Заседание № 34
19.06.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 11521-6 "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О ветеранах" (о предоставлении ветеранам боевых действий единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3937 по 4361 из 6692
15-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О ветеранах". Доклад депутата Государственной Думы Елены Леонидовны Николаевой. Пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект № 11521-6 "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О ветеранах". Изменения в федеральное законодательство по вопросу об улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий вносятся в соответствии с поручением Владимира Владимировича Путина от 31 января 2011 года, данным им по результатам встречи с представителями общественных организаций ветеранов, а также по результатам анализа информации о проблемах обеспечения жильём ветеранов боевых действий, поступающей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий и члены их семей, ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации за счёт средств субъектов Российской Федерации. До 1 января 2005 года указанные лица обеспечивались жильём за счёт средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такое разграничение обусловлено вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований". Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал на то, что реализация меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших ветеранов боевых действий жильём путём передачи полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации допустимо и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определение № 664-О-О дано 23 июня 2009 года). Вместе с тем ограничение в сроках постановки на учёт в качестве нуждающихся исключено в отношении ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей Федеральным законом от 21 декабря 2009 года номер 327 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". Для ветеранов боевых действий статьёй 23-2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено предоставление жилья только в натуральной форме - либо по социальному найму, либо в собственность. С принятием предлагаемого законопроекта у ветеранов боевых действий появится право на единовременную денежную выплату из средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилья, то есть их права будут уравнены с правами ветеранов Великой Отечественной войны. Наличие права на денежные средства для вложения в строительство жилья особенно актуально для жителей сельских поселений и мелких городских населённых пунктов. Принятие вышеуказанного проекта федерального закона не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета, так как изменения носят организационный характер и предусматривают внесение изменений только в порядок улучшения жилищных условий ветеранов боевых действий. На законопроект поступило пять положительных отзывов из регионов: его поддержали Законодательное собрание Ленинградской области, Законодательная Дума Томской области, Государственный Совет Республики Татарстан, Парламент Кабардино-Балкарской Республики и Законодательное Собрание Ульяновской области. Обсуждение данного законопроекта, положительное, прошло в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов и в Комитете по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, который является соисполнителем. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию закона. ГПУ Президента Российской Федерации концептуальных возражений правового характера не имеет. Прошу поддержать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Алексеевича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я был на совещании 19 января 2011 года, где этот вопрос поставил депутат Государственной Думы Франц Адамович Клинцевич. Владимир Владимирович действительно уже в январе дал поручение - и вот мы сегодня стоим у порога принятия этого важного для ветеранов закона. От имени ветеранов боевых действий я обращаюсь ко всем фракциям, которые поддержали этот законопроект: он настолько своевременный и нужный сегодня, что я хотел бы попросить всех вас не только в первом чтении, а и в целом принять этот закон в весеннюю сессию как базовый закон, который должен начать уже работать. Нам осталось в этом году, по сути дела, полгода работать, а в бюджете заложено на 42 тысячи 107 нуждающихся ветеранов 4 миллиарда 370 миллионов. Эти деньги уже сегодня должны начинать работать в субъектах Российской Федерации, и то, что было сегодня предложено уважаемой Еленой Леонидовной... Я должен высказать от имени ветеранов боевых действий благодарность тем депутатам, которые вышли с инициативой принятия столь важного, нужного документа. Этот законопроект предлагает дополнить статью, о которой уже было сказано, указанным положением (я не буду всё повторять). Со стороны комитета считаю необходимым отметить следующее. Законопроект имеет большую социальную значимость: установление дополнительной формы обеспечения жильём инвалидов, ветеранов