Заседание № 128
О проекте федерального закона № 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учётом их фактического потенциала энергосбережения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Павла Николаевича Завального. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, основной целью разработки законопроекта является корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учётом их фактического потенциала энергосбережения. При этом законопроектом предусматривается отмена проведения обязательных энергетических обследований и введение требований о представлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов за отчётный период для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждений. Коллеги, что касается того института, который был, - обязательные энергетические обследования выполнялись иногда просто для галочки, потому что в бюджете не было денег для того, чтобы исполнить те мероприятия, которые нарабатывались в рамках этих обследований, и было много жалоб, были бюджетные затраты, а фактического результата практически не было. Поэтому отмена обследований - это вопрос, который назрел. В то же время в результате того, что создаётся, мы наконец-то получим информацию о фактических перспективах потребления энергетических ресурсов, и это будет способствовать созданию государственной информационной системы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И очень важная новелла, которая сейчас будет в этом законе, коллеги: сегодня казённые учреждения, которые будут экономить энергетические ресурсы, получат возможность направлять часть средств из этой экономии в фонд оплаты труда, то есть таким образом будет стимулироваться энергосбережение в бюджетных учреждениях муниципальных образований, это тоже очень важно. Законопроект подготовлен к третьему чтению, проведены все необходимые экспертизы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Нам всё-таки нужно предусмотреть какие-то меры, чтобы всех граждан и все юридические лица озаботить экономией. Сейчас огромный перерасход: свет горит где не надо. И городское освещение: вот я еду по Москве, и на Кутузовском периодически свет горит - просто забыли выключить. Тем более сейчас летний период, не зимний, летом можно в шесть утра всё отключать, зимой попозже. Надо с этим увязать всё-таки ответственность, допустим, чтобы при приёме на работу граждан, может быть, кадровики заставляли их подписывать обязательство экономить и чтобы был какой-то вариант замера экономии по отделам, по фракциям. Мы, фракция ЛДПР, готовы сэкономить и обогнать всех, но что взамен-то будет? Только злиться будут наши конкуренты. Я в советское время платил за квартиру вперёд за три месяца, и что мне советская власть сказала за это? Спасибо? Нет, и не заметили даже. Другие задолженность годами копят, а тут вперёд платишь. Я не хотел платить вперёд, но просто это было выгодно - не иметь долгов. Если мы отменяем требование о проведении обязательных энергетических обследований, надо, чтобы в отчётах все организации писали по итогам года, что, допустим, на 25 декабря 2018 года сэкономлено столько-то киловатт-часов или потребления газа и так далее и так далее, это тоже стимулировало бы. У нас самая мощная в мире энергетическая держава. Если мы все будем экономить и будет чувство ответственности, понимание, что это наше электричество... Да, это оплошность городских служб - не выключили, ну так мы же должны позвонить. Кто-нибудь из вас хоть раз позвонил в энергосбыт - в "Мосэнергосбыт" или в "Смоленскэнергосбыт", спросил, зачем они лишние лампочки включили? А зачем это освещение зданий? Кто вообще придумал освещать здания?! Я понимаю, какой-то дворец красиво освещать, но тут просто подсветка. Это огромная трата энергии - видимо, потому, что бесплатно. Видимо, огромный бюджет, поэтому эти деньги тратят. Надо всё-таки нам найти способ заставить людей более ответственно к этому относиться. Я сам замечал: свет горит, но он не нужен, ну выключи - нет, не хочет выключать. "Не моё", так сказать, то есть нет личной ответственности. С годами мы начинаем понимать, что это всё равно деньги нашей страны, это бюджет нашей страны, это нам всем нужно, выгодно - экономить, экономить. Но что-то надо делать взамен, предусмотреть какую-то там премию, какие-то там, не знаю, звания. Вот у меня есть звание "Ударник коммунистического труда" - ни у кого в зале нет, - может быть, как-то это отметить? Может быть, установить мне надбавку к зарплате, раз я единственный в зале человек, которому было присвоено звание "Ударник коммунистического труда"? Это же означает, что я хорошо работал, ведь просто так коммунисты мне, беспартийному, не присвоили бы это звание. Это же тоже отмечать надо - и никогда, ни разу никто меня не поздравил с присвоением мне звания "Ударник коммунистического труда", нигде... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Мы вас поздравляем с этим званием много лет спустя. (Аплодисменты.) Фракция КПРФ говорит, что среди них есть один человек, у которого такое же звание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Причём надо разобраться, почему у него пять таких званий. Это Коломейцев Николай Васильевич. Вот беспартийному дали одно только звание, а партийному дали пять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вы тоже были беспартийным. Владимир Вольфович, ну он на конвейере работал, там работа тяжелее была. Пожалуйста, Назарова Наталья Васильевна. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, трудно не согласиться с выступлением Владимира Вольфовича. На самом деле экономия энергоресурсов, особенно в бюджетной сфере, один из актуальнейших вопросов в энергетическом секторе. Нужно отметить, что законопроект как раз и предусматривает ежегодное снижение потребления энергоресурсов: известно, что бюджетным организациям устанавливаются лимиты, и эта мера усиливается в этом законопроекте. Наверное, просто каждому депутату нужно будет посмотреть, как это работает в конкретных регионах и как проводится работа по снижению уровня энергопотребления. А отмена энергетических обследований - это, безусловно, прогрессивная мера. