Заседание № 363
О проекте федерального закона № 1160798-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 1-1 статьи 8 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" (в связи с реформированием институтов развития в Российской Федерации; принят в первом чтении 25 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 1-1 статьи 8 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Докладывает Игорь Борисович Дивинский. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В целях экономии времени не буду вдаваться в подробности законопроекта: мы его приняли в первом чтении 25 мая, думаю, что он ещё в памяти. К законопроекту поступило четыре поправки, все они рекомендуются к принятию. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 55 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 17 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его в повестку на завтра, 9 июня, для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 359
О проекте федерального закона № 1160798-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с реформированием институтов развития в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 34-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Ильи Эдуардовича Торосова. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и правительства с целью реформирования институтов развития. Законопроектом вносятся изменения в следующие акты: "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и "Об инновационном центре "Сколково" в части ВЭБ.РФ, определяются полномочия госкорпорации по координации институтов развития. Так, ВЭБ.РФ участвует в определении стратегии и направлении деятельности институтов развития, определении ключевых показателей эффективности институтов развития, формировании политики управления рисками и временно свободными денежными средствами, координации института при реализации проектов общегосударственного значения. Проектом также вносятся поправки в закон о Корпорации МСП и в закон о "Сколково". За ВЭБ закрепляются полномочия по корпоративному управлению Корпорацией МСП, полномочия по определению доли акций, которая находится в собственности у государства, передаются правительству. Что касается "Сколково", изменения учредительных документов теперь будут утверждаться решением совета директоров института. Законопроект позволит сформировать правовую базу для обеспечения работы единой системы управления институтом развития, Внешэкономбанком. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Илья Эдуардович достаточно подробно рассказал о законопроекте. В этом зале часто звучала критика эффективности работы институтов развития: их достаточно много, и зачастую многие направления работы с финансированием различных проектов пересекаются, повторяются. И вот этот законопроект, с моей точки зрения и с нашей точки зрения, позволит навести порядок в работе институтов развития для эффективного управления этими институтами: будет один координирующий центр, который будет определять и стратегию, и направления деятельности институтов развития, ну, и возможности работы по стандартам, которые, опять же, этот основополагающий институт - Внешэкономбанк - будет определять для всех остальных структурных элементов нашей системы институтов развития. Прошу поддержать законопроект, поскольку он направлен на повышение эффективности деятельности соответствующих институтов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, прежде чем начнём задавать вопросы: предлагается до 17 часов сегодня продлить заседание. Нет возражений? Нет. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Илья Эдуардович, два простых вопроса, но понимать всё-таки хотелось бы. Первое. У нас премьер провозгласил достаточно существенную реформу институтов развития, но в представленном законопроекте мы видим только трёх участников: ВЭБ, МСП, "Сколково". На этом ограничивается работа Думы в части законотворческой деятельности по реформированию этих институтов или мы ждём от вас по остальным направлениям другие законопроекты? И второе. ВЭБ планирует создавать структуры, которые будут заниматься малым и средним предпринимательством, МСП, и так далее. Планируется в результате создания таких структур всё-таки реальное сокращение где-то на каком-то уровне количества людей, которые будут заниматься этим, или это будут дополнительные структуры, которые в результате принятия этого закона мы создадим? ТОРОСОВ И. Э. Сергей Михайлович, спасибо за вопросы. Сразу отвечу на первый вопрос: просто необходимы законодательные инициативы для осуществления всей реформы. Другие институты развития... некоторые сливаются, как вы знаете, некоторые ликвидируются, некоторые оставляются в старом формате, то есть в принципе реформа идёт, это просто маленькая часть того, что нужно было сделать с точки зрения законодательной инициативы. По второму вопросу, по МСП. Корпорация остаётся в текущем состоянии. Если и будут изменения, то