Заседание № 363
08.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1160407-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части уточнения лицензируемых видов деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4958 по 5035 из 13541
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Докладывает Сергей Иванович Крючек. КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Данный законопроект освобождает от необходимости получения лицензии на занятие деятельностью по разработке, производству, испытанию и ремонту лёгких беспилотных летательных аппаратов взлётной массой до 30 килограмм. Поправок по существу к законопроекту не поступило - и он подготовлен ко второму и к третьему чтениям, - лишь от Правового управления Аппарата Государственной Думы поступило редакционное замечание, нашедшее отражение в поправке, размещённой в таблице № 1. Прошу поставить на голосование таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 29 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 52 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КРЮЧЕК С. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все согласования и процедуры и готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поставить его на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 33 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 362
02.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1160407-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части уточнения лицензируемых видов деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1895 по 2123 из 5075
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Доклад официального представителя правительства замминистра промышленности и торговли Олега Евгеньевича Бочарова. Пожалуйста. БОЧАРОВ О. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законопроект подготовлен Минпромторгом России во исполнение "дорожной карты", плана мероприятий по усовершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по направлению "Аэронет", утверждённого распоряжением правительства от 3 апреля 2018 года. Пунктом 11 данной "дорожной карты" предусмотрена оптимизация процедур лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту беспилотных авиационных систем путём внесения изменений в соответствующий федеральный закон. Законопроект направлен на снижение административных барьеров, стимулирование интенсивного развития деятельности предприятий, облегчение вывода на рынок их продукции, вытеснение иностранной продукции с территории Российской Федерации. Для указанных целей законопроектом предусматривается исключение разработки, производства, испытаний и ремонта беспилотных авиационных систем и их элементов с максимальной взлётной массой до 30 килограммов из списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Таким образом, Правительство Российской Федерации реализует риск-ориентированный подход: чем меньше рисков, тем легче обременения, связанные с исполнением законодательства. Снижение административной нагрузки на изготовителей баз даст серьёзный импульс развитию многочисленных компаний, занимающихся разработкой, эксплуатацией данных видов авиационных систем. Принятие закона не повлечёт финансовых и иных затрат, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Ранее выданные лицензии не требуют переоформления. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Максима Ивановича Щаблыкина. ЩАБЛЫКИН М. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как Олег Евгеньевич подробно рассказал, данный законопроект направлен на снижение административных ограничений и либерализацию рынка беспилотных систем российского производства, он должен позволить стимулировать процессы внедрения на производстве передовых технологий, что будет способствовать развитию новых перспективных секторов нашей экономики, таких как экспресс-доставка грузов, товаров и корреспонденции. Комитет уверен, что данный законопроект позволит нам автоматизировать и доставку почтовых отправлений. Комитет просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Евгеньевич, а нет ли опасений в том, что всё-таки 30 килограммов, или даже 25, с высоты 200 метров?.. Ну, когда непрофессионалы начнут проектировать, запускать производство... Ну вот представьте: 20 килограммов упало с 200 метров. Мы с вами знаем закон свободного падения - что будет с автобусом, на который попадёт этот объект? БОЧАРОВ О. Е. Спасибо большое за вопрос. К счастью, данный законопроект не регулирует безопасность применения авиационных систем, речь идёт только о сертификации производства. Безусловно, сейчас Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом совместно реализуется программа по введению в оборот, разрешению и допуску к полётам беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве. Как вы знаете, сейчас это в принципе запрещено. Это первое. Второе. У нас ввезено 150 тысяч иностранных авиационных систем без всякого лицензирования, без всякого регулирования на сегодняшний день, и пилотируются они людьми, не получившими соответствующего образования и соответствующей подготовки. Облегчая сертификацию... если мы её оставим в сегодняшнем виде, то любая малая компания, средние и малые предприятия в регионе вынуждены будут проходить такую же сертификацию, как "Иркут", "Яковлев", "Ильюшин", - это практически невозможно. А самое главное, что сертификация в накладных расходах будет переложена на авиационную технику, и опять рынки, магазины будут заполнены иностранными авиационными, ну, неправильно