Заседание № 363
08.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1158774-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (о дистанционном участии в собраниях; принят в первом чтении 25 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5543 по 5596 из 13541
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте, которым также вносятся поправки в Гражданский кодекс, предлагается расширить возможность дистанционного участия в собраниях гражданско-правовых сообществ. Поступило девять поправок, все они включены в таблицу № 1. Предлагается эту таблицу поддержать и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 30 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 54 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, мы просим рассмотреть этот законопроект завтра в третьем чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 359
25.05.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о дистанционном участии в собраниях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5907 по 6141 из 7037
37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас в Гражданском кодексе есть специальная глава, которая посвящена собраниям, - собраниям гражданско-правовым, не тем разным собраниям, которые периодически проводятся. И кстати говоря, если в поисковике в Интернете набрать "собрание", то на первом месте, как правило, появляется известное произведение Жванецкого "Собрание на ликёро-водочном заводе" с известным персонажем - начальником транспортного цеха, а соответствующая глава Гражданского кодекса где-то там далеко. Конечно, лучше заходить в специальные справочные правовые системы, чтобы разобраться, что такое гражданско-правовое собрание. Вот эти самые собрания - это те действия, мероприятия, которые порождают правовые последствия. Мы понимаем, что сейчас у нас развиваются цифровые технологии, которые подстёгиваются пандемией, и, конечно, в связи с этим уже давно дискутируется вопрос о возможности дистанционного участия в таких собраниях. Вот как раз Гражданский кодекс - это универсальный акт, который распространяется на разного рода собрания юридических лиц, просто собственников и устанавливает вот эти самые нормы, от которых можно в дальнейшем отталкиваться. Коллеги, речь идёт о таких собраниях, как акционерные собрания, собрания участников хозяйственных обществ и товариществ, конференции, съезды корпоративных некоммерческих юридических лиц (ассоциаций, товариществ и кооперативов), собрания советов директоров, попечительских советов, правлений юридических лиц, коллективов собственников, в том числе недвижимости, собрания сособственников так называемых земельных долей, - вот Геннадий Васильевич ушёл, а это его любимая тема, земельные доли, - собрания кредиторов в банкротстве, собрания владельцев облигаций, и о других случаях, которых достаточно много. Но, когда мы внесли с Андреем Михайловичем Макаровым этот законопроект, получилось так, что в основном обсуждалось, что, видимо, теперь все партийные съезды будут проходить в дистанционном режиме, - нет, это не про партийные съезды, здесь речь идёт о собраниях, которые порождают гражданско-правовые последствия, как я уже говорил, речь идёт о финансах, речь идёт о собственности, речь идёт о назначении кого-то и так далее. Это важно. Конечно, если Государственная Дума, вообще наш парламент примет решение, что и в той части это нужно делать, нужно будет вносить поправки в соответствующие законы. Как я уже сказал, законопроектом совершенствуются положения Гражданского кодекса и вносятся изменения в статью 181-2, которая так и называется - "Принятие решения собрания". Коллеги, современные технологии позволяют достоверно идентифицировать участника такого собрания, позволяют принимать активное участие в собрании и дают возможность задавать вопросы, выступать и голосовать. Мы сейчас видим на практике, что попытки проведения таких собраний, имеющих правовое значение, есть, но периодически это вызывает вопросы. И те коллеги, которые остаются в меньшинстве при голосовании по тому или иному вопросу, часто оспаривают соответствующие решения. Поэтому нам кажется, что этот проект очень важный, и, соответственно, он сыграет свою положительную роль. Коллеги, я готов ответить на вопросы. Считаю, что проект очень важный и способствует упорядочиванию проведения гражданско-правовых собраний. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Павел Владимирович, действительно, часто полномочия, так скажем, подобного рода собраний, с заочным участием, оспариваются, в них сомневаются. Так вот у меня два вопроса. Первый: как будет обеспечиваться техническая часть? И второй вопрос: как будут защищены результаты вот этого заочного голосования? Это очень важно. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вот в данном случае, конечно, возможен и смешанный формат, и очное, и заочное участие, это всё указано в проекте. Ну и, отвечая на ваш вопрос, скажу, что вместо протокола можно использовать иной способ подтверждения принятия решения, если это допускается единогласным решением собрания или уставом, - с помощью аудиовизуального способа фиксации. Такие средства фиксации могут также использоваться в качестве доказательств при судебных спорах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пьяных Дмитрий Сергеевич. ПЬЯНЫХ Д. С. Уважаемый Павел Владимирович, вопрос вам, как профессионалу. В случае принятия этого закона порядок применения форм дистанционного голосования в сообществе будет приниматься заранее или это будет автоматически? То есть возможность даётся собранием, а организаторы собрания могут его внедрять без уведомления, скажем так, заранее участников собрания? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Это очень важно. При соответствующих процедурах объявления о собрании, конечно, этот формат обязательно должен быть указан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Павел Владимирович, вот данное собрание будет считаться правомочным в том случае, если очно присутствует большее количество членов собрания, а онлайн - меньшее, или оно будет правомочным, если присутствует меньше членов лично, так сказать, на собрании, если количество членов, которые выходят по электронной связи, будет больше, чем количество людей, которые сидят в зале? Вот здесь какая граница? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое за вопрос. У нас в законодательстве - существует корпоративное законодательство, скажем, законодательство о некоммерческих организациях, вот Галина Петровна нам может рассказать про Жилищный кодекс - есть разные кворумы по различным вопросам. Как правило, если вопросы очень важные, связанные с определённой суммой какой-то или, там, с недвижимостью и так далее, то это один предел, если какие-то другие вопросы, то может быть 50 процентов плюс один. Вот вопрос кворума здесь не решается, в смысле вопрос принятия решений. Если количество участников как раз такое, которое позволяет принимать решения, то кворум зависит от того, какое решение принимается. Об этом написано в законе либо в уставе соответствующего юридического лица. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Включите режим записи. Покажите список. Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Необходимо обратить внимание, отметить, что данный законопроект прорабатывался рабочей группой Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по вопросу дистанционного участия в собраниях. Законопроект расширяет возможности использования электронных и иных технических средств при проведении заседания гражданско-правового сообщества, принятии решений таким собранием, составлении протокола собрания, подтверждающего принятие соответствующего решения, а также хранении и воспроизведении указанных в нём сведений. Проектируемые изменения определяют дистанционный формат проведения собраний, предусматривают ряд обязательных условий, в частности это прежде всего достоверная аутентификация участника заседания и наличие необходимых условий для выражения его воли. Всё это подробным образом прописывается в проекте федерального закона, о чём Павел Владимирович сказал, отвечая на вопросы. Также решается вопрос о месте проведения собрания при такой форме участия в заседании посредством включения в перечень сведений, указываемых в протоколе собрания, информации о способе дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании. Принятие закона, по мнению фракции - и мы согласны с позицией профильного комитета, - позволит внести соответствующий вклад в создание правовых условий для развития цифровой экономики, обеспечит удобные для участников гражданско-правовых отношений формы взаимодействия, а также необходимые гарантии их интересов в случае проведения собраний. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении будет поддерживать этот законопроект, однако есть очень серьёзный вопрос. У нас как-то императивно признано, что всё население может, причём речь может идти о миноритарных акционерах, иметь прямой доступ к электронным средствам, которые позволят им выйти в Сеть и принять участие в собрании, посвящённом тому или иному вопросу, а это не совсем так. И поэтому, когда встаёт вопрос о том, на чью сторону встать - на сторону миноритарных акционеров (в основном это люди неимущие) или же отдать руководство обществом, организацией в руки людей, которые обладают определёнными средствами... Мне кажется, данный закон, конечно, будет направлен на то, чтобы облегчить положение тех людей, которые реально определяют политику той или иной организации. Всё-таки, я хочу сказать, видимо, придётся решать очень многие вопросы. Ну, первое, конечно, итоговый протокол собрания - как его составишь по видеосвязи? А насколько нам известно, по законодательству он должен быть составлен в течение трёх дней и под ним должны стоять подписи секретаря и председателя. Второе, прямой доступ любого акционера к протоколу должен быть, а следовательно, он должен быть подшит, а следовательно, необходим бумажный носитель, если же этого не будет, то вот эта норма законодательства, наверное, не будет выполняться. Затем, самое главное, утверждение нотариусом результатов вот этого собрания. Согласно законодательству о нотариате применяются только бумажные носители, а значит, нотариус может потребовать личного присутствия всех, кто является членом той или иной организации, того или иного предприятия, акционеров и так далее. Конечно, это гипотетически, но такая возможность у нотариуса имеется. Ну и нотариус утверждает бумажный носитель, и он, конечно, может потребовать этот бумажный носитель, а его, как я уже сказал, достаточно трудно создать, если идёт онлайн-заседание. То есть хоть умри, но кто-то вживую должен присутствовать! Почему? Потому что должна действовать счётная комиссия, а как она будет действовать при выходе людей с компьютеров на общее собрание? Ну и конечно, там должен быть секретарь и так далее. Вот все эти... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Хинштейн Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я вижу, что мы не успеваем всю повестку пройти. У меня предложение: если можно, на завтрашний день поставить первым среди законопроектов первого чтения законопроект, который сегодня у нас идёт под пунктом 49, № 1172610-7. Это крайне актуальная инициатива, связанная с ужесточением требований к прохождению медицинского освидетельствования кандидатов на получение разрешения на владение оружием и к обороту оружия в целом в рамках исполнения президентского поручения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Ну тогда поставим завтра первым среди законопроектов первого чтения. Так, представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Заключительное слово, автор? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 25 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.