только в плане увеличения штата людей, которые будут заниматься развитием МСП в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Эдуардович, если речь идёт о реформировании, то это значит, что нет удовлетворённости работой в прежнем виде, как говорится, в прежней системе, есть какие-то объективные показатели для этого. Если не ошибаюсь, то Счётная палата ранее говорила, что вложено было свыше 5 триллионов рублей, а отдачи, по сути дела, от институтов развития нет. Как вы оцениваете, если будет принято то, что сейчас предлагается, данный законопроект, решит это проблему кардинально или речь идёт о косметических мерах, о камуфляже своего рода? ТОРОСОВ И. Э. Николай Иванович, хороший вопрос. Смотрите, данная законодательная инициатива, естественно, кардинально не решает вопрос, потому что мы просто приводим законодательство в соответствие, чтобы ВЭБ.РФ мог координировать данные институты развития. То есть должна быть комплексная работа, которую мы сейчас ведём, по формированию общей политики по рискам, по инвестициям, по корпоративному принятию решений, для того чтобы принимались прозрачные, более выверенные решения всеми институтами развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. В продолжение вопроса моего коллеги. Илья Эдуардович, всё-таки деньги большие, эффективность низкая по многим показателям и по многим, скажем так, субъектам, которые занимались в данном случае развитием страны, а ответственных мы так до сих пор и не нашли. Вот сейчас в рамках координации, как я понимаю, делаются первые маленькие шаги для повышения эффективности. Будут ли предприняты какие-то дополнительные шаги в том числе и в части информационной открытости? Чтобы Государственная Дума не через пять лет узнавала о результатах деятельности того или иного института, а, может быть, даже участвовала напрямую в их деятельности и контроле, входила в соответствующие наблюдательные советы, на заседаниях комитетов были соответствующие регулярные отчёты, включая отчёты ВЭБ.РФ и других институтов развития. ТОРОСОВ И. Э. Алексей Владимирович, вопрос интересный и, я бы даже сказал, системообразующий. Давайте тогда по этому поводу подумаем. Сейчас, естественно, в законодательной инициативе того, о чём вы сказали, нет, надо подумать в этом направлении - по поводу информационной открытости, более детального контроля за институтами развития. Полностью вас поддерживаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Эдуардович, вот эта реформа, которая сейчас происходит, затронула тысячи наших предпринимателей и инноваторов, которые работали на различных площадках, в том числе в центре "Сколково", о котором вы сегодня в докладе о законопроекте упомянули. Вот когда откроется финансирование тех грантов, которые им были положены? Они выиграли эти гранты, прошли комиссии, но финансирование было приостановлено, и средства до сих пор не выплачиваются, оно не открыто на сегодняшний день. И будет ли в рамках этой работы проанализирован объём средств, которые были выделены предыдущими бюджетами на эти направления? И какие KPI были достигнуты, сколько этих проектов было успешно реализовано? ТОРОСОВ И. Э. Мы как раз и начали с того, что параллельно с реформой, скажем так, юридической, корпоративной проводим оценку институтов развития, и, как вы знаете, правительство установило новые KPI для институтов развития, более амбициозные, по каждому институту развития. Мы сейчас это прошли и теперь будем эти институты более жёстко контролировать и смотреть именно за их результативностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Илья Эдуардович, ну, плохо ли, хорошо ли работали те организации, которые сейчас взял под крыло Внешэкономбанк, но вот в "Сколково" решаются медицинские проблемы, иные научные проблемы и так далее. Есть ли во Внешэкономбанке те люди, которые способны оценить то, чем занимаются в "Сколково" или чем занимаются в МСП? Это первое. И второй момент. Штатное расписание и вопросы материального обеспечения для этих институтов развития будет теперь определять Внешэкономбанк, ну, в частности зарплату руководства? Кто это будет делать, чья это будет прерогатива? Кто будет назначать эти вещи, Внешэкономбанк или же советы директоров вот этих корпораций развития? ТОРОСОВ И. Э. Ответ, Игорь Юрьевич: советы директоров этих корпораций развития. Внешэкономбанк в некоторые корпорации развития, в советы директоров, войдёт, в некоторые даже не войдёт. У нас есть, вы знаете, вице-премьеры, которые курируют также отдельно по тематикам институты развития, и здесь будет индивидуальный подход, но на общих принципах, которые уже названы правительством в этом направлении, - сокращение расходов и контроль за эффективностью развития институтов развития (извините за тавтологию). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 34. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 27 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.