Заседание № 359
25.05.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1153919-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1576 по 1793 из 7037
Переходим к 8-му вопросу. О проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Дмитрия Станиславовича Зверева. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Присоединение Российской Федерации к монреальскому протоколу 2014 года, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, является важной и актуальной мерой в борьбе с противоправными действиями на борту гражданских воздушных судов. Это делается для усиления сдерживающих мер, направленных против недисциплинированных и нарушающих правила поведения на борту пассажиров. Монреальский протокол 2014 года изменяет конвенцию о преступлениях, подписанную в 1963 году в Токио, так называемую Токийскую конвенцию, уточняет виды запрещённого поведения на борту, к которым отнесены физическое нападение или угроза совершения такого нападения. Присоединение к протоколу позволит авиаперевозчикам и эксплуатантам, независимо от места регистрации воздушного судна, применять к пассажирам, совершившим преступление на борту либо нарушающим дисциплину и порядок на борту, нормы национального законодательства, то есть осуществлять юрисдикцию государства-эксплуатанта. Командиру воздушного судна это позволит привлекать сотрудников службы авиационной безопасности для применения ограничительных мер к любому лицу, которое совершило или готовится совершить на борту воздушного судна преступления или акты, угрожающие безопасности воздушного судна или находящихся на его борту лиц или имущества. Сотруднику службы безопасности на борту в ряде случаев будет разрешено применение разумных превентивных мер без разрешения командира воздушного судна, если у него будут достаточные основания полагать, что такие меры необходимо применить немедленно для защиты воздушного судна. Принятие закона не только позволит обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию коммерческих рейсов, но и сделает воздушные перевозки более привлекательным видом транспорта для пассажиров. На данный момент к протоколу присоединилась 51 страна. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Юрия Павловича Олейникова. Юрий Павлович, пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Для начала напомню, что в 2017 году мы с вами в Государственной Думе уже приняли закон об усилении ответственности авиапассажиров, однако статистика случаев недисциплинированного поведения в полёте по-прежнему весьма тревожна. Предлагаемый вашему вниманию протокол к Токийской конвенции является, подчеркну, результатом коллективных усилий международного сообщества по расширению сферы её применения и предполагает выход на необходимый уровень международного взаимодействия в борьбе с криминальными проявлениями и нарушениями правил поведения в полёте. Опять же хочу напомнить вам случай, произошедший в 2013 году, когда российский гражданин Сергей Кабалов устроил, как вы помните, пьяный дебош и избил проводника на борту самолёта "Когалымавиа", следовавшего из Москвы в Хургаду. После посадки полиция Египта почти сразу отпустила нашего гражданина, как иностранца, без каких-либо следственных действий. В результате он успешно скрывался от российского правосудия сначала на территории Украины, потом Белоруссии, где и был задержан. Протокол, который мы с вами сегодня должны утвердить, закрывает этот правовой пробел. Теперь преследование лиц, совершивших преступления либо нарушивших правила поведения в полёте, сможет осуществлять государство, где самолёт приземлился, а также государство-эксплуатант, а не только государство - регистратор воздушного судна, как это было ранее, речь идёт и о возможном аресте, и о последующем взыскании ущерба. Это существенно расширяет возможности по поддержанию должного порядка и дисциплины на борту самолётов гражданской авиации. Кроме того, в протоколе уточняются виды запрещённого поведения в полёте, в частности нападение или угроза нападения на члена экипажа, и, что важно, уточняются права командира воздушного судна, сотрудника службы безопасности, который тоже находится на борту. Необходимость присоединения к протоколу объективно назрела, поскольку с 1963 года в организации воздушного транспорта произошли очевидные изменения, в частности существенно возросло количество пассажирских рейсов и увеличилась доступность воздушного транспорта, в том числе благодаря появлению лоукостеров. Дополнительных расходов федерального бюджета принятие закона о присоединении к данному протоколу не потребует. Законопроект не противоречит международным соглашениям Российской Федерации. Отрицательных отзывов на законопроект о присоединении к протоколу не было. Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять законопроект. Прошу поддержать нашу позицию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Коллеги, есть ли вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Юрий Павлович, пожалуйста, вернитесь на трибуну. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Станиславович, в 2012 году фракцией ЛДПР был внесён проект закона о чёрных списках пассажиров-дебоширов. Спасибо, тогда при активном содействии Комитета по транспорту и при активной позиции руководителя, бывшего руководителя "Аэрофлота" Савельева этот вопрос был законодательно урегулирован. Савельев поднял вопрос на встрече с президентом Путиным и президент сказал, что это надо было сделать давно. Сегодня это работающий инструмент, инструмент сдерживания. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас информация, насколько часто пользуются авиакомпании этой законодательной мерой, есть ли уже сформированные чёрные списки пассажиров-дебоширов и есть ли какая-либо статистика, которая подтверждает снижение количества случаев, когда совершаются противоправные действия на бору воздушных судов? ЗВЕРЕВ Д. С. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Безусловно, такая статистика о ежегодно фиксирующихся случаях совершения противоправных действий на борту есть, а граждане, в отношении которых судами вынесено постановление об административном правонарушении либо дело рассматривается в рамках уголовного судопроизводства, вносятся в эти чёрные списки. Могу привести пример, что если в 2019 году подобных противоправных действий было зафиксировано 10 036, то в 2020 году, можно, конечно, ссылаться на то, что пандемия частично ограничила количество авиаперелётов и пассажиров было меньше, тем не менее снижение практически на треть. Так что, безусловно, такие списки ведутся авиакомпаниями, и в соответствии с действующим законодательством материалы рассматриваются в рамках уголовного и административного судопроизводства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Дмитрий Станиславович, прежде всего, вот судно, как вы знаете, или корабль под национальным флагом является территорией страны, чей флаг они несут, то есть право экстерриториальности. У нас 61-я статья гарантирует, что гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству, Россия гарантирует своим гражданам покровительство и защиту на территории других государств. Здесь так получается, что мы фактически не сами его наказываем, а выдаём на суд другого государства. Это первое. Юрий Павлович, и вот такой вопрос. Здесь, в конвенции, в статье 15 bis, указываются только два события: либо физическое нападение на члена экипажа, либо отказ выполнять законные указания. Здесь нет условий, когда пассажиры в пьяном виде начинают драться между собой, - нас это что, устраивает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович. ЗВЕРЕВ Д. С. Сергей Владимирович, я хотел бы всё-таки сделать отсылку, что признание проступков либо правонарушений отнесено к национальному законодательству. Собственно говоря, основная задача присоединения сначала к Токийской конвенции, к которой Советский Союз присоединился в 1989 году, а сейчас и к монреальскому протоколу как раз и состоит в том, чтобы нормы национального законодательства позволяли наказывать пассажира, который совершает соответствующее правонарушение на борту воздушного судна, а дальше в установленном порядке в соответствии с международным уголовно-правовым правилом требовать уже его экстрадиции. Безусловно, договаривающимся сторонам, которые присоединились к конвенции, в рамках указанной конвенции ничего не мешает в её развитие подписывать и двустороннее соглашение, тем не менее мы запускаем действующий механизм. Что касается принципа экстерриториальности, для этого и подписываются конвенция и соответствующий протокол, её изменяющий, - для того, чтобы мы могли применять юрисдикцию в отношении уголовного правосудия, даже если оно совершено за территорией Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Спасибо, Юрий Павлович. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Содокладчик? Юрий Павлович, у вас есть возможность выступить с трибуны либо с места. Есть желание? Есть желание. Юрий Павлович быстро идёт к себе на рабочее место. Пожалуйста, включите микрофон Юрию Павловичу Олейникову. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Да, благодарю вас. Сергею Владимировичу просто отвечу ещё на вопрос, он задавал вопрос и мне. Безусловно, пьяный дебош двусторонний, когда участвуют два пассажира, - это нарушение правил, о которых предупреждают всех, совершающих авиационные рейсы, поэтому это подлежит наказанию. Это с одной стороны. С другой стороны, нужно отметить, что даже если пассажир будет подвергнут юридическому преследованию, то наши международные органы и консульства будут оказывать ему соответствующую поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 14 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги.