Заседание № 105

14.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1160385-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления упрощённого порядка выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации" (принят в первом чтении 16 декабря 2021 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4695 по 4938 из 7371
38-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в       
части установления упрощённого порядка выдачи иностранным инвесторам вида на    
жительство в Российской Федерации".                                             
                                                                                
Артём Александрович Кавинов, пожалуйста.                                        
                                                                                
А где докладчик у нас? Только что был, докладывал. Хорошо, коллеги, вернёмся    
тогда к этому вопросу после того, как докладчик появится в зале.                
                                                                                
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении.                        
                                                                                
Пункт 39, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия   
отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании          
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной          
системы Российской Федерации в 2023 году".                                      
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Спасибо огромное, Александр Дмитриевич.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле законопроект короче, чем то название,          
которое сейчас зачитывал Александр Дмитриевич, но это законопроект,             
направленный на реализацию послания президента, которое мы с вами вместе        
слушали 21 февраля. И вот в данном случае просто хочу напомнить, что в своём    
послании президент предложил создать механизм опережающего финансирования       
строительства объектов региональной и муниципальной собственности, ну,          
региональных и муниципальных объектов, в том числе это объекты                  
здравоохранения, образования, культуры и так далее, и при этом на эти цели      
дать бюджетные кредиты, вот дешёвые бюджетные кредиты, с тем чтобы, по          
существу, взять то, что мы профинансировали бы в 2024 году, и                   
профинансировать сейчас. Вот было поручение президента. Поэтому в связи с       
этим предлагается в законе установить, что мы предлагаем в этом году дать       
такие кредиты, казначейские кредиты - это тот механизм, который мы с вами уже   
приняли для этого года, это кредиты под 0,1 процента, 180 миллиардов рублей.    
Вот прямое поручение президента нам с вами предлагается реализовать в данном    
законопроекте. Естественно, погашение этих кредитов будет осуществляться за     
счёт тех кредитов, которые в 2024 году, это опережающее финансирование, то      
есть деньги пойдут уже сейчас.                                                  
                                                                                
Следующий вопрос. В особенностях исполнения бюджета этого года мы с вами        
предложили новый механизм - механизм казначейских кредитов и выделили на эти    
цели 250 миллиардов рублей. Президент сказал, что необходимо добавить ещё 50    
миллиардов рублей и направить их на обновление общественного транспорта на      
основе современных технологий, в первую очередь в малых городах и сельских      
территориях. Опять же напоминаю, что это кредиты на 15 лет, здесь уже 3         
процента годовых, то есть вот на этот механизм президент предложил добавить     
50 миллиардов. Вот законопроект предусматривает эти 50 миллиардов, то есть у    
нас 250 заложено, предложение - увеличить до 300 миллиардов. Соответственно,    
для того чтобы все эти средства использовались только целевым образом, шли на   
те цели, которые были предложены президентом, мы устанавливаем в отношении      
этих денег казначейское сопровождение, то есть одновременно устанавливаем       
механизм казначейского сопровождения, чтобы обеспечить их целевое               
использование.                                                                  
                                                                                
Очень важный момент - дать регионам возможность без каких-то проволочек, без    
каких-то дополнительных процедур вносить соответствующие изменения бюджетной    
росписью, то есть не надо принимать изменения в закон, можно бюджетной          
росписью это сделать, ну, естественно, с сохранением парламентского контроля,   
с тем чтобы все эти средства проходили через парламентскую комиссию, в          
которой участвуют все фракции.                                                  
                                                                                
Вот смысл того законопроекта, содержание того законопроекта, который лежит      
перед вами. Есть несколько вопросов, ну, на самом деле два вопроса, потому      
что работа над законопроектом шла постоянно, и вчера, когда мы рассматривали    
его в комитете, я говорил о том, что работа продолжается. Уже после того, как   
законопроект был внесён, вышло поручение президента по итогам его совещания     
по вопросам развития лесопромышленного комплекса: президент предложил           
добавить 15 миллиардов на лесопромышленный комплекс - исключительно по          
результатам этого совещания. Ну, коллеги, я думаю, что с учётом состояния       
наших лесов - а эти деньги опять же идут в регионы, на решение проблемы         
лесов, - ни у кого не вызывает сомнения, что очень важно, чтобы эти средства    
как можно быстрее поступили в регионы. Поэтому предлагается в рамках второго    
чтения этого законопроекта добавить сюда и эти 15 миллиардов.                   
                                                                                
