Заседание № 38
О проекте федерального закона № 115531-3 "О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (о введении запрета на пропаганду религии в детских и школьных учреждениях и посредством частных посещений семей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея доверил представить депутату Госдумы Николаю Васильевичу Демчуку. Пожалуйста, Николай Васильевич. Нет депутата в зале? Отмечаем для стенограммы отсутствие докладчика в зале. В следующий раз рассмотрим без его участия. (Выкрики из зала.) Второй раз уже, да? Тогда давайте без него. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Васильева Ивана Афанасьевича. Пожалуйста, Иван Афанасьевич. ВАСИЛЬЕВ И. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В соответствии с пунктом 4 статьи 118 Регламента Государственной Думы вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", внесенный Госсоветом - Хасэ Республики Адыгея. Суть предложения - поправки в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" - состоит в запрете пропаганды и распространения религиозной литературы, печатных аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения в детских и школьных учреждениях, а также через такую форму пропаганды, как частное посещение семьи. Комитет считает, что данная поправка не может быть принята по следующим причинам. Во-первых, норма сформулирована таким образом, что, по существу, подразумевает не защиту детей от возможных негативных последствий религиозной пропаганды, а ограничение права граждан на свободное распространение религиозных убеждений, что не соответствует Конституции Российской Федерации. Во-вторых, статья 28 Конституции провозглашает право свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованию и дискриминации со стороны государства и общества. Признание права каждого свободно действовать в соответствии со своими убеждениями означает свободу быть членом уже действующих религиозных объединений и издавать и распространять культовую литературу и тому подобное. Действие данной статьи связано со статьями 13, 14, 29 Конституции Российской Федерации. В-третьих, в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" достаточно полно перечислены правомочия, которые конкретизируют свободу совести, в том числе касающиеся ребенка и его родителей. В частности, в пункте 5 статьи 3 закона содержится норма, запрещающая вовлечение малолетних в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Это, на наш взгляд, вполне достаточно для целей, изложенных в пояснительной записке к законопроекту, в связи с чем представляется излишним внесение в действующий закон дополнений. В-четвертых, поправка не учитывает того, что кроме светских, государственных детских и школьных учреждений существуют конфессиональные детские учреждения (воскресные школы, летние лагеря и тому подобное). С принятием законопроекта деятельность последних будет практически запрещена. В-пятых, запретить пропаганду и распространение религиозных материалов посредством частных посещений семьи законодательным путем невозможно, поскольку фактически запрещается религиозная пропаганда как таковая, место ей оставляется лишь в религиозных учреждениях. И наконец, в-шестых, само понимание распространения религиозной литературы, печатных и других материалов двусмысленно, поскольку предлагаемые материалы могут носить просветительский характер, сообщая, например, об истории Отечества, где значительную роль сыграли традиционные для России конфессии. В случае введения данной нормы возникает необходимость уточнений, какие конкретно печатные, аудио- и видеоматериалы считать религиозными. Это внесет неопределенность и путаницу в действующий федеральный закон и будет препятствовать точному, юридически корректному его применению. И в заключение напоминаю, что 10 апреля 2003 года Государственной Думой был отклонен аналогичный законопроект, внесенный членом Совета Федерации Джаримовым. В связи с этим комитетом было предложено субъекту законодательной инициативы отозвать данный законопроект. Этого сделано не было. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на данный законопроект отрицательные. Комитет рекомендует отклонить в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнения пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", внесенный Госсоветом - Хасэ Республики Адыгея. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, я потом попрошу слова еще и выступить по этому законопроекту, а к Ивану Афанасьевичу я хочу обратиться с таким вопросом. Иван Афанасьевич, вы в Адыгее были когда-нибудь? ВАСИЛЬЕВ И. А. Нет, не был. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Иван Афанасьевич, если вы знаете жизнь, то, наверное, вы должны знать, что традиционные конфессии не занимаются распространением по домам, а в основном это делают секты, и в основном вся вот эта продукция - и аудио, и видео и так далее - печатается за рубежом. И вопрос мой такой: считаете ли вы, отклоняя этот закон, что вы защищаете права ребенка - у нас ведь есть еще и у ребенка тоже права, - а не только права тех людей, которые это делают? ВАСИЛЬЕВ И. А. Тамара Васильевна, я считаю, что наши права, наших детей, в общем-то, они защищены Конституцией и законодательством. А печатание и поступление вот этой литературы из-за заграницы... Вы знаете, что согласно законодательству ребенок не имеет права без согласия родителей или попечителей привлекаться к какой-то религиозной направленности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста, Иван Афанасьевич. Борис Григорьевич Кибирев хотел бы выступить. Пожалуйста. Включите микрофон депутату. С места. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я, конечно, очень сожалею, что отсутствует основной докладчик - депутат Демчук, от Адыгеи. Как человек, много лет, десятки лет проработавший в Краснодарском крае, в который входила Республика Адыгея, - а теперь она является добрым соседом Краснодарского края - я хочу за этот законопроект вступиться, хочу высказаться в его поддержку, прежде всего ссылаясь на особенности самого субъекта права законодательной инициативы, то есть парламента Республики Адыгея. Адыгея - это многонациональная, многоконфессиальная республика, и, если республика, в которой на протяжении исторически длительного периода времени царит межнациональный мир и межконфессиональное согласие, выступает с таким законопроектом, значит, как говорится, допекло. Как человек крещенный в православии и воспитанный на православной культуре, я глубоко уважаю право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, что наше государство светское, церковь у нас отделена от государства и та проблема, которую Хасэ Адыгеи вынес на наше рассмотрение, она, конечно, существует. Но беда в том, что мы часто свободу, в том числе свободу религиозную, рассматриваем односторонне: есть свобода вести пропаганду, но нет свободы для того человека, который против этой пропаганды возражает. И вот, к большому сожалению, мы часто в Думе именно с таким подходом и рассматриваем эти законы. На моей памяти в этом зале мы недавно рассматривали ситуацию, возникшую в связи с экспансией Ватикана, который пытался на российской территории создать пять епархий Римско-католической церкви, мы не поддержали тогда, Дума не поддержала нашу позицию. Мне довелось докладывать в этом зале проект закона Законодательного Собрания Краснодарского края похожий, примерно на аналогичную тему, когда рассматривали вопрос о запрете на распространение литературы, которая (как Тамара Васильевна Плетнёва сказала), как правило, навязывается сектами. Теперь адыгейский законопроект. Смотрите, если родители не хотят, чтобы их детям в детских и школьных учреждениях навязывали религиозную идеологию посредством распространения литературы в виде аудиоматериалов... Получается, они не имеют права не хотеть, а вот тот, кто пропагандирует эту литературу, тот право навязывать свою позицию имеет. Интересно заключение Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций: мол, поправка носит двусмысленный характер, потому что под понятие "школа" подпадают, естественно, и воскресная школа, и конфессиональные детские учреждения, где ведутся религиозное воспитание и пропаганда, и, мол, этого делать нельзя. Уважаемые мои коллеги, конечно, принятие или непринятие этого закона никакого решающего значения для мирового революционного процесса не имеет, но всё-таки уважить Республику Адыгея, которая поднимает очень важный для нее вопрос, мы должны. Законопроект, по моему представлению, расширяет права граждан Российской Федерации, расширяет права не только тех, кто ведет религиозную пропаганду, но и тех, кто не хочет ее слушать. Да, что-то там нечетко, да, вот школы воскресные туда вошли или нет, но есть второе чтение, я призываю вас этот законопроект в первом чтении поддержать. Фракция Компартии Российской Федерации проголосует за этот законопроект, а недочеты, которые, естественно, имеются в проекте, можно легко и свободно устранить ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Александрович, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Борис Григорьевич! Безусловно, если бы этот закон был адыгейский или краснодарский, вы в своей аргументации были бы еще более убедительны, но это проект федерального закона, поэтому действие этого закона будет распространяться на всю территорию Российской Федерации. Ваше замечание - уважить Республику Адыгея - как-то даже юридически не очень строго, я думаю, что коллеги по вашей фракции, наверное, тоже меня поддержат в этом плане. А теперь по сути. Вот вы много говорили, но