говорить "судами", летательными аппаратами. На сегодняшний день, надо отметить, питерская компания "Геоскан", которая до позавчерашнего дня являлась мировым лидером, фактически выдавила со сбытового рынка именно за счёт цены и качества иностранную китайскую, американскую, английскую и итальянскую технику. Но мы идём дальше, мы должны развиваться, у нас почти 98 компаний занимаются разработкой, но не проходят лицензирование. Ещё раз, безопасность пилотирования - это вопрос организации воздушного движения и вопрос Минтранса. В данном случае мы даём возможность предприятиям выйти на соответствующее взаимодействие с Минтрансом и организовать полёты и авиационные работы на беспилотной технике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Евгеньевич, ну вот производство будет лицензироваться, а использование, например, в агрономии? Сельскохозяйственные предприятия очень часто лёгкие квадрокоптеры используют - это тоже будет лицензироваться? БОЧАРОВ О. Е. Ещё раз, уважаемые коллеги, мы сейчас рассматриваем вопрос о лицензировании самого производства. Безусловно, мы видим, что идёт расширение авиационных работ по заданию правительства. Уже в этом году мы будем вынуждены с Минтрансом создать современный нормативный документ по авиационным работам. Тут и лес, и лесоохрана, и Росреестр, Роскартография, Росгеология - могу перечислять до бесконечности. Именно сейчас правительством ведётся такая работа в рамках концепции развития сферы беспилотных авиационных систем. Мало того, нам нужно готовить до 6 тысяч пилотов в год, поэтому вместе с Министерством просвещения и Минобрнауки в данный момент на базе "Патриота" ведётся отбор порядка 28 региональных команд, сборных команд регионов - это как раз будущие пилоты, получающие сертификаты по всем образцам. Приехав в регион, они смогут проводить данные работы на законных основаниях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Олег Евгеньевич, для уточнения: что включает в себя процесс лицензирования? Какие обязательные требования предъявляются к производителям, разработчикам, испытателям беспилотных авиационных систем и почему без этого можно обойтись, не рискуя безопасностью? БОЧАРОВ О. Е. Коллеги, мы сертифицируем производство. Сертификат производителя потребует в первую очередь доказательной базы от малого предприятия в отношении всех видов производственного оборудования, начиная со сборки микроэлектронных устройств и контроллеров, то есть платной сборки, заканчивая всеми видами механической обработки и слесарной подготовки, плюс требуются все виды контроля и испытаний, то есть для вывода беспилотника на рынок нужно будет ещё три года проводить соответствующие испытания, пройти через сертифицирующие органы - в общем, всё это в результате приводит к тому, что предприятия, которые не являются авиационными, не имеют лицензии производителя авиационной техники, какая есть, например, у "УЗГА", выпускающего сейчас гражданские беспилотники, просто физически не попадают на рынок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузякин Дмитрий Викторович. КУЗЯКИН Д. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня такой вопрос. Как я понял, эти летательные аппараты всё-таки источник повышенной опасности. Если сертификация и лицензирование будут доступны по финансам и не забюрократизированы излишне, то, мне кажется, эти аппараты будут некачественными. Тут содокладчик говорил о том, что почту можно перевозить, но ведь мы видели, как в Бурятии в рамках пилотного проекта такой аппарат разбился: собрались люди, а он упал и разбился - слава богу, не нанёс никому ущерба, не упал никому на голову. Так вот, может быть, есть смысл хотя бы испытания исключить из этого законопроекта? БОЧАРОВ О. Е. Спасибо за вопрос. Это единый комплекс, из него нельзя исключить только испытания. И ещё раз хочу обратить ваше внимание, что данный вопрос никак не связан с безопасностью полётов и с безопасностью применения, никак не связан с регистрацией данных воздушных судов, это отдельный вопрос, который рассматривается отдельным законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Олег Евгеньевич, какое наказание, какую ответственность понесёт маленькая команда, которая в гараже сделает самопальный летательный аппарат? Это первый вопрос. Второй вопрос: почему 30 килограммов, это что, западный опыт или там нет такого опыта? И третий вопрос. Говорится о том, что заниматься этим будет специальный государственный орган. В какую сумму обойдётся финансирование этого органа? В проекте закона сказано, что это будет незначительный и небольшой орган, а всё-таки что это будет за орган и в какую сумму он обойдётся народной казне? БОЧАРОВ О. Е. По первому вопросу. Никакое предприятие просто по закону не поднимет воздушное судно в воздух, тут вопрос совершенно жёстко будет закрываться - и сейчас закрывается. По второму вопросу. 30 килограммов - это действующая норма Воздушного кодекса. У нас есть беспилотные воздушные суда взлётной массой до 250 граммов, это, как правило, учебные суда: сейчас порядка 5 тысяч учебных дронов в распоряжении колледжей, мы на них обучаем детей. А взлётная масса до 30 килограммов определена, повторюсь, Воздушным кодексом Российской Федерации, и им же регулируется безопасность применения. А вопрос про орган я не очень понял: я про орган точно ничего не говорил, никакого органа дополнительного не требуется создавать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 07 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.