Заседание № 55
12.07.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1160695-6 "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части социальных гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9146 по 9759 из 10217
Возвращаемся, коллеги, к порядку работы, рассматривается законопроект под пунктом 44 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части социальных гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я рад бы облегчить вам жизнь, но вопрос слишком важный. Вашему вниманию предлагается очередной социально ориентированный законопроект в защиту российского учителя, в данном случае сельского. Суть законопроекта предельно проста, но сначала скажу ещё раз: я гипотез не сочиняю, то есть законопроектов не придумываю, я пытаюсь решать вопросы, которые поднимает в данном случае образовательное сообщество, в особенности сельские учителя Омской области. Итак, суть предельно проста: мы предлагаем восстановить в полном объёме коммунальные льготы, которые действовали для сельских учителей в досоветский период, то есть при царях, в советский, при генеральных секретарях, и по закону об образовании в редакции 1992 года. Вот основные аргументы, которые я хочу представить вам, в пользу этого законопроекта. Первый - исторический опыт. Повторю, льготы действовали до самого последнего времени, в частности, они были подтверждены постановлением Совета народных комиссаров 1930 года. Коллеги, я хочу напомнить, что ни до Октябрьской революции, ни в 30-е годы, ни в лихие 90-е у нас в стране не было больше денег, чем сейчас, их было явно меньше. Закон об образовании 1992 года в полной мере сохранил эти льготы. Дальше в процессе так называемой монетизации их пытались отменить, это, я напомню, 2004 год, печально знаменитый федеральный закон № 122-ФЗ о монетизации, но тогда комитет и депутаты Государственной Думы устояли, правда, был сделан один шаг: было зафиксировано, что условия и порядок предоставления коммунальных льгот определяются региональным законодательством. Увы, новый закон "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу с сентября 2013 года, по моим подсчётам, сделал семь шагов вперёд и двадцать один шаг назад. Среди шагов назад, которые были сделаны, и положение, согласно которому теперь регионы сами устанавливают не только условия и порядок, но и размеры коммунальных льгот. Это было первое. Второе. В связи с этим в стране по данному вопросу полный разброд и шатания. Вот некоторые примеры того, в каком размере установлены коммунальные льготы в разных регионах Российской Федерации: в Чувашской Республике - 1055 рублей, в Псковской области и Хабаровском крае - 1100 рублей, в Ленинградской области - 1503 рубля почему-то, в Омской области - 2300 рублей. Собственно, поводом для внесения законопроекта и стала ситуация в Омской области, когда педагогическое сообщество фактически раскололось. Там у нас есть северные районы, где в основном люди живут в частном жилье и где 2300 рублей, которые были установлены, - это больше, чем они прежде получали в натуральном виде. Но есть у нас округ № 140, от которого ваш покорный слуга избран напрямую населением Российской Федерации, и там преимущественно благоустроенные квартиры, а, как, наверное, все депутаты-одномандатники знают, в селе коммунальные расходы значительно больше, чем в городе, при более низких доходах. Вот цитата из письма учительницы из Марьяновского района, которая сообщает, что вынуждена за свою скромную квартиру платить 7 тысяч рублей. Она уже вышла на пенсию - можете себе представить, что ей остаётся от этой нашей пенсии, которая опять же только слегка отличается от пособия по бедности? Сельские педагоги постоянно задают нам один и тот же вопрос: труд учителя на селе одинаков что в Подмосковье, что на Дальнем Востоке, что в Сибири, так почему же уровень поддержки абсолютно различен в разных частях страны, где социальная справедливость, где единое социальное пространство, в конце концов, мы живём в одной стране или в разных странах? И третье, главное соображение, уважаемые коллеги, - это дефицит сельских кадров. Вопреки тому что мы постоянно слышим, как здорово исполняются указы Президента Российской Федерации (сошлюсь на опубликованные данные, которые были получены группой Любови Николаевны Духаниной), по результатам опроса, по-моему, 5 тысяч учителей - говорю по памяти - оказалось, что в 75 регионах Российской Федерации президентский указ, а значит, и закон "Об образовании..." в части оплаты