Заседание № 51
О проекте федерального закона № 116261-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения процедур трудоустройства иностранных граждан, являющихся специалистами в сфере информационных технологий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", третье чтение. Доклад Александра Юрьевича Бородая. Пожалуйста, Александр Юрьевич. БОРОДАЙ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект проходит уже третье чтение, смысл его в упрощении порядка получения вида на жительство иностранными IT-специалистами и членами их семей. Собственно говоря, законопроект комитетский. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний к тексту законопроекта не имеет. Позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": фракция поддерживает законопроект. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 39 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 116261-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения процедур трудоустройства иностранных граждан, являющихся специалистами в сфере информационных технологий).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Пожалуйста, Артём Александрович Кавинов. КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении мы с вами рассматривали на прошлой неделе. Напомню, что предполагается предоставить возможность получения в упрощённом порядке вида на жительство иностранным IT-специалистам и членам их семей. Сегодня мы рассматриваем законопроект во втором чтении. Комитет рассмотрел поступившие поправки, их предложил председатель комитета Леонид Иванович Калашников. Все они включены в таблицу № 1, рекомендуются комитетом к принятию и, собственно говоря, у нас здесь, в зале, на заседании представлены. Поправки предусматривают наделение Президента Российской Федерации полномочиями определять особенности правового положения отдельных категорий иностранных граждан, носящие временный характер. По мнению комитета, это позволит действовать гибко и быстро принять все безотлагательные решения. Все замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы учтены. Просим вас проголосовать за законопроект. В случае принятия во втором чтении предлагаю принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 19 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 4-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 48 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Уважаемые коллеги, по данному законопроекту необходимо провести экспертизу, поэтому, если вы не будете возражать, мы его включим в повестку дня на завтра, за это время экспертиза будет проведена. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Договорились. В завтрашнюю повестку включим законопроект для рассмотрения в третьем чтении.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 116261-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения процедур трудоустройства иностранных граждан, являющихся специалистами в сфере информационных технологий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Игорь Николаевич Зубов. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше рассмотрение законопроект разработан в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" и направлен на предоставление преференций иностранным IT-специалистам, желающим жить в России и работать по специальности по трудовому договору с аккредитованными Минцифры организациями. Иностранные специалисты этой категории и члены их семей смогут получать вид на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание, то есть в упрощённом порядке. Им, в отличие от других высококвалифицированных специалистов, которым сегодня предоставляется право на получение вида на жительство в упрощённом порядке, не надо будет оформлять разрешение на работу или патент. Предусматриваются также основания для аннулирования вида на жительство: в случае если иностранный специалист в течение 30 рабочих дней со дня расторжения трудового договора на выполнение работ, оказание услуг с аккредитованной организацией не заключил новый договор с аналогичной организацией либо в случае если государственная аккредитация у данной организации будет аннулирована. Ожидается, что принятие законопроекта будет способствовать качественному улучшению положения дел в сферах разработки, внедрения, эксплуатации информационных технологий за счёт привлечения в страну квалифицированных специалистов. По экспертным оценкам, отрасль в настоящее время готова принять порядка 170 тысяч человек, располагающих соответствующей компетенцией. Законопроект не предполагает дополнительных затрат, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других законов. Предусматривается вступление закона в силу в течение 90 дней после его опубликования, что обусловлено необходимостью издания ведомственного нормативного правового акта, такой акт уже готовится. С учётом изложенного прошу законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. С содокладом выступает Артём Александрович Кавинов. КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич достаточно подробно остановился на сути нашего законопроекта. Единственное, что я напомню, - это то, что законопроект предусматривает возможность для иностранных IT-специалистов и членов их семей получить вид на жительство в России без получения разрешения на временное проживание. Мы в комитете тоже достаточно подробно и внимательно изучили данный вопрос. Реализация законопроекта не потребует никакого дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета, но потребует издания ряда соответствующих нормативных правовых актов. Перечень таких актов подготовлен, он прилагается к внесённому проекту федерального закона. И хочу добавить, что редакционные замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы могут быть также учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта в первом чтении. Просим тоже поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Александрович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Такое впечатление, что их достаточно много. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Игорь Николаевич, законопроект важный, мы его поддерживаем. Согласно законопроекту мы предоставляем право на упрощённый порядок получения вида на жительство для тех IT-специалистов, которые к нам приезжают и устраиваются в специализированные аккредитованные компании. Считаете ли вы целесообразным распространить вот этот упрощённый порядок и на тех IT-специалистов, которые к нам приезжают и просто устраиваются работать по специальности, например, в отдел или просто как IT-специалист, допустим, в фармакологическую компанию? ЗУБОВ И. Н. Яна Валерьевна, я хочу обратить ваше внимание на то, что в законе говорится, что это организация, получившая аккредитацию, там не говорится, что это специализированная организация. То есть теоретически... Мы, конечно, во втором чтении к этому вернёмся, но теоретически, если компания имеет в своей структуре какое-то IT-подразделение, имеющее важное значение, где необходимы высококвалифицированные специалисты, и этих специалистов можно привлечь только из-за границы, такая компания может получить аккредитацию. Но этот вопрос отдельно мы вот так, в таком ключе не поднимали. По смыслу закона это так, а по сути того, о чём вы спрашивали, мы ко второму чтению вместе с вами подработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, согласно законопроекту иностранные специалисты вместе с членами семьи будут обращаться в территориальные органы МВД для подачи заявлений. Вы уже сказали в своём докладе, что, по прогнозам, это порядка 170 тысяч человек. У меня вопрос немножко шире данного законопроекта и касается того, что те помещения, где сейчас работают органы в сфере миграции, во многих субъектах (в частности, я говорю про Свердловскую область) неудобные, некомфортные, не соответствуют стандартам и так далее. Как вы... Вот скажите, пожалуйста, ваше мнение, есть ли такая проблема? И в ближайшее время она как-то будет решаться? Вот именно что касается создания нормальных, комфортных условий и для тех, кто там работает, и для тех, кто туда обращается. ЗУБОВ И. Н. Андрей Геннадьевич, я понимаю, о чём вы говорите. Это не имеет отношения как бы к сути законопроекта, но я хотел бы... Хотите, приглашу вас, хотите, самостоятельно можете посетить подразделение, например, в городе Москве, хотя они есть и в других субъектах, где за счёт города созданы все необходимые условия в рамках вот этих единых центров по оказанию государственных услуг. Вот сегодня мы двигаемся в этом направлении - и в Самаре такое есть, и в Нижнем Новгороде. Я думаю, что здесь перспектива в этой части. Там ещё и жёсткие нормативы, но даже при этом всё равно много проблем. Средства выделяются, конечно, мы ремонтируем свои подразделения там, где можем. У нас, как вы знаете... Помните, мы с вами вместе много законов принимали, где наделяли полномочиями наш ФГУП, который занимается, который аккумулирует определённые суммы, и эти суммы направляются. Поэтому перспективы, конечно, есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Игорю Николаевичу. Уважаемый Игорь Николаевич, несмотря на то что в законе прописан порядок аннулирования разрешения на временное проживание, всё-таки остаются вопросы. Вы назвали количество - 170 тысяч. Тем не менее в самом законе неоправданно широкий круг тех специалистов, которые получат право на упрощённый порядок в части временного проживания у нас, и там несколько поколений - и бабушки, и все остальные, внуки-правнуки и прочие. 30 дней отводится на то, чтобы исполнить вот эту норму закона об аннулировании возможности временного проживания. А как это технически возможно (детский сад, школа), как мы этих иностранных специалистов можем отправить обратно на родину? Это же не первый такой закон, который принимается. Скажите, пожалуйста, как оправдала себя эта упрощённая регистрация, когда принимался закон о специалистах, обладающих особыми компетенциями, квалифицированных... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Прежде всего, я думаю, закон себя оправдал. Его не МВД придумывало, все эти требования, - к нам обращались их различных отраслей хозяйства, профильные министерства и просили соответствующие преференции для специалистов сделать. Там, как вы помните, были и высококвалифицированные учёные, и атомщики, и многие-многие другие, и это себя оправдало. Цифрами я сейчас не располагаю, сколько всего мы приняли, у меня есть данные, сколько мы приняли по упрощённому порядку в целом, сколько из них специалистов, я не могу сказать, а по упрощённому порядку порядка 150 тысяч мы принимаем, выдаём вид на жительство. Что касается того, что 30 дней мало. Вы знаете, если человек приехал сюда и работает по контракту, то у него в контракте все эти вопросы оговариваются. Если он разорвал контракт или предприятие ликвидировалось, то 30 дней по общему правилу