Заседание № 58
О проекте федерального закона № 116377-8 "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (в части уточнения условий выкупа лизингополучателем предмета лизинга).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
22-й вопрос рассматривается. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён правительством, направлен на то, чтобы лизингополучатели могли досрочно выкупать предмет лизинга. Если лизингополучатель, как это предусмотрено окончательным вариантом закона, осуществит все необходимые платежи по договору лизинга, то без всяких санкций он может в свою собственность приобрести предмет лизинга. Тема очень актуальная, я имею в виду тему, связанную с регулированием лизинга, с использованием оборудования, машин по договору лизинга. При обсуждении законопроекта было очень много дискуссий, в том числе предложений по более эффективному регулированию этого рынка, по большей прозрачности при осуществлении операций, по финансированию лизинга. Но пока, к сожалению, ввиду разных позиций Центрального банка и правительства по многим вопросам, которые касаются лизинга, мы к согласию не пришли. По одному из вопросов, связанных с информацией о лизинге, нами внесён законопроект, как раз сегодня внесён, с тем чтобы урегулировать часть проблем. Мы договорились о досрочном выкупе, о том, каким образом это всё должно оформляться и как информация об этом должна предоставляться. К третьему чтению законопроект в согласованном варианте вам предложен. Прошу проголосовать и поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет? Есть. Валерий Карлович, вы же из одной фракции! (Шум в зале.) Включите режим записи, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, обратите внимание: для нас демократия важнее всего! Нарушим один раз - второй раз потянется рука. Не можем так, по-другому не можем. Включите режим записи. Это если только Гартунг не успеет записаться. Покажите список. Кравченко Денис Борисович. Вот видите, ваш коллега захотел высказаться, сосед. Да, вот Кравченко, прямо сзади вас. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, я с места, чтобы кратко. Абсолютно разделяю позицию комитета. По вашему поручению мы с Валерием Карловичем провели большую работу, сформировав соответствующую межфракционную группу по поддержке лизинговой отрасли. Основные замечания, инициативы и предложения рынка мы учли в этих поправках, продолжаем работу. Обещаем к осенней сессии представить ряд инициатив, которые простимулируют ещё большее развитие этого направления. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать в третьем чтении законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы также поддерживаем принятие этого законопроекта, только у нас немножко расходятся оценки с результатами деятельности нашей рабочей группы. Действительно, 23 марта - Вячеслав Викторович, по вашему поручению - была создана рабочая группа. Мы провели работу по оценке ситуации с лизингом. Мы знаем, что у нас резко упал спрос на предметы лизинга, в частности на транспортные средства, и это ударило по производителям транспортных средств. Сейчас вот, например, в связи с тем, что упал спрос, у нас некоторые производители вагонов практически остановились. Мы выработали рекомендации, часть из них легла в основу проекта постановления, который был принят Государственной Думой при принятии этого законопроекта в первом чтении 7 июня. И там была такая норма: мы рекомендовали Правительству Российской Федерации разработать необходимые нормативные правовые акты, содержащие, в частности, меры финансовой поддержки лизингополучателей. До сих пор таких нормативных актов нет. Понятно, что можно было бы, наверное, без этого обойтись, если бы учётная ставка Центрального банка снижалась более высокими темпами, если бы сейчас она, например, была в районе 5-6 процентов, и тогда этих мер поддержки не потребовалось бы. И мы, собственно, в надежде ждали, что либо правительство предоставит меры поддержки, в чём нас уверил председатель правительства, когда сказал, что мы 60 миллиардов на это выделяем, либо Центральный банк снизит учётную ставку. К сожалению, на данный момент, хотя прошло три с половиной месяца, ни того, ни другого не произошло. Понятно, что к осени мы какие-то меры выработаем, - а что, до осени наши предприятия стоять будут? Этого нельзя допускать! Коллеги, мы обращаем внимание, и я вышел на эту трибуну только для того, чтобы сказать, что отрасль ждёт государственной поддержки: либо Центральный банк снижает учётную ставку как можно быстрее, либо правительство выполняет взятые на себя обязательства, в том числе то поручение, которое дала ему Государственная Дума. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нарушено ведение? В какой части? Пожалуйста, Николай Васильевич. Включите микрофон Коломейцеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Чтобы до захода солнца послушать заключительную речь Вячеслава Викторовича, просьба: те, кто за, ну, не выступайте, это бессмысленно. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, да вы, посмотрите, микрофон из рук не выпускаете, он у вас красный. (Оживление в зале.) Сейчас вот взяли слово по ведению, а выступали сами знаете о чём. Я же сразу сказал: зачтите мне выступление в счёт заключительного слова. Всё было сказано по-честному, открыто. Вы опять пытаетесь говорить про коммунизм, а сами что строите? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг - промышленник, председатель Комитета по защите конкуренции, поэтому его обидеть каждый может, а сейчас ситуация такая, что надо помогать. Ставим на голосование законопроект, третье чтение, 22-й вопрос. Включите режим голосования, пожалуйста. Вообще, Николай Васильевич, вот когда речь идёт о правах депутатов, их надо защищать. Один раз вы возьмёте и посягнёте на них - потом понравится. Это уже было у нас в истории. Вот настолько вы похожи с Кармазиной Раисой Васильевной... (Оживление в зале.) Вы нам хотите всю демократию здесь взять и... понятно куда. Не выйдет. Ваш альянс... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, Раиса Васильевна. Я не знаю, кто от кого набрался, вы от него или он от вас. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 09 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 116377-8 "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (в части уточнения условий выкупа лизингополучателем предмета лизинга).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
43-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило 16 поправок, все они... вернее, шесть из них - в таблице рекомендованных к принятию, десять, соответственно, в таблице рекомендованных к отклонению. Просьба рассмотреть таблицы поправок. Ну и потом принять во втором чтении законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 21 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 47 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 10 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Просьба законопроект в третьем чтении поставить на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 116377-8 "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (в части уточнения условий выкупа лизингополучателем предмета лизинга).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель министра экономического развития Илья Эдуардович Торосов. ТОРОСОВ И. Э. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в рамках Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Законопроектом вносятся изменения в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Мы разрешаем данной нормой без штрафных санкций до конца года досрочно полностью или частично выкупать взятое в лизинг имущество. Воспользоваться правом на досрочный выкуп можно будет при увеличении с 1 марта 2022 года лизинговых платежей по действующим договорам в связи с ростом ключевой ставки и пересмотром общего финансового состояния компании. Комиссия за данную операцию ограничивается законом - не более 1 процента от суммы, досрочно возвращённой, штрафы и пени запрещены. Цель законопроекта - позволить сейчас, при таком скачке стоимости финансирования, досрочно, без штрафов и пеней, выкупить имущество, которое было предоставлено в лизинг. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Эдуардович, присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Владимирович Савченко. САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект о внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде..." направлен в первую очередь на помощь малым и средним предприятиям, которые больше всего пострадали в ситуации, с которой столкнулась наша экономика. Требующая законодательного урегулирования проблема связана с увеличением лизинговых платежей, с резким повышением ключевой ставки Центробанком. Естественно, официальным представителем правительства содержание законопроекта уже подробно представлено. Предлагаемое правительством решение позволит смягчить возникшие негативные финансово-экономические последствия для участников рынка в целом. Комитет по финансовому рынку концептуально поддерживает законопроект, направленный на стабилизацию лизинговой отрасли и защиту прав участников лизинговых правоотношений, вместе с тем считает необходимым высказать ряд замечаний. Прежде всего, нужно, конечно, не формальное, а реальное согласование с Евразийским экономическим союзом, учитывая, что многие участники данной деятельности являются нашими партнёрами из союзных государств. Второе. Целесообразно обсудить возможность ограничения сферы действия норм законопроекта, чтобы исключить возможность навязывания новых условий, так как иногда в процессе переговоров лизинговые компании предлагают новые условия, таким образом, от лукавого, пытаются навязать условия, которые интересны в первую очередь лизинговым компаниям. Третье. Положение законопроекта об уплате лизингополучателем выкупной цены при досрочном выкупе не в полной мере учитывает специфику расчётных отношений в выкупном лизинге, поскольку платежи по договору выкупного лизинга включают в себя суммы на погашение основного долга и вознаграждение, зависящее от продолжительности пользования соответствующим имуществом и условий в договоре. Здесь тоже нужно обязательно сделать акцент, чтобы не было каких-то исключений, связанных с особенностями тех или иных договорных отношений. Четвёртое. Вызывает сомнение сам факт распространения проектных норм на договоры, в которых выкуп не был предусмотрен, поскольку может привести к значительным издержкам для лизингодателей. Это тоже важно, нужно, чтобы лизингодатели не пострадали. И пятое. Целесообразно детально проработать критерии, по которым будет устанавливаться учитываемое для целей применения закона пороговое значение увеличения размера лизинговых платежей, и механизм реализации закона. В проекте постановления Государственной Думы Комитет по финансовому рынку предлагает рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать необходимые нормативные правовые акты, распространить программу льготного кредитования организаций транспортного комплекса в целях пополнения оборотных средств для досрочного выкупа предметов лизинга. Также хотел обратить внимание, что у нас есть особые территории, и там можно было бы предусмотреть, я даже считаю, что необходимо предусмотреть, - имеются в виду и Крым, и Севастополь - трёхмесячный мораторий на увеличение лизинговых платежей, учитывая, что сезон, учитывая важность данных территорий и особенности хозяйственной деятельности данных территорий Российской Федерации. В проекте постановления также рекомендуется ЦБ РФ предусмотреть мораторий на начисление кредитным организациям неустоек за досрочное исполнение лизинговыми компаниями обязательств по кредитным договорам. В целом Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет. Уточняющие замечания Правового управления можно будет учесть во втором чтении. С учётом изложенного Комитет по финансовому рынку считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении данный законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учётом высказанных замечаний и предложений от комитета. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Филатова Ирина Анатольевна, пожалуйста. От фракции? Или три минуты?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут. Но будет более короткое выступление. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Количество санкций, которые были приняты против нас Западом, сейчас уже подходит к 11 тысячам. Это запредельное количество санкций, ни одна страна, ни один народ не подвергались такому беспрецедентному давлению! И цель этих санкций - не только разрушить экономику нашей страны, но и уничтожить весь Русский мир, наш язык, культуру, обычаи. И именно поэтому эти санкции - это ещё десять с лишним тысяч поводов сделать нашу страну сильнее, объединить её и дать развитие новым векторам в экономике и в культурной жизни. Фракция КПРФ системно работает над тем, чтобы экономика не просто выстояла, а вновь заработала на полную мощность, как это было во времена Советского Союза в противостоянии США. Одна из сфер, где сотрудничество учёных и бизнеса, несмотря ни на какие санкции, приносит реальный урожай, - это агросектор, АПК. Наша фракция поддерживает все направления, связанные с развитием агропромышленности, и в первую очередь народные предприятия. АПК активно использует лизинг как альтернативу купли-продажи, когда сельхозпроизводители имеют возможность приобрести высокотехнологичное животноводческое оборудование, технику и высокопродуктивный племенной скот. И поэтому государство должно направлять свои усилия не на выяснение отношений с оппозицией, не на создание проблем крупному, системообразующему бизнесу, а на поддержку этого бизнеса, чтобы он стал эффективным и кормил нашу страну, более эффективно развивал нашу экономику. Поэтому мы считаем, что законопроект востребован, обоснован, и фракция КПРФ поддержит законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравченко Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не перестаю говорить о том, что непростые условия и новые вызовы для нашей экономики, в которых мы сегодня работаем, требуют особого внимания со стороны законодателей. Беспрецедентная для всего мира экономическая война, которую развязали наши бывшие партнёры с Запада, бьёт по международным логистическим цепочкам, вопиющим образом нарушает общепризнанные принципы международного права. Как уже признали зарубежные эксперты, болевой порог нашей экономики значительно выше, чем на Западе, и в первую очередь это связано с очень внимательным отношением нашего руководства и приоритетом суверенитета как в политической, так и в экономической сферах. Тем не менее ряд отраслей действительно значительно пострадали, и среди них - лизинговая отрасль. Лизинг был сильно зависим от западных компаний, и это не только авиация, но и автомобили, оборудование, водный транспорт, спецтехника и далее по списку. Неопределённость сразу сильно ударила как по лизингополучателям, так и по лизингодателям. В первую очередь это связано с существенным повышением ставки Центробанка, а кроме того, с общей нестабильностью обстановки. Данный законопроект разработан в целях стабилизации ситуации в лизинговой отрасли, учитывает в том числе те замечания, о которых я сказал. Мы продолжим работу над стабилизацией отечественной экономики, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 38-1 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", пункт 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 36 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.