учительского труда не исполняются. Между прочим, сплошь и рядом учебные предметы ведут неспециалисты. Ладно, если человек с математическим, но без физического образования ведёт физику (а нам, между прочим, вице-премьер Дмитрий Рогозин с тревогой говорил, что надо улучшать качество обучения, преподавания физики, поскольку у нас проблемы с инженерами, в том числе с оборонщиками), ладно, если, скажем, биолог ведёт химию, - хуже, когда совершенно неспециалисты ведут чуждый им предмет, а спрашивают на ЕГЭ, между прочим, всех одинаково. Поэтому, уважаемые коллеги, это законопроект не только о социальной защите сельских учителей - это законопроект о праве сельских ребят на достойное образование. При дефиците кадров какие бы новые реформы вы ни проводили, вы не сможете решить эту проблему, ибо, увы, и у нас в 30-х, и японцы, и все другие понимали и понимают, что кадры решают всё. Когда меня спрашивают, мол, чего ты так ходатайствуешь за своих педагогов, я говорю: я не за моих педагогов, я за ваших детей. Прошу поддержать законопроект, надеюсь, что это поможет нам обеспечить качественное образование для сельских ребят. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Пожалуйста, Елена Анатольевна Митина, содоклад. МИТИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее. Автором предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части наделения педагогических работников, проживающих в сельской местности и рабочих посёлках, правом на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, а именно исключить норму, регулирующую установление размера, условий и порядка возмещения расходов, исключить указание на конкретные органы государственной власти, которые должны устанавливать условия и порядок возмещения расходов, и заменить компенсацию расходов на оплату освещения на компенсацию расходов на оплату электроэнергии. В настоящее время в соответствии с частью 8 статьи 47 закона "Об образовании..." педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Действующие нормы этой статьи закона не содержат запрета органам власти устанавливать возмещение расходов в полном объёме. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 47 закона имеют право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки педагогических работников. Напомню, что меры социальной поддержки педагогических работников федеральных образовательных организаций обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогических работников образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций - за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. По мнению комитета, исключение из части 8 статьи 47 закона "Об образовании..." указания на органы власти, устанавливающие условия и порядок возмещения расходов, приведёт к возникновению правовой неопределённости при практической реализации установленных законом мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности. На протяжении почти всех лет, в течение которых у нас действуют эти льготы для педагогических работников сельской местности, действует льгота именно на освещение. И то предложение, которое вносит автор, - заменить её на возмещение расходов на электроэнергию - значительно увеличит расходы тех субъектов, из бюджетов которых будут осуществляться эти выплаты. Об этом говорит и автор законопроекта в своей пояснительной записке, однако в проекте закона не определены источники финансирования новых расходных обязательств, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса, не определены размеры расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов, связанные с реализацией предлагаемых законопроектом изменений. Кроме того, законопроект устанавливает объёмы социальной поддержки педагогическим работникам, предоставляемые за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов, закреплённый статьёй 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Счётная палата не поддерживают указанный законопроект. Регионы не поддерживают указанный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также считает, что законопроект необходимо соотнести с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Елена Анатольевна, скажите, пожалуйста: есть в комитете статистика, сколько сегодня не хватает педперсонала в сельской местности, или нет такой статистики? МИТИНА Е. А. Ну, у меня в данный момент такой статистики с собой нет, я вам просто могу рассказать о другой статистике - по предоставлению именно этих льгот: в полном объёме у нас на данный