых реактивов. Потому что ждать 21 день, ну, немыслимо, да ещё и вопрос, подойдут ли реактивы, какого качества их доставят. Скажите, пожалуйста, какие меры принимаются правительством в сфере снабжения научной деятельности для её популяризации и развития? КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо большое за вопрос. Вопрос, конечно, крайне актуален. Министерство и профильный комитет находятся в тесном взаимодействии и в части разработки законодательных инициатив по данной теме, и в рамках внесения поправок в федеральный закон № 44-ФЗ. А в настоящее время министерством подготовлен и внесён в правительство проект распоряжения об отмене ограничений на запрос котировок на закупки товаров, работ, услуг в сфере образования и науки, по которому предполагается отменить ограничения для вузов и научных организаций по закупкам работ, товаров и услуг для нужд в сфере науки и образования. Я думаю, что здесь вместе с коллегами из комитета, вместе с вашей помощью мы дальше сможем сделать всё необходимое, особенно в условиях тяжелейшего санкционного давления и необходимости быстрого реагирования на те научные запросы, которые возникают. Спасибо большое за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаков Владимир Павлович. ИСАКОВ В. П. Уважаемый Иван Иванович, вопрос, который я хотел задать, задала мой товарищ Нина Александровна Останина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. Пётр Александрович, в пояснительной записке есть такая фраза: "в условиях резкого сокращения мест на рынке труда". Так вот, вопрос: закон-то для чего мы сейчас принимаем - чтобы ребят подольше за партой удержать либо действительно подготовить научно-исследовательские кадры? Это первый вопрос, он стратегический. Второй вопрос. Ну, опять эти места достанутся столичным вузам. Вы говорите про конкурс, но понятно, что в условиях конкурса региональные вузы всегда слабее выглядят. Здесь нужно чётко прописать, что это поддержка в том числе и региональных вузов, потому что они ждут эту поддержку, они нуждаются в этой поддержке. Мы всё больше и больше, с каждым решением гнобим региональные вузы. КУЧЕРЕНКО П. А. Спасибо большое за вопрос. Я не согласился бы с тем, что мы своей политикой гнобим региональные вузы, не поддерживаем, - данный законопроект как раз и является одной из форм той поддержки, которая будет осуществлена. Я ещё раз повторю: 930 вузов, которые могут подать заявки на получение дополнительных мест, и получат их, это не ограничится Москвой, Петербургом и ещё рядом крупных городов. Это первое. То, что касается стратегического вопроса, стратегической проблемы, как вы обозначили. Да, конечно, цель законопроекта состоит именно в том, чтобы формировать у нас научную, интеллектуальную элиту - прежде всего цель именно в этом - и дать возможность большему количеству студентов обучаться за счёт бюджета в магистратуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, мы всё-таки с вами договаривались: по одному выступлению от фракции. Я пока дам слово тем фракциям, от которых записалось по одному человеку, а остальные фракции - "ЕДИНУЮ РОССИЮ" и ЛДПР я просил бы определиться. Смолин Олег Николаевич - от фракции КПРФ. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У меня на руках официальная справка Министерства науки и высшего образования по динамике контрольных цифр приёма: по сравнению с учебным 2016/17 годом в учебном 2020/21 году бакалавриат - минус 6 тысяч (я округляю), специалитет - плюс 6 тысяч, магистратура - минус 8 тысяч бюджетных мест. Сейчас нам предлагают дополнительно 30 тысяч бюджетных мест, поэтому этот законопроект не хороший - он отличный. Это первое. Собственно, этим можно было бы и ограничиться, коллеги, но я позволю себе слегка прокомментировать прошедшую дискуссию. Что касается прибавки зарплаты преподавателям, увы, зарплату этот закон не повысит, но я хочу напомнить другую статистику (если кто-то этого не знает): с 2011 по 2016 год количество вузовских преподавателей сократилось на 44 процента - закон по крайней мере позволит нам сохранить рабочие места для преподавателей вузов, а это, между прочим, высокотехнологичные рабочие места, ведь нет более высокой технологии, чем технология работы с людьми. Теперь что касается других вопросов, которые имеют прямое отношение к законопроекту, и для сведения уважаемых депутатов (может быть, не все за этим следят). Первое. По официальным данным, в советский период студентов на 10 тысяч населения было 219, в 2020 году - 125. Я понятно говорю? Надеюсь, закон поднимет этот показатель хотя бы до 130. Второе. Во всём мире количество