Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Михаил Владимирович Кузьмин. КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 26 мая при хорошей поддержке. Речь идёт о расширении эксперимента с дальневосточным гектаром на арктическую территорию. К законопроекту поступило семь поправок, из них шесть поправок предлагается принять, они носят юридико-технический характер. Одна поправка касается возможного ущемления прав органов местного самоуправления при определении территории гектара. Надо сказать, с учётом того что нормы данного законопроекта не вторгаются в полномочия Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления...", данную поправку предлагается отклонить. Прошу проголосовать за первую и вторую таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 38 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. По второй таблице поправок будут вопросы? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 04 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 27 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КУЗЬМИН М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые процедуры. Прошу поддержать и проголосовать сегодня законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи для выступления по мотивам. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По этому вопросу я запланировал сегодня ещё одно выступление, практически в конце нашего заседания. И в отличие от тех десятков законопроектов, о которых я тут докладывал, стараясь выступать кратко, без подробностей, вот на этом вопросе я остановлюсь по полной, потому что считаю вот этот закон, вопрос о гектаре земли, для каждого россиянина наиважнейшим законом, который мы могли принять. Я его вносил несколько раз - вы отвечали так: "Милости просим к нам на Колыму!" Да, теперь вот - в Арктику. Что, земли нет в Центральной России, в Сибири? Вы все летаете над территорией России - посмотрите, сколько земли! До каких пор мы будем вот так зажимать и сидеть, как собака на сене, на этих миллионах зарастающих гектаров, пропадающих? Для кого вы бережёте вот это богатство колоссальное?! У меня предложения были и будут: нужно немедленно принимать решение о распространении вот этого эксперимента... Это эксперимент, который идёт на Дальнем Востоке, теперь в Арктике будем экспериментировать. Сколько можно экспериментировать, десятки лет, пока вообще желающих не останется жить в своём доме, на своём гектаре, приносить пользу, создавать большие семьи?! А причина знаете в чём? В том, что лобби вот это земельное, значит, не хочет, чтобы падал рынок земли, цены на землю. Посмотрите, какие цены! Ну, минимум гектар стоит сегодня, если посмотреть в афише, в рекламе, ну, не под Москвой, а так, чуть дальше, миллионы рублей! Сегодня в долгу как в шелку перед людьми! Нет денег, видите ли, на индексацию пенсий - пенсионеров заставляем работать, плюс пять лет им впаяли! Землю дайте людям! Гектар земли - это миллион рублей. Ничего не стоит, пропадает земля! Нет, сколько лет уже продолжается это издевательство - вы все включаете, извините, дурака какого-то. В 2015 году я в первый раз вышел на эту трибуну и предложил (и не только я, но и коммунисты, и Владимир Вольфович Жириновский предлагает): дайте землю людям! Есть дороги, целый нацпроект, газ подведут, лес пропадает - дайте людям лес! Вот не давать землю - это, я считаю, преступление этого созыва, который мог дать каждой семье по миллиону рублей, ничего из бюджета не потратив, и не делает этого принципиально в угоду нуворишам вот этим, которые захватили земли и мечтают их куда-то там продать, перепродать с супервыгодой. Пока всё!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование законопроект в третьем чтении, пункт 19 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 59 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 360
О проекте федерального закона № 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков в Арктической зоне).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Михайлович Волков. ВОЛКОВ П. М. Уважаемые депутаты, рассматриваемый сегодня законопроект предусматривает внесение двух основных и очень важных новелл в федеральный закон о дальневосточном гектаре. Во-первых, это возможность предоставления дополнительного гектара гражданину, который успешно освоил ранее предоставленный ему земельный участок. Действующая редакция закона, напомню, подразумевает возможность однократного предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, и эта поправка, как нам представляется, будет способствовать, стимулировать осваивать гектар быстрее и даст возможность для расширения своего хозяйства. Во-вторых, предлагается распространить программу дальневосточного гектара на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне. Мы предлагаем использовать уже опробованный механизм выдачи гектара для упрощения порядка предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне, ускорить выдачу земли гражданам, а также вовлечь неиспользуемые земли в хозяйственный оборот. С учётом особых климатических и географических условий Арктической зоны в законопроекте предлагается разрешить гражданам выбирать земельные участки только там, где разрешено, где не