момент 37 субъектов предоставляют льготы, то есть 49 процентов, 17 субъектов, то есть 23 процента, предоставляют эту льготу в соответствии с нормами, а вот проблема есть как раз в двадцати одном субъекте Российской Федерации, которые устанавливают эту льготу в денежном выражении, о чём говорил сейчас Олег Николаевич. И действительно, эта проблема существует, потому что установленная сумма выплаты действительно разнится - она может быть и 300 рублей, и 2100, и вот здесь есть определённая проблема, но она не связана с этим законом, то есть закон не ограничивает право субъекта. Здесь, может быть, Министерство образования Российской Федерации, правительство, какие-то надзорные органы должны посмотреть, почему в том или ином субъекте установлена та или иная цифра по этой льготе и почему она не индексируется в течение нескольких лет, когда эта льгота выплачивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Николаевич, насколько мне известно, в Министерстве здравоохранения была - может быть, и сейчас ещё есть, точно не знаю, - программа по привлечению медицинских специалистов на село, которая предусматривала предоставление одного миллиона рублей безвозмездной субсидии для приобретения жилья. Насколько мне известно, к сожалению, этой субсидией не удалось решить вопрос комплектации медицинскими специалистами районных больниц. На чём основывается ваше убеждение, что подобные льготы привлекут, так скажем, в райцентры специалистов в педагогической сфере? СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, моя уверенность основывается на том, что нам бы вообще-то хотя бы сохранить учителей, которые работают на селе, потому что когда человек получает совсем не столько, сколько положено по указу и по закону, а значительно меньше, когда урезают коммунальные льготы, когда реально положение сельского учителя оказывается совершенно не компенсирующим те дополнительные затраты, в том числе не только финансовые, но и моральные, которые он несёт, то проблема уже заключается в том, что будет увеличиваться дефицит учителей. Моя уверенность основывается на том, что, скажем, в советский период, когда действовала та система, в том числе в 30-е годы, кадровая обеспеченность сельской школы была значительно лучше, чем сейчас. Кстати, мои родители - сельские учителя изначально. Сейчас я с удовольствием слушаю слова Ольги Юрьевны Васильевой о том, что школу надо превращать в социокультурный центр села, но хотел бы заметить, что тогда, когда мой отец был директором школы, а мама учила детей литературе, школа и была как раз социокультурным центром села. Надо поднимать статус учителя, а не опускать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. Включите микрофон. ШЕИН О. В. У меня вопрос к докладчику от комитета. В соответствии с законом № 122-ФЗ, который, собственно, изменил всю систему начисления льгот разным категориям, включая работников сельской школы, меры соцподдержки, устанавливаемые органами власти субъектов Федерации, не могут быть хуже, нежели ранее существовавшие в федеральных нормативных актах. И в связи с этим вопрос: если ранее в федеральных нормативных актах меры соцподдержки предполагали полное освобождение этих учителей от оплаты за отопление и электроэнергию, то теперь в регионах вместо этого вводится, скажем, сумма в 1 тысячу рублей, которая не возмещает этих затрат, - не находите ли вы, что в результате этой практики возникает диссонанс с положением 122-го федерального закона, о котором я только что сказал? МИТИНА Е. А. Да, я тоже так считаю. Когда мы переходили с так называемых натуральных льгот, предоставлявшихся нашим работникам, на компенсацию в денежной форме, законом № 122-ФЗ было установлено, что при предоставлении этих льгот после 31 декабря 2004 года положение педагогических работников не должно ухудшаться, и соответствующие изменения были внесены в статью 55 Закона "Об образовании" 1992 года. Потом был принят новый федеральный закон, и в нём это уже не было прописано, как в той статье, но в то же время 122-й закон не отменён, он действует. И в данном случае, я считаю, мы можем, опираясь на него, посмотреть, почему какие-то регионы выплачивают в таком размере. По этому вопросу работал экспертный совет, у нас были представители из разных регионов, мы рассматривали эту проблему. Дело в том, что там есть вопросы, связанные не только с выплатой, там есть вопросы, связанные и с другими педагогическими работниками, которые работают не только в образовательных