Ну и одновременно мы с правительством проговорили, с тем чтобы можно было       
максимально широко использовать средства в регионе, мы внесём одну              
редакционную поправку: вот эти средства, которые идут от кредитов на цели       
регионов, могут в рамках государственных программ... иными словами,             
предлагаем предоставить регионам возможность максимально широко их              
использовать. Вот, строго говоря, две поправки, которые комитет будет           
предлагать во втором чтении.                                                    
                                                                                
Коллеги, наше предложение: сейчас рассмотреть законопроект в первом чтении -    
ну, не думаю, что он у кого-то вызовет какие-то возражения, - дать час на       
поправки, комитету по бюджету собраться, чтобы рассмотреть сразу эти            
поправки, и снова вернуться сюда, в зал пленарных заседаний, с тем чтобы уже    
завтра этот закон был рассмотрен Советом Федерации. Очень важно, чтобы эти      
средства поступили в регионы как можно быстрее.                                 
                                                                                
Комитет по бюджету просит... естественно, все заключения получены, все,         
естественно, поддерживают, и я думаю, что будет единодушная поддержка           
Государственной Думы, потому что это прямое исполнение поручения президента.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Михайлович, каковы источники вот этих           
средств, которые поступят, - плюс 50 миллиардов и плюс 180, я так понял, ещё    
дополнительно? Откуда они возьмутся? В каких-то запасниках правительства либо   
передвигаем с будущих периодов на этот?                                         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Я ещё раз говорю, это механизм казначейских кредитов, которые     
мы с вами предложили для этого года. В данном случае это средства... там, где   
опережающие, средства берутся с 2024 года, я об этом сказал, и они              
передвигаются сюда, и поэтому в данном случае, ещё раз говорю, мы с вами как    
бы укладываемся, всё идёт в рамках бюджета, в рамках тех средств, которые у     
нас есть.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Михайлович, мы голосовали, поддерживали ваш     
законопроект о казначейских кредитах, это понятно. И сейчас ситуация понятная   
с точки зрения состояния бюджетов регионов, закредитованность составляет        
сейчас - вы, наверное, уточните - более 3 триллионов рублей. В любом случае     
новые виды кредитов, новые механизмы быстрого получения... но увеличится        
объём кредитования субъектов.                                                   
                                                                                
Наше предложение, с которым мы всегда выходим, в отношении защиты интересов     
регионов: может быть, стоит всё-таки часть расходных обязательств, которые      
сегодня находятся на плечах регионов, перенести на федеральный центр? Вот я     
говорю на примере своего комитета: организация того же отдыха и оздоровления    
детей - субъект Федерации, жильё детям-сиротам - субъект Федерации. Какие бы    
законы ни принимались, источник финансирования один - субъекты Федерации. Как   
вы отнесётесь к нашим предложениям? Законопроекты уже готовы.                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Я не думаю, что он имеет отношение к этому     
законопроекту. Вот вы говорите о закредитованности регионов - я хотел бы        
просто обратить внимание на то, что мы с вами сознательно увеличиваем объём     
этой задолженности, заменяя коммерческие кредиты, по которым, простите, у нас   
были запредельные ставки и, кстати, были и злоупотребления огромные, когда в    
своих банках брали деньги под проценты и так далее... вот мы заменяем их        
бюджетными кредитами под 0,1 процента, то есть практически мы создаём           
механизм списания этой задолженности: если строится объект, начинают            
поступать налоги, то идёт списание долга. По существу, федеральный бюджет уже   
принял на себя эти обязательства регионов. Мы говорим об инвестиционных         
кредитах (неважно, будут это бюджетные либо казначейские кредиты) - таких       
процентов, которые идут по этим кредитам, вообще в экономике на сегодняшний     
день нет. Это прямая поддержка региональных бюджетов. Поэтому, когда мы         
называем сейчас общую цифру задолженности регионов, я просто хотел обратить     
внимание, что это задолженность перед Федерацией, а не перед коммерческими      
банками. Так что это совершенно разное. Кстати, я показывал, когда мы с вами    
рассматривали бюджет, как изменилась... у нас с вами коммерческая               
задолженность ушла практически к нулю - это была важнейшая задача, - и эти      
средства... эти обязательства принял уже на себя федеральный бюджет.            
                                                                                