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект и предлагает проголосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 3-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 44 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учётом их фактического потенциала энергосбережения; принят в первом чтении 30 ноября 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Павел Николаевич Завальный, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, основной целью разработки данного законопроекта являлись корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы с учётом их фактического потенциала энергосбережения. Отменяется энергоаудит, заменяется энергодекларациями. Долго, полтора года мы работали после принятия в первом чтении, такой непростой получился законопроект. Сейчас все вопросы урегулированы. Поступило 16 поправок: 11 рекомендуется к принятию, пять - к отклонению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по 1-й таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 30 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по 2-й таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 56 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 20 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 11
О проекте федерального закона № 1158419-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учётом их фактического потенциала энергосбережения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Николая Радиевича Подгузова. Пожалуйста. ПОДГУЗОВ Н. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Во исполнение пункта 11 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22 ноября 2013 года № 4 Правительством Российской Федерации внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Основной целью разработки законопроекта являются корректировка и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учётом их фактического потенциала энергосбережения. В действующей редакции закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." установлена обязанность всех бюджетных учреждений до 2015 года снизить потребление энергоресурсов на 15 процентов от объёмов потребления 2009 года. В данной части законопроектом продлевается требование по ежегодному снижению потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы, при этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по утверждению объёмов снижения потребляемых энергоресурсов в зависимости от состояния объектов и климатических особенностей регионов, в которых они располагаются. Кроме того, законопроект предусматривает введение требований по представлению деклараций о потреблении энергетических ресурсов за отчётный год для органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений - декларации будут представляться в Минэнерго - и, соответственно, отмену проведения обязательных энергетических обследований. Реализация указанных положений позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней за счёт отмены проведения обязательного энергетического обследования, за пятилетний период это более 10 миллиардов рублей; определить фактические и целевые показатели энергоэффективности объектов в зависимости от видов оказываемых услуг, состояния объектов, климатических и других внешних и внутренних факторов для установления в дальнейшем необходимых объёмов снижения потребления энергетических ресурсов; создать возможность построения рейтингов энергоэффективности органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Уважаемые депутаты, прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Николаевича Завального. Пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроектом отменяется проведение обязательных энергетических обследований. Часто получалось так, что энергетические обследования проводились и показывали, что требуется модернизация, утепление зданий, но денег в бюджете не было, проходило пять лет, деньги так и не находились, и снова требовался аудит, хотя он уже был проведён, - вот такая парадоксальная ситуация сложилась! В итоге отменяется этот энергоаудит, но вводится требование по представлению деклараций, это позволит сделать работу по проведению мониторинга энергосбережения зданий, сооружений, объектов более плановой; с помощью информации, полученной в результате такого мониторинга, можно будет оценить ситуацию с энергосбережением, с энергоэффективностью в каждом муниципальном образовании по всей стране. Создаётся система, в рамках которой можно планировать в том числе инвестиции для достижения необходимого уровня энергоэффективности зданий и сооружений и так далее. Очень разумный законопроект, и комитет предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Николай Радиевич, вот пять лет назад, когда говорили об энергетических паспортах, были абсолютно те же доводы: сейчас увидим, сейчас измерим и начнём экономить. Что изменилось за пять лет? 5 миллиардов улетело уже - только что услышали - в белый свет как в копеечку! По большому счёту, все усилия органов государственной власти и местного самоуправления заключаются только в том, что они уменьшают лимиты на 5 процентов каждый год в соответствии с требованиями закона и этим ограничиваются, не получая за это, собственно, никаких дополнительных средств на энергосбережение. Что же поменялось-то за пять лет? И кто ответит за те деньги, которые, получается, потрачены впустую? Делали паспорта, теперь будем делать декларации - опять за счёт бюджета. ПОДГУЗОВ Н. Р. Большое спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Ну, предыдущим, вернее, действующим законом предусмотрено снижение энергопотребления бюджетными учреждениями на 15 процентов к 2015 году относительно 2009 года, то есть по 3 процента в год. Этот график выполняется, и соответствующие бюджетные ассигнования на потребление энергоресурсов сокращаются на 3 процента ежегодно. Действительно, я соглашусь с вами, система энергообследований оказалась неэффективной, паспорта, которые были предложены, в общем-то, громоздкие и сложные для заполнения, тратятся средства, есть дополнительные бюджетные расходы - всё это не нашло правильного применения при инкорпорировании в государственную информационную систему в области повышения энергоэффективности, поэтому, собственно, мы и предложили отказаться от энергообследований и перейти на ежегодную декларацию, это будет фактически гораздо менее громоздкий документ, а правительством и Минэнерго будут разработаны понятные требования. И в дальнейшем, отталкиваясь от показателей энергоэффективности, которые будут содержаться в декларациях, мы считаем, можно будет ввести классность зданий по энергоэффективности, выстроить соответствующие рейтинги энергоэффективности и задать более правильную динамику повышения энергоэффективности бюджетными учреждениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Алексей Владимирович задал примерно тот же вопрос, какой и я хотел вам задать. Ответ я услышал, я понял так: очередные пять лет все будут при деле, деньги опять пойдут, а волевым решением просто будут по 5 процентов каждый год энергопотребление срезать и писать в декларации. Я ответом удовлетворён, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Николай Радиевич, вот согласно действующей редакции закона учреждения бюджетной сферы обязаны проводить энергообследование и получать энергопаспорт, но не обязаны проводить мероприятия по результатам энергоаудита. Может быть, эффективнее будет законодательно закрепить эти обязанности? ПОДГУЗОВ Н. Р. Мы готовы рассмотреть это предложение, Сергей Васильевич, при доработке законопроекта ко второму чтению. Мы уже договорились с комитетом, скажем так, о плотном обсуждении законопроекта, и ваше предложение тоже обязательно внимательно рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? А, есть желающие. Пожалуйста, Зубарев Виктор Владиславович. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект действительно очень важный. Я хочу сказать, что тот законопроект, который предложен правительством, предполагает полную отмену обязательных энергетических обследований с целью экономии бюджетных средств и закрепляет добровольный порядок проведения энергетических обследований, отменяя тем самым обязательные энергетические обследования для всех категорий юридических лиц. И хотел бы коллегам сказать, что не будут сейчас в белый свет как в копеечку выбрасываться деньги, потому что энергодекларация подразумевает совершенно другой подход. И не совсем согласен с докладчиком в том, что в предыдущий период мы зря потратили средства на те обследования, которые были сделаны, потому что, работая в субъекте, мы теперь представляем, какой объём энергии расходуется и как распределить средства для повышения энергоэффективности и выполнить ту задачу, которая была поставлена председателем правительства, - снижение энергоёмкости ВВП страны, а не зная первоначальных цифр, было бы очень сложно, не от чего было бы отталкиваться. С тем, что паспорт трудоёмкий, я согласен, но с тем, что эта работа была сделана напрасно, не согласен. Кроме того, уже сегодня необходимо предусмотреть требования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также в отношении органов госвласти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Предполагаемые изменения, вносимые в федеральный закон номер 261, конечно, позволят определить фактические и целевые показатели энергетической эффективности в зависимости от видов оказываемых услуг, состояния объектов, климатических и других внешних и внутренних факторов для установления в дальнейшем, как я уже сказал, необходимых объёмов снижения потребления энергетических ресурсов по конкретным объектам, что очень важно для снижения энергоёмкости ВВП и увеличения энергоэффективности объектов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, мы просим депутатов принять его в первом чтении, а ко второму чтению ещё доработать, внести поправки, чтобы усовершенствовать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Я коротко, уважаемые коллеги. Напомню, что пять лет назад фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддержала предыдущий закон - тогда говорили про энергопаспорта. Здесь много руководителей бюджетных учреждений, которые приблизительно представляют, что это была за работа, - скажем честно, процентов на девяносто была халтура откровенная, этим занимались специально созданные под это дело конторы, которые заработали как раз вот те 5 миллиардов, которых мы в итоге недосчитались и в больницах, и в школах и так далее. Что предлагают сейчас? Декларацию. Это подход, на мой взгляд, более грамотный, поскольку, возможно, будет внедрена система горизонтального контроля. Что это такое? Например, если в одной и той же климатической зоне находятся типовые здания, допустим, школы или той же больницы, но расходы тепловой энергии различаются порой в разы, значит, есть повод задуматься органам государственной власти и органам местного самоуправления. А что сейчас происходит? Я абсолютно чётко знаю, что каждый год лимиты коммунальных услуг просто уменьшаются решением: меньше на 5 процентов тепловой энергии, меньше на 5 процентов расходов на водоснабжение и тому подобное. А вот если у органов государственной власти и у органов местного самоуправления будет чёткая картина того, почему в типовых или похожих зданиях в одних и тех же условиях разный расход энергии, и если будет возможность обмена информацией о том, как же привести потребление энергии к оптимальному, тогда, может быть, и будет толк. Другое дело, нужно, чтобы это опять не было забюрократизировано, чтобы не было отдано на откуп неким организациям, которые сначала должны будут получить специальные разрешения, а потом в массовом порядке составлять эти декларации, ведь система горизонтального контроля должна применяться везде: и в сфере энергосбережения, и в сфере государственных закупок. Мы периодически видим, как, например, закупаются перчатки для больниц, одна и та же продукция, - смотришь по регионам: цены различаются в разы! Если соответствующий вариант ко второму чтению будет подготовлен, тогда он заработает и тогда мы, безусловно, будем за, но если это будет очередным способом отмывания бюджетных денег, как это часто бывает, то, естественно, голосовать за во втором чтении нет никакого смысла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства, нет желания выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 54 мин. 47 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.