Заседание № 87
О проекте федерального конституционного закона № 115938-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (установление единого для всех категорий судей предельного возраста пребывания в должности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 2 - законопроекты третьего чтения, - о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина Владимира Николаевича. С места. Включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В связи с тем, что вопросы 2, 3 и 4 тесно связаны, если посчитаете возможным, полагаю необходимым сделать по ним один доклад, сразу по трем вопросам повестки дня. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются проекты федеральных конституционных законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Законопроекты приняты Государственной Думой во втором чтении 11 марта. К сегодняшнему дню они подготовлены нашим комитетом к третьему чтению. Заключения Правового управления имеются, замечаний нет по всем трем законопроектам. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает принять законопроекты в третьем чтении. Для справки хотел бы отметить: тексты проектов конституционных законов не претерпели никаких изменений и полностью совпадают с текстами, принятыми во втором чтении. В проекте федерального закона произведены необходимые редакционные и одна технико-юридическая правка, которая полностью укладывается в регламентные нормы подготовки к третьему чтению. Прошу принять данные законопроекты в третьем чтении. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим пункты 2, 3 и 4 на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", пункт 3. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 42 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принимается.
Заседание № 86
О проекте федерального конституционного закона № 115938-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (установление единого для всех категорий судей предельного возраста пребывания в должности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пожалуйста, Владимир Николаевич, по пункту 3, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". ПЛИГИН В. Н. Борис Вячеславович, уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении был принят в декабре 2004 года. Напомню, что суть законопроекта выражена новой редакцией статьи 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о том, что полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком, предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда - семьдесят лет. К данному проекту поправок не поступило. Просим проголосовать за принятие законопроекта во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Ну, в порядке исключения можно задать вопрос, раз нет поправок. Рыжков Владимир Александрович, пожалуйста, ваш вопрос. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Борис Вячеславович. Просто очень важный закон, все-таки речь идет о Конституционном Суде, поэтому я хотел бы для уточнения Владимиру Николаевичу задать короткий вопрос. Владимир Николаевич, все-таки вот вам вопрос, как председателю комитета и как юристу: насколько юридически и конституционно правомерно менять статус уже действующих судей? Ведь фактически этот закон распространяется на тех судей, которые уже сегодня работают, не кажется ли вам, что здесь есть элемент нарушения принципа независимости и стабильности судебной системы? Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое за данный вопрос. Я бы хотел обратиться к только недавно вступившему в силу определению Конституционного Суда Российской Федерации, как раз специально анализировался вопрос возраста судей. Определение было вынесено 15 февраля 2005 года. В нем говорится, что в том случае, если статус судьи не ухудшается, а улучшается, нарушения Конституции, конституционного права нет. Это я передаю общее содержание определения Конституционного Суда от 15 февраля 2005 года. Если позволите, процитирую, буквально секунду. Допустим, речь идет о следующем в одном из положений: "Нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, меньший по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны". В том случае, если такого не происходит, нарушения Конституции нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые коллеги, в связи с тем что поправок не поступало к данному проекту федерального конституционного закона, он ставится на голосование во втором чтении. Прошу определиться. Напоминаю, закон конституционный. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 18 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 22 чел.4,9% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 71