боевых действий в виде предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения позволит ускорить решение проблемы жилищного обеспечения лиц указанной категории. Хочу обратить ваше внимание на то, что, принимая изменения в закон в 2009 году в отношении ветеранов Великой Отечественной войны, можно было бы уже тогда выступить с законодательной инициативой в отношении ветеранов боевых действий, ведь те, кто сегодня принимает и будет принимать участие в боевых действиях и на Северном Кавказе, и в других горячих точках, как раз подпадают под норму этого принимаемого нами закона. Все положительные заключения - Правового управления, правительства, комитета - имеются. Учитывая изложенное, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Но убедительная просьба, именно убедительная, в весеннюю сессию этот закон, так сказать, запустить в производство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо. У меня вопрос к Елене Леонидовне. А может быть, нам не закрывать, так сказать, позицией "1 января 2005 года" категорию участников боевых действий? Понятно, что Франц Адамович Клинцевич ориентировался на определённую категорию военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях, - это в основном воины-"афганцы", но ведь у нас, если вспомните, был и военный конфликт с Грузией, и среди его участников, я уверен, тоже найдётся немало желающих изменить свои жилищные условия на более достойные. Ведь кто идёт на бойню-то, кто идёт служить? Как правило люди из глубинки, те, у кого, так сказать, всё бедненько, всё плохо. Поэтому почему бы не предусмотреть авторам законопроекта другую дату - допустим, 1 января 2009 года? Вроде бы после этого у нас никаких военных конфликтов не было, то есть ветеранам появится неоткуда. НИКОЛАЕВА Е. Л. Владимир Анатольевич, спасибо большое за ваш вопрос, но я напомню, что данная категория ветеранов относится к тем категориям, которые обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством за счёт средств субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае это предмет ведения субъектов. Естественно, ваш призыв является абсолютно правильным и своевременным. Мы считаем, что в данном случае можно обратиться к субъектам и действительно максимально оперативно принять соответствующие решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос Михаилу Алексеевичу. Ветераны своей кровью заслужили право на достойные жилищные условия. Скажите, не считаете ли вы, что более справедливым было бы увеличить размер денежной выплаты исходя не из стандартной нормы 18 квадратных метров, а из повышенного норматива - 27 квадратных метров? МОИСЕЕВ М. А. Я думаю, что вы со мной согласитесь: мы планируем исходя из того, что мы сегодня имеем. Будет другая ситуация - будем планировать по-другому, но сегодня по законодательству мы можем дать только то, что положено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Елена Леонидовна, я тоже по поводу 1 января 2005 года. Я считаю, что вообще тогда не надо, если вы говорите о том, что это уровень региональных властей, принимать такие решения. Тогда уберите вообще эту дату - 1 января 2005 года, чтобы не было здесь путаницы. Это первое. И второе. Почему бы всем ветеранам, в том числе награждённым правительственными наградами, не предоставить такое право? Как я понимаю, здесь учитываются только те ветераны, которые стали инвалидами. Вы это рассматривали? Как вы это прокомментируете? НИКОЛАЕВА Е. Л. На самом деле данный законопроект предполагает внесение изменений в федеральное законодательство, которые касаются всех инвалидов боевых действий, а также членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, то есть эта категория гораздо шире, чем вы в данный момент указали. Что касается нормы "до 2005 года", я ещё раз говорю, что это в настоящий момент определяется законом и соответствующими тратами, прописанными в бюджете Российской Федерации. Более того, данная норма, я об этом говорила, обсуждалась в Конституционном Суде Российской Федерации и получила одобрение в определениях от 23 июня 2009 года и от 22 марта 2011 года, соответствующие документы я могу вам представить. Что касается улучшения социальной защищённости данной категории, я с вами полностью согласна: нужно изыскивать дополнительные возможности, но делать это можно только в соответствии с возможностями и федерального, и региональных бюджетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопросы к Елене Леонидовне. У нас очень много ветеранов боевых действий, но мы почему-то отмечаем только ветеранов тех боевых действий, которые вот уже при этой власти у нас считаются таковыми. Не считаете ли вы, что это абсолютно неправильно? И второй вопрос, очень важный: скажите, пожалуйста, какая будет выплата или какая квартира будет даваться, коль скоро уж вы говорите, что в бюджете заложены эти средства? Ответьте, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Я начну со второго вопроса. Выплата будет осуществляться по письменному заявлению гражданина, а её размер будет