Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1157845-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 39-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленным вашему вниманию законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части ужесточения наказания за незаконный оборот огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов. Это связано с тем, что в последние годы увеличилось количество преступлений с использованием именно такого оружия. По законопроекту проведены все необходимые экспертизы, замечаний не имеется. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 39 повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 27 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1157845-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия; принят в первом чтении 26 мая 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
54-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был рассмотрен в первом чтении 26 мая текущего года. Ко второму чтению поступило девять поправок, все они комитетом рассмотрены и рекомендуются к принятию. Просьба поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 01 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 23 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в полной мере подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба включить в план работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 360
О проекте федерального закона № 1157845-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 39, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия". Доклад Анатолия Борисовича Выборного. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен проект федерального закона, который направлен на повышение уровня защиты охраняемых уголовным законом прав и свобод человека, общественного порядка и общественной безопасности, и прежде всего речь идёт об усилении ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств. Предлагается ряд новелл, которые призваны оказать превентивное воздействие на потенциальных преступников, сократить число подпольных мастерских, в том числе по изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, и, как следствие, минимизировать число преступлений и объём незаконного оборота в интересах террористических, экстремистских организаций и других преступных сообществ. Именно с этой целью предлагается ужесточить наказание за преступления, которые связаны с незаконным оборотом оружия, и за переоборудование гражданского оружия в боевое, ввести в уголовные составы такой квалифицирующий признак, как использование сети Интернет при совершении таких преступлений, а также ввести уголовную ответственность за незаконный сбыт гражданского оружия и пневматики, в том числе за переделку этого оружия в более опасное. Проектируемые новеллы обусловлены многими причинами, приведу три основные. Во-первых, это масштаб распространения огнестрельного оружия, которое переделано из гражданского оружия, сигнального, газового, списанного учебного в том числе. Вы только представьте себе: по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности, более 60 процентов оружия, изъятого в ходе оперативно-разыскных мероприятий, является гражданским, переоборудованным в боевые аналоги; только за 2018-2020 годы выявлено и ликвидировано более 500 подпольных мастерских, которые этим занимались. При этом порядка 70 процентов зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и его распространением, совершено с использованием ресурсов сети Интернет, а это даёт возможность дистанционно и анонимно координировать операции такого рода, в том числе из-за рубежа. Во-вторых, это значительный спрос на пневматическое оружие с дульной энергией от 3 джоулей до 7,5 джоуля, если в цифрах, то это порядка 50 тысяч единиц в месяц. Напомню, сегодня, чтобы приобрести такое оружие, лицензия не требуется, а интерес к нему обусловлен возможностью внесения относительно несложных механических изменений, которые в десятки раз повышают его поражающие свойства, по сути сравнимые с огнестрельным оружием. Результат налицо: в 50 процентах случаев незаконного применения фиксировалось пневматическое оружие с дульной энергией свыше 25 джоулей. При этом каждое десятое преступление было доведено до обвинительного приговора в суде. И последнее. Как мы видим, производителей и продавцов смертельного оружия, веществ, устройств и боеприпасов уголовное законодательство не останавливает. Да и как оно может остановить преступника, если, например, за сбыт предусмотрено в настоящее время уголовное наказание до 4 лет лишения свободы. Принятие проектируемых новелл даст возможность правоохранительным органам более эффективно противодействовать террористическим, экстремистским организациям и другим преступным сообществам, существенно сократить незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, повысить эффективность превентивной функции Уголовного кодекса и обеспечить максимальную защиту общества, государства и каждого человека. По этим основаниям прошу данный проект федерального закона поддержать, принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью Уголовного кодекса об ответственности за незаконное изготовление, оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Докладчик достаточно подробно всё изложил, не буду повторять, какие изменения будут вноситься. Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что в пояснительной записке представлены достаточные данные, которые свидетельствуют о необходимости усиления уголовной ответственности за незаконные действия с оружием, взрывчатыми веществами, а также принятия других предлагаемых изменений. Хочу обратить ваше внимание на то, что законопроектом в числе прочего предлагается криминализация незаконного изготовления, продажи или передачи пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля. Комитет отмечает, что принятие данных изменений потребует корректировки статьи 20.10 Кодекса об административных правонарушениях. В целом комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и предлагает Государственной Думе проголосовать за его принятие в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает. Причин много, но прежде всего его принятие даст возможность органам правопорядка и правосудия разговаривать с преступниками на том правовом языке, который они понимают, а главное, окажет превентивное воздействие на потенциальных преступников, приведёт к сокращению числа подпольных мастерских и, как следствие, позволит минимизировать поступление оружия в незаконный оборот в интересах террористических, экстремистских и других преступных сообществ. В конечном счёте всё это позволит усилить превентивную функцию Уголовного кодекса Российской Федерации и укрепить безопасность нашего государства, общества и каждого человека. По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, вынужден разочаровать уважаемых мною авторов законопроекта и всех, кто намерен голосовать за него: для принятия нет совершенно никаких оснований. В пояснительной записке комитета, извините, в заключении комитета говорится, что в пояснительной записке представлены достаточные данные о правоприменительной практике, которые позволяют прийти к выводу о необходимости усиления уголовной ответственности за эти преступления, - к сожалению, ничего этого нет в пояснительной записке. Давайте посмотрим, что же у нас на самом деле происходит. На самом деле нет никаких оснований говорить о том, что опасность нарастает. Всё наоборот. Вот, пожалуйста, данные МВД о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия и совершённых с использованием оружия (за пять лет у меня статистика): снижается, на протяжении многих лет снижается количество преступлений - было, скажем, в 2016 году 6 тысяч с использованием оружия, теперь стало 5170, каждый год снижается. Давайте посмотрим данные Верховного Суда по составам осуждения тоже за пять лет. Преступления по части первой статьи 222 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия...": было 4838, стало 2900 - ежегодно снижаются; по статье "Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ...": было 1447, стало 1433; по статье "Незаконное изготовление оружия": было 721, стало через пять лет 554; по статье "Незаконное изготовление... взрывных устройств": было 25, стало 20. Причём и сами цифры-то вообще так себе. Ну, наконец, что ещё? По всем статьям, по всем частям и показателям идёт снижение. Да, по данным МВД, в текущем году тоже идёт снижение за эти месяцы. Вывод из этого может быть только один: значит, на сегодня снижается актуальность этой проблемы, на сегодня МВД надо хвалить и, так сказать, награждать за то, что таких преступлений стало меньше. В статью 213 предлагается внести изменения - ничего вносить не надо, всё, что предлагают вносить, есть! Далее, о пневматическом оружии. Как только у нас в стране разрешили официально приобретать пневматическое оружие, резко снизился спрос на огнестрельное оружие. Надо расширять возможности покупки пневматического оружия, это совершенно точно. Ну и желание ограничить условное применение совершенно ни на чём не основано. Нет ни одного предметного случая, когда человек совершил бы повторно такое преступление. Обращаю внимание, что Верховный Суд не поддержал, правительство условно поддержало... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Александр Дмитриевич, спасибо. Когда вы спросили: "Есть ли желающие задать вопрос?" - я старался, насколько это можно, махать, кричать, что вопросы есть, нажимал кнопку, но, оказывается, это уже была запись на выступления. Я хотел и задать вопрос, и выступить - как вот сейчас это сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступайте, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Тогда, наверное, скажу несколько слов по данному законопроекту. Коллеги, вот вопрос из числа тех, которые меня интересовали: общались ли авторы законопроекта с теми, кто совершенно легально владеет оружием? Я имею в виду охотников. Вот не так давно мы, фракция ЛДПР, проводили с ними встречу - и что мы услышали от них? Надзорные органы практически, как они выразились, цитирую, выпивают кровь, чтобы бороться с тенями и искать среди тех, у кого есть все эти разрешения (есть разрешение на оружие - там достаточно широкая линейка этого оружия, - и сами соответственно могут готовить патроны), каких-то врагов: то есть вот там вы неправильно насыпали порох, а вот здесь вы сделали не то. И я более чем уверен, что огромная часть в общей массе статистики МВД - это как раз