Заседание № 10
О проекте федерального закона № 1162885-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В проекте постановления Государственной Думы по данному законопроекту предусматривается продолжение функционирования рабочей группы Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов для рассмотрения вопросов эффективности и полезности электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Ну а что касается непосредственно законопроекта, он подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизы. Просьба принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы по мотивам высказаться? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 51 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 9
О проекте федерального закона № 1162885-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 10-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на внедрение электронного документооборота в сфере трудовых отношений, был принят в первом чтении 16 июня, ещё в седьмом созыве. Новым составом комитета в октябре была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Государственной Думы, представители Совета Федерации, социальных партнёров, науки, министерств и ведомств, и эта рабочая группа подготовила законопроект ко второму чтению и сняла имевшиеся противоречия между социальными партнёрами. В настоящее время законопроект поддержан всеми. В ходе этой интенсивной работы поступило 23 поправки, 15 из которых сведены в таблицу № 1, которую Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает одобрить, и 8 поправок сведены в таблицу № 2, которую комитет предлагает отклонить. Просьба утвердить таблицы и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, замечания по таблице поправок № 1 есть? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 33 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 02 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект, 10-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 29 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, Михаил Васильевич. Включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба предусмотреть рассмотрение законопроекта в третьем чтении на пленарном заседании 18 ноября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение, но, поскольку мы заранее не сказали, что у нас будет завтра заседание, Михаил Васильевич, лучше, если вы подготовитесь на завтра, потому что у нас есть возможность завтра рассмотреть все законопроекты третьего и второго чтений. Четверг у нас будет занят в основном докладом председателя Центрального банка и вопросами и выступлениями от фракций, так что, наверное, правильно, лучше завтра рассмотреть, потому что в четверг всё-таки депутаты планируют время исходя из отъезда в регионы. Вы завтра сможете, Михаил Васильевич? Сможете, да? Коллеги, нет возражений, завтра рассмотрим? Все законопроекты, которые у нас выходят на третье чтение, лучше рассмотреть завтра, а в четверг... там законопроектов также много, но постараемся в рамках Регламента завершить, с тем чтобы те, кто поедет в регионы, могли исходить из того, что мы задерживаться не будем. Нормально? Хорошо.
Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1162885-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
69-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)". Докладывает Андрей Константинович Исаев. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вам законопроект - это часть большой работы, которую мы с вами вместе здесь проделываем, чтобы информационные технологии использовались для улучшения положения наёмных работников и совершенствования трудовых отношений. Хочу напомнить, что мы уже здесь приняли решение о постепенной замене бумажных трудовых книжек электронными. Мы внесли изменения в главу 49-1 Трудового кодекса, которая регулирует дистанционный труд. И сегодня в третьем чтении мы приняли изменения в Закон "О занятости...", которые также позволяют использовать современные технологии для того, чтобы облегчить жизнь людям. Данный законопроект - это следующий шаг. Главой 49-1 ТК мы разрешили электронный документооборот между дистанционными работниками и работодателями, но об электронном документообороте говорят и хотят перейти на него работники и работодатели, которые имеют стационарные отношения, стационарные работники, которые работают непосредственно на рабочем месте. В чём преимущества ведения электронного документооборота? Это, во-первых, позволяет сэкономить средства работодателей, во-вторых, работникам, которые в нашей большой, протяжённой России могут работать в удалении от работодателя, скажем представителем фирмы в другом субъекте Федерации, не будет требоваться каждый раз, когда Трудовой кодекс предписывает под роспись ознакомить с тем или иным приказом, ездить в командировку, для того чтобы под роспись ознакомиться. Хочу сказать, что данные предложения возникли не на пустом месте: с 5 мая 2020 года ведётся эксперимент по электронному документообороту, в нём участвуют 381 работодатель и более 2 миллионов работающих. Жалоб существенных ни от работников, ни от работодателей не поступало. Несколько, так сказать, таких ключевых вопросов, которые волновали социальных партнёров при рассмотрении данного законопроекта. Прежде всего, какую систему использовать для кадрового документооборота? Законопроект предоставляет две возможности: первый вариант - собственная информационная платформа работодателя, если она позволяет получать необходимые документы, хранить информацию и закреплять электронной подписью, второй вариант - можно использовать общую федеральную платформу "Работа в России". Требования к хранению документации и в том, и в другом случаях будут одинаковы. Как будет происходить этот