Заседание № 17
О проекте федерального закона № 1155134-6 "О внесении изменений в статью 105-14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях стимулирования развития транспортного машиностроения; принят в первом чтении 2 ноября 2016 года с наименованием "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105-14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Галины Иннокентьевны Данчиковой. Пожалуйста. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105-14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации" 2 ноября текущего года. К законопроекту поступило двенадцать поправок, все поправки Комитетом по бюджету и налогам рекомендуются к принятию. Поправками предусматривается следующее: уточнение льготного порядка обложения налогом на имущество в отношении железнодорожного подвижного состава; предоставление льгот сроком на пять лет, до конца 2021 года, участникам проекта - исследовательским корпоративным центрам; сохранение до 2019 года тарифов страховых взносов, действующих в 2016-2018 годах, сохранение на нынешнем уровне размера страховых взносов для организаций, которые осуществляют свою деятельность в области информационных технологий. Согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы замечания правового характера по законопроекту отсутствуют. Прошу поддержать решение комитета в части одобренных поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 33 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 58 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект также подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены, замечания отсутствуют. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 40 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принят федеральный закон.
Заседание № 5
О проекте федерального закона № 1155134-6 "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях стимулирования развития транспортного машиностроения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты, законопроект о внесении изменения в главу "Налог на имущество организаций" касается модификации льготы по движимому имуществу, которая была введена в Налоговый кодекс в 2012 году. В то время было принято решение начать на федеральном уровне постепенный отказ от установления федеральных льгот по налогу на имущество в том числе организаций, для чего был установлен график отмены льгот, в частности, по железнодорожным путям общего пользования и по сетевым объектам - трубопроводам и линиям энергопередачи. Одновременно из-под налогообложения был выведен целый класс оборудования - движимое имущество. Тогда было желание освободить от налогообложения новое оборудование, и для характеристики нового оборудования, поскольку иных данных на тот момент не существовало, была выбрана дата постановки на баланс. Соответственно, в кодексе сейчас присутствует норма о том, что всё движимое имущество, принятое на учёт в качестве основных средств с 1 января 2013 года, не подлежит налогообложению. К 2014 году выяснилось, что многие налогоплательщики стали злоупотреблять этой льготой. В частности, аффилированные между собой лица, пользуясь тем, что сама дата постановки на баланс, принятия к учёту оборудования является основанием для его вывода из-под налогообложения, стали просто передавать это имущество друг другу либо создавать новые организации и передавать на их баланс всё старое оборудование, поэтому с 2014 года в качестве меры, противодействующей этому злоупотреблению, было введено ограничение: если имущество передаётся между взаимозависимыми лицами, то на него эта льгота по движимому имуществу не распространяется. К настоящему моменту уже наработана практика, и в целях в том числе поддержки транспортного машиностроения правительство предлагает в случаях, когда объективно можно отделить новое оборудование от старого, даже если передача этого оборудования в целях постановки на баланс осуществляется аффилированными лицами, предоставлять право на освобождение от налогообложения. Речь идёт о тех видах имущества, которые подлежат государственной регистрации, то есть прежде всего о транспортных средствах - вагонах, локомотивах, грузовиках, автомобилях, - при том что есть паспорт транспортного средства, зарегистрированного в госорганах, и госорган утверждает, что это транспортное средство выпущено после 1 января 2013 года. Таким образом можно устранить избыточную налоговую нагрузку на объекты (вагоны и прочие виды имущества), которые изначально не предполагалось облагать налогом, но которые, например, в целях лизинга были переданы с баланса на баланс между взаимозависимыми лицами. Предусмотрено вступление закона в силу с 1 января 2017 года, так что формально с точки зрения распространения на более ранние периоды выпадающих доходов закон не предполагает, в то же время он послужит выполнению программы поддержки транспортного машиностроения в части создания стимулов для обновления парка транспортных средств. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Галины Иннокентьевны Данчиковой. Пожалуйста, Галина Иннокентьевна. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законопроект "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее. Согласно действующей редакции пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на имущество организаций освобождается движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учёт в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи (приобретения) имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми. Законопроектом предлагается с 1 января 2017 года освободить налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в отношении транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и произведённых начиная с 1 января 2013 года. Комитет по бюджету и налогам отмечает, что авторам законодательной инициативы требуется ко второму чтению уточнить термин "транспортное средство", а также предлагается уточнить ещё ряд терминов ко второму чтению. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть вопросы по законопроекту? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Гладких. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Илья Вячеславович, речь идёт обо всех транспортных средствах, независимо от производителя - и отечественных, и иностранного производства, - либо только о наших или хотя бы произведённых на территории России? ТРУНИН И. В. Уважаемый Алексей Владимирович, одна из базовых норм части первой Налогового кодекса - отсутствие дифференциации налогообложения, льгот, ставок в зависимости от происхождения объекта налогообложения. Таким образом, если эти нормы будут приняты, они будут касаться любого имущества, не важно, где оно произведено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. Подготовиться Катасонову. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Почему бы не направить образующуюся экономию предприятий (а она в результате получится) на какие-то конкретные цели? То есть пусть будет условие: освободили предприятия от налога, но пусть они сэкономленные средства направляют на закупки той же самой техники или куда-то вкладывают в качестве инвестиций, в развитие предприятия. ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Если на налогах экономит государственное предприятие, государственная компания, то государство через своих представителей в руководящих органах вправе указать, как сэкономленными средствами распоряжаться. Если же предприятие частное, профильное, занимается транспортом, у него на балансе транспортные средства, то, скорее всего, оно высвободившиеся средства направит на расширение бизнеса, будут сформированы затраты и деньги не будут подлежать налогообложению, а если будет сформирована дополнительная прибыль, деньги будут выведены в другой бизнес, то существуют налоги, которыми эта прибыль облагается, - налог на прибыль и налог на дивиденды. Таким образом, необходимости в дополнительных мерах мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, название хорошее, звучит хорошо: поддержка транспортного машиностроения, - но хотелось бы услышать какие-то количественные показатели, которые бы нас убедили, что такая поддержка есть. Первый вопрос: эта норма действует с 2013 года - скажите, насколько увеличился объём реализации, как вы говорите, любой продукции, чтобы можно было оценить, как мы поддерживаем машиностроение-то? И второй вопрос: каковы в результате выпадающие доходы субъектов? ТРУНИН И. В. Мы не видим, повторю, выпадающих доходов, потому что сейчас эта норма действует не в соответствии с её первоначальным предназначением, и, поскольку закон ещё не вступил в силу, нельзя сказать, что там что-то в своё время было простимулировано. Мы лишь видим, что, допустим, в сфере железнодорожного транспорта - почему речь и идёт о транспортном машиностроении - передача с баланса на баланс и вообще поставка перевозчикам подвижного состава осуществляется через лизинговые компании, а лизинговые компании - это, как правило, аффилированные лица; в этом ничего плохого нет, тут мы не видим злоупотреблений, но считаем несправедливым, что из-за того, что так организована схема бизнеса, только новое имущество не подлежит налогообложению. Нам кажется, что, вместо того чтобы просить дополнительные деньги в том числе из федерального бюджета на поддержку программы машиностроения, лучше устранить несправедливость в существующем режиме и вывести из-под налогообложения данные объекты движимого имущества, которые и ранее облагать налогом не предполагалось. Ситуация здесь в чём-то аналогична ситуации, которой касается предыдущий законопроект. Там тоже формально есть деньги, которые недополучены в бюджеты, но есть решение суда, согласно которому эти выплаты налогом не облагаются. И здесь то же самое: эти вагоны не предполагалось облагать налогом с самого начала, просто схема организации поставок такова, что они случайно попали под налогообложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. Подготовиться Катасонову. ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо, Вячеслав Викторович. Илья Вячеславович, ну вы сами только что признали, что в отношении госкомпаний можно определить целевое назначение использования тех или иных денежных средств, сэкономленных в результате отмены тех или иных отчислений, - ну давайте тогда, может быть, подумаем, каким образом эти средства будут работать на экономику, иначе они просто уйдут в том направлении, которое определит само предприятие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Несколько моментов я хотел бы отметить. На мой взгляд, очень сомнительно звучит тезис, что мы поддерживаем транспортное машиностроение. Всё-таки речь больше идёт о поддержке конкретных предприятий, потому что, освобождая от налога на имущество, мы фактически предоставляем льготы этим предприятиям. И мне, конечно, странно слышать, что правительство, которое вносит такие законы - и уже не первый раз вносит, с 2012 года этот закон действует, - даже не попыталось оценить регулирующее воздействие, хотя по закону, прежде чем внести законопроект, нужно такую оценку сделать. Ну всё-таки был период!.. Илья Вячеславович, вы поймите: эти доходы - они не федеральные, а... Вам очень легко распоряжаться деньгами, которые вам не принадлежат! Мы буквально три недели назад проводили здесь парламентские слушания, говорили о направлениях налоговой политики, и мы второй год чётко говорим: давайте не будем лезть в налоговую базу наших субъектов, ну им невозможно так работать, мы их просто бьём по рукам! Только вот два года, как мы приняли концепцию, что уходим от освобождения всех этих сетевых компаний, "Газпрома", "РЖД" от уплаты налога на имущество, и они-то уже начали это считать, но, послушайте, прошёл год - мы берём и возвращаемся назад, начинаем решать за них эти проблемы. Мы понимаем, что вопросов много, в том числе и сегодня уже звучал вопрос о строительстве железной дороги вокруг Украины и так далее, но это целевые задачи государства - почему нужно за счёт субъектов решать стратегические государственные задачи? От перемены мест слагаемых, от перетока ничего не изменится, а в результате в субъектах губернаторы начинают просто сидеть и ждать, что дадут и чего не дадут, у них нет никакой мотивации выявлять это имущество, ставить на баланс, облагать, работать с этими предприятиями, а у нас же очень много сетевых компаний! Вот вообще непонятно, почему нет оценки правительства по выпадающим доходам. Всё-таки мы так много говорили, рассматривая поправки к бюджету, что не совсем качественно всё рассчитано, и вот сегодня мы опять говорим правительству, у которого огромный штат (это не депутаты!), что оно вносит законопроект, где практически нет технико-экономического обоснования! На мой взгляд, Вячеслав Викторович, надо, чтобы не было двойных стандартов: либо без технико-экономического обоснования, но тогда и мы так будем вносить, и пусть Андрей Михайлович не делает нам замечания, что мы не говорим, откуда взять деньги, либо пусть правительство тоже приходит с полными расчётами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, по мнению нашей фракции, этот законопроект не соответствует Регламенту. Почему? Если депутат внесёт законопроект, который касается бюджетных расходов и у которого нет финансово-экономического обоснования, то вы его на Совете Думы просто вернёте автору. В данном случае есть заключение Счётной палаты - вообще, неплохо было бы, чтобы они выступали по таким законопроектам, - и Счётная палата как раз считает, что это неправильный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, спасибо, но меня правильно сегодня покритиковали: вы злоупотребляете, как и некоторые коллеги, это не по ведению. Мне, конечно, не хотелось бы делать замечание. Заключительное слово требуется докладчику, содокладчику? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 16 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 58 мин. 26 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.