люди, которые занимаются этим совершенно легально и ничего не нарушают. Ну, мало ли... в конце концов, человеческий фактор: люди где-то ошибутся, и за это они, извините, несут, к сожалению, уголовную ответственность. Вот не очень хочется, чтобы получилось так, что данные нормы, которые мы сегодня принимаем в Государственной Думе, опять в первую очередь ударят по тем, кто занимается этим совершенно легально. Помимо всего прочего, хотелось бы всё-таки с этой высокой площадки обратиться к Росгвардии и к профильному комитету - по обороне, к комитету по безопасности. У нас есть такой замечательный вид спорта, как биатлон, и вот уже несколько лет восемь биатлонных стрельбищ находятся под угрозой закрытия, потому что в соответствии с нашими нормами, которые мы пытаемся постоянно ужесточать и усиливать, стрельбища должны находиться не ближе 1,5 километра от населённого пункта, и мы можем вот эти стрельбища потерять. Если проанализировать, как устроено законодательство в других странах, то поверьте, что в той же самой Норвегии, со спортсменами которой состязаются наши спортсмены, стрельбища находятся практически около каждой школы, и никого там не стреляют, никого там не убивают. Вот просьба к нашим уважаемым коллегам из Росгвардии подумать над тем, как смягчить всё-таки вот эти нормы для нашего спорта, если мы всё-таки стремимся к высоким результатам в спорте высоких достижений, и не перегибать палку там, где её перегибать не надо. Фракция ЛДПР воздержится от голосования по данному законопроекту, но мы поддерживаем саму идею, саму концепцию, что с незаконным оборотом оружия надо, конечно, бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Докладчику включите микрофон, Выборному. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не собирался выступать, но после жаркого выступления уважаемого Юрия Петровича хотел бы обратить внимание, что путь, когда око за око, глаз за глаз и все без глаз, - это не наш путь, это путь совершенно других людей. Дело в том, что я хотел бы обратить внимание на некоторые цифры, о которых вы не говорили, уважаемый Юрий Петрович. На самом деле ежегодно совершается порядка 5 тысяч преступлений с использованием оружия - это и разбои, и убийства, и преступления террористической, экстремистской направленности. И только за 2018-2020 годы, по данным Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, изъято из незаконного оборота свыше 67 тысяч единиц огнестрельного оружия, 3,5... 3 миллиона боеприпасов, 14 тысяч взрывных устройств и 16 тонн взрывчатых веществ. Если мы посмотрим буквально по дням, то получается, что каждый день так или иначе совершаются подобные преступления. Например, на прошлой неделе, в пятницу, правоохранительные органы в Дагестане нашли крупный схрон, из которого изъяты 12 ручных гранатомётов, пулемёт Калашникова, 3 самодельных взрывных устройства, 5 гранат, 116 выстрелов к подствольному гранатомёту и так далее. Вы знаете, следуя вашей логике, если количество преступлений данной направленности идёт вверх, тогда необходимо менять закон, если идёт вниз, то нет. Вы знаете, каждый из боеприпасов, каждый вид оружия может быть использован против человека, против нашего общества и нашего государства, поэтому мы делаем всё для того, чтобы максимально минимизировать подобные преступления впредь. Благодарю за внимание и заранее благодарю за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, пожалуйста. Брыкину включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Спасибо. Я займу буквально несколько секунд. Конечно, каждый из нас, сидящих в зале, имеет право на свою точку зрения, но когда речь идёт о незаконном обороте оружия, нужно думать прежде всего о жизни людей. И статистика может показывать больше, меньше, поэтому из этого делать вывод, принимать или не принимать, неправильно. За каждым из этих фактов - человеческая жизнь. Вот на сегодняшний момент фиксируется рост нелегального распространения огнестрельного оружия, изготовленного путём переделки из гражданского оружия, - задумайтесь хорошо! - сигнального, газового, которое ограниченного поражения, списанного, охолощённого или учебного. Более 60 процентов оружия, которое изымается в результате проведённых мероприятий, является гражданским оружием, переоборудованным в боевые аналоги. Коллеги, вы о чём сейчас говорите? Что статистика нам нужна высокая?! Вы понимаете, что происходит?! Посмотрите, что на улицах происходит! На самокате проехал - вытаскивает пистолет, значит, и начинает стрелять в человека. А вы здесь начинаете рассказывать: мы поддерживаем, не поддерживаем. Это ваше право, но вы потом это своим избирателям скажите, когда будет стрелять это оружие, взрывчатые вещества, когда люди погибнут! Кроме того, интернет-анализ поступающей информации: образование новой устойчивой методики, которая обеспечивает массовое распространение на территории Российской Федерации через Интернет, - что, за это тоже не надо усиливать ответственность?! Я, честно говоря, не понимаю вашу позицию. Хорошо подумайте, прежде чем эти вещи говорить, вот то, что связано с оружием! Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия", пункт 39. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 13 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.