учреждениях, но и в иных учреждениях, оказывающих образовательные услуги. У нас есть проблема с выплатой этой компенсации руководителям образовательных учреждений и завучам, потому что в законе написано, что для них это должно делаться федеральным законодателем, а они работают в субъектах и в муниципалитетах. То есть здесь проблем много. И я думаю, что мы в нашем комитете вместе с Олегом Николаевичем попробуем это изменить и внести новый законопроект, который решит все эти проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Анатольевна, просьба более кратко давать ответ, учитывая, что есть ещё вопросы и потом, возможно, будут желающие выступить, и тогда нам придётся задерживаться в соответствии с Регламентом. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня два коротких вопроса к Олегу Николаевичу. Олег Николаевич, первый вопрос касается терминологии. У вас написано: "сельские населённые пункты" и "посёлки городского типа", а в 131-м законе у нас сейчас есть "сельские поселения" и "городские поселения". В связи с этим, кстати, многие льготы в регионах были отменены. И второй вопрос касается подобных льгот для пенсионеров, учителей-пенсионеров, которые остались жить в сельской местности. Они ранее существовали и в некоторых регионах сохранились, а в вашем законопроекте отсутствуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон Смолину Олегу Николаевичу. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Алексей Владимирович, отвечу по поводу терминологии, что это первое чтение. Кстати, пользуясь случаем, хочу ответить на другое замечание - по поводу электроэнергии. Давайте уточним ко второму чтению, что речь об электроэнергии, используемой для освещения. Так что терминология, безусловно, вопрос второго чтения. Что касается пенсионеров. Мы фактически повторили, чуть-чуть обновив, формулировку, которая была в Законе "Об образовании" 1992 года. Эта формулировка по факту трактовалась именно так, что при выходе педагога на пенсию в селе эти льготы продолжают ему предоставляться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аршинова Алёна Игоревна. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Николаевич, с большим уважением отношусь к вам и к вашей инициативе. В финансово-экономическом обосновании к вашему законопроекту указано, что потребуются расходы федерального бюджета и бюджетов других уровней, но, к сожалению, не приложены никакие даже примерные расчёты. Скажите, пожалуйста, какой это примерно порядок цифр и из каких источников будут взяты средства? Это будет перераспределение в рамках госпрограммы "Развитие образования" или это статьи бюджета уже из других сфер? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Как известно, у нас существует распределение ответственности между разными уровнями власти. Если речь идёт об образовательных организациях, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти, то это будут осуществлять на федеральном уровне, если это учреждения, в данном случае школы, которые подведомственны субъектам Российской Федерации, то это будут бюджеты субъектов Российской Федерации. Рассчитать точный порядок цифр потому и невозможно, что наблюдается крайнее, я бы сказал, не разнообразие, а чересполосица: в одних регионах в одном объёме выплачиваются эти средства, в других - в другом. Мы пытались запрашивать информацию у министерства образования и Росстата по этому поводу - нам ответили, что это вопросы регионов, поэтому, дескать, у них такой статистики нет. Ну, примерный порядок цифр, если учесть, что в стране тридцать семь субъектов Российской Федерации выплачивают в полном объёме, я думаю, может оказаться в пределах нескольких миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. Коллеги, здесь же ведь опять важно, чтобы мы... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, странно слышать, когда признаётся проблема... А у нас с вами - я вам напомню некоторые цифры статистики - с 1991 года 25,5 тысячи школ закрыты, их нет, сегодня мы с вами ставим задачу, как бы выделить деньги на их строительство, и, смею вас заверить, большая часть из них - это сельские школы. При этом идёт методичное сокращение бюджетных расходов на школу, здравоохранение, скажу в процентах: раньше из бюджета выделялось 4,3 процента на образование, сегодня осталось уже 3,6 процента. И я знаю, что в недрах комитета по бюджету рассматривается законопроект, который, по всей вероятности, планируется внести в сентябре, перед бюджетом, чтобы