запрещено, то есть в так называемых зонах "можно", определённых законами субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне. Начало реализации закона запланировано на 1 августа. Законопроект предусматривает два этапа реализации программы в регионах Арктической зоны: первый этап - шесть месяцев, когда программа будет действовать только для граждан, зарегистрированных по месту жительства на территориях субъектов и муниципальных образований, входящих в состав Арктической зоны; второй этап - далее для всех граждан, проживающих в Российской Федерации, по аналогии с программой "Дальневосточный гектар". По нашим оценкам, востребованность, ожидаемость арктического гектара достаточно высокая. По крайней мере, проведённый опрос говорит о том, что 25 резидентов относятся к этому положительно. Прошу поддержать законопроект. Готов ответить на вопросы. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Михаил Владимирович Кузьмин. КУЗЬМИН М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Павел Михайлович достаточно убедительно и полно изложил позицию по внесённому законопроекту. Сконцентрируем внимание ещё раз на том, что законопроект расширяет сферу действия программы "Дальневосточный гектар". Законопроектом предлагается распространить действие закона о дальневосточном гектаре, во-первых, на территории субъектов, полностью расположенных в Арктической зоне (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа), а во-вторых, на части территорий иных субъектов Российской Федерации, которые попадают в Арктическую зону. Хотел бы отметить, что по состоянию на конец января 2021 года в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" в Дальневосточном федеральном округе было заключено около 70 тысяч договоров безвозмездного пользования земельными участками, - как говорится, процесс идёт. Особо хочу подчеркнуть, что наиболее востребованными оказались земельные участки в рамках программы "Дальневосточный гектар" для таких видов разрешённого использования, как индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства на приусадебном участке, - это 42 процента всех выделенных участков, для отдыха и рекреации взято 7 процентов участков, для прочего, в том числе для предпринимательской деятельности, - около 15 процентов. То есть подавляющая часть граждан взяли дальневосточные гектары для того, чтобы там жить, вести сельское хозяйство, осваивать землю. Это очень важно, коллеги, в разрезе нашей общей задачи - борьбы с оттоком населения из регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Особо я хотел бы отметить меру стимулирующего характера, предлагаемую в законопроекте. Гражданам, успешно освоившим выделенный ранее дальневосточный гектар, предоставляется возможность получить ещё один земельный участок. Нам действительно необходимо создать адекватные экономические, правовые механизмы, направленные на ускоренное социально-экономическое развитие как Дальнего Востока, так и Арктической зоны. И Минвостокразвития России, как мне представляется, реализует хорошую программу, постоянно её улучшая. С учётом изложенного комитет, безусловно, поддерживает данную законодательную инициативу и рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Павел Михайлович, всё-таки в каких целях предполагается использовать теперь уже арктический гектар? Я так понял, с сельским хозяйством будет не очень и дома там строить тоже как-то ограниченно можно. Вот под что предполагается выделять эти самые гектары в Арктической зоне? ВОЛКОВ П. М. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович, этот вопрос всех всегда мучает. Почему-то всем, когда представляют наш Заполярный край, кажется, что там вообще жизни нет. Но, коллеги, надо, вообще-то, на самом деле туда съездить, чтобы понять, насколько прекрасные места там есть: Соловки и все остальные, там есть заповедные места, есть места, которые находятся рядом с этими заповедниками. Когда я докладывал этот законопроект с трибуны, я сказал, что будут использоваться только те зоны, где разрешено, - не те, которые мы успеем закрыть, а те, которые будут определены ровно для того, чтобы люди не попали ни в болото, ни куда-то ещё, то есть только те территории, которые мы разрешим. И мы очень надеемся на то, что эти участки будут использоваться. Михаил Владимирович уже сказал, что основной вид использования участков - индивидуальное жилищное строительство, на втором месте - сельское хозяйство, на третьем - предпринимательство. Я думаю, что картина не сильно изменится, только, может быть, сельское хозяйство заменят на предпринимательство, но в основном люди будут брать участки для индивидуального жилищного строительства. Вообще, предполагается брать... Вы помните, что у нас в программе дальневосточного гектара действуют так называемые буферные зоны у городов и других населённых пунктов, где проживает свыше определённого количества граждан. Здесь мы надеемся эти буферные зоны либо ликвидировать, либо максимально приблизить соответствующие территории к населённым пунктам, сделать их привлекательными. Работа эта идёт, коллеги, в том числе работа с законами субъектов Российской Федерации, которые вы тоже представляете. Мы совместно с регионами решаем эту проблему