ему достаточно. Это не означает, что через 30 дней его с семьёй поднимут и выкинут. Ему даётся это время для решения своих проблем, и если у них оснований для нахождения на территории Российской Федерации не будет, то, извините, они должны покинуть нашу территорию. И в этом же зале находится значительное количество депутатов, которые постоянно выступают за ужесточение миграционной политики и немедленное выдворение с территории России тех, кто не имеет права здесь находиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Игорь Николаевич, вопрос вам. В числе обязательных требований к возвращающимся репатриантам и приравненным к ним категориям граждан - требование о знании русского языка и истории России, незнание которых приводит к отказам в получении разрешения на временное проживание. Вопрос: в данном случае, выдавая сразу вид на жительство иностранным IT-специалистам, не ущемляем ли мы права вышеназванных категорий граждан? Сохраняется ли для иностранных IT-специалистов обязательное знание русского языка и истории России? И ещё вопрос. В пояснительной записке нет информации о том, какие документы, подтверждающие профильное образование иностранного гражданина, он должен предоставлять для упрощённого получения вида на жительство. Какими должны быть критерии в отношении диплома о высшем образовании по IT-специальностям, каких вузов и так далее? ЗУБОВ И. Н. Я хочу начать с того, что любое исключение тот, кто в это исключение не попадает, может рассматривать как ущемление его конкретных прав, дескать, почему этому можно, а мне нельзя? Но в данном случае исключение делается для тех людей, которые обладают соответствующими квалификационными признаками, важными для государства. То есть у нас на первом месте выступают интересы государства. Это первое. Второе, что касается квалификационных требований. Откуда мы их возьмём? Вы прекрасно знаете, и мы с вами неоднократно дискутировали, ну, не я лично, а наше ведомство, вообще по поводу критериев отнесения человека к числу высококвалифицированных специалистов. И в законе, кстати, это достаточно чётко прописано, да, может быть, где-то спорно, но это есть, это закон, и там, если помните, по сумме, вообще, финансовой, какую зарплату платят, определяется квалифицированный специалист, что тоже вызывает вопросы. Но в данном случае, я хочу обратить ваше внимание, основанием является наличие контракта, и в этом контракте, который разрабатывается Минцифры, будут чётко прописаны те критерии, по которым человек относится к IT-специалистам высокой квалификации. Уборщица, которая убирает компьютерный зал, сюда точно не попадёт. Ну и насчёт требования о знании русского языка и других требований. Получение вида на жительство в упрощённом порядке в данном случае будет точно таким же, как для всех остальных иностранных граждан, которые получают вид на жительство в упрощённом порядке, никаких преференций в данном случае не даётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Артём Александрович, спасибо большое. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Затулин Константин Фёдорович. Возможно, ещё кто-то есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. С места. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я взял слово лишний раз только для того... Ну, прежде всего, я должен сказать, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддерживает принятие этого закона. Но взял я слово потому, что прозвучали вопросы со стороны уважаемых коллег. Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты Государственной Думы, что через день, 9-го числа, в четверг, мы отметим дату - 350 лет императору Петру I. За что мы особенно уважаем этого императора? За то, что он был открыт новым веяниям, за то, что он на самом деле прорубил окно в Европу, которое мы теперь вынуждены, к сожалению, закрывать, вернее, она перед нами закрывает. Но если бы он этого не сделал, то, по мнению современников и людей, которые писали о деяниях императора, мы ещё до конца XIX века ликвидировали бы ту отсталость в целом ряде наук, которая, к сожалению, была фактом на момент его прихода к власти. Я это говорю именно потому, что закон, который мы принимаем... Речь идёт о потребности в специалистах в информационных технологиях. Вы знаете, что очень многие наши соотечественники, которые оказались сегодня в ближнем, в дальнем зарубежье, они именно из этой сферы. Меры, которые правительство предлагает, связаны с тем, что надо срочно компенсировать это льготами и возможностью привлечь, завлечь сюда специалистов определённой категории, - нечто похожее на то, что делал император Пётр I. Это вот бочка мёда. А теперь ложка дёгтя. Один наш уважаемый, тоже в царские времена, великий полководец в ответ на вопрос государыни о том, что для вас сделать, - сказал: "Сделайте меня немцем". Вот я очень хотел бы стать специалистом по информационным технологиям, потому что правительство видит эту проблему и её решает. А когда дело касается соотечественников, когда дело касается разных других категорий, репатриантов, о которых вспоминали, очень медленно разворачиваются и правительство, и, к сожалению, Министерство внутренних дел, чтобы снимать барьеры на пути наших соотечественников в Россию. Я очень прошу, чтобы, принимая этот закон, мы подумали и о том, как бы ускорить этот процесс. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 29 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.