студентов считается именно на 10 тысяч населения. В нашем законе "Об образовании...", который вступил в силу с 2013 года, придумали новую формулу - 800 студентов на 10 тысяч молодёжи. Мы сначала не поняли, в чём дело, - оказалось, этот закон позволил сократить количество бюджетных мест в расчёте на 10 тысяч населения, о чём я вам только что говорил, причём практически на 70 процентов. Третье. У нас обычно считают количество бюджетных мест на число выпускников школ и насчитывают около 60 процентов бюджетных мест от числа выпускников школ, но при этом забывают маленькую деталь, эта маленькая деталь заключается в следующем: более 60 процентов всех детей после 9-го класса идут уже не в старшие классы школы, а в систему профобразования. (Идут в том числе потому, что стараются избежать единого государственного экзамена; русский народ - народ очень интересный, он фактически реализует наше законодательное предложение о добровольности единого государственного экзамена: кто не хочет сдавать ЕГЭ, идёт в систему профессионального образования.) Поэтому считать надо не 60 процентов от выпускников школ, и, соответственно, это получится менее 30 процентов общей когорты молодёжи. И мы понимаем, что... на самом деле нам бы хотелось, конечно, чтобы увеличивался приём и в бакалавриат, и на специалитет. И последнее, коллеги. За счёт чего же произошло сокращение количества студентов на 10 тысяч населения? Прежде всего за счёт так называемого Болонского процесса, бакалавриата, который сократил количество лет обучения на один год и качество образования в котором значительно уступает качеству образования отечественного специалиста. Я напомню, что Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ, не раз говорил, что мы совершили ошибку, вступив в Болонский процесс. И сейчас некоторые факультеты МГУ возвращаются к системе специалитета - и не только они. Кстати, приостановлено наше участие в работе европейской рабочей группы по Болонскому процессу - я бы вообще к этому вопросу, уважаемые коллеги, вернулся (открою вам маленький секрет: мы готовим такой законопроект). Но это всё отдельная тема, а сейчас, повторяю, законопроект, безусловно, нужно поддержать, и, я считаю, с учётом жёсткого лимита по времени не только в первом, но и в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Мажуга Александр Георгиевич, пожалуйста. Приготовиться Дмитриевой Оксане Генриховне. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает предлагаемый законопроект. Вы знаете, наука и образование - это две самые главные вещи, на которых должна строиться экономика будущей России. Сегодня мы уже много говорили о том, сколько у нас сейчас бюджетных мест в вузах, - я скажу, что в этом году, в 2022-м, благодаря работе "ЕДИНОЙ РОССИИ" и правительства 588 тысяч бюджетных мест. Вспомним советское прошлое (то, о чём говорил Олег Николаевич): в 70-х годах на тысячу человек в возрасте 16 лет было 230 мест в вузах, в 80-х - 330, в 90-х - 250, сейчас - 390. Относительно распределения мест в вузах - 70 процентов мест идёт в регионы. Законопроект, который мы рассматриваем сегодня, касается исключительно выделения дополнительного финансирования и организации 30 тысяч бюджетных мест в магистратуре. Эта мера, с одной стороны, на нестабильном рынке труда действительно позволит выпускникам бакалавриата продолжить обучение и улучшить квалификацию (и на самом деле не обязательно выпускник магистратуры - это только учёный и исследователь, который будет работать дальше в секторе исследований и разработок, нет, это также хороший, высококвалифицированный специалист для предприятий), а с другой стороны, даст нашим предприятиям через два года высококвалифицированных специалистов. В настоящее время в этом году в вузах нашей страны 124 тысячи мест в магистратуру; если мы примем сегодня закон, будет ещё дополнительно 30 тысяч - итого более 154 тысяч. Такого на самом деле за последнее время в нашей истории не было. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и, как предлагает комитет, поддерживает принятие в первом чтении и в целом, полностью, в трёх чтениях. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Дмитриева Оксана Генриховна. Следующим будет выступать Борис Александрович Чернышов. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, уважаемый Иван Иванович! Я не случайно задала вопрос по поводу отношения к детям-сиротам, перевода их с платного обучения на бесплатное, поскольку в представленном законопроекте две новеллы касаются не только увеличения числа бюджетных мест в магистратуре, но и разрешения правительству принимать решения по поводу наших студентов, которые учились в недружественных странах, - по ним тут же решение принимается и тут же даётся возможность приёма этих студентов на бесплатное обучение в наши вузы. Я полностью поддерживаю эту меру, но почему это может быть принято сразу, а решение по 30 детям-сиротам в год, детям, которые становятся сиротами в период обучения на платном отделении, которые в период обучения теряют обоих родителей... Мы запросили данные, их 30 человек из ведущих вузов, и при принятии решения по ним три рабочие группы, куда входят все министерства, включая Министерство финансов, высказываются за, а ваше Министерство науки и высшего образования высказывается против? Ну что это такое?! И второй вопрос, о детях погибших медиков. Предложение - в законопроекте распространить на них те же льготы, которые уже есть у детей военнослужащих и работников силовых ведомств, погибших или получивших вред здоровью. Почему их дети имеют это право, а дети погибших медиков нет? Мы клялись в том, что никогда не забудем их подвиг, и говорили, что они там на войне. Почему здесь мы не можем это сделать? Ну, получается, что во всех вопросах нужен пинок от президента. Вот президент сейчас подписал указ по поводу того, что дети погибших военнослужащих в ДНР и ЛНР имеют право поступления без вступительных испытаний, - совершенно правильный указ. Но то же самое мы предлагаем по детям погибших медиков в отношении только медицинских вузов, и у нас есть точное количество, сколько у них осталось несовершеннолетних детей. Здесь не надо ждать очередной пинок от президента или премьер-министра, надо всё-таки самим, исходя из логики и уже готовых предложений, объективно рассматривать. Теперь что касается увеличения количества бюджетных мест по магистратуре. Обязательно нужно соответствующее решение по специалитету, потому что наиболее сложные специальности уже переходят на специалитет, у них нет магистратуры. Это физики, это математики опять же в МГУ, инженерные специальности очень многие - им не нужен Болонский процесс, им нужен специалитет. Нужно здесь обязательно это предусматривать. И аспирантура... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. Завершайте. ДМИТРИЕВА О. Г. И аспирантура. Вот уже сейчас Соединённые Штаты предполагают переманивать наших молодых специалистов, у которых магистерская степень и PhD, ну, то есть кандидатская степень. То есть они ориентируются на этот критерий, учёная степень - это критерий оценки квалификации, а у нас до сих пор за кандидатскую степень условно учитывается только 3 тысячи рублей. Пока будем платить 3 тысячи рублей, не будут защищаться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР, - пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Пётр Александрович, спасибо вам за законопроект, который просто оголил все проблемы российского образования. Сегодня выступали по разным темам благодаря вполне конкретной позиции, изложенной в законопроекте. Прежде всего, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, он очень важный. Важный по двум причинам. Первая и основная - увеличиваются контрольные цифры приёма, то есть бюджетные места. Мы за это бились и во время предвыборной кампании, будем продолжать и дальше. Конечно, магистратура - это не единственная ступень, надо идти в бакалавриат, увеличивать там бюджетные места, и аспирантура... Но вместе с тем пока сами вузы, которые получают эти бюджетные места, не начнут работать совершенно по-новому, учредитель в лице Министерства науки и высшего образования, либо какая-то частная инициатива, либо регион, либо какой-то иной ФОИВ ничего сделать не сможет. Проблема аспирантуры не в количестве мест. Ведь правильно было сказано, и исследования уже показывают, что из пришедших в аспирантуру - это наши самые главные кадры, научные кадры - защищают свои диссертации 10 процентов. Главный вопрос сегодня к нашим университетам, к качеству образования. И самое важное, ведь как можно понять, как работают наши вузы? Очень просто: сейчас министерство после принятия этого законопроекта объявит конкурс, приходите, получайте бюджетные места - все ли региональные вузы подадут заявки, друзья? Ответ очень простой: не все, кому-то будет лень, кому-то будет в тягость. Вообще, нужно пересмотреть многих руководителей образовательных организаций, которые сегодня работают в том числе и в регионах: по 20 лет сидят на своём тёплом месте, избираются в региональные законодательные собрания, пользуясь доверием либо тех людей, которые учатся, либо их родителей, а на самом деле университеты сегодня - многие университеты, не все - стагнируют. И