определяться исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в настоящий момент это Министерство регионального развития, и данные нормативы устанавливаются ежеквартально соответствующим приказом министра). При этом определение порядка предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан будет устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации. Сумма, которая предполагается к выплате только в этом году, - 37 миллиардов рублей. Всё, что касается расширения перечня категорий ветеранов, которые относятся к ветеранам боевых действий, я считаю, это действительно нужно рассматривать, выходить с соответствующими инициативами в профильный комитет - Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Михаилу Алексеевичу. Михаил Алексеевич, целиком поддерживаю то, что вы сказали в вашем выступлении, но вы помните законопроект об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны? Пять раз переносили сроки, обещали и сегодня всё ещё обещаем. Не постигнет ли вот этот закон такая же судьба? Вы называли цифру - 4,3 миллиарда рублей. А сколько это - много или мало? Скажите, сколько необходимо средств, чтобы ветеранов боевых действий обеспечить жильём? Тогда по крайней мере можно пообещать, через сколько лет мы этим ветеранам дадим жильё - через два-три года, через двадцать - тридцать лет... хотя двадцать - тридцать лет они, наверное, не могут ждать. Какая сумма необходима сейчас, чтобы можно было её обсуждать при рассмотрении бюджета на будущий год, чтобы этот закон не постигла судьба закона об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны - одни разговоры, а результата не было? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моисееву включите микрофон. МОИСЕЕВ М. А. Владимир Николаевич, когда я выступал, я назвал: 42 тысячи 107 человек - это число ветеранов боевых действий, вставших на учёт до 1 января 2005 года. И когда мы планировали бюджет на 2012 год, мы заложили сумму исходя из этой цифры и из показателей стоимости квадратного метра, а она по регионам разная - своя в Москве и в Петербурге, в Сибири и на Дальнем Востоке. И 4 миллиарда 390 миллионов рублей мы выделили в бюджете как раз на решение этой задачи, но сегодня проблема не в том, как использовать, а как быстрее запустить механизмы, чтобы эти деньги в этом году, в 2012 году были использованы. А когда на 2013 год будем утверждать бюджет, у нас уже будет картина по субъектам Федерации - сколько обеспечено, сколько не обеспечено, - и тогда будем вести предметный разговор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите запись. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Я коротко, потому что скоро перерыв. Данный законопроект имеет огромное социальное значение, потому что некоторые ветераны боевых действий стоят в очереди на жильё с 92-го года. Я обращаюсь к коллегам-депутатам: прошу вас, давайте сразу же заложим действенный механизм реализации принятого закона, чтобы люди, и так уже натерпевшиеся горя при выполнении боевых задач, поставленных нашей страной, не ждали причитающихся им денег ещё целое десятилетие. Минимум того, что мы можем сделать для ветеранов боевых действий, - это чтобы они без бюрократических проволочек, без нервов и судебных процедур получали причитающуюся им по закону государственную поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Вы знаете, было бы хорошо, если бы законопроект состоял из трёх статей. Первая статья: определение, кто к ветеранам боевых действий относится, а дальше перечень, включая тех, кто был и на Кубе, и в Африке, и в Афганистане - везде, то есть полный перечень. Это первая статья. Вторая статья: отменить строчку "вставшие на учёт до 1 января 2005 года", то есть охватить всех, кто нуждается в улучшении. И третья: каждому на улучшение причитается такая-то сумма исходя из метража и стоимости. Вот если бы было так, тогда я в трёх чтениях сразу двумя руками проголосовала бы. а то, что мы сегодня долго читали, многие даже не вникали, слышим только вот: жильё ветеранам, жильё ветеранам... Знаете, у нас в Думе прошлого созыва работал Комитет по делам ветеранов, так вот я считаю, что абсолютно неправильно, что убрали этот комитет, и не потому, что я тоже в нём работала, а потому, что в этом комитете точно знали проблему, ставили её, и мы первыми поставили вопрос об отмене строчки "до 1 января 2005 года". И это ещё не всё. Знаете, когда создаётся комиссия в регионах, - а даже для ветеранов Великой Отечественной войны мы не сделали того, что обещали! - члены комиссии приходят, смотрят и говорят: "Ой, дедушка с бабушкой, у вас в этом доме посмотрите сколько квадратных метров - тридцать, сорок, пятьдесят, да зачем вам ещё чего-то?" - и всё заканчивается, потому что в законопроекте нет самого главного - об обеспечении именно благоустроенным жильём! Я писала тульскому губернатору, ещё прошлому, Дудке, по поводу пяти ветеранов, проживавших на окраине города, - пяти ветеранов! - у которых не было абсолютно никаких удобств, на телевидении выступила, потом писала