вообще снизить расходы на социальную сферу. Кроме того, вы у ста пятидесяти пяти педагогических институтов и университетов убрали из названий слово "педагогический", слили с классическими университетами и фактически похоронили специализацию. Думаю, вы знаете, если проводите встречи, а я регулярно провожу встречи, как и многие из вас, минимум двадцать пять при работе в округе, и могу вас заверить, что в сельской местности наблюдается катастрофа с комплектованием кадров учителей, и особенно по специализации. У нас многие учителя вынуждены в силу дефицита кадров преподавать в том числе и то, в чём они не специалисты, об этом говорил Олег Николаевич. И именно это - я ранее отмечал в предыдущем выступлении - приводит к увеличению неаттестованных сельских выпускников, повторюсь: было 13 тысяч, теперь 26. И самое главное, что корни любой страны - это не мои выводы, а выводы наших выдающихся мыслителей - находятся на селе: там традиции, там язык, там вообще вся суть страны заложена. А у нас идёт убиение села: около 30 тысяч деревень с 1991 года канули в Лету, ещё примерно в 7 тысячах живёт до 100 человек, понимаете? У нас на нашей большой территории фактически идёт демонтаж сельских поселений, идёт урбанизация, скапливание населения в больших городах. Мы же население не удержим, понимаете, на территории, которая нам досталась. Послушайте Олега Николаевича, он в отличие от многих из нас очень сконцентрирован на предмете, знает его глубочайше, причём в мировом разрезе, не многие читают мировые доклады. Давайте поддержим и во втором чтении доработаем очень важный и нужный для страны проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Когда-то великий педагог Сухомлинский сказал, что нет большего единения процессов образования и воспитания, чем в сельских школах. Мы как-то забыли имя этого великого педагога, великого просветителя, а ведь именно он очень многое сделал для того, чтобы наша сельская советская школа воспитывала не просто грамотных людей, но убеждённых патриотов своего Отечества. Я вам скажу: если вспомнить историю, то многие командующие фронтами в период Великой Отечественной войны были как раз выпускниками сельских школ. Единение с природой, постоянное участие в труде как раз делали сельских выпускников настоящими патриотами, великими личностями, и это не случайно. Совсем недавно мы вернулись из Минска с очередной Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Там к нам подходили представители разных депутаций и говорили: мы потрясены вашей аргументацией, вашим умением вести дискуссию, вашим глубоким осмыслением и анализом происходящих событий - откуда у вас всё это, где источники ваших глубоких знаний, на чём основаны ваши убеждения и такая выверенная позиция? Нам было приятно это слышать. Это говорили не просто наши идейные противники, это говорили люди, которые пытались осмыслить нашу позицию, очень многие из них меняли свою точку зрения, и в диалоге в определённых сферах мы достигли успеха. Сейчас можно многое говорить, но недостаточно времени. Политическая эквилибристика позволяет нам приводить различные аргументы, но мы должны постоянно слышать из веков доносящиеся до нас слова Екатерины Великой - я уже как-то приводил их, - что нацию надо просвещать, именно в этом залог морально-политического успеха любого общества. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Загребин Алексей Егорович. ЗАГРЕБИН А. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Исторически в нашей стране никто не ставил и не ставит под сомнение необходимость установления социальных гарантий педагогическим работникам, живущим и трудящимся в сельской местности. Позволю себе напомнить, что из 42 тысяч школ в нашей стране 26 тысяч - сельские. В связи с этим законопроект, направленный на внесение изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и касающийся социальной поддержки педагогических работников, был внимательно рассмотрен профильным комитетом Государственной Думы. В тексте законопроекта обнаружился ряд неразрешённых вопросов прежде всего финансового, юридического свойства, что не позволило поддержать данную инициативу. Во-первых, в случае принятия законопроекта потребуются дополнительные расходы бюджетов разных уровней. Во-вторых, в законопроекте устанавливаются объёмы социальной поддержки педагогических работников, предоставляемой за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов. Отдельно отмечу, что при комитете работает экспертный совет, который уже внёс предложение для решения проблемы, обозначенной в законопроекте. А пока фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать представленный законопроект и предлагает его отклонить. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович, фракция КПРФ. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! У нас появилась уникальная возможность отблагодарить наших вторых отцов и матерей - я имею в виду учителей, - отблагодарить сидя в Государственной Думе. Я вспоминаю своих учителей, 1966 год, выпускной класс. Ссыльный немец преподавал у нас немецкий язык. Я никогда не забуду слова, написанные его рукой над школьной доской: «Lenin sagte: "Lernen, lernen und lernen!"» Ленин сказал: "Учиться, учиться и ещё раз учиться!" В сельских поселениях интеллигенция всегда была вместе со специалистами сельского хозяйства. Я в 27 лет был назначен директором совхоза и отработал без малого 20 лет до избрания народным депутатом РСФСР, и с тех пор меня люди всё время избирают. Дорогие друзья, отбросьте все политические дрязги! Сегодня вот говорят от "ЕДИНОЙ РОССИИ": "Где деньги взять?" - а нас спросили, когда в Америку, в ценные бумаги, вложили триллионы рублей?! Может быть, в сельские школы надо было вкладывать эти деньги? Здесь кто-то говорит о национальной идее. Село - это душа России, это духовно-нравственный стержень нашей России! И я военной тайны не открою, если вам скажу - поинтересуйтесь сами, - откуда и кого набирают в кремлёвский полк: Новосибирск, Алтайский край, Урал и как можно больше из сельской местности. Вопрос: почему? Они твёрже, посильнее характером, надёжней. Мы не стали принимать законопроект "Об образовании для всех" - тогда Олег Николаевич нас убеждал, - тоже нашли изъяны, не так написано, не то написано и так далее. Сегодня у нас появляется уникальная возможность - отбросьте все, так сказать, политические указания, ну хоть раз побудьте народными депутатами, а не депутатами от какой-то политической партии и поддержите этот законопроект! Пусть сегодня нам скажет правительство, что денег нет, но давайте примем этот закон, и, когда после избрания президента будет новое правительство, этот закон заработает. Сегодня учителя-пенсионеры влачат нищенское существование. Когда я был директором совхоза, мы выделяли и мясо, и крупу, и муку - всем, чем могли, всегда поддерживали учителей, и они нам платили той же монетой: во всех общественных мероприятиях вместе с нами участвовали. Уважаемые коллеги, призываю вас побыть народными депутатами - проголосуйте и поддержите! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Право на образование является универсальным, это конституционное право, оно должно реализовываться независимо от места проживания человека. При этом понятно, что российское образование считается крепким по сравнению с образованием в других странах в первую очередь в силу того, что существует достаточно разветвлённая система доступной средней и начальной школы. Однако эта система начинает давать трещины, подвергается диффузии, и за последние 15 лет в условиях, когда число детей сократилось на 30 процентов, число педагогов - на 40 процентов. Понятно, что в первую очередь для села, где нет альтернативы, нет выбора, где одна школа, эта ситуация наиболее чувствительная, поскольку сокращаются именно узкопрофильные преподаватели. Далее. Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 55 определяет, что в стране не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права граждан. Понятно, что они принимаются, но они не могут приниматься грубо, резко, топорно, это делается более витиевато. Тем не менее в соответствии с нормами знаменитого закона № 122-ФЗ при переходе ряда мандатов от федеральных законов к местным, в том числе по монетизации льгот для ветеранов труда, в том числе по реализации предоставления льгот сельским учителям в части бесплатного получения ими электроэнергии, отопления, новые выплаты не могут быть ниже, чем те, которые существовали до 2004 года, до принятия 122-го федерального закона. На сегодняшний день, как сообщил комитет, в 21 регионе Российской Федерации эти нормы очевидно хуже, потому что люди тратят большие деньги на отопление, на электроэнергию для освещения, а получают взамен тысячу рублей, что меньше их затрат, как правило, в этих регионах, то есть у нас четверть страны находится в пространстве, где права ущемляются. Нам говорят, что предлагается дополнительная нагрузка на субъекты Федерации, что предлагаются дополнительные