давайте вчитаемся в те шесть слов, которые предлагаются: "Запрещается пропаганда... в детских и школьных учреждениях, посредством частных посещений семей". Каким вторым чтением можно это поправить, Борис Григорьевич?! Это юридически неточно сформулировано. То есть запрещается распространение и пропаганда религиозной литературы в школьных и дошкольных учреждениях посредством, еще раз подчеркиваю, коллеги, частных посещений семей. Никаким вторым чтением, никакой поправкой этот текст поправить невозможно! При всём нашем уважении к нашим коллегам из законодательного собрания Адыгеи эти вещи так регулировать невозможно. Мало того что идет фактически нарушение и конституционных норм, и законодательства, мы с вами нарушаем самое главное - право выбора свободы совести. Поэтому комитет и принял такое решение - не поддерживать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вот я сейчас прослушала внимательно выступление председателя комитета и хочу сказать, что вот эти голословные утверждения, что этим законом нарушены нормы Конституции... Я не согласна, потому что, еще раз говорю, кроме тех лиц, которые имеют право распространять, есть еще основная масса людей - людей, которые имеют право слушать это или не слушать. Поэтому здесь во втором чтении вполне можно поправить, потому как там стоит запятая, а запятая очень многое значит. То есть в первой части предложения должно быть написано о посещении школ, а во второй части: и еще посредством посещения семей. Это два разных понятия. Поэтому здесь во втором чтении можно внести поправку: посещение школ, а в скобках - кроме воскресных, потому что это не государственные школы, это школы, созданные церковью, официальными конфессиями, существующими на территории страны. И если вы действительно заинтересованы в том, чтобы у нас наша религия распространялась - там, где мусульманство исповедуется, - мусульманство, там, где православие, - православие... Но ведь в основном-то распространяется, посмотрите, литература зарубежная, сектантская. На это жалуются сами церковники. Но кстати, они очень мало прилагают усилий к тому, чтобы этого безобразия не было. И хочу вам привести пример из своей депутатской деятельности, когда при посещении различных заведений, в том числе и тех, где у нас заключенные... Они себе сами там уже церкви строят и говорят: ни одного священника нашего заманить не можем к себе, чтобы он нас вот именно здесь просветил. И посмотрите эту литературу - ничего там об истории Отечества нет! Там в основном говорится о сектах - "Белое братство" и так далее, разные секты. Вот что распространяют. А теперь несколько слов о школе. Не надо забывать, что у нас светское государство. И ребенок в силу своих возрастных особенностей еще не может осмысленно воспринимать то, что ему говорят, а принимает просто так, на веру. Есть родители - вот они имеют право повести его в церковь или не водить. А вот распространение этого - это нарушение прав, и прежде всего прав ребенка. Поэтому я считаю, что этот закон, конечно же, не только Адыгеи касается, а всей России. Это федеральный закон, и везде эти проблемы существуют. Поэтому еще раз повторяю: наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Требуется ли заключительное слово представителю комитета? Пожалуйста, Иван Афанасьевич Васильев. С места. ВАСИЛЬЕВ И. А. Ну, я считаю, что Сергей Александрович Попов, председатель комитета, четко всё сформулировал и объяснил. И Тамара Васильевна сама здесь немножко опять что-то перепутала, и поменять запятую - это, я считаю, какая-то глупость. И она не поняла, не вникла в саму суть, юридическую суть этого закона. Я считаю, что юридическую суть здесь невозможно изменить. Я считаю, что Тамара Васильевна просто... У нее сохранилась, наверное, какая-то ко мне любовь еще с предвыборной кампании. Комитет поддерживает в этой ситуации мое предложение и комитета и просит отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Прошу определиться голосованием. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я делаю вам замечание - вы кричите с места. Вы сегодня уже кого могли, того оскорбили. Делаю вам замечание. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 40 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 35
О проекте федерального закона № 115531-3 "О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (о введении запрета на пропаганду религии в детских и школьных учреждениях и посредством частных посещений семей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении дополнения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея доверил представлять законопроект депутату Государственной Думы Николаю Васильевичу Демчуку. Здесь у нас Николай Васильевич? Нет, докладчика нет. В следующий раз рассмотрим без участия докладчика.