Заседание № 38
О проекте федерального закона № 1152090-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся особых прав инвалидов при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, проект федерального закона, название которого сказал уважаемый Александр Дмитриевич, подготовлен к третьему чтению. В порядке оценки регулирующего воздействия я хочу заметить, что он облегчит жизнь абитуриентам с инвалидностью, избавит их от необходимости собирать дополнительные бумаги и от некоторых других забот. Министерство образования и науки обязуется внести необходимые изменения в правила приёма абитуриентов. Закон имеет не партийно-политический, но общегуманитарный характер. Прошу все фракции поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 33 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 1152090-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся особых прав инвалидов при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета; принят в первом чтении 22 февраля 2017 года с наименованием "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматривается 10-й вопрос повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Законопроект подготовлен ко второму чтению, есть только одна таблица поправок - рекомендуемых к принятию. Напомню коротко, о чём идёт речь, - мы облегчаем людям с инвалидностью поступление в высшие учебные заведения по квоте. Ко второму чтению мы вынуждены были немного поменять название законопроекта, поскольку теперь вносим изменения в две части статьи 71 закона. Кроме того, если вы помните, в первом чтении мы предлагали, чтобы в заключении медико-социальной экспертизы, которое должны представлять парень или девушка с инвалидностью, указывалось не то, что им не противопоказано обучение в данном учебном заведении, что трудно определить, а то, что не противопоказано обучение по конкретному направлению подготовки или специальности. В данном случае Правительство Российской Федерации заняло более радикальную позицию, чем мы, и мы согласились с Правительством Российской Федерации: теперь вообще не надо будет представлять заключение медико-социальной экспертизы, достаточно будет обычной медицинской справки, как и другим студентам. Законопроект, повторю, подготовлен. Прошу проголосовать таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и законопроект в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1, предложенных комитетом к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 56 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект под пунктом 10 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 25 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон депутату Смолину на трибуне. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, я прошу поставить законопроект на рассмотрение в третьем чтении через неделю - 14 апреля, в пятницу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. Хорошо, принимается.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 1152090-6 "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся особых прав инвалидов при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я начну с благодарности правительству, которое дало положительный отзыв на этот законопроект, и депутатам, которые стали моими соавторами, - сейчас их уже тринадцать человек, не считая меня самого. Суть проблемы, уважаемые коллеги, заключается в следующем. У нас действует - и это очень правильно - льготная система приёма инвалидов первой и второй групп, детей-инвалидов, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы в высшие учебные заведения, но тот, кто поступает по квоте, должен представить заключение медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний учиться - подчёркиваю! - в данном вузе. Конечно, трудно понять, в каком вузе можно рекомендовать учиться, а в каком - нет. Иногда вузы начинают требовать, чтобы в заключении медико-социальной экспертизы указывалось, что именно в данном вузе человеку с инвалидностью рекомендуется учиться. Мы в законопроекте предложили другую версию, уточняющую, а именно: надо представлять заключение об отсутствии противопоказаний учиться по данной специальности или по данному направлению подготовки. Мы знаем, например, что в Великую Отечественную были слабовидящие лётчики, как минимум два, но вряд ли эта специальность подходит для инвалида по зрению, так же как вряд ли специальность полицейского подходит для инвалида на коляске. Правительство, поддерживая наш законопроект, предлагает идти ещё дальше - вообще отказаться от заключения медико-социальной экспертизы и ограничиться справкой о состоянии здоровья. Мы готовы пойти навстречу правительству, уважаемые коллеги, но подчёркиваем, что при этом нужно улучшать профориентацию ребят с инвалидностью, чтобы образование не оставалось без трудоустройства. Мы получили отзывы на законопроект - все положительные. Прошу вас также поддержать. Кстати, приняв этот закон, вы сделаете небольшой подарок инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных при прохождении военной службы. А я, пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим праздником! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Григорий Артёмович Балыхин. БАЛЫХИН Г. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы! Олег Николаевич Смолин подробно изложил концепцию законопроекта, мне остаётся остановиться на наиболее важных моментах. Первое. Действительно, часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" носит не только неопределённый, как отметил Олег Николаевич, но и, с позиции комитета по образованию, противоречивый характер, поскольку в ней речь идёт о праве на приём по программам бакалавриата и программам специалитета инвалидов, которым в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение, но не по этим программам, а в соответствующих образовательных организациях, что, собственно говоря, не соответствует Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации". И второе. Часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании..." ещё и носит дискриминирующий характер в отношении инвалидов. Дело в том, что гражданам из числа инвалидов предоставлено особое право при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при наличии заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, - об этом Олег Николаевич говорил. Однако инвалиды имеют право поступать не только по квоте, но и на общих основаниях, причём часть инвалидов может поступать и без вступительных экзаменов, эти категории я могу перечислить: победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, чемпионы и призёры Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, - и во всех перечисленных случаях от абитуриентов из числа инвалидов не требуется представлять заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в этом и заключается дискриминация по отношению к инвалидам. В случае принятия законопроекта в первом чтении Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает целесообразным ко второму чтению, во-первых, исключить из части 5 статьи 71 требование о наличии заключения, о котором я говорил, и, во-вторых, соотнести положения пункта 2 части 7 статьи 71 и части 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где речь идёт о поступлении на подготовительные отделения в высших учебных заведениях. На это, кстати, указывается и в отзыве правительства, и в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. И также я хочу, обязательно должен сказать о том, что от законодательных органов и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступили соответственно тридцать пять и сорок два положительных отзыва, двадцать шесть субъектов Российской Федерации законопроект поддерживают. На этом основании Комитет Государственной Думы по образованию и науке предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику есть? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выступления полномочных представителей президента, правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Смолин просит. Пожалуйста, включите микрофон Олегу Николаевичу Смолину. СМОЛИН О. Н. Я просто хочу поблагодарить всех за поддержку законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Заключительное слово содокладчика. Григорий Артёмович, заключительное слово у вас есть желание произнести? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", вопрос 31 повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 34 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.