сегодня нужна поддержка Министерства науки и высшего образования в этом вопросе, когда очень активно и планомерно идёт изменение и управленческих команд вузов, и ректоров. Это важный момент. У нас впервые за долгое время, за долгие годы наконец-то стали нормально работать проректоры по воспитанию - это очень важный момент, связанный с образованием. Я тоже немножко отхожу от конкретного законопроекта, обсуждая вместе со всем залом те проблемы, которые сегодня стоят перед сферой образования и науки. Конечно же, самое важное сегодня - сделать из магистратуры реально действующую, нормальную систему подготовки кадров, но для этого нужно открыть вузы в том числе и для кафедр работодателей. У нас какой-то вуз, ну, так сказать, вуз "N" получает бюджетные места в отрыве от работодателя, по своим программам, со своими задумками у некоторых преподавателей, готовит специалистов, а они потом выходят на рынок труда и понимают, что никому не нужны. И постоянно эта история повторяется, а нужна постоянная работа с профессиональными сообществами, с работодателями, нужно изучать рынок труда. Вопрос был: почему не увеличиваем, хотя постоянно идёт увеличение для бакалавров, почему в этом законопроекте это не указано? Ну, через четыре года совершенно иной рынок труда будет, сейчас нужно оперативно отслеживать, смотреть за тем, какие кадры придут в экономику в короткой перспективе, через два года, и магистратура это позволяет. Когда постоянно критикуют болонскую систему... да, она плохая, она не нужна нашему государству, но давайте смотреть правде в глаза: вопрос одного года обучения или системы и качества обучения сегодня в российских вузах в целом? Вопрос-то в этом, как мне кажется. Теперь очень важный момент: не надо останавливаться только на магистратуре - я уже сказал про бакалавриат, я уже сказал про аспирантуру, но ещё должны быть и специальные возможности, бюджетные факторы, деньги должны выделяться на систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров, чтобы за короткий период времени подготовить под нужды экономики, которая постоянно меняется, а сейчас особенно быстро меняется, новые кадры, новых специалистов, которые буквально завтра, через месяц, через полгода придут на рабочие места. Это крайне важно, если государство берёт на себя такую, что называется, роль - оценить, какие направления в экономике будут актуальными, будут важны для государства, на какие оно выделит деньги. Вот для этих направлений нужна такая система, куда ребята смогут приходить, люди смогут приходить и получать бесплатно образование, возможности подготовки или переподготовки. Об этом, к сожалению, мало сейчас говорится. Некоторые регионы, особенно богатые регионы, запускают подобные программы, но это государственная программа... государственная программа и государственная политика в целом. Ещё очень важный момент. Я призываю сегодня депутатов Государственной Думы, которые находятся в этом зале, активно поработать со своими регионами. Зачастую, когда позиция региона абсолютно наплевательская в отношении системы образования, когда ректоры к своим вузам, да, федеральным, но расположенным в том или ином регионе, относятся спустя рукава, так сказать, ректор - с одной стороны, управленческие команды - с другой стороны, то и получается, что кадры, которые выходят из этих вузов, абсолютно не нужны тому или иному региону, и ребята, отучившиеся, получившие образование, ищут применение либо в соседних регионах, либо в Москве, в Санкт-Петербурге, ну, или выбирают для себя путь за рубеж. В связи с этим фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но вместе с правительством, вместе с профильным министерством, вместе с комитетом мы продолжим искать пути для того, чтобы не только увеличивалось количество мест, бюджетных мест в российских вузах... по большому счёту, нужно существенно пересматривать систему работы с высшими учебными заведениями в России. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении законопроект, пункт 14 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 47 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Коллеги, Сергей Владимирович Кабышев, председатель Комитета по науке и высшему образованию предложил принять законопроект в целом. Представители всех фракций поддержали такую постановку вопроса. Могу ли я поставить этот законопроект на голосование в целом? Могу. Значит, коллеги, ставится на голосование законопроект в целом, пункт 14 порядка работы. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 33 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается в целом единогласно.