Путину... Какой ответ пришёл от губернатора? Он написал: в связи с вашим выступлением мы туда бочку с водой - вслушайтесь! - будем подвозить и мусор будем вывозить. Ну это что, обеспечение?! Вот и сегодня мы новую и очень хорошую инициативу опять подробно не проговариваем. Что это за непонятный ответ на мой вопрос о том, сколько будет выделяться средств? Это вот нам, дескать, запустить надо этот механизм, мы его в этом году запустим, а потом у нас на следующий год будет... Вы понимаете, всё, что мы выпускаем отсюда, не работает нормально, ни один закон нормально не работает, а потом мы начинаем снова вносить поправки. Это касается и больших законов, кодексов, и маленьких, а социальные законы тем более важны: ведь люди же их читают и хотят узнать, что же они в итоге получат. Вы понимаете, вот эти... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас ещё один выступающий. Продлим заседание до завершения рассмотрения этого законопроекта? Нет возражений? Нет. Овсянников Владимир Анатольевич, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я не буду перебирать время, естественно. Тамара Васильевна правильно сказала, законы в России не всегда для того пишутся, чтобы их выполнять. И в регионах зачастую ну просто-напросто до сих пор продолжают издеваться над ветеранами Великой Отечественной войны. У себя в регионе я тоже с такими случаями сталкивался нередко, и это печалит. Вот сегодня мы как бы даём завязавшему алкоголику снова понюхать стакан водки. Но вы поймите, что люди-то снова начнут надеяться! Мы даём им какую-то надежду - они пойдут обивать пороги сначала исполнительной власти, потом пойдут к нам, депутатам Государственной Думы: ведь мы же приняли закон! Ветераны Великой Отечественной войны также ходят к нам, в приёмных стоят целые очереди. Скоро уже ветеранов не останется, а очереди в приёмных всё стоят: когда будет реализован закон о выдаче квартир и улучшении жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны? Вот прозвучала цифра - сорок с лишним тысяч нуждающихся семей, но зря комитет всё-таки не включил сюда участников боевых действий во время военного конфликта с Грузией, уверен, что это надо сделать. Вы поймите, на какие долгие годы мы растянем вот это желание людей действительно обеспечить себя нормальными жилищными условиями, ведь в основной своей массе контингент, который страдал и в Афганистане, и на других полях сражений, - это, как правило, люди из малоимущих семей, потому что богатый всегда имеет возможность откупиться. Конечно, инициатива очень хорошая, мы поддержим, но законопроект нужно доработать, чтобы были обеспечены безусловный контроль, безусловное выделение, красной строкой, из бюджетов всех уровней средств на обеспечение данного законопроекта, потому что иначе мы просто создадим в очередной раз о себе мнение, что Госдума только говорит, а законы, как правило, остаются пустым звуком и ложатся на полку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна, есть необходимость выступить ещё? Нет. Михаил Алексеевич, есть необходимость выступить? Включите микрофон депутату Моисееву. МОИСЕЕВ М. А. Я хотел бы сказать Дмитрию Ивановичу и Владимиру Анатольевичу огромное спасибо за понимание. И хочу отреагировать на выступление Тамары Васильевны насчёт комитета: мол, был комитет, а сейчас комитета не стало и вроде всё развалилось. Как раз Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов - это работоспособный комитет, который в состоянии сегодня не просто планировать, а принимать решения. Вот вы, патриарх Государственной Думы, скажите, вы что, раньше не знали, что есть ветераны боевых действий, - почему вы этот закон не выдвигали? А когда закон выдвинули, вы начинаете искать в нём какие-то прорехи. Я думаю, что нужно быть чуть-чуть корректнее и надо принимать то, что предлагают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Александр Дмитриевич, я пытался нажать кнопку для выступления. Если можно, одну минуту, я уложусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте. НИЛОВ О. А. Спасибо. Коллеги, естественно, мы поддержим этот законопроект, но вот кроме этого срока - 2005 год - здесь есть ещё один, на мой взгляд, очень острый вопрос. Представим себе ситуацию: ветеран боевых действий, награждённый правительственными наградами, израненный, но не инвалид - и что, он окажется в стороне, не получит такой возможности? Я считаю, что такую несправедливость оставлять в законе нельзя, и поэтому предлагаю авторам и коллегам доработать этот законопроект, внеся соответствующую поправку. Давайте хотя бы награждённых правительственными наградами отнесём к категории вот таких заслуженных, достойнейших людей! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителей правительства, президента нет желания высказаться? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5591 по 5607 из 6692
15-й пункт. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О ветеранах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 10 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.