О проекте федерального конституционного закона № 115938-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (установление единого для всех категорий судей предельного возраста пребывания в должности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александра Сергеевича Косопкина. Пожалуйста. КОСОПКИН А. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации внесены в Государственную Думу проекты федеральных конституционных законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Данные законопроекты разработаны с целью установления единого для всех судей в Российской Федерации предельного возраста пребывания в должности судьи, а именно семидесяти лет. О необходимости повышения предельного возраста, что связано с особым характером деятельности судей, отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров, говорил Президент Российской Федерации, выступая в конце ноября на Всероссийском съезде судей. Я опущу те положительные моменты, которые связаны с введением вот этих новых возрастных ограничений, потому как это и так понятно, остановлюсь только на изменениях, которые вносятся в каждый из названных законов. Первое. В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" предлагается снять ограничения по сроку полномочий судей Конституционного Суда (в настоящее время он составляет пятнадцать лет) и распространить действие нормы о предельном возрасте на всех действующих судей Конституционного Суда независимо от того, избраны они до вступления в силу Конституции Российской Федерации или назначены на должность Советом Федерации. Второе. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". Предлагается распространить действие нормы о предельном возрасте на всех действующих судей федеральных судов, за исключением тех из них, которые назначены на должность в первый раз сроком на три года. По истечении указанного срока эти судьи могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока, то есть до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи. Третье. Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации". Предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами срок полномочий или предельный возраст пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Это вполне логично, так как сама возможность создавать указанные суды отдана на усмотрение субъектов Российской Федерации, то есть является их правом, а не обязанностью. И четвертое. В Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" предлагается сохранить ограничение срока полномочий для мировых судей, впервые избираемых на эту должность, на срок, установленный законом субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. В случае повторного и последующего избрания мировой судья избирается на срок, также устанавливаемый законом субъекта, но не менее чем на пять лет, до достижения им предельного возраста пребывания в должности. Соответствующие изменения, касающиеся предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, вносятся в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". По представленным законопроектам имеются положительные заключения правительства. Президент Российской Федерации просит поддержать данные законопроекты. Я обращаю ваше внимание на то, что два закона из этого пакета являются конституционными и требуют соответствующего количества голосов. По всем законопроектам, по всем пунктам повестки дня, связанным с этими законопроектами, доклад сделан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Уважаемые коллеги, мы заслушали доклад по пунктам 26, 27 и 28. Я предлагаю Михаилу Васильевичу Емельянову, которому поручены содоклады, также сразу дать оценку законопроектов, обозначенных соответственно в пунктах 26, 27 и 28. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает предложения автора данных законодательных инициатив выравнять статусы судей различных судов. Федеральный конституционный закон "О судебной системе..." устанавливает очень важный принцип - принцип единства статуса судей, но, к сожалению, этот принцип выдерживается в нашем законодательстве не всегда последовательно. Так, практически для всех судей установлен предельный возраст пребывания в должности - шестьдесят пять лет, но для судей Конституционного Суда - семьдесят лет. С другой стороны, для судей Конституционного Суда установлен предельный срок пребывания в должности - пятнадцать лет, но для других судей, прежде всего федеральных судов, таких ограничений не существует, за исключением тех судей, которые впервые назначаются на должность. Поэтому предлагается данными законодательными инициативами установить предельный возраст пребывания в должности для всех судей - семьдесят лет, снять ограничения по сроку пребывания в должности для судей Конституционного Суда, а также вносятся еще частные изменения, о которых уже сказал представлявший этот закон представитель президента. Комитет считает неограниченный срок пребывания в должности судей важной гарантией независимости суда и предлагает вам, коллеги, поддержать эти законодательные инициативы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику по этим трем пунктам повестки дня? Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос к представителю Президента Российской Федерации. Полагаете ли вы соответствующим Конституции изменение сроков пребывания в должности уже действующего, назначенного судьи? Дело в том, что у нас в комитете в Думе прошлого созыва и, по-моему, этого выступала судья Конституционного Суда (ныне в отставке) Морщакова, которая совершенно четко объясняла точку зрения - и такой точки зрения придерживается много людей, - что изменение срока полномочий судьи в ходе срока его полномочий - это возможность влияния одной ветви власти на другую, то есть законодательная власть тем самым осуществляет влияние на другую власть. Ну на самом деле, скажем, взять и полномочия у всех судей убрать, которые не нравятся. Вот я хотел бы узнать точку зрения по этому поводу представителя Президента Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич, пожалуйста. КОСОПКИН А. С. Спасибо, Сергей Алексеевич. Мы здесь не усматриваем какого-либо нарушения Конституции, потому что эта норма достаточно логична, и в отношении судей Конституционного Суда мы уже это право апробировали. И я не помню, чтобы кто-то обращался в Конституционный Суд и пытался как-то опротестовать данное законодательное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Похмелкин Виктор Валерьевич, пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня тоже вопрос к Александру Сергеевичу. Уважаемый Александр Сергеевич, я помню, как несколько лет назад мы рассматривали пакет законов, посвященных реформе судебной системы. Тогда докладчиком был, если не ошибаюсь, Дмитрий Николаевич Козак от Президента Российской Федерации, и тогда излагалась, если не ошибаюсь, диаметрально противоположная концепция: что, наоборот, надо сокращать срок пребывания судьи в должности, что засиживание его на своем месте - это как бы и усиление коррупции, и определенная профессиональная деградация. Сейчас концепция администрации президента поменялась. Скажите, пожалуйста, во-первых, с чем это связано, а во-вторых, не ожидает ли нас через три года очередное изменение концепции, когда вы или ваш преемник на этом посту будете предлагать вновь существенно сокращать срок пребывания судьи в должности, и доколе это будет продолжаться? Спасибо. КОСОПКИН А. С. Спасибо, Виктор Валерьевич. Действительно, всегда были две точки зрения - уменьшить срок пребывания судей в должности и, вот как сейчас мы вам предлагаем, увеличить, но здесь, наверное, нас всех откорректировала жизнь. Я просто, чтобы более полно ответить на ваш вопрос, зачитаю вам некоторые выдержки по поводу того, что у нас сегодня творится по судебным делам и какое количество судей этими делами занимается. Несмотря на то что за последние четыре года общее количество федеральных судей увеличилось более чем на семь тысяч, недоукомплектованность судейского корпуса на сегодняшний день по судам общей юрисдикции составляет около пяти тысяч единиц, или почти 20 процентов от общей численности судей. Аналогичная ситуация сложилась и в арбитражных судах, где количество рассматриваемых дел за последние десять лет возросло в пять раз, а численность судей всего в два раза. Исходя из условий, когда количество обращений в суд неуклонно растет - а уже сейчас судами ежегодно рассматривается порядка шести миллионов гражданских дел, три миллиона административных, один миллион уголовных и более одного миллиона дел в сфере предпринимательства, - исходя вот из всего этого, наверное, и президент, и всё судейское сообщество на съезде предложили изменить предельный возраст пребывания судьи в должности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов? Пожалуйста, Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Борис Вячеславович. Наверное, у меня тоже к Александру Сергеевичу вопрос. Концепция этих законопроектов предлагает как бы уравновесить статус судей различных ветвей нашей судебной власти вот таким путем - увеличить возраст до 70 лет. А может быть, наоборот, пойти по совершенно другому пути - снизить для Конституционного Суда вот этот возраст до 65 лет и таким образом уравновесить? Почему я об этом говорю? Потому что сейчас конец года, мы начинаем анализировать письма, которые мы получаем, и хочу вам сказать: вот я, как депутат-одномандатник, больше всего писем получила из своего округа с жалобами на произвол судебных органов власти. И мне кажется, более важно сейчас нам не вот этим возрастом заниматься, а, наверное, через правовые, законодательные механизмы обеспечить качество работы наших судей сегодня, с тем чтобы судебная власть не... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос понятен. Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Я думаю, Светлана Петровна, это задача всего общества - чтобы действительно наши суды были неподкупные. Это, с одной стороны, наша беда, а с другой стороны, это наша задача, и поэтому, если мы снизим возраст, наверное, мы не добьемся выполнения именно этой задачи. А то, что я вам зачитал, то, что у нас количество обращений во все суды увеличивается многократно, - наверное, это не так уж и плохо: народ нашел как бы ту отдушину, те органы, те инструменты, посредством которых можно и с теми же чиновниками воевать. Но если мы с вами подумаем, что вот именно самые коррупционные слои судейские и находятся... что самые, так сказать, возрастные судьи являются коррупционерами главными, наверное, нас с вами будут, ну, мягко говоря, очень жестко критиковать, хоть и мягко будем говорить. Поэтому я не считаю, что механическое снижение возраста решит все вопросы, включая коррупционные. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слиска Любовь Константиновна, ваш вопрос. СЛИСКА Л. К. Уважаемый Александр Сергеевич, все сегодняшние вопросы касались и возраста судей, и нагрузки судей. Ни для кого не секрет, что начинающий судья начинает свою работу с окладом в 7,5 тысячи рублей. В рамках судебной реформы было обещано, что зарплата судьи возрастет до тысячи долларов. Пока попыток особых не делается, а зарплата судьям увеличивается так же, как и зарплата бюджетникам. Что-нибудь вообще в ближайшее время судей ждет более приятное кроме того, что мы сейчас им только увеличиваем срок пребывания в должности? Спасибо. КОСОПКИН А. С. Ну, в этой части, Любовь Константиновна, я не настолько хорошо информирован, чтобы четко сказать, что вот с такого-то числа или там года зарплата судей значительно повысится. Я только знаю одно - что правительство получило такое поручение. И наверное, те предложения, которые наработает ведомство Зурабова, будут представлены президенту. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов. Есть ли необходимость предоставить время для выступления кому-либо? Вижу пока одну руку. Пожалуйста, Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Мне представляется, что изменение предельного возраста судьи с шестидесяти пяти до семидесяти лет - это исправление той ошибки, которая была допущена в том созыве Думы. В действительности, как говорил депутат Похмелкин, при обсуждении в комитете вопроса о предельном возрасте судьи под сильнейшим давлением Дмитрия Николаевича Козака, представлявшего тогда Администрацию Президента Российской Федерации, установили возраст именно шестьдесят пять, а не семьдесят лет. Желающие могут взять стенограммы заседаний комитета и ознакомиться. Это привело к разным последствиям, но на это пошли. Одно из последствий изменения предельного возраста с семидесяти лет на шестьдесят пять - то, что к 2007 году практически всё руководство Верховного Суда должно будет уйти на пенсию, почти всё, то есть обновится весь Президиум Верховного Суда. Это привело и к тому, что в результате недокомплект судей в судах с одной тысячи, как совершенно правильно заметил представитель президента, увеличился до пяти тысяч. В этой связи, безусловно, увеличение возраста до семидесяти лет целесообразно. Вопрос в том, является ли оно конституционным. В этом я крайне не уверен, потому что, как я уже говорил, изменение статуса судьи, назначенного исполнять обязанности, неконституционно: это влияние одной власти на другую. И особенно остро этот вопрос стоит, безусловно, для судей Конституционного Суда. Судьи Конституционного Суда - это, что называется, штучный товар, вообще у нас в стране двадцать тысяч судей, а судей Конституционного Суда, как известно, девятнадцать человек. И эксперименты, которые мы проводим, - сначала с двенадцати до пятнадцати лет подняли их статус, и никто не оспаривал это в суде, а теперь вот еще изменяем - это, безусловно, неконституционно. Реплика, которую высказал представитель президента, что, мол, раз никто не оспаривал в суде, значит, всё хорошо, странная. У нас масса людей не обращается в милицию с заявлениями о кражах - что же, кража не является преступлением? Тот факт, что какие-то действия не оспорены, вовсе не означает, что они законны. Просто, к сожалению, Государственная Дума часто принимает плохие решения, а потом принимает другие решения, то есть брак гонится. В этой связи я могу сказать, что категорически не буду голосовать за изменения в закон о Конституционном Суде, тем более что это конституционный закон. Что касается вопроса о голосовании в первом чтении, знаете, я, наверное, проголосую, а в дальнейшем буду все-таки думать, насколько это соответствует Конституции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Нет больше желающих выступить. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента с заключительным словом? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Закон конституционный. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 07 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято. Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 56 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принято. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 48 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4% Результат: принято Принято.