Вы говорите о том, чтобы рассматривать вопрос о передаче полномочий. Можно      
это всё рассматривать, рассматривать можно всё, просто давайте не забывать,     
что есть такое понятие, как "консолидированный бюджет". Консолидированный       
бюджет означает, что можно переложить деньги из правого кармана в левый         
карман, но ведь важно, чтобы исполнялись обязательства, а если, простите...     
Давайте всё-таки не будем забывать, что сегодня настолько серьёзно выросли      
обязательства, которые на федеральном бюджете лежат, что, наверное, этот        
вопрос требует более глубокого обсуждения, чем просто в рамках, на мой          
взгляд, бесспорного - и я думаю, что все это понимают, - закона,                
направленного на реализацию поручений президента именно о поддержке регионов.   
А то, что вы говорите, давайте обсуждать, но ведь это же надо обсуждать не      
только в рамках бюджета, надо обсуждать механизм, полномочия: передача          
полномочий - тогда возникает вопрос, из каких источников они будут              
наполняться, иначе это будет разговор в никуда.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Андрей Михайлович, с вами можно было бы согласиться, если бы   
не одно но. Счётная палата - а я знаю, что вы смотрите материалы Счётной        
палаты, - внимательно проанализировала всю незавершёнку и выяснила, что, к      
сожалению, сегодня у нас незавершёнка, финансируемая из консолидированного      
бюджета, составляет больше 70 тысяч объектов, более того, среди них более 5     
тысяч финансируются из федерального бюджета, более того, более 3 тысяч          
требуют демонтажа. Это же вредительство, вред кто-то нанёс: вложили деньги,     
не эксплуатировали, теперь оно превращено ни во что и надо потратить деньги,    
чтобы разобрать. Может, всё-таки... Я понимаю, что этим законом не решишь       
этот вопрос, потому что там триллионы составляет стоимость этой незавершёнки,   
- может, всё-таки продумать (я понимаю, что во втором чтении мы этого не        
сделаем), как нам ввести ответственность бюджетораспорядителей за               
исполнительскую дисциплину?                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос.                                       
                                                                                
Коллеги, поверьте, мне искренне жаль, что у Николая Васильевича нашлось но,     
которое мешает ему согласиться со мной, я думаю, что мы с ним можем             
продолжить этот спор, но всё-таки этот законопроект не о наших с Николаем       
Васильевичем взглядах, этот законопроект - о том, как нам реализовать           
поручение президента.                                                           
                                                                                
А что касается вопросов незавершёнки, в этом законопроекте нет ни одного        
слова на эту тему. По всему остальному, о чём вы говорите, мне кажется, будет   
лучше обратиться в комитет, который у нас непосредственно этим занимается, -    
в Следственный комитет, в прокуратуру и так далее. А я-то, в общем-то, ну вы    
же сами знаете, бухгалтер, ну бухгалтер я, Николай Васильевич, ну не надо       
спрашивать бухгалтера про ответственность, мне сразу же страшно становится.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Тоже нет. Докладчик, заключительное слово, нет       
необходимости?                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное, я думаю, за единодушную поддержку.              
                                                                                
И я просто просил бы разрешить, Александр Дмитриевич, сейчас членам комитета    
по бюджету собраться. Хотя у нас выделен целый час на поправки, но я просил     
бы сейчас разрешить собраться членам комитета, чтобы мы рассмотрели эти         
вопросы и могли их как бы уже внести вам, чтобы не задерживать уже палату.      
Если это возможно, Александр Дмитриевич, я просил бы, чтобы члены комитета...   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Нет, у нас же две поправки.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, там поправки есть.                                    
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект закона.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.                                        
                                                                                
Комитет просит полчаса для рассмотрения поправок, которые были представлены     
Андреем Михайловичем, и после этого готов доложить нам об этом законопроекте    
во втором и в третьем чтениях. Не будет возражений, коллеги? Согласились.       
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5215 по 5262 из 7371
Коллеги, давайте вернёмся к 38-му вопросу, это законопроект, принятый в         
первом чтении и предлагаемый к отклонению. О проекте федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных        
граждан в Российской Федерации" в части установления упрощённого порядка        
выдачи иностранным инвесторам вида на жительство в Российской Федерации".       
Докладывает Артём Викторович Туров.                                             
                                                                                
ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект 16 декабря 2021 года   
был принят Государственной Думой в первом чтении. Проектом закона               
предлагается предоставить иностранному гражданину, который осуществил           
инвестиции в России, а также членам его семьи возможность получить вид на       
жительство в нашей стране в упрощённом порядке, минуя стадию получения          
разрешения на временное проживание. Аналогичное положение уже предусмотрено     
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом       
положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные               
законодательные акты Российской Федерации", который мы приняли 14 июля 2022     
года, он вступил в силу в январе текущего года.                                 
                                                                                
С учётом того что законопроект утратил свою актуальность, а также в             
соответствии с предложением Правительства Российской Федерации его отклонить    
наш Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с                     
соотечественниками предлагает к отклонению указанный законопроект. Прошу        
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович.                                
                                                                                
Коллеги, по мотивам будут желающие выступить? Нет.                              
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование. Кто за то, чтобы отклонить принятый в       
первом чтении законопроект?                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется законопроект.