юридические отягощения, - ничего подобного! Предлагается то, что было до 2004 года, и то, что в соответствии с переходными нормами закона № 122-ФЗ должно было оставаться и на местах. Все эти неопределённости позволяют региональным органам власти экономить деньги, говорить о том, что они действуют в соответствии с нормами права, и подчас они выигрывают суды, в том числе у субъектовых профсоюзов работников образования. Нормы, предлагаемые коллегой Смолиным, как раз направлены не только на сохранение того, что было до 2004 года, на подтверждение того, что есть в переходных нормах 122-го федерального закона, но и на обеспечение главного - конституционного права на образование независимо от места расположения школы. Это право в первую очередь интересно не столько учителям, сколько детям, их родителям и стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Александр Юрьевич, вы поддерживаете законопроект? Коллеги, ну вы позицию-то озвучивайте: если против - озвучьте, за - озвучьте, тогда будет понятно. Вот Николай Васильевич говорит, что вы за. Александр Юрьевич, видите, как зал сразу замер в ожидании вашей позиции. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. Я думаю, что все сейчас про себя думают: долго он будет говорить или нет? (Оживление в зале.) Коллеги, я коротко. Был соответствующий официальный отзыв на данную инициативу. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект по тем причинам, которые изложены в этом отзыве. Но в целом я внимательно следил за дискуссией, естественно, здравые мысли есть. Сегодня уже было сказано неоднократно, что, может быть, когда-нибудь какие-то из этих инициатив действительно будут приняты, одобрены в том числе и нами. Так что не теряйте надежды, не теряйте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово - Олег Николаевич Смолин. Включите Смолину микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, услышав аплодисменты в зале по поводу предложения отклонить законопроект, я вспомнил слова гоголевского героя: "Чему смеётесь? Над собой смеётесь!" Вот так и хочется спросить: а чему аплодируем, коллеги? Федеральный закон номер 273 ухудшил положение сельского учителя, мы пытаемся вернуть то, что было, а нам говорят: нельзя - и при этом аплодируют. Хочется спросить: кому? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. СМОЛИН О. Н. Я только начал. Коллеги, теперь по сути дела. Нам говорят, что регионы имеют право всё вернуть сами. Коллеги, напоминаю вам известную притчу. Приходит губернатор к министру финансов и спрашивает: "Я имею право?" - "Да, конечно, вы имеете право." - "Значит, я могу?" - "Ничуть не бывало, потому что, если вы это сделаете, мы вам урежем финансовую поддержку и скажем, что вы недостаточно жёсткую экономическую политику проводите в своём регионе". По этой же причине регионы не поддерживают законопроект: они понимают, что им никто на это дополнительных денег не выделит. А между прочим, коллеги, если бы регионы спросили, они, наверное, и майские указы президента не поддержали бы, если бы отважились, потому что именно после появления майских указов долги регионов резко пошли в рост по одной простой причине: дополнительные обязательства регионы получили, а деньги - нет. Что касается Сухомлинского, мы его точно не забыли, он когда-то говорил, что, для того чтобы дать ученику искорку знаний, учитель должен впитать море света. Я приезжаю в село и спрашиваю у сельского учителя: сколько вы ведёте часов? Мне говорят: 32-35, иногда 40. Какое будет качество образования, когда учителю работать над собой? Он ведь не потому ведёт столько часов, что ему так хочется, а потому, что надо на что-то жить. На вопрос: "Где деньги, Зин?" - любимый вопрос - я хочу ответить, коллеги: а там, куда вы их отправили. Совсем недавно Государственная Дума с подачи правительства 729 миллиардов рублей отправила куда? На уменьшение дефицита и, соответственно, пополнение Резервного фонда. И последнее. Лев Николаевич Толстой, наш классик, любил говорить, что народ наш ищет образования, как воздуха для дыхания. Давайте не будем перекрывать ему кислород. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Заключительное слово Елены Анатольевны Митиной. Есть желание? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части социальных гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах", вопрос 44 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 13 мин. 02 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.