Заседание № 71
О проекте федерального закона № 1153952-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части определения особенностей осуществления выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 18 ноября 2021 года и регламентирует вопросы осуществления выплат иностранным гражданам, лицам без гражданства и пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. При подготовке ко второму чтению поступило две поправки. Комитет рекомендует их принять, они включены в таблицу № 1. И комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 19 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 43 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Все экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет рекомендует рассмотреть и принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 25 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 10
О проекте федерального закона № 1153952-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части определения особенностей осуществления выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Доклад официального представителя правительства Алексея Михайловича Серко. Пожалуйста. СЕРКО А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный на рассмотрение законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации. Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и обязанностей в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, законом не урегулированы. Данный пробел в законодательстве приводит к обращению в суды указанной категории лиц из-за отсутствия правовых оснований у местных органов власти для включения их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи. В связи с этим законопроектом предлагается за лицами без гражданства закрепить права, установленные федеральным законом № 68-ФЗ для российских граждан, а в отношении иностранных граждан установить ряд условий, исходя из принципов паритета и защиты прав российских граждан, проживающих за рубежом. Одновременно законопроектом предлагается распространить действие статьи об обязанностях на все категории лиц. Иными словами, предлагается наделить иностранных граждан правами российских граждан общего характера, реализация которых не потребует дополнительных расходов из бюджета Российской Федерации (например, это право на защиту жизни и здоровья в случае чрезвычайной ситуации), а правами, связанными с выплатой компенсаций наделить при условии наличия международных договоров, предусматривающих аналогичные права и для граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом. Целями законопроекта являются: ликвидация пробела в законодательстве и предотвращение тем самым обращений иностранных граждан и лиц без гражданства в суды; предотвращение нарушений со стороны местных органов власти при расходовании средств федерального бюджета, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций; наделение соответствующими обязанностями иностранных граждан и лиц без гражданства, что, в частности, будет способствовать обеспечению их безопасности; повышение международного авторитета Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства. Прошу законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Борисовича Выборного. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассматриваемую законодательную инициативу поддерживает. Как вы уже знаете, согласно закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане нашего государства имеют определённые права, в том числе на возмещение ущерба, причинённого их здоровью, имуществу в результате чрезвычайных ситуаций, при которых они пострадали. А вот согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут соответствующие обязанности наравне с гражданами нашего государства. В итоге толкование этих норм в рамках правоприменительной практики имеет расхождение в вопросе возмещения ущерба для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций и здоровью и имуществу которых был причинён вред. Так вот, чтобы устранить возникшую правовую коллизию, указанный правовой пробел, предлагается для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций на территории нашего государства, предусмотреть ряд прав, которыми обладают наши граждане. Речь идёт о праве на защиту жизни, на использование средств коллективной защиты, на информацию, на получение бесплатной юридической помощи. Что же касается получения компенсации и пенсионного обеспечения, то эти права предлагается распространить на иностранных граждан только на основе принципа взаимности, то есть при наличии соответствующих международных договоров, в которых для наших граждан предусматриваются аналогичные права. По проекту федерального закона имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению в случае принятия в первом чтении. С учётом того что проект федерального закона разработан в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации и направлен на совершенствование государственного регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, а также устраняет правовую коллизию в части, касающейся, по сути, изъятия данной категории лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, - из принципа национального режима при осуществлении единовременных денежных выплат, Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Алексей Михайлович, я в своё время занималась региональным законом о социальной поддержке родственников жертв и потерпевших в результате техногенных катастроф и терактов. И дело в том, что вот у нас в Санкт-Петербурге был теракт в метро, но квалифицирован как теракт он был потом, а решения о социальной поддержке родственников жертв и потерпевших принимались сразу, и там иностранные граждане были, а иностранные граждане - это студенты из Казахстана, из бывших республик СССР, которые учились в вузах Санкт-Петербурга. Как быть в этой ситуации, они же, получается, иностранные граждане?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. СЕРКО А. М. Иностранные граждане - имеется в виду по выплатам, вы хотите спросить, какие выплаты они должны получать? Смотрите, у нас это всё как раз законом регулируется. То есть они здесь находятся на обучении, у них есть соответствующий договор с учебным заведением, в котором должны быть прописаны условия обучения и нахождения на территории России, в том числе страховые выплаты. Соответственно, так как они не являются постоянно живущими на территории Российской Федерации, нет вида на жительство, Российская Федерация по отношению к ним не имеет никаких обязательств. К тому же они учатся и, как правило, у них нет своего имущества, они не имеют ни дома, ни другого имущества, движимого, недвижимого, поэтому их законопроект не затрагивает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. Спасибо большое. Алексей Михайлович, у меня к вам вопрос. Правильно ли я понимаю, что мы законодательно здесь, на своём, федеральном уровне закрепляем права иностранных граждан и так же законодательно в других государствах закреплены права наших граждан? Мы сегодня не разграничиваем, не указываем, гражданин какой страны, государства, значит, тогда я понимаю, что и во всех других зарубежных странах также закреплены права наших граждан и они могут чувствовать себя в этой части защищёнными? СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Юрий Николаевич. Нет, у нас немножко другое подразумевается. Мы закрепляем как раз то, что они будут иметь обязанности на нашей территории, а права - это исходя из заключённых в дальнейшем Министерством иностранных дел международных договоров. Если международным договором будет предусмотрена какая-либо, так сказать, компенсация и прочее нашим гражданам в случае чрезвычайной ситуации на их территории, то да. Если же такого договора нет, то и обязательств у нас перед этими иностранными гражданами тоже нет. Это всё будет закрепляться международными договорами, так же как и параллельность статусов в разных государствах наших граждан и иностранных граждан у нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. У меня по ведению, Александр Дмитриевич. Нужно, наверное, действовать в духе тех решений, которые мы принимаем палатой и Советом. Мы уже два дополнительных пленарных заседания ввели из-за того, что повестку не успеваем рассмотреть. Такое предложение: может быть, содокладчики от комитетов всё-таки будут больше концентрировать внимание на замечаниях, которые у комитета имеются, а не пересказывать слово в слово тезисы и концепцию докладчика по законопроекту в первом чтении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, справедливое замечание. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, мы законопроектом вводим выплаты для иностранных граждан в случае чрезвычайной ситуации - это правильное и нужное решение. Однако с 2009 года эти выплаты для наших граждан не индексировались, да и выплаты бывают небольшие, иногда и 10 тысяч рублей. Скажите, пожалуйста, планируется ли их индексация и какова позиция министерства по данному вопросу? СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос. Ну, это зависит от тех договоров, которые будут заключены, то есть если в договоре будет прописана индексация, то будет индексация, если это не будет прописано, а будут чётко установленные размеры, то это будут чётко установленные размеры. Я вам сказать этого не могу, потому что за это отвечает Министерство иностранных дел, то есть те, кто будет заключать данные договоры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, уважаемый Алексей Михайлович! Действительно, техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации бывают принципиально разными, и на самом деле нет никаких единых норм и единого законодательства о социальных выплатах - как правило, принимается отдельное постановление правительства в зависимости от специфики чрезвычайной ситуации или техногенной катастрофы. Что касается иностранных граждан, да, действительно, если это наводнение, пожар, если это стихийное бедствие, которое наносит вред имуществу, - у них нет имущества, ну, как правило, нет имущества на территории Российской Федерации. Но часто техногенная катастрофа оказывает личный, ну, физический вред человеку: он либо получает определённое увечье, либо погибает, оказывается жертвой, и возникает масса вопросов с погребением, с доставкой тела. Принимаются постановления, в том числе и региональные - субъектами Федерации, в соответствии с которыми оказывается единовременная помощь. Поэтому, мне кажется, ко второму чтению всё-таки нужно чётко, может быть, разделить. Если это единовременная выплата - нанесён физический ущерб иностранному гражданину, всё, что связано с погребением, - может быть, всё-таки предусмотреть возможность для выплаты в соответствии с постановлением правительства либо с постановлениями субъектов Федерации? Если это постоянная какая-то выплата, на будущее, то, да, конечно, не должны иметь иностранные... То есть это уже, как вы сказали, в соответствии с договорами. Но единовременные выплаты... Если будет принят в таком виде федеральный закон, то субъекты Федерации не смогут своими постановлениями принимать решения о единовременных выплатах и помощи с погребением, с доставкой тела, с проблемами, которые реально возникают. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за принятие данного законопроекта. Подчеркну, что законопроектом определяются выплаты иностранным гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, только в том случае, если аналогичные выплаты доступны российским гражданам, проживающим на территории иностранного государства, гражданином которого является пострадавший. Это вполне справедливо и закономерно. Прошу коллег поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик? СЕРКО А. М. Хочу уточнить. Мне подсказали сейчас мои коллеги, я неправильно понял вопрос представителя "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". Я понял так, что вы спрашиваете про наших граждан за рубежом, а вы спрашивали про индексацию выплат нашим гражданам здесь. Действительно, есть такое постановление правительства. И я хотел уточнить: мы согласны с вами, что эти выплаты мизерные, но поднять выплаты... к сожалению, мы не нашли понимания в Минфине. Например, только за 2019 год было выплачено 218 миллионов из резервного фонда по чрезвычайным ситуациям и около 3 миллиардов из резервного фонда правительства, соответственно плюс выдача жилищных сертификатов. Ну и понятно, что если сейчас увеличивать вот эти единовременные выплаты ещё больше, то, как бы сказать, для этого надо понимание правительства и Минфина. Если вы будете инициировать, поможете нам, поддержите, то я думаю, что мы согласимся с удовольствием. Мы тоже беспокоимся об этом, но пока мы не нашли поддержки в Минфине, потому что это ещё больше увеличит затраты государства на эти выплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 20 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.