электронный документооборот? Он будет вводиться решением работодателя, но работник вправе письменно уведомить работодателя о том, что он не согласен переходить на электронный документооборот. Если свыше 50 процентов работников откажутся от электронного документооборота, он не вводится на предприятии и в организации. Ещё важный момент: сам приказ, которым будет вводиться электронный документооборот, издаётся с обязательным учётом мнения выборного профсоюзного органа. Это направлено на то, чтобы интересы работников ни в коем случае не были ущемлены. Подписи в этом электронном документообороте предлагается ставить электронные квалифицированные или неквалифицированные, при этом работник вправе использовать электронную квалифицированную подпись, зарегистрированную ранее, ещё до издания работодателем приказа или до прихода к данному работодателю. Законопроектом предполагается, что к электронному документообороту будут установлены требования: требования по составу - речь идёт о реквизитах, которые согласно законодательству должны быть в документах, например дата подписания трудовых договоров, договоре о материальной ответственности, ученическом договоре и тому подобном - и требования по форме документов, которая должна соответствовать соответствующему формату. Надо сказать, что данная норма является отложенной, то есть предполагается, что эти требования, сформированные Минтрудом с участием Минцифры, будут зафиксированы несколько позднее, для того чтобы дать возможность работникам и работодателям подготовиться к переходу на электронный документооборот. Очень важное положение касается того, что работодатель будет обязан выдать работнику любой документ, который он потребует, в том виде, в котором работнику это необходимо: потребовалась ему бумажка для надёжности - работодатель будет обязан выдать соответствующий документ в бумажном виде. Это сохраняется здесь. Данный законопроект активно обсуждался сторонами социального партнёрства. Правительство поддерживает его принятие. Он обсуждался на РТК, и стороны в целом согласны с необходимостью принять его в первом чтении, но высказали целый ряд замечаний. Документ сам по себе достаточно сложный, поэтому мы предложили принять развёрнутое постановление, которым предполагается серьёзная доработка данного законопроекта в связи с теми замечаниями, которые высказали стороны социального партнёрства. Эта доработка, безусловно, будет вестись ко второму чтению. Ну, например, мы предлагаем учесть предложение профсоюзов о том, что отдельные виды инструктажа по технике безопасности должны сохраниться в прежнем, бумажном виде, целый ряд других предложений. Уважаемые коллеги, мы понимаем, что в данном законопроекте содержатся определённые, ну, не до конца проработанные вопросы, которые нуждаются в урегулировании. Для этого мы принимаем развёрнутое постановление и предполагаем продолжить работу рабочей группы комитета над данным документом в дальнейшем. Но его принятие в первом чтении необходимо именно сейчас, в эту сессию, - я не вышел бы сюда и не просил бы вас проголосовать за данный законопроект - по одной простой причине: мы находимся на определённом временном отрезке, в течение которого мы должны урегулировать этот вопрос, потому что до 15 ноября мы продлевали срок проведения эксперимента, эксперимент тем не менее закончится, и если мы не примем нормативный акт, то это значит, что 2 миллиона работников, которые сегодня участвуют в эксперименте, окажутся в правовом вакууме. Поэтому комитет просит вас принять данный законопроект сегодня в первом чтении и продолжить над ним работу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Константинович, речь идёт о возможности использования двух баз: базы типа госуслуг, которая будет федерального, скажем, значения, и собственной базы работодателей. Вопрос в том, насколько будет достоверной та информация, которую работодатель будет у себя хранить? Не будет ли у него возможности её уничтожить, откорректировать, особенно в рамках возникновения трудовых споров, чтобы потом что-либо доказать? И второй момент связан всё-таки с цифровой подписью, тем более с квалифицированной цифровой подписью: не возлагает ли необходимость получать эту подпись, её регистрировать, обновлять дополнительную нагрузку на работника? Это очень недешёвая, скажем так, процедура. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ИСАЕВ А. К. Алексей Владимирович, спасибо вам за ваши вопросы, они волновали также и профсоюзное движение. Как я уже сказал, в законопроекте оговорено, что требования к хранению документов будут едины и в отношении платформы "Работа в России", и в отношении собственных баз работодателей. Что касается рисков, о которых вы говорите, что задним числом что-то могут исправить, они существуют и сегодня с бумажными документами - точно так же работодатель может попытаться подделать бумажный приказ, который на сегодняшний день у него хранится, или трудовую книжку, которая у него хранится. Но это уголовно наказуемое деяние, мы должны это понимать и об этом помнить. Ко второму чтению, возможно, целесообразно каким-то образом усилить контроль, и мы в данном случае ждём ваших предложений. И второй ваш вопрос касался квалифицированной подписи. Если работодатель принимает, а именно он принимает решение о переходе к электронному документообороту, значит, он за собственные средства должен обеспечить соответствующие электронные квалифицированные цифровые подписи своих сотрудников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Андрей Константинович, по оценке некоторых экспертов, в случае принятия данного законопроекта и его реализации возможны ситуации, когда, с одной стороны, будут ущемляться права работников, граждан в связи с их отношением вообще к идее электронного документооборота, и, с другой стороны, усилится возможность произвола работодателя. Разделяете ли вы эти опасения? ИСАЕВ А. К. Николай Иванович, мы, конечно, должны всегда смотреть на любые принимаемые изменения в трудовом законодательстве с точки зрения того, не ущемит ли это каким-то образом права работников. Поэтому, предлагая принять данный законопроект, мы из чего исходили? Прежде всего, у нас уже есть опыт работы, опыт электронного документооборота. Это, во-первых, дистанционные работники, в отношении которых введён электронный документооборот нашим с вами решением, во-вторых, это работники, которые участвовали в эксперименте. Мы специально собирались на заседание рабочей группы и слушали стороны, слушали юристов, которых приглашали, есть ли какие-то специфические нарушения, которые появились именно в связи с переходом на электронный документооборот. На сегодняшний день таких специфических нарушений прав работников не выявлено. Но ещё раз с вами соглашусь: давайте дополнительно посмотрим, что можно сделать для того, чтобы избежать любых злоупотреблений. Будем смотреть ко второму чтению именно под этим углом. У нас есть опыт перехода на электронные трудовые книжки. И надо сказать, что тогда тоже были определённые сомнения, но на сегодняшний день мы видим, что ни одной жалобы от работников по этому поводу не поступило. Для того чтобы права работников были соблюдены, в законопроекте заложены право письменно отказаться от электронного документооборота и норма о том, что, если больше 50 процентов отказались, электронный документооборот не вводится, а также заложено, что обязательно учитывается мнение выборного профсоюзного органа при издании приказа, которым вводится данный электронный документооборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зайцев Максим Сергеевич. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Константинович, электронный документооборот, безусловно, упростит удалённое трудоустройство, которое сейчас развивается достаточно серьёзными темпами. В то же время работодатели задают вопрос: а какие у них будут возможности проверять документы, представляемые в электронном виде, и каким образом работодатели смогут бороться с фальсификациями? ИСАЕВ А. К. Спасибо большое за вопрос, Максим Сергеевич. Что касается удалённой работы, там мы уже разрешили электронный документооборот. В данном случае речь идёт о том, что мы допускаем электронный документооборот для стационарных, так сказать, работников, для тех, кто работает не в удалённом режиме. В этом случае, как в любых трудовых отношениях, работодатель является сильной стороной - если он захочет проверить документы, прежде чем принять человека на работу, или если он выражает сомнение, скажем, что ему больничный лист предъявили не тот, неправильный, он всегда будет иметь такую возможность. Законодательство это, безусловно, регулирует. Когда мы принимали нормы главы 49-1 кодекса, мы оговорили, что и работник, и работодатель, если у них есть сомнения в электронном документе, в копиях, вправе потребовать предъявить подлинник. Я думаю, что эта норма будет действовать и в данном случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Константинович, если 50 процентов коллектива согласны с электронным документооборотом, то это распространяется на всех работников, а почему именно такая норма - 50 процентов? Это что, получается, что мнение 49 процентов - другой половины коллектива - совсем не учитывается? И по поводу защиты, здесь тоже проблема, тоже вопросы есть. Мы ведь прекрасно понимаем, что сегодня в основном представляют собой профсоюзы. Дело в том, что на сегодняшний день они практически везде напрямую подчиняются работодателю, поэтому такая защита просто эфемерна. Но всё-таки хотелось бы уточнить, почему 50 процентов и почему только мнение половины коллектива учитывается? ИСАЕВ А. К. Вера Анатольевна, я, как заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России, категорически не согласен с вашим тезисом, высказанным в отношении профсоюзных организаций. Они разные, и мы знаем, что огромное количество серьёзных профсоюзных организаций жёстко добивается соблюдения прав работников. Именно профсоюзная сторона была наиболее критична при обсуждении данного законопроекта и высказала наибольшее количество замечаний, поэтому я уверен, что профсоюзы в массе своей будут, безусловно, использовать предоставляемые законопроектом права для того, чтобы защищать права работников. Теперь что касается 49 процентов. Ну, такова общая норма демократии: 49 процентов проголосовало за Трампа, 51 процент проголосовал за Байдена. То же самое распространяется на трудовой (коллективный) договор: если больше 50 процентов проголосовало за коллективный договор, именно этот коллективный договор будет действовать в этой организации, а не договор, за который голосовало меньшинство, пусть даже и очень значительное. Иного быть не может. Ну есть организация... Мы не можем ввести, допустим, для одних работников, которые согласны, рабочий день с восьми утра, а для других, которые не согласны, - с двенадцати дня. Это невозможно, потому что есть технологические требования, общие для организации. Поэтому в данном случае меньшинство должно будет подстраиваться под большинство, так же как и вновь приходящие работники, новый работник не может прийти и сказать, дескать, у вас тут электронный документооборот, я согласен прийти и работать у вас слесарем, но давайте-ка отменяйте электронный документооборот. Такой подход абсурден, он разрушит производство и разрушит социальные взаимоотношения там. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 05 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.