и, надеюсь, дадим такую возможность. Коллеги, как участки будут использоваться, покажет практика и жизнь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Михайлович, расширение программы дальневосточного гектара на Арктику - это, безусловно, хорошо, но фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давно предлагала расширить эту программу вообще на всех граждан страны исходя из принципа равенства. У нас сегодня уже были дебаты на заседании профильного комитета на эту тему. Я представляю Свердловскую область - у нас куча земель заброшенных, куча территорий заброшенных, и жители Свердловской области с удовольствием воспользовались бы своим правом в своём регионе. Чем они хуже тех, кто хочет в Арктике жить или на Дальнем Востоке? Коллега Крючек, слева от меня, приводил в пример Смоленскую область, где из 2 миллионов гектаров сельскохозяйственной земли используется только 400 тысяч. Справа от меня коллега Самокутяев, он представляет Пензенскую область - там ещё больше заброшенных земель, заброшенных деревень и так далее. Почему, предлагая такие правильные новеллы, как расширение программы дальневосточного гектара, правительство всё-таки отклоняет предложения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - пишет отрицательные заключения - о том, чтобы расширить программу ещё больше, чтобы все граждане страны были в равных условиях и могли воспользоваться правом на свой гектар земли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Дмитрий Александрович, спасибо за вопрос. Я, как житель Москвы, тоже хочу воспользоваться правом в Москве взять гектар. В данном случае, я считаю, эти возможности в ваших руках - пожалуйста, предлагайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КУЗЬМИН М. В. Уважаемый Дмитрий Александрович, мы с вами действительно вели дебаты на этот счёт на заседании комитета до пленарного заседания. Для всех присутствующих я напомню, что основная задача правительства, депутатов Государственной Думы, регионов, которые работают в дальневосточной зоне, - пригласить, закрепить и насытить всем необходимым, в частности гектаром земли, людей, которые желали бы (может быть, подходит даже слово "рискнули") жить на Дальнем Востоке, чтобы мы прекратили отток населения оттуда. Это была основная тема данного закона. Что касается вашего вопроса, это полностью нивелирует данную задачу. Опять же возвращаясь к регионам: в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае у нас нет земли, она вся запахана. Но ваше предложение может быть поддержано по инициативе других регионов, в частности Смоленской, Свердловской областей. И если там есть возможность выделять людям гектар, входите в эту инициативу. Наш комитет или какой-то иной в следующем созыве, в ином составе, конечно же, рассмотрит это. Очень важно поддержать население этих территорий. Я думаю, что мы с вами вернёмся к этому вопросу, может быть в следующей жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста. КУЗЬМИН А. А. Павел Михайлович, вы абсолютно правы, когда говорите о том, что нужно посмотреть, что такое Арктика, и подходить с точки зрения посещения и знания территории, но Соловки как бы вызывают ассоциации с несколько иным родом ответственности. Я хочу сказать о программе дальневосточного гектара, распространяемой сейчас на Арктику. 280 миллионов участков, из которых востребовано всего 83 тысячи - это 0,03 процента. Михаил Владимирович, чтобы вы тоже знали: одно из требований к участкам - это коммуникации. Скажите, как в Арктике будут коммуницировать эти участки и подготавливать их для заселения желающими? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Спасибо за вопрос. Я очень кратко. Будут приниматься специальные меры и предусматриваться возможные программы, если... Прежде всего это не на всех распространяется, а когда есть более 20 участков и есть все основания полагать, что, соответственно, возникнет конгломерация среди гектарщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КУЗЬМИН М. В. Уважаемые коллеги, с учётом того что этот вопрос регулярно задаётся, я хочу привести пример, рассказать, как мы выделяли в своё время земельные участки под дачи: там не было ничего, но постепенно, по мере обживания - Андрей Кузьмин, тёзка, вот послушай, - постепенно, по мере обживания туда проводили коммуникации. И здесь то же самое - как говорится, включились в бой: сначала мы оценим эту необходимость, а затем, как Павел Михайлович сказал, пойдёт программа по обеспечению всем необходимым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Михайлович, наверное, в нашей стране действительно больше всего в мире земли на душу населения, и когда-то, до революции, Россия держалась именно на крестьянстве. И мне кажется, что коллеги правильно говорят. Помните, землю для многодетных выдавали - эта программа фактически умерла, потому что коммуникаций нет. Решить этот вопрос не смогли даже в Питере и стали выдавать сертификаты на 350 тысяч - кстати, не самое плохое решение. Вопрос: а почему гектар? Может быть, 10 гектаров, 20, где это возможно? На одном гектаре только своё личное хозяйство можно вести. Почему бы не дать людям в Свердловской области гектар, где-то полгектара, чего мы землю-то жалеем? Давайте людям раздадим её, и люди на землю придут. Если у них будет 20-30 гектаров, они сами и ветряки поставят, и, может, бизнес какой-то действительно начнут. Надо посмотреть, а не просто линейно подходить. Вот вчера законопроект обсуждали - для каждого региона разные могут быть особенности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Сергей Алексеевич, спасибо большое за вопрос, он такой дискуссионный, сложный. Ещё раз скажу, с одной стороны, программа позволяет брать до гектара, у нас есть примеры, когда люди берут намного меньше, гектар не всем нужен. С другой стороны, я напоминаю, гектар - это на одного члена семьи, и есть возможность брать до 10 гектаров. Коллеги, это большое расстояние друг от друга, этого даже в принципе достаточно много. Что касается некоторых видов деятельности, я с вами согласен, дискуссия ведётся - пожалуйста, давайте её дальше вести, мы это совершенствуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Павел Михайлович, в продолжение сказанного коллегой Вострецовым: ЛДПР предлагала давать до 10 гектаров. Почему нельзя под те же отдельные виды деятельности давать?.. Например, для сельского хозяйства гектара мало, это очевидно. Есть конкретные примеры. Я общался со старообрядцами, которые приехали в Приморский край, - они готовы брать больше земли, для них гектара мало. Там такие трудоспособные люди, и семьи у них большие! И вот они не в рамках этой программы пытаются взять земельные участки (понятно, что где-то конкурс), но по каким-то другим программам, в которых они могут участвовать, и получается, что один участок, гектар, в одном населённом пункте, другой - в другом. Может быть, всё-таки во втором чтении мы предусмотрим, что, например, на сельское хозяйство можно получать до 10 гектаров, а то и больше, - для тех, кто уже показал, что готов работать, и вкладывает свои ресурсы в это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М. Андрей Валерьевич, спасибо большое за вопрос. Ещё раз говорю, давайте поработаем над этим. Я только очень прошу: наверное, не в этом проекте закона. Как я сказал, с 1 августа закон должен вступить в силу - его я попрошу вас поддержать как можно скорее. А этот вопрос мы готовы обсуждать. Ещё раз говорю, мы согласны с тем, что для разных видов деятельности могут быть разные условия, это дискуссионный вопрос. Напомню ещё, каждый участник может взять гектар, сейчас мы даём возможность взять второй гектар, они ещё раз могут взять, это расширяет их возможности. Но дискуссия открыта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, основное было уже озвучено в рамках вопросов, в рамках обсуждений, но всё-таки хотелось бы расставить акценты. Вот мы говорим про инфраструктуру, которая будет создаваться, даже есть возможность объединения, появления новых городов, но суть-то на самом деле в чём? Если мы говорим про дальневосточные субъекты, то понятно, что у нас Сахалинская область выделяется в плане бюджетного финансирования, но у всех остальных дальневосточных субъектов, по сути, не бюджеты развития, а бюджеты... ну, такие, чтобы латать дыры, закрывать какие-то проблемные позиции. Мы говорим о земле: местное законодательство приводится в соответствие с федеральным, начинаем раздавать землю многодетным - инфраструктуру надо строить? Надо. Мы обсуждали свободный порт, ТОР - инфраструктуру строить надо? Надо. Всё это финансируется откуда? Всё это финансируется из бюджетов - не из федерального бюджета. Поэтому здесь надо откровенно говорить: если мы принимаем такие программы, вслед за ними должно идти финансирование. Этими программами мы где-то, наоборот, снижаем уровень финансирования. Например, по предыдущему законопроекту: ТОР появляется, свободный порт появляется - налоговые отчисления в местные бюджеты падают, потому что, первое, есть льгота, второе, земельный налог - это одна из основных частей, из которых формируются местные бюджеты. Так что хотелось бы видеть, понимать, как вопрос с инфраструктурой будет решаться на федеральном уровне, потому что на местном, мы это понимаем, решать такие вопросы очень сложно, а для ряда субъектов практически невозможно. Ещё хотелось бы обратить внимание вот на что. Мы идём к тому, что почему-то Дальний Восток - ну, может быть, мне так кажется, может быть, в рамках министерства это всё выглядит по-другому - у нас рассматривается как абсолютно единая по климату, по экономическим показателям территория, мы все программы растягиваем на весь Дальний Восток. На этом тоже хотелось бы сделать акцент. Мы же понимаем, что на Дальнем Востоке где-то холодно, где-то жарко, где-то сопки, вулканы, где-то равнина, где-то сельское хозяйство развивать можно, где-то оно рискованное, а где-то просто невозможно. Есть регионы относительно стабильные финансово, есть абсолютно нестабильные, где денег нет совсем, закредитованные, из которых люди уезжают, даже нет стратегии развития, удержания, увеличения населения. Поэтому нужно подходить с разным мерилом к разным территориям и предлагать разные программы, а не пытаться разрабатывать одну какую-то большую, общую для всех. Понятно, что они могут быть в рамках экономики, но мы говорим про людей, и хотелось бы, чтобы исполнительная власть это тоже учитывала. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Уважаемый мною Михаил Владимирович Кузьмин предложил обсудить тему, когда гектар будет распространяться и раздаваться жителям Свердловской области, в следующей жизни. Михаил Владимирович, может быть, я не хочу в следующей жизни быть депутатом Государственной Думы, может, я хочу как раз обрабатывать уже законный, полученный вот этот самый гектар где-нибудь в районе населённого пункта Старопышминск у себя в Свердловской области? Что касается проекта закона, который мы сейчас обсуждаем. Расширение категорий, где можно получить гектар, - это, безусловно, хорошо. Проблема в чём? Нам говорят: "Мы торопимся, с 1 августа закон должен начать действовать". Но, коллеги, мы приняли бюджет на трёхлетний период, там нет ничего про инфраструктуру для вот этих арктических регионов. "Там, где раньше тигры... спали, мы проложим магистрали", - это всё понятно, но на эту инфраструктуру требуются огромные деньги, а они нигде не заложены. Так что закон вот прямо сейчас реализовываться не будет. Зато, если мы поддержим инициативу фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которая сегодня профильным комитетом обсуждалась и будет вынесена на обсуждение либо 1 июня, либо 8 июня, - выделить гектар всем, - она много где может быть реализована. Да, коллега из правительства нам приводит пример Москвы: я тоже, говорит, хочу гектар в Москве, но возможности такой нет. Но Москва - это ещё не вся Россия. Да, коллеги с юга говорят, что в Краснодаре, на Ставрополье, в Ростове-на-Дону гектаров не хватит. Но на остальных-то территориях земли много, Россия-матушка большая, и ничто не мешает стимулировать развитие этих территорий, расширить эту программу гораздо более существенно, чем просто на Арктику. У нас нет других мер стимулирования проживания в сельских территориях. У нас за 20 лет исчезло с карты страны 23 тысячи населённых пунктов безвозвратно - там земли брошены, они никем не обрабатываются сегодня. И если мы примем эту норму о гектаре для всей страны, мы сможем вернуть туда людей, сможем многих мотивировать заняться сельским хозяйством. Сегодня расширяют Москву, до Калуги её потащили расширять - а там есть какое-то сельское хозяйство? Да нет там никакого сельского хозяйства! А кормить кто будет вот эти всё возрастающие и возрастающие населённые пункты, которые вокруг Москвы, которые вокруг Санкт-Петербурга? Да, вся остальная Россия будет кормить, но её надо для этого мотивировать, иначе мы из Китая будем возить продукты, а вслед за продуктами приедут те, кто заселит Дальний Восток, с чем мы боремся в рамках вот этого закона, о чём нам открыто говорят коллеги, и правильно говорят. Мы должны защищать Дальний Восток, мы должны защищать Арктику, мы должны их населять, но не надо при этом забывать и о других территориях, где живут такие же люди и тоже хотят реализовывать своё конституционное право, данное им статьёй 9 Конституции: земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности. Этот законопроект надо поддержать, но следом за ним надо поддержать законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - дать всем возможность получить бесплатный гектар земли. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ищенко Александр Николаевич. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже отметил докладчик, предлагается расширить сферу действия программы "Дальневосточный гектар" и распространить действие закона о дальневосточном гектаре на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, - подчёркиваю: в Арктической зоне, - а не в Свердловской, Пензенской, Смоленской областях и так далее. Законопроектом также предлагается особый порядок предоставления гектара на указанных территориях: граждане будут иметь право выбирать земельные участки только на специально выделенных для этого территориях, определённых законами соответствующих субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне. Ещё раз подчёркиваю, что субъекты Российской Федерации, о чём предыдущий докладчик говорил, могут сами определять эти специальные зоны для выделения территорий. Сами территории, предназначенные для выделения под арктические гектары, подлежат согласованию с Минвостокразвития и с общественным советом Арктической зоны с учётом интересов коренных малочисленных народов. Считаю, что это важное ограничение, заслуживающее поддержки, на мой взгляд. Особо я также хотел бы отметить меру стимулирующего характера, предлагаемую законопроектом. Предыдущие докладчики уже говорили, что гражданам, успешно освоившим выделенный ранее дальневосточный гектар, предоставляется возможность получить ещё один земельный участок. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную законодательную инициативу, направленную на ускорение социально-экономического развития как Дальнего Востока, так и Арктической зоны. Прошу всех поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Павел Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Нет необходимости. Михаил Владимирович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование в первом